Совокупность прав, свобод и обязанностей, которыми обладает личность в соответствии с действующими нормами международного и внутринационального права, понимается как правовой статус личности. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Совокупность прав, свобод и обязанностей, которыми обладает личность в соответствии с действующими нормами международного и внутринационального права, понимается как правовой статус личности.

2021-03-17 115
Совокупность прав, свобод и обязанностей, которыми обладает личность в соответствии с действующими нормами международного и внутринационального права, понимается как правовой статус личности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В основе правового статуса личности лежит фактический и социальный статус, т. е. реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки. Социальный и правовой статусы соотносятся как содержание и форма. Само слово статус в переводе с латинского означает положение, состояние кого-либо или чего-либо. В данном случае речь идет о статусе личности, человека и гражданина.

Правовой статус объективно отражает как достоинства, так и недостатки реально действующей политико-юридической системы, принципов демократии, государственных основ данного общества. Поэтому его нельзя правильно понять и раскрыть, не обращаясь к сущности того социального уклада, в условиях которого он складывается и функционирует. Правовой статус – это часть, элемент общества.

Правовой статус – сложная, собирательная категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством, окружающими людьми. В структуру этого понятия входят следующие элементы:

а) правовые нормы, устанавливающие данный статус;

б) правосубъектность;

в) основные права и обязанности;

г) законные интересы;

д) гражданство;

е) юридическая ответственность;

ж) правовые принципы;

з) правоотношения общего (статусного) типа.

При этом, как уже отмечалось, права и обязанности, особенно конституционные, их гарантии образуют основу (ядро) правового статуса.

Важно, чтобы каждый правильно представлял свое положение, свои права и обязанности и свое место, ибо как справедливо от­мечается в литературе, в жизни часто встречаются примеры ложно понятого или присвоенного статуса. Если статус понимается невер­но, то человек ориентируется на неправильные образцы поведения. В случае присвоения чужого статуса субъект подлежит юридиче­ской ответственности, вплоть до уголовной.

В теории права принято различать три основных вида правового статуса: общий, специальный и индивидуальный. Наряду с основ­ными видами выделяют также статус физических и юридических лиц; статус иностранцев, лиц без гражданства или с двойным гра­жданством; статус лиц, работающих в различных сферах, например, статус военнослужащих, сотрудников милиции, ФСБ.

Общий правовой статус — это статус индивида или гражданина государства, который определяется Конституцией, является оди­наковым для всех граждан и характеризуется обобщенностью.

Содержание такого статуса составляют права и обязанности, которые предоставлены Основным законом всем и каждому. Об­щий правовой статус является базовым, то есть исходным для всех остальных. По нему можно судить о характере, социальной природе и степени демократичности государства.

Специальный правовой статус отражает особенности положения определенных категорий граждан: пенсионеров, студентов и других групп населения. Указанные слои могут иметь дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные законодательством.

Индивидуальный правовой статус фиксирует особенности кон­кретного лица: его пол, возраст, семейное положение, выполняемую работу и другие характерные признаки. Индивидуальный статус подвижен, динамичен, изменяется вместе с происходящими в жизни индивида переменами.

Существующие виды статуса на практике неразделимы: они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Каждый человек выступает одновременно во всех правовых качествах, поскольку является гражданином своего государства, членом определенного слоя или группы и неповторимой личностью.

Общий правовой статус у всех один, специальных статусов — множество, индивидуальных — ровно столько, сколько граждан.

Третьей предпосылкой возникновения правоотношений являются юридические факты.

Юридический факт – это определенное жизненное обстоятельство, с которым, норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения. У юридических фактов можно отметить следующие черты:

а) по своей социальной природе юридические факты – это обычные жизненные обстоятельства, которые сами по себе не обладают свойством вызывать юридические последствия. Такое качество придается им юридическими нормами;

б) юридические факты вызывают правовые последствия только во взаимодействии с правовыми нормами. Юридический факт выполняет роль «пускового механизма» по отношению к норме права, он запускает ее в действие. В этом плане юридические факты можно рассматривать как звенья, связывающие нормы права и правовые отношения;

в) указание на юридические факты и их описание содержатся в гипотезах юридических норм.

Конкретные юридические факты вместе с юридическими нормами определяют содержание прав и обязанностей участников правовых отношений. Следует иметь в виду, что достаточно часто для возникновения или прекращения правового отношения требуется не один, а несколько юридических фактов, необходимая совокупность которых называется юридическим (фактическим) составом (например, для возникновения пенсионного правоотношения необходимо не только достижение определенного возраста, но и наличие соответствующего стажа, а также решения органов социального обеспечения о назначении пенсии).

