Религиозный смысл праздника троицы — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Религиозный смысл праздника троицы

2021-03-17 70
Религиозный смысл праздника троицы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как и всякий большой религиозный праздник, праздник троицы многопланов. Помимо пропаганды основного догмата христианства, церковь в дни праздника троицы внедряет в сознание верующих веру в чудеса, закрепляя ее авторитетом "священного писания", в котором рассказывается о чудесном сошествии святого духа на апостолов в виде огненных языков. Но мы уже видели с вами, что никакого чуда сошествия святого духа не было. Сам же рассказ об этом чуде заимствован авторами "священного писания" из весьма распространенной древнееврейской легенды о никогда не существовавшем ветхозаветном пророке Моисее.

Есть и еще один, пожалуй, более важный мотив праздника троицы - проповедь идеи об особой роли церкви в жизни верующих. Основываясь все на том же мифическом сошествии духа святого на учеников Иисуса Христа, священнослужители во время празднования троицы убеждают верующих, что христианская церковь должна быть их руководительницей и наставницей.

Согласно церковному вероучению, сошествие духа святого на апостолов имеет сокровенный смысл. Это событие, говорят христианские проповедники, было не только божьим благословением апостолов перед тем, как им предстояло отправиться пропагандировать христианство для всех народов. Ведь апостолы, мол, - это не просто группа проповедников христианства, они зародыш христианской церкви. Поэтому, когда дух святой сошел на апостолов, он одновременно сошел и на церковь и с тех пор пребывает в церкви в виде благодати божьей. Христианские богословы говорят: "Сошедший на апостолов святой дух с этого времени непрерывно пребывает в церкви и подает жизнь и освящение не только каждой в отдельности христианской душе, но и всему собору церковному в целом. Церковь христова является хранительницей благодати, которую она через преемников апостольских - епископов и пресвитеров - преподает верным в таинствах и священнодействиях церковных". Только христианская церковь может раздавать дары святого духа, благодать божью. Без благодати же божьей спасение невозможно.

В качестве примера можно привести православную церковь. Она считает себя единоспасающей. Право на царство небесное можно получить, будто бы только находясь в лоне православной церкви. Ибо только она является истинной хранительницей вероучения Иисуса Христа, продолжательницей дела его учеников - апостолов, хранительницей даров святого духа, подательницей благодати божьей. И на основании этого православная церковь высоко оценивает свою миссию. С точки зрения богословов, православная церковь - это не просто какая-то культурная организация, удовлетворяющая религиозные потребности верующих. Нет, православная церковь претендует на роль учителя жизни.

Именно так понимает свое назначение русская православная церковь, и в этом она убеждает своих прихожан. "Наш православный храм,- говорят верующим православные священнослужители,- это великое училище, священная школа, в которой мы учимся жить так, как требуется христианину, учимся готовить себя к вечной жизни, спасать свою душу. Здесь учат нас не только слова молитв и песнопений, не только обряды нашего богослужения, не только слово божие, которое здесь читается и проповедуется, здесь дают нам уроки, наглядные и образные, те священные изображения, которые нас окружают".

Церковь - наставник, руководитель, учитель жизни - таков один из излюбленнейших мотивов церковных проповедей христианских богословов. И для того, чтобы крепче внушить верующим мысль о церкви как учителе жизни, ее сравнивают с матерью.

"Чем для нас, мои дорогие, является церковь?" - вопрошает в одной из своих проповедей митрополит Николай и сразу же отвечает: "Она - наша мать, крепко и с любовью обнимающая нас своими материнскими объятиями, подобно тому, как птица своими крыльями покрывает и согревает птенцов". Дальше это сравнение подробно развивается. Мать рождает дитя, и таинство крещения есть не что иное, как духовное рождение. Мать кормит свое дитя, и молитвы, благословения, таинства - это духовная пища. Первые понятия о том, что дурно и что хорошо, внушает ребенку мать, и православная церковь постоянно наставляет свою паству. Заканчивается это сравнение призывом к верующим: "Будем же верны нашей матери православной церкви до самой смерти".

Подобные проповеди о церкви как учителе жизни, руководителе и наставнике верующих часто произносятся в дни празднования троицы. Проповедникам христианской религии очень удобно обосновывать притязания церкви на столь высокую и ответственную роль ссылками на сошествие святого духа, на то, что христианская церковь якобы является хранительницей божьей благодати, раздатчицей даров святого духа.

Однако основания для этого довольно шатки. Прежде всего, невозможно доказать сам факт сошествия святого духа на апостолов, а вместе с тем и на всю христианскую церковь. Малоубедительная легенда, о которой рассказывает "священное писание", всего-навсего заимствована из иудейских религиозных сказаний, повествующих, в свою очередь, о никогда не случавшихся чудесах на Синайской горе.

Наконец, следует иметь в виду и ту несообразность, что совершенно невозможно определить, какая же христианская церковь является хранительницей даров святого духа. Единственным учителем и наставником христиан считает себя православная церковь. На эту же роль претендует и католическая церковь. Протестантские церкви тоже заявляют свои притязания на роль единственных руководителей и наставников христиан.

