Предыстория дохристианских троиц — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Предыстория дохристианских троиц

2021-03-17 72
Предыстория дохристианских троиц 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Список дохристианских троиц можно было бы продолжить и дальше, так как представления о божественной троице мы встречаем у самых различных народов. Были, например, свои троицы и у народов Америки. В Перу изображение верховного бога Пачакамака называлось "танга-танга", что означает: "один в трех и трое в одном". Были свои троицы и у народов островов Полинезии. Одна из самых распространенных там троиц состояла из бога-отца, творца мира Таароа, богини-матери Ины и сына божьего Оро - творца растений, животных и человека.

Встает вполне законный вопрос: если троиц было так много и географическая распространенность их так широка (мы встречаем их в Европе, в Азии, в Африке, в Америке, на далеких островах Полинезии), не является ли возникновение представлений о троичности божества определенным закономерным этапом в развитии религии? Попытаемся ответить на этот вопрос.

Если мы обратимся к фактам из истории человечества, которые кропотливо собрали ученые, то, прежде всего, оказывается, что религия вовсе не дар божий, как утверждают богословы всех мастей, что был длительный период в истории человечества, когда люди не верили ни в каких богов.

Примитивные орудия труда, сравнительная бедность опыта первобытного человека обусловливали то, что в его представлениях об окружающем мире было много неверного, неправильного. Первобытный человек часто приписывал обычным предметам и явлениям необычные для них свойства. Так, например, одним из ранних неправильных представлений человека об окружающем его мире было наделение неживых предметов свойствами живого по аналогии: "человек идет" и "дождь идет", "человек спит" и "природа спит". Вначале в этих представлениях не было ничего религиозного. Наделение предметов не присущими им свойствами, неверное объяснение действительности не есть еще религия. Со временем же древний человек в своем сознании начал наделять реальные предметы не только не присущими им качествами, но и сверхъестественными свойствами. Тогда-то на почве придавленности людей силами природы, а в дальнейшем и социальным гнетом, из-за незнания истинных причин природных и общественных явлений возникают религиозные верования.

Первоначально чудодейственными и сверхъестественными свойствами наделялись сами предметы. Однако постепенно у человека складывается представление о некой второй сверхъестественной природе вещей. Ему представляется, что в каждом предмете находится какой-то таинственный двойник этого предмета. Возникает вера в душу и духов.

Религиозные верования, хотя и искаженно, отражают связи и отношения действительности. Поэтому, пока первобытное общество еще не знало отношений господства и подчинения, не знал этих отношений и мир сверхъестественных сил, созданный религиозной фантазией древних людей. Первоначально духи даже не делились на высших и низших, главных и второстепенных. На этой стадии развития древние люди различали только духов добрых и злых. Причем, как правило, души близких сородичей после их смерти превращались в духов-покровителей, благодетельных духов. Души умерших людей враждебных племен становились злыми духами.

В процессе разложения первобытнообщинного строя, в процессе выделения родовой и племенной знати воображаемый мир духов также претерпевает изменения. Вслед за разделением общества на богатых и бедных, на высшие и низшие социальные группы сверхъестественный мир также начал разделяться на высших и низших духов. Наиболее могущественными стали считаться духи - покровители вождей.

Затем наиболее могущественные духи получают имена. Вокруг них складывается особый культ. Духи превращаются в богов. На связь веры в богов с появлением имущественного и социального неравенства людей указывает и тот факт, что в русском языке, например, слово "бог" родственно словам "богатый", "богатство".

Так исторически складывается поклонение многим богам, форма верований, получившая название политеизма (многобожие, от греческих слов "поли" - много и "теос" - бог). Классическим примером многобожных религий можно считать рассматривавшуюся нами религию древних египтян или религию древних греков. Последние почитали Зевса - верховное божество, Геру - его супругу, покровительницу брака, брата Зевса Посейдона - бога морей, второго брата Зевса-Аида - бога подземного царства, дочь Зевса Афину - богиню мудрости, Афродиту - богиню любви и красоты, Ареса - бога войны и т. д.

Интересно отметить, что представления о богах и у древних египтян, и у древних греков были очень конкретны и строились на материале их же собственной жизни. Как и все простые смертные, боги ели, пили, веселились, вступали в брак, горевали, ссорились, мстили, даже играли друг с другом в шашки...

В процессе дальнейшего развития классового общества, с возникновением сильной государственной власти, монархических форм правления появляется вера в единого всемогущего бога. Возникает монотеизм (единобожие, от греческих слов "моно" - один, "теос" - бог). По аналогии с могущественными единодержавными земными царями в сознании религиозного человека складывается представление о едином небесном царе, всемогущем, вездесущем, всеведущем боге.

