Однако Товстоногов решительно защищал пьесу от — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Однако Товстоногов решительно защищал пьесу от

2021-03-18 136
Однако Товстоногов решительно защищал пьесу от 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

нападок, объяснял свое понимание проблемы: ≪В пьесе ≪Пять

вечеров≫ нет героев, совершающих открытия, героические подвиги.

Обыкновенные люди —мастер цеха, шофер, студент, телефонистка

С переговорной, инженер-химик —заставляют себя,

Своих друзей, своих любимых жить чище, лучше, честнее. За

Такие подвиги не награждают орденами, о них незачем писать

в газетах. Но пьесы о них писать надо. И играть их надо≫.2

Защищая ≪Пять вечеров≫, а позднее и ≪Мою старшую сестру

≫. Товстоногов отнюдь не абсолютизировал обозначенное ими

Направление в драматургии, не противопоставлял его другим

Линиям, прежде всего героической, но утверждал, что направление

Это имеет принципиальное значение, ибо дает реалистическому

Искусству возможность вторгнуться в еще одну важную

Сферу жизни.

Точность режиссерского мышления, входящая в понятие таланта,

Оттачивается и углубляется прежде всего на современной

Драматургии, и именно на такой, которая предлагает новые пути,

Новый способ драматургического решения. Сценически такая

1 ≪Театр≫, 1959, № 12, с. 78.

Г. Т о в с т о н о г о в. О профессии режиссера, с. 37.

43

Драматургия утверждается только в том случае, если режиссер-

Первопостановщик находит к ней точный художественный

ключ. ≪Недавно у меня была репетиция одной современной пьес

Ы, —писал Товстоногов, —где автором уловлена эта черта современного

человека —≪закрытость≫ чувств... Там речь идет

О любви. Два человека встречаются. Не виделись семнадцать

Лет. Когда-то любили друг друга. Но вместо того, чтобы показать,

Как происходит это, чтобы постепенно перед нами вырастала

Картина прошлого, чтобы мы только догадывались о том,

Что творится в сердцах этих людей, нам уже на первой минуте

Продемонстрировали открытое чувство любви, и было ясно: она

Без него не может жить.

Это не случайная ошибка. И происходит она потому, что

Мы все еще находимся в плену привычного, в плену старых театральных

Представлений и мало думаем о современности в глубоком

и всеобъемлющем значении этого понятия≫.1

Легко понять, что речь тут идет о репетиции ≪Пяти вечеров≫,

Где главные роли репетировали и играли в спектакле Зинаида

Ш а р к о и Ефим Копелян, успех которых многое определил в утверждении

Современного стиля актерского искусства.

Разумеется, вполне можно понять позицию тех, кто опасался,

что идейно-стилистическая тенденция ≪Пяти вечеров≫, да еще

в ее приниженно-бытовом сценическом варианте, станет главенствующей

В нашем театре.

Сам Товстоногов отнюдь не считал, что так должно быть,

Ибо неизменно высказывался в пользу реального художественного

Многообразия в искусстве. Достоинство пьесы Володина

Он видел не в точном воспроизведении быта, узнаваемости интонаций

И житейских взаимоотношений. Это было качество

Пьесы, весьма им ценимое. Но достоинство он нашел в том, что

Пьеса открывала для него возможность осветить быт поэзией,

Лирикой и таким образом сценически открыть значительность

Нравственных проблем, затронутых драматургом.

Новое качество режиссуры, выявившееся в ≪Пяти вечерах≫,

Было не только в степени достоверности, в атмосфере редкой

Естественности и органике актерской игры, но в том, что бытовую

Пьесу, сюжет которой в пересказе будет выглядеть почти

Банально, он воспроизвел с необычайной лирической одухотворенностью.

Корни этого реализма в ранних чеховских спектаклях

МХАТ, в чеховской поэтике, недаром первая половина 1960-х

Годов отмечена чеховскими спектаклями.

Новая суть режиссерского подхода, новая грань реализма

Была не в стилистике, а прежде всего в способе художественного

Освоения характера человека, не в одной искренности, не

В верности формам жизни (искренни и правдивы были многие

Спектакли), но в том, что конфликт здесь проходил через душу

Г. Т о в с т о н о г о в. Круг мыслей, с. 56.

44

Героя и герой сам перестраивался, преодолевал в себе преграды,

Избавлялся от предрассудков и осознавал свое место в мире,

Свою значительность и свое достоинство. Герой Товстоногова

Выступал аналогом лирическому герою в поэзии.

(Заметим попутно, что И. Смоктуновский в роли Мышкина

И 3. Ш а р к о в роли Тамары явственно обозначили новый актерский

Стиль в БДТ. Предыдущий период классично завершил

В. Полицеймако ролью баснописца Эзопа в ≪Лисе и винограде

≫). 3. Ш а р к о —Т а м а р а и Е. Копелян —Ильин великолепно


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.