Существование множества религиозных верований, каждое из которых претендует на роль единственно истинного, лишний раз свидетельствует о том, что все эти направления ложны.

Заключение

В начале брошюры мы привели несколько высказываний христианских богословов, утверждавших, что христианский догмат о троице непостижим для человеческого разума. Теперь мы знаем цену этим утверждениям: они не соответствуют истине, противоречат историческим фактам, пренебрегают ими или даже искажают их. И в дополнение ко всему сказанному ранее нам хотелось бы еще сослаться на авторитет ученых, которые много сделали для того, чтобы снять ореол таинственности с догмата о троице, и убедительно показали, как возникла вера в триединого христианского бога.

Слово ученым

Вот что, например, говорит о христианской троице талантливый английский исследователь Джон Робертсон в своей книге "Первоначальное христианство": "С точки зрения разума, если вообще здесь можно говорить о разуме, учение о троице было просто заимствовано христианами из понятия о божественных триадах, господствовавших в древнеегипетском и других учениях; из них троица Осирис - Исида - Гор является хорошо известным примером".

Большой вклад в критическое раскрытие истории и содержания христианской троицы внесли советские исследователи. Один из них, А. Б. Ранович, в "Очерке истории раннехристианской церкви" писал: "Но и сама троичность бога отнюдь не была христианским изобретением. Дитлеф Нильсон правильно указывает, что христианская троица восходит отчасти к древнеарабским представлениям о троице бога-отца, бога-сына и богини-матери. Христианский дух святой - модификация богини-матери... Впоследствии церковь фактически восстановила в качестве третьего члена троицы богиню-мать, заменив ею слишком абстрактное понятие "святого духа". Святой дух остается абстрактной догмой в культе, но не играет заметной роли в конкретных верованиях массы христиан".

В очень обстоятельной работе "Религия в истории народов мира" видный советский этнограф и историк С. А. Токарев отмечает логическую нелепость христианского догмата о троичности бога. "Объясняется же эта путаница, - говорит С. А. Токарев, - просто тем, что составные части пресвятой троицы взяты из разных источников; бог-отец - это еврейский Ягве-Саваоф; бог-сын - это мессия-спаситель... бог-дух святой - это плерома, отвлеченное божественное начало гностиков, которое ставилось ими неизмеримо выше еврейского бога Ягве и даже отчасти противопоставлялось ему. Беспринципное соединение этих различных идей и дало христианскую троицу".

Выдающийся представитель советского атеизма Емельян Ярославский в своей книге "О том, как родятся, живут и умирают боги и богини" писал: "Как видите, христианское учение о пресвятой троице ничего нового не представляет по сравнению с тем, что было в других религиях. Учение о троице существовало до христианства. Пресвятая троица так же создана людьми, как и все остальные боги и богини и религиозные учения".

Такова точка зрения ученых на христианскую троицу. И это мнение ученых является результатом долголетних изысканий, вытекает из анализа богатого и разностороннего фактического материала. Ученые собрали большое количество фактов, материалов, свидетельствующих о действительных исторических корнях почитания троицы. О многих этих фактах, собранных различными учеными, мы и рассказали на страницах этой брошюры.

Еще одна легенда

В заключение нам бы хотелось рассказать одну легенду. В первые века нашей эры на территории Римской империи очень широко распространился митраизм-религия поклонников солнечного бога Митры. Влияние митраизма было столь широким, что одно время эта религия успешно конкурировала с христианством. Рассказывают, что в подземельях митраистских храмов находилась "святая святых". Поклонники бога Митры были убеждены, что там хранится главная тайна, недоступная для простых смертных. Чтобы проникнуть в "святая святых", надо было пройти семь ступеней посвящения. На каждой такой ступени посвящаемому открывали некоторые тайны митраизма, но при этом говорили, что самую главную тайну, сокровенную суть митраизма он узнает на седьмой ступени посвящения. Долгий срок требовался для того, чтобы пройти семь ступеней. Обычно на этот путь становился молодой человек, находящийся в расцвете сил. К "святая святых" он подходил уже дряхлым старцем. Наконец наступал долгожданный миг. Один, без свидетелей, посвящаемый входил в "святая святых". Входил он туда в большом душевном смятении, потупив взор. Сейчас он познает тайну, постижению которой он посвятил всю свою жизнь. Постепенно он успокаивался, поднимал глаза и видел, что "святая святых" пуста. Потрясенный, он выходил из "святая святых". Жизнь прожита напрасно... Но к нему бросались его молодые коллеги с вопросами о тайне тайн. И стыдно было старцу признаться им, что он впустую прожил жизнь, что в "святая святых" только пустота. И он им отвечал: "Не торопитесь, в свое время и вы познаете то же, что познал я".

Такова легенда. Мы привели ее для того, чтобы лишний раз подчеркнуть, что тайны любой религии - это пустота. И нам хотелось бы предостеречь верующих от напрасной растраты сил для постижения мнимой мудрости догмата о пресвятой троице. Стоит только немного приподнять завесу тайны, которой тщательно окутывают богословы этот догмат, чтобы увидеть пустоту. За каждым религиозным догматом ничего, кроме пустоты, не скрывается.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.