Существует несколько оснований для классификации юридических фактов:

1. По волевому признаку юридические факты делятся на события и действия.

События – это такие жизненные обстоятельства, наступление которых не зависит от воли и сознания людей. События, никак не связанные с действиями человека, часто именуются абсолютными (достижение определенного возраста, смерть человека в результате болезни, пожар от удара молнии и т.д.). Те события, которые наступают в результате человеческих действий, называют событиями относительными (смерть как результат причинения телесных повреждений, пожар как следствие поджога и т.д.).

Действия – это такие жизненные обстоятельства, которые происходят по воле людей. Как таковые, они включают в себя и бездействие. Действия могут быть правомерными и неправомерными.

Неправомерные действия (правонарушения) делятся на проступки и преступления.

Правомерные на юридические акты и поступки.

Юридические акты представляют собой действия, направленные на достижение определенного юридического результата. Это могут быть сделки, заявления, голосование и т.д.

Юридические поступки – это действия лиц, с совершением которых закон связывает наступление юридических последствий независимо от воли, желания и намерений этих лиц. Типичными примерами могут служить создание художественного произведения, находка вещи, клада.

Некоторые ученые, наряду с событиями и действиями выделяют правовые состояния (состояние в родстве, состояние нетрудоспособности, состояние в браке и т.д.).

2. По характеру последствий различают правообразующие, правоприменяющие и правопрекращающие юридические факты.

Правообразующие факты вызывают возникновение правоотношений (например, прием на работу).

Правопрекращающие – прекращают правовые отношения (например, окончание вуза).

Правоизменяющие юридические факты – изменяют правовые отношения (например, обмен жилой площади). Один и тот же юридический факт может и создавать и прекращать правовые отношения (например, смерть человека прекращает его трудовые, брачно-семейные и иные отношения, но порождает правовые отношения по наследованию имущества).

3. По значению юридические факты могут быть положительными и отрицательными.

Положительные юридические факты представляют собой жизненные обстоятельства, наличие которых вызывает, изменяет или прекращает правовые отношения (например, достижение определенного возраста).

Отрицательные юридические факты, наоборот, представляют собой такие жизненные обстоятельства, отсутствие которых является условием для возникновения, изменения или прекращения правовых отношений (например, отсутствие близкого родства и уже зарегистрированного брака является необходимым условием для вступления в брак).

 

Лекция 12. «Проблемы реализации права».

5. Реализация права и право как реальность.

6. Формы реализации права.

7. Понятие и виды правоприменения.

8. Понятие и виды правоприменительных актов.

 

Право упорядочивает различные общественные отношения, служит обеспечению прав и исполнению обязанностей, предоставленных индивидам, организациям, органам государства. Правовое регулирование выступает основой стабильности в государстве и обществе. Помимо этого, на международной арене право может выступать в качестве языка общения между различными государствами.

Однако осуществление всех этих функций возможно лишь при условии претворения правовых предписаний в общественную практику, реализации их в деятельности людей и организаций.

Сам термин «реализация» (от лат. realis - вещественный) означает овеществление, материализацию. Право всегда представляет собой возможность, которая становится действительностью лишь посредством практических действий человека. Следовательно, право реализуется чрез деятельность людей в их поведении и поступках.

Однако в научной литературе нет однозначного представления о том, что следует понимать под «реализацией права».

Прежде всего, реализацию права рассматривают как определенный, строго обусловленный процесс осуществления правовых норм, как воплощение этих предписаний в поведении людей. Реализация права рассматривается как воплощение в поступках людей тех требований, которые в общей форме выражены в нормах права, как конкретное проявление процесса правового регулирования.

Реализация права как процесс может быть охарактеризована с объективной и субъективной сторон. С объективной стороны она представляет собой совершение определенных действий, предусмотренных нормами права. С субъективной стороны реализация права характеризуется отношением субъекта к правовым требованиям в момент совершения предписываемых действий. Он может быть заинтересованным в реализации права, может осуществлять правовые предписания, осознавая общественный долг или из страха неблагоприятных последствий. Однако главное в этом процессе - скрупулезное следование правовому образцу действий, условиям места и времени их совершения. Реализация не состоится, если одно из обязательных условий будет нарушено.

Но реализация права может рассматриваться не только как процесс или внешнее проявление процесса правового регулирования, а и как его конечный результат. В данном аспекте реализация права определяется, как достижение полного соответствия между требованиями норм совершить определенные поступки или воздержаться от их совершения и суммой фактически последовавших действий. Наличие такого тождества должно привести к некой полезной цели, которую преследовал законодатель.