Развитие религии от многобожия к единобожию проходило ряд своеобразных переходных стадий. Подобно земной иерархии, имеющей свои ранги и звания, устанавливалась и небесная иерархия, тоже со своими званиями и рангами. По мере усложнения общественных отношений на земле в сознании верующих устанавливались сложные отношения господства и подчинения между богами. Сначала среди богов выделяются главные и второстепенные, а затем огромную?

семью богов начинает возглавлять верховный бог. Обычно вместе с ним предметами особого почитания становятся его ближайшие родственники: супруга, дети, то есть начинают выделяться группы ведущих, главных богов. Вот в таких группах ведущих богов и были распространены троицы. Иными словами, троицы были своеобразным и, по-видимому, закономерным этапом, определенным переходным моментом в процессе развития религии от политеизма к монотеизму, от многобожия к единобожию. Этим божественным троицам отдавали предпочтение как главным, верховным богам. Поклоняться продолжали и другим богам, но они считались менее могущественными и находящимися в подчинении у трех главных богов.

Возникновение троиц

Троицы, состоящие из бога-отца, богини-матери и сына божьего, возникли в результате фантастического отражения в затуманенном религией сознании человека того факта, что на определенной ступени развития человеческого общества сложилась моногамная семья. Подобно тому как самая маленькая такая семья складывается из отца, матери, сына (или дочери), приблизительно так же стала мыслиться божественная троица: бог-отец, богиня-мать и бог-сын.

В качестве примера здесь может служить одна из древнеегипетских троиц, состоявшая из бога-отца Птаха, богини-матери Сохмет и сына божьего Нефертума, или троица древних финнов: бог-отец Укко, богиня-мать Илматр и сын божий Вейнемейнен.

В некоторых божественных троицах превратно отразились и те социальные порядки, которые сложились на территориях различных древних государств. Так, в ряде древневосточных деспотических государств с сильной царской властью (Древний Египет, Ассиро-Вавилония, Персия и др.) со временем установился строгий порядок престолонаследия внутри царских династий. Во главе государств стояли отдельные царские семьи, первыми лицами среди которых считались сам царь, его главная жена и сын-наследник. И в религиях, сформировавшихся на территориях указанных деспотических государств, возникают представления о том, что якобы во главе государства стоит не только царская троица, но и покровительствующая ей божественная троица, состоящая из бога-отца, богини-матери и их божественного сына.

Классическим примером такой троицы является уже упоминавшаяся нами древнеегипетская троица: Осирис (бог-отец), Исида (богиня-мать) и Гор Младший (бог-сын). Мы познакомились уже с основными мифами об этой троице и знаем, что, например, Осирис изображался не только богом, но и фараоном (царем) Египта. Считалось также, что Осирис был покровителем египетских царей.

В некоторых божественных троицах фантастически отразились попытки человека выделить какие-то основные начала, главные сферы окружающего его мира: землю, небо, подземное царство. В том списке древних троиц, который мы привели раньше, легко можно заметить и троицы, не являющиеся семейством, не состоящие из бога-отца, богини-матери и бога-сына. Входящие в эти троицы боги либо управляют различными частями мира, либо выполняют различные функции в поддержании общего порядка во Вселенной. Так, в некоторых религиях считалось, что миром правят три главных божества - бог неба, бог земли (или воды) и бог подземного царства. Примерами подобных троиц могут служить некоторые троицы древневавилонской, древнегреческой, древнеримской и древнеиндийской религий.

Мы с вами уже познакомились с древневавилонской троицей, состоящей из бога неба Ану, бога воды Эа и бога всего остального мира Бэла. Согласно религиозным мифам древних греков и римлян, мир как бы поделен между тремя богами: верховным богом Зевсом (у римлян Юпитер), одновременно управляющим и землей, и его братьями - владыкой морей Посейдоном (у римлян Нептун) и владыкой подземного царства Аидом (у римлян Плутон). Одна из древнеиндийских троиц состояла из творца мира - бога Брамы, из охранителя мира - бога Вишну и из разрушителя мира - бога Шивы.

Таковы некоторые мотивы, которые определили в процессе развития религии выделение главных богов в определенные группы. Как видим, ничего сверхъестественного здесь не было. Фантастически отражая изменяющиеся общественные отношения и те процессы, которые происходили в жизни общества, сама религия также изменялась.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.