Опыт социального туризма в России — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опыт социального туризма в России

2021-03-17 60
Опыт социального туризма в России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" о социальном туризме сказано: "туризм социальный - путешествия, субсидируемые государством из средств, выделяемых на социальные нужды" [2, с. 5].

Процитированная формулировка - пока единственная в отношении именно социального туризма, так и не действует. До сих пор не разработан регламентирующий документ, который конкретизировал бы, кто из туристов, на какие свои путешествия, где и когда может получить от государства полагающееся по закону вспомоществование из бюджетных средств, предусматриваемых на социальные нужды. Иными словами, даже на бумаге и тем паче на деле упомянутый закон в этой своей части изначально превратился лишь в декларацию, стал благим желанием, но не более. Связанные с ним ожидания граждан на поверку оказались напрасными.

Дело не только в том, что у государства на это нет денег и не предвидится, а в том, что такие бюджетные траты почти не нужны. Ошибочно взваливать финансирование социального туризма целиком на плечи государства. Во всем мире он самофинансируется да еще и существенно пополняет государственную казну.

Законодательное отлучение в России туризма от рынка обернулось на практике тем, что сфера коммерческих туристских услуг оказалась в руках не социального, а полностью коммерческого туризма, лишенного каких бы то ни было социальных ориентиров, социальных озабоченностей, социальных целей.

В итоге исчез дешевый туристский продукт. Для 90 миллионов российских граждан, для большинства желающих из бывших республик СССР возможность посетить Россию, путешествуя по ней, перестала быть доступной. Это относится не только к дальнему, среднему, но и к ближнему туризму, даже к туризму выходного дня [25, с. 139].

Тем самым лишились массовой посещаемости российские музеи, памятники природы, истории и культуры, объекты размещения, особенно недорогие турбазы и гостиницы. Стационарные (в прошлом - пионерские) летние и зимние лагеря, общедоступные точки питания, транспортные средства и многое другое. Не будучи востребованной, утратив денежные поступления, вся эта материальная база омертвлена, более чем на три четверти пришла в негодность.

Без обиняков говоря, социальный туризм в России прекратил существование. Это ударило по миллионам и миллионам людей. Базовое конституционное положение о том, что Российская Федерация - социальное государство (ст. 7), зависло, не поддается реализации, если рассматривать права граждан, гарантированно относящиеся к сфере туризма.

Что же произошло и как это исправить?

Максимально выгодные условия для выездного туризма, притом отнюдь не в страны СНГ, и невыгодные для внутреннего, а также въездного туризма привели к тому, что российские туроператоры просто ушли с внутреннего рынка туристских услуг, переключились на отправку россиян в дальнее зарубежье, куда потекли и средства, благодаря которым там, а не у нас увеличивается занятость, поднялась как на дрожжах инфраструктура туризма. Сейчас очевидно выгоднее без особых забот продать две индивидуальных путевки на Кипр или в Анталию, чем с массой хлопот и с явно меньшим наваром организовать одну автобусную экскурсию школьников в Подмосковье [29, с. 63].

Законопроект "О социальном туризме" нацелен на то, чтобы заложить надежный правовой фундамент для возрождения в России общедоступного, социально ориентиро ванного туризма. Имеется в виду необходимость законодательно снова сделать экономически выгодной для отечественных туроператоров их работу на внутреннем рынке туристских услуг и системой льгот заинтересовать, поощрить предпринимателей в том, чтобы формировали, реализовывали дешевые туры по России.

Неспециалистам не верится: как может это удастся при низкой платежеспособности населения? Но профессионалы туризма знают: если появятся в изобилии разнообразные туристские услуги по доступным ценам, платежеспособность населения при тех же его скромных, малых доходах сразу возрастет. Люди стремятся увидеть, узнать родной край, свою страну, хотят, чтобы это стало доступно детям, чтобы путешествия по России духовно обогащали, радовали, наполняли яркими впечатлениями. Это - нормальная, стойкая, всеобщая потребность, и она должна быть социально удовлетворена [17, с. 193].

Мировой опыт убеждает, и у нас так было: массовость общедоступного - социального - туризма перекрывает его дешевизну суммарным притоком и быстрой оборачиваемостью живых денег, что увеличивает занятость, инвестиции в туризм непосредственно на местах, а заодно и налоговые поступления. Благодаря туризму повсюду в мире государства богатеют, хотя сами в него ни копейки из бюджета не вкладывают - лишь поддерживают грамотной, прежде всего законодательно выверенной политикой.

Такова идеология внесенного в Госдуму законопроекта "О социальном туризме". Таков контекст и его статей о приоритетных видах социального туризма: детско-юношеского, самодеятельного, лечебно-оздоровительного, экологического и культурно-познавательного, семейных путешествий и туризма для молодежи, ветеранов, инвалидов, туристских поездок по России зарубежных соотечественников.

Не приходится доказывать, какие преимущества повлечет за собой для туристского пространства СНГ принятие этого закона. Прежде всего выиграют слабо защищенные слои населения. Иного шанса у них в этом смысле нет. Возрождение социального туризма - фактор сближения людей и народов наших стран.

Перечислим опорные моменты законопроекта [7, с. 17].

Это - действенный механизм самофинансирования, включая базовый стандарт доступности социального тура, фонды развития социального туризма, социальную туристскую ренту и т.д.

Это - механизм самоуправления, координации и партнерства посредством межведомственных комиссий с участием представителей туристской общественности.