Сопоставляя обе точки зрения, следует отметить, что, конечно, понятие «реализация права» охватывает не только процесс осуществления правовых предписаний, процесс воплощения тех предписаний в жизнь, в поведение людей, но и конечный результат данного процесса.

Таким образом, реализация права – это воплощение его предписаний в правомерное поведение субъектов правоотношений.

Под реализацией права понимается только правомерное поведение, то есть такие действия, которые соответствуют правовым нормам, ибо противоправное поведение связано с нарушением предписаний юридических норм.

Классификация форм реализации правовых норм проводится по различным основаниям.

1) С точки зрения уровня (глубины) реализации правовых норм выделяют:

а) реализацию общих установлений, содержащихся в преамбулах законов, в статьях, фиксирующих общие задачи и принципы права и правовой деятельности;

б) реализацию (вне правоотношений) общих норм, устанавливающих правовой статус и компетенцию;

в) реализацию в конкретных правоотношениях конкретных правовых норм.

2) По субъекту реализации права можно выделить две формы: индивидуальную и коллективную. Некоторые требования права нельзя провести в жизнь, иначе как объединяясь друг с другом, выступая коллективно.

3) Наиболее распространенной является классификация форм реализации, построенная в зависимости от характера действий субъектов права.

В соответствии с этим признаком-критерием выделяют три непосредственные формы реализации: соблюдение, исполнение и использование. Этим трем непосредственным формам реализации права соответствуют три способа правового регулирования – запрет, обязывание и дозволение. Непосредственными эти формы реализации называют потому, что субъекты права сами реализуют требования правовых норм в правомерном поведении, не прибегая к помощи органов государства.

В тех случаях, когда реализация права на основе взаимного согласия граждан, организаций невозможна, тогда возникает необходимость государственного вмешательства, без которого претворение предписаний норм права в жизнь невозможно. В этом случае речь идет об особой форме реализации – применении права. Его анализ содержится в следующих параграфах.

Относительно названных непосредственных форм реализации права следует отметить следующее.

Соблюдение норм права связано только с реализацией запрещающих норм. Социальная роль и назначение данной формы реализации права заключается в том, чтобы не допустить совершения действий, которые причинили бы вред не только обществу и государству, но и личности. Соблюдение обязанностей всегда имеет не активный, а пассивный характер. Реализация данной формы достигается не в силу совершения активных действий субъектов права, а благодаря воздержанию от совершения запрещенных законом действий.

Исполнение как форма реализации права представляет собой не что иное, как реализацию обязывающих норм, выполнение субъектом права возложенных на него обязательств. Исполнение обязательств выражается в совершении физическим или юридическим лицом действий, предусмотренных нормой права. Действия, связанные с выполнением обязательств, могут предусматриваться также в договорах и в индивидуальных актах, издаваемых в процессе правоприменения. В качестве примера обязательств, содержащихся в нормах права, могут служить, в частности, конституционные обязанности граждан. Они содержатся в текстах самих конституций, а также других конституционных актов.

Наконец, использование прав, или правомочий, выражается в активной реализации возможностей, предоставляемых субъектам различных общественных отношений нормами права. В пределах данной формы реализации права происходит осуществление субъективных прав участниками регулируемых с помощью права общественных отношений.

Примером может служить право собственника владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, право родителей дать ребенку имя и др. Использование права представляет собой активную и подчас творческую форму реализации субъектом права своих интересов.

Использование права является достаточно емким понятием, включающим в себя несколько самостоятельных моментов. Факт принадлежности права определенному лицу еще не свидетельствует о намерении его обладателя воспользоваться возможностью определенного поведения. Субъективное право может быть осуществлено путем фактических действий (принятие ребенка на воспитание), юридических действий (усыновление), через предъявление требований (не препятствовать воспитанию ребенка) и в форме притязания, то есть обращения в компетентный орган за защитой нарушенного права (обращение в суд с иском о взыскании алиментов).

Особой формой реализации права является правоприменение, представляющее собой комплексную властную деятельность, которая сочетает в себе и соблюдение, и использование, и исполнение правовых предписаний.

Применение права можно определить как государственно-властную творческую деятельность компетентных органов, лиц и уполномоченных общественных организаций по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения индивидуально-конкретных правовых предписаний.

