Непостижимый, но краеугольный — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Непостижимый, но краеугольный

2021-03-17 66
Непостижимый, но краеугольный 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Догмат о троице считается в христианстве самым главным, несмотря на признаваемую всеми богословами его непостижимость.

"Первый и высочайший догмат христианского учения есть догмат о св. троице", - говорил преосвященный Иоанн Смоленский. Солидарен с ним и автор статьи "Троица пресвятая" в "Полном православном богословском энциклопедическом словаре": "В самом христианском вероучении этот догмат есть догмат коренной или основной... без него христианство держаться не может".

Это - очень важное признание христианских богословов, и мы не можем пройти мимо него.

Именно потому, что догмат о троичности бога является "краеугольным догматом христианства", именно потому, что без этого догмата, по признанию самих богословов, "христианство держаться не может", его надо подвергнуть тщательному критическому разбору. Это мы постараемся сделать в дальнейшем на страницах нашей книги. Но прежде чем приступить к критическому разбору основного догмата христианства, рассмотрим еще несколько богословских положений.

Мы не случайно здесь так пространно цитируем христианских богословов. Автор надеется, что эта книга попадет и в руки верующих, и ему не хотелось бы услышать от них упрека: вот-де, мол, критикуют основное положение христианства, а точку зрения духовных отцов наших либо искажают, либо замалчивают. Поэтому мы решили: пусть христианские богословы выскажутся, а мы потом вместе с читателем посмотрим, содержат ли эти высказывания истину, подкрепляются ли они каким-либо фактическим материалом, не противоречат ли фактам.

Богословы пытаются приподнять завесу тайны над троицей

Признав краеугольный догмат христианства непостижимым, христианские богословы чувствуют, что остановиться на одном только утверждении непознаваемости догмата о троичности бога нельзя. Верующему надо дать хоть какое-нибудь объяснение этого догмата, хоть какое-нибудь его толкование.

Подобная попытка делается одним из современных православных богословов в курсе лекций по "Основному богословию" для духовных семинарий. Она сводится к тому, что тайна троицы, якобы непонятная для нашего ума, объявляется доступной для понимания "со стороны религиозно-нравственной". По мнению автора "Основного богословия", догмат о троице якобы указывает на то, "в чем состоит жизнь божества вне мира". Бог, оказывается, не нечто замкнутое в себе, он "есть любовь, и эта любовь находит свое выражение во взаимоотношениях между лицами св. троицы". Другими словами, бог как бы состоит из трех частей, главным занятием которых является особая, высшая любовь друг к другу: бог-отец любит бога-сына и бога-духа святого, бог-сын любит бога-отца и бога-духа святого, бог-дух святой любит бога-отца и бога-сына. Вот теперь непостижимый догмат становится как-то более наглядным, можно себе представить триединое верховное существо, в котором любовь как бы перекатывается с одной святой ипостаси на другую. В этом и заключается, если верить богослову, "жизнь бога вне мира", тайна догмата о святой троице.

Ничего не скажешь, сложны богословские хитросплетения. Православный богослов пытался приподнять завесу тайны над догматом о святой троице, но ясности в рассматриваемый вопрос не внес, а скорее еще больше все запутал и усложнил.

Богословы проговариваются

Мы уже в достаточной степени познакомились с богословской точкой зрения на догмат о святой троице. Мы знаем, что этот догмат - коренной и краеугольный, что без него христианство держаться не может; знаем также, что догмат этот непознаваем. Мы познакомились даже с легендой, якобы подтверждающей непостижимость этого догмата. И невольно в голову приходит мысль, не слишком ли много накручено богословами вокруг "краеугольного догмата христианства"? Не нарочита ли сложность богословских высказываний? Не пытаются ли они здесь за туманными фразами скрыть что-то крайне нежелательное для них? И мы действительно близки к истине. Уже известный нам автор курса лекций по "Основному богословию", сам того не желая, проговаривается: "Рационалисты, т. е. лица, желающие рассматривать христианство как явление естественное, говорят, что следы троичности божества мы находим и в языческих религиях, например в ассиро-вавилонской, в которой имеется триада богов - Ану, Бэл и Эа".

Вот чего боятся христианские богословы. Их страшит вывод современной науки, что в единобожной, боговдохновенной христианской религии сохранились следы дохристианских, так называемых языческих, культов. И особенно то, что следы этого влияния дохристианских культов больше всего видны в самом "краеугольном догмате христианства".

Ведь стоит только доказать заимствование христианами догмата о пресвятой троице из других религий, как от утверждений богословов, будто этот догмат является самым важным в христианстве, не остается ничего. Не ясно ли, что это будет сильнейшим ударом по христианской догматике вообще.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.