Это - система подготовки специалистов для сферы социального туризма, куда входит и уже действующий Объединенный университет туризма государств-участников СНГ. Без высокого профессионализма кадров социальный туризм неконкурентоспособен.

Социальный туризм в России и других странах СНГ переживает не самые лучшие времена, что связано прежде всего с политической и экономической нестабильностью. Туристский бизнес в России "находится в стадии глубокой структурной перестройки, институционального становления, формирования внутриотраслевых, межотраслевых, межрегиональных и внешнеэкономических связей. В полной мере это относится к процессу формирования туристской инфраструктуры, соответствующего сегмента рынка труда, системы государственного регулирования туристской деятельности".

Для решения этих проблем российское правительство утвердило разработанную ГКФТ России Федеральную программу развития туризма в Российской Федерации [8, с. 60].

"Становление в России современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса как основной цепи программы связано с решением ряда актуальных задач, таких, как создание нормативно-правовой базы и основ системы государственного регулирования туристской деятельности, формирование современного отечественного туристского рынка на основе развития конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе туристских предприятий, обеспечение условий для развития различных видов внутреннего и въездного туризма, интеграции России в систему мирового туристского рынка и развитие международного сотрудничества в области туризма".

Программа будет проводиться в два этапа. Первый этап рассчитан на полтора года, в основном, по мнению авторов, для вывода туризма из состояния структурного кризиса, формирования правовых и организационных механизмов его защиты, а также предполагает развитие материальной базы в рамках реконструкции и завершения строительства туристских объектов, расположенных в районах с наиболее высоким туристским потенциалом. В результате реализации первого этапа программы ожидаются стабилизация и начало постепенного роста внутреннего и въездного туризма на 4% ежегодно, а при определенных благоприятных условиях рост достигнет 8-9%, а ежегодный прирост валютных поступлений составит 1 млрд долл. Согласно прогнозным оценкам к концу этого этапа в сфере туризма и сопряженных отраслей будет создано 60 тыс. рабочих мест.

Второй этап более продолжительный, чем первый, предполагает активное строительство новых объектов для размещения туристов и туристской инфраструктуры, модернизацию существующей материальной базы, а также проведение широкомасштабной рекламной кампании по продвижению туристского продукта России на мировом рынке. В результате реализации второго этапа авторы Федеральной программы ожидают дальнейшего роста туристских потоков на 14-15%.

В программе планируется реализовать мероприятия по кадровому и научному обеспечению, а к 2003 г. предполагается завершить работы по созданию современной системы подготовки кадров для сферы туризма [28, с. 185].

В рамках рекламно-информационного обеспечения развития туризма планируются следующие мероприятия:

- подготовка и создание базового пакета информационно-рекламных материалов о возможностях российского рынка;

- участие организаций в проведении международных туристских выставок;

- проведение рекламных кампаний в прессе с целью формирования положительного имиджа России;

- создание информационных банков данных об отечественных и зарубежных туристских фирмах;

- создание единой туристско-информационной сети на территории России, ее интеграция с аналогичными международными сетями;

- реформирование сети заграничных представительств ГКФТ с целью придания им функций национальных рекламно-информационных туристских центров России за рубежом.

Для формирования нормативно-правовой базы развития туризма очень важным и своевременным стало принятие в конце 1996 г. Федерального закона о туризме. "Закон определил принципы государственной политики, которая направлена на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, на регулирование отношений, возникающих при реализации прав граждан на отдых, туризм и путешествие".

Как гласит статья 3 Закона: "Государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики РФ, содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития; определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности; формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма; осуществляет поддержку туристов, туроператоров, турагентов и их объединений".

Приоритетным направлением государственной поддержки является развитие внутреннего и въездного, социального и самостоятельного туризма, из которых первые два вида нацелены на устранение дефицита платежного баланса РФ.

В ближайшем будущем в России большое внимание будет уделено стимулированию инвестиционной активности в сфере туризма. Допускается возможность прямых государственных инвестиций с последующим возмещением расходов из бюджета с помощью реализации государственной собственности на фондовом рынке. А для привлечения частного капитала для строительства объектов индустрии туризма государство планирует освобождать от налогов средства, направляемые на эти цели, а также от таможенных пошлин на импорт материалов и оборудования и т.д. [13, с. 73]

В будущем индустрия туризма в России и других странах СНГ может возрасти за счет франчайзинговых договоров и контрактов на управление. Этот подход подразумевает следующую схему: государство владеет землей, приватизированная государственная гостиница или гостиничная компания владеет имуществом, а иностранная компания инвестирует деньги на реконструкцию или восстановление гостиницы, в дальнейшем возвращая их за счет доли в прибыли.

Итак, до сих пор не разработан регламентирующий документ, который конкретизировал бы, кто из туристов, на какие свои путешествия, где и когда может получить от государства полагающееся по закону вспомоществование из бюджетных средств, предусматриваемых на социальные нужды. Дело не только в том, что у государства на это нет денег и не предвидится, а в том, что такие бюджетные траты почти не нужны. Ошибочно взваливать финансирование социального туризма целиком на плечи государства. Во всем мире он самофинансируется да еще и существенно пополняет государственную казну.

Законодательное отлучение в России туризма от рынка обернулось на практике тем, что сфера коммерческих туристских услуг оказалась в руках не социального, а полностью коммерческого туризма, лишенного каких бы то ни было социальных ориентиров, социальных озабоченностей, социальных целей. В итоге исчез дешевый туристский продукт.

 



Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.