Правоприменение обусловлено определенными обстоятельствами. Необходимость в нем возникает, когда совершено правонарушение и необходимо определить правонарушителю соответствующую меру наказания, либо когда предусмотренные юридическими нормами права и обязанности не могут возникнуть у конкретных лиц без государственно-властной деятельности компетентных органов (служба в армии, устройство на работу и т.п.). То же самое относится к возникновению спора о праве и необходимости защитить чье-либо субъективное право. Наконец, необходимость осуществления предусмотренного законом контроля за правильностью приобретения прав и возложения обязанностей (нотариальное удостоверение бесспорных прав, получение разрешения на какую-либо деятельность и т.п.).

Правоприменение как форма реализации права обладает особыми признаками, отличающими его от иных форм реализации:

1) правоприменение – это властная деятельность компетентных государственных органов и уполномоченных общественных организаций;

2) правоприменение характеризуется индивидуализацией правовых предписаний относительно конкретного субъекта в конкретной ситуации;

3) правоприменение имеет творческий и организующий характер;

4) оно осуществляется в специально установленных законом процессуальных формах;

5) правоприменение завершается вынесением актов применения права.

Применение права опирается в первую очередь на сознательность людей, на их уважение к законам, в которых выражена политика государства и которые соответствуют правосознанию народа. В связи с этим правоприменительная деятельность должна строиться в соответствии с принципами законности, обоснованности, целесообразности и справедливости.

Принцип законности означает строгое и неуклонное следование государственных органов и должностных лиц закону в процессе правоприменительной деятельности.

Требование соблюдения закона в правоприменительной деятельности – это следование букве и духу закона, который применяется; действие правоприменительных органов и должностных лиц в рамках предоставленных им полномочий; строгое и неуклонное соблюдение установленной процедуры; принятие в результате правоприменительной деятельности юридических актов установленной формы.

Принцип обоснованности правоприменительной деятельности означает полное выявление, тщательное изучение и использование всех относящихся к делу материалов. Принятие решения только на основе достоверных, хорошо проверенных не подлежащих сомнению фактов. Данный принцип лежит в основе других принципов. Нарушение принципа обоснованности при принятии правоприменительного акта служит веским основанием для его отмены.

Принцип целесообразности в правоприменительной деятельности означает учет конкретных условий применения того или иного нормативно-правового акта, принятие во внимание специфики сложившейся ситуации в момент вынесения решения, выбор наиболее оптимального варианта реализации правовых требований в тех или иных конкретных обстоятельствах.

Принцип справедливости означает деятельность правоприменительного органа и должностного лица в интересах не каких-либо граждан или групп, а в интересах всего общества.

Главное назначение правоприменения – это обеспечение реализации норм права путем принятия актов применения. Из этого вытекают функции применения права. Это правообеспечительная функция и функция индивидуального (казуального) правого регулирования.

Правообеспечительная функция состоит в том, что применение права обеспечивает соблюдение, исполнение и использование норм права. Ее выполняет любой акт применения. Например, если не будет вынесен приговор по уголовному делу, то наказание, т.е. исполнение нормы уголовного права, предусматривающей наказание за данное преступление, не будет реализовано. Таким образом, применение права в силу этой функции является способом организации фактического поведения по реализации права.

Функция индивидуального (казуального) правового регулирования состоит в том, что применение права обеспечивает уточнение правовых норм с учетом определенных обстоятельств, конкретизацию субъективных прав и обязанностей участников правоотношения. Так в приговоре суда на основе нормы права устанавливается конкретная мера наказания, которой должен быть повергнут данный преступник. Таким образом, эта функция состоит в дифференциации правового регулирования на основе общей нормы права применительно к конкретным случаям.

В зависимости от исполнительных государством функций выделяют две формы применения права: 1) оперативно-исполнительную и 2) правоприменительную.

 Оперативно-исполнительная форма применения права представляет собой властную исполнительно-распорядительную деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права посредством позитивного регулирования конкретных правоотношений, то есть издания индивидуальных актов.

Правоохранительная форма применения права выражается в деятельности компетентных органов (суда, прокуратуры, милиции и т.д.) по охране и защите права от нарушений.

Процесс применения права состоит из трех основных стадий: 1) установление фактических обстоятельств дела; 2) выбор и анализ нормы права; 3) принятие решения и доведение его до исполнителей.

Каждая стадия складывается из определенных действий. Так при установлении и анализе фактических обстоятельств дела определяется круг юридически значимых фактов; осуществляется сбор и процессуальное закрепление добытых фактов; проводится исследование фактов, то есть устанавливается их достоверность; происходит оценка фактов с точки зрения их истинности или ложности.

