Теоретические аспекты социального туризма — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Теоретические аспекты социального туризма

2021-03-17 120
Теоретические аспекты социального туризма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему: «Социальный туризм: международная практика,
региональные особенности, перспективы развития»

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................................... 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА........................................ 7

1.1. Эссе по истории социального туризма............................................................................ 7

1.2. Теоретико-методологические аспекты социального туризма................................ 10

1.3. Методология, организация и методы социального туризма.................................... 19

2. ГЕОГРАФИЯ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА........................................................................ 25

2.1. Методы оценки территориальных различий социального туризма в мире............ 25

2.2. Социальный туризм в Европе............................................................................................ 25

2.3. Опыт социального туризма в России............................................................................. 31

3. МЕНЕДЖМЕНТ И ЭКОНОМИКА СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА.................................. 38

3.1. Управленческие аспекты социального туризма на разных иерархических уровнях 38

3.2. Экономика социального туризма................................................................................... 42

3.3. Социальное страхование: проблемы и перспективы.................................................. 47

4. КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ.................... 48

4.1. Оценка социального туризма в Пермской области.................................................... 48

4.2. Перспективы и ресурсы социального туризма............................................................. 58

4.3. Проект Программы развития............................................................................................ 63

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................................................. 80

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................................................... 81

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема, рассматриваемая в данной дипломной работе, многогранна, внутри нее можно выделить ряд проблем, требующих изучения и решения:

- изучение особенностей социального туризма;

- разработка практических рекомендаций по развитию социального туризма;

- изучение концепций международного опыта в социальном туризме.

Актуальность темы: Туризм вошел в ХXI век и стал глубоким социальным и политическим явлением, значимо влияющим на мироустройство и экономику многих стран и целых регионов. Туристские потоки на рубеже века достигли 630 млн. туристских прибытий. Туризм стал выгодной и высокодоходной отраслью, сравнимой по эффективности инвестиционных вложений с нефте-, газодобывающей и перерабатывающей промышленностью. Произошла трансформация традиций, обычаев и становление международного и национального туристского права. Туризм, как доходная отрасль экономики, стал оказывать влияние на политику государств. Мировой опыт и практика экономической, социальной и политической стабильности развитых стран подтверждают факт: географическое положение государства, его природно-климатические ресурсы и достопримечательности становятся всеобщим благом лишь средствами туризма.

В принятом в 1996 году Законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" впервые туризм признан приоритетным направлением экономики, а социальный туризм - как путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды.

Новизной дипломной работы является то, что рынок социального туризма, предоставляемого в России в период «развитого социализма», в настоящее время практически полностью разрушен. Теоретической разработки ведения социального туризма в России в последнее время не было сделано. Изучение практического опыта, наработанного в российском туристическом бизнесе так же мало возможно, так как ведущие туроператоры, в основном, применяют модели западного маркетинга.

В ходе выявления и отбора публикаций по теме дипломной работы пришлось столкнуться с проблемой нехватки теоретической литературы и не изученности данного вопроса в российской библиографии. Большинство научных исследований заимствованы из иностранных источников. Это связано не только с неподготовленностью российских теоретиков в области социального туризма, но и с отсталостью туристической области в России от мировых стандартов. Многие концепции, применяемые за рубежом уже многие десятилетия, в России вводятся только сейчас.

Цель настоящего исследования – изучение понятия «социальный туризм», его сущности, форм и перспектив, а также изучение современного мирового опыта в социальном туризме; сравнение ситуации в туристической индустрии России с мировыми стандартами.

Объект исследования – социальный туризм в предложениях туроператоров г.Перми.

Предмет исследования - изучение особенностей социального туризма, проблем, стоящих перед туроператорами и государством по развитию социального туризма.

База исследования – турфирмы г. Перми.

Задачи исследования:

- изучение места социального туризма в системе туристического бизнеса;

- анализ специфических особенностей социального туризма;

- исследование поведения потенциальных туристов;

- анализ отечественной и зарубежной практики организации социального туризма;

- поиск путей совершенствования социального туризма.

Гипотеза:

- развитие социального туризма при соответствующем подходе государства к этой проблеме принесет значительную эффективность в дальнейшем развитии социально ориентированной рыночной экономики в России;

Методы исследования:

- изучение документов;

- анкетирование;

- анализ научной литературы;

- проектирование.