При выборе и анализе нормы права решается вопрос о том, какая норма права должна быть применена в данном случае. Проверяется правильность текста нормативно-правового акта (опечатки, пропущенные слова и т.д.); проверяется подлинность нормы и ее действия в пространстве, во времени и по кругу лиц; уясняется смысл и содержание нормы права; изучаются акты официального толкования юридической нормы.

Стадия принятия решения состоит из нескольких действий и имеет сложный характер. Это творческий процесс, результатом которого является письменный акт. Документ, в котором излагаются обстоятельства дела, их анализ, оценка и государственно-властное веление. Субъект правоприменения осуществляет подготовку проекта правоприменительного акта, его проверку на соответствие правовым предписаниям, выносит (издает) акт правоприменения. После вынесения этого решения оно доводится до сведения заинтересованных лиц. Если есть необходимость, то этим лицам разъясняются порядок и последствия обжалования решения.

Акты применения права, или правоприменительные акты, составляют особый и наиболее распространенный вид правовых актов, они имеют двойственную природу: обладают свойствами, присущими нормативно-правовым актам, и одновременно принципиально отличаются от них, имеют свое лицо, свою специфику как самостоятельный элемент механизма правового регулирования.

Общее между нормативно-правовым и правоприменительным актом состоит в том, что тот и другой являются правовыми актами, властными документами принимаются и обеспечиваются компетентными органами.

Однако, в отличие от нормативно-правового, правоприменительный акт создается именно на основе нормативно-правового, имеет персонифицированный характер, реализует норму права, содержащуюся в нормативно-правовом акте в конкретных ситуациях и не является источником права, так как рассчитан только на однократное применение. В то же время акт применения права является юридическим фактом для возникновения, изменения и прекращения соответствующих правоотношений.

Таким образом, правоприменительный акт – это индивидуальный правовой акт, изданный на основании правовых норм и юридических фактов, определяющий права и обязанности конкретных субъектов.

Правоприменительные акты, воплощенные в форму письменного документа, подразделяются на отдельные структурные части. Ими являются: вводная, описательная, мотивировочная и резолютивная части.

1) вводная часть – включает в себя наименование акта (приговор, решение, постановление, приказ и т.д.), место и дату его принятия, наименование органа или должностного лица, издающего акт, указание на разрешаемую правовую коллизию;

2) описательная часть – содержит описание фактов, имеющих отношение к рассматриваемой правовой коллизии;

3) мотивировочная часть – включает анализ доказательств, подтверждающих имевшие место факты, их юридическую квалификацию, разъясняется смысл применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель;

4) резолютивная часть – содержит решение по делу, обязательное для участников правовой коллизии (об установлении прав и обязанностей сторон, включая обязанность претерпеть определенные санкции за совершенное правонарушение).

Правоприменительные акты могут быть классифицированы по самым различным основаниям.

1. В зависимости от субъектов, применяющих право, они подразделяются на акты органов законодательной власти, акты органов исполнительной власти, акты органов правосудия, акты контрольно-надзорных органов.

2. По отраслевой принадлежности выделяют акты применения норм административного права, акты применения норм гражданского права и так далее.

3. По характеру решения правоприменительные органы подразделяются на запрещающие, обязывающие, управомочивающие (поощрительные, удостоверительные).

4. По значению в правоприменительной процессе они подразделяются на основные (например, приговор суда) и вспомогательные (например, постановление об избрании меры пресечения обвиняемому).

5. По целям акты правоприменения выделяют правоустановительные (например, разрешение на право хранения и ношения охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия) и правоохранительные (например, постановление по делу об административном правонарушении).

     6. По способу выражения выделяют правоприменительные акты-документы, акты-действия и акты-символы.

7. По наименованию все правоприменительные акты делятся на приказы, постановления, указания, представления, резолюции, указы Президента о награждении, о помиловании, протоколы, решения, разрешения, предупреждения, предписания, приговоры.

Официальный характер акта применения права накладывает определенный отпечаток на его внешнее оформление. В начале акта дается его наименование, а в необходимых случаях предусматривается и самостоятельный заголовок. Другие необходимые атрибуты акта – дата и место издания, указание полного наименования органа, издавшего акты, подписи лица или лиц, официально уполномоченных принимать акты подобного рода.

В процессе правоприменения возникают такие ситуации, когда невозможно принять решение на основе существующих норм права, поскольку они для данного случая отсутствуют. Такая ситуация свидетельствует о пробеле в законодательстве или праве.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.