Сложность раскрытия темы заключается еще и в том, что и процесс установления новых отношений, и конкуренция в туристическом бизнесе протекают подспудно и не находят отражения ни в СМИ, ни в учебной литературе. Некомпетентность журналистов, пишущих о гостинично-туристском комплексе - следствие того же информационного вакуума.

Структура дипломной работы - определяется исходя из целей и задач дипломной работы. Выделяются: введение, первая глава, вторая глава, третья глава, четвертая глава, заключение, приложения.

Во введении указываются цели и задачи дипломной работы, объект и предмет исследования.

В первой главе рассматриваются теоретические аспекты проблемы, место социального туризма в системе туристического бизнеса, исследуются теоретико-методологические аспекты социального туризма, проведен анализ методологии, организации и методов социального туризма.

Во второй главе изучаются географии социального туризма, исследуются методы оценки территориальных различий социального туризма в мире, анализируется развитие социального туризма в Европе и России.

В третьей главе рассматриваются практические проблемы управленческих и экономических аспектов социального туризма, анализируется зарубежная и отечественная практика организации социального туризма.

Четвертая глава посвящена развитию социального туризма в туристических фирмах г. Перми. В ней разработан проект Программы развития туризма в Пермской области.

В заключении даны общие выводы по главам дипломной работы и рекомендации по развитию социального туризма.

Практическая значимость дипломной работы состоит в попытке разработки системы социального туризма в регионе, что является инновацией для туристического комплекса в г.Перми. Необходимо отметить, что данная концепция может быть действенна и эффективна только при системном подходе к решению проблем индустрии туризма.

Теоретической основой работы послужили труды российских и зарубежных специалистов в области маркетинга и туризма, таких, как Кабушкин Н.И. Бондаренко Г.А. «Менеджмент гостиниц и ресторанов», Калинкин Л.Д., Шкляев Н.Д., Жолдак В.И. «Маркетинговые аспекты развития туризма», Картер Г. «Реклама в туристическом бизнесе», Ланкар Р., Оллье Р. «Туристический маркетинг», Новаторов Э.В. «Международные модели маркетинга услуг», Папирян Г.А. «Международные экономические отношения: маркетинг в туризме», Розенталь Д.Э., Кохтев Н.Н. «Туристический маркетинг», «Современный маркетинг» под редакцией Хруцкого В.Е., Уокер Д. «Введение в гостеприимство», Хромов Л.Н. «Туристический маркетинг» и ряд других авторов.

 


Социальный туризм в Европе

 

В Европейских странах государство регулирует социальный сектор туризма непосредственно через Министерство по туризму или национальные туристские организации (НТО), а также косвенно с помощью правовых рычагов, поддержки своей инфраструктуры и международной политики. Государство влияет на туризм двумя путями: управляя спросом и доходами или управляя предложением и ценами [10, с. 77].

Для управления спросом государство использует следующие инструменты: маркетинг и продвижение, ценообразование и ограничение доступа.

Мероприятия по продвижению социального туризма являются составной частью маркетинга, проводимого государством, и преследуют цель пробуждения спроса у потенциальных клиентов. Согласно рекомендациям ВТО эти мероприятия должны быть направлены на создание качественного имиджа страны, основанного на ее привлекательных символических характеристиках. Существуют разные способы создания качественного имиджа страны - это встречи специалистов с журналистами, приглашенными в страну, командировки отечественных специалистов за рубеж, выступления по телевидению и радио, бесплатное распространение брошюр, слайдов и видеоматериалов, а также участие в различных выставках-ярмарках, для чего приобретается стенд. Поскольку число организаций, включенных в мероприятия по продвижению туризма, велико, важную роль играет координация действий, которой обычно занимаются представительства государственных организаций за рубежом.

Средства, выделяемые из бюджета на проведение мероприятий по продвижению туристского имиджа страны, могут превышать половину бюджета государственных организаций, причем большая часть бюджета идет на финансирование паблик рилейшнз (от одной трети до двух третей).

Эффективность мероприятий по продвижению может увеличиться с помощью международных соглашений по кооперации между министерствами по туризму или организациями, ответственными за туризм. Цель этих действий - обмен или объединение усилий по продвижению (распространение плакатов, аудио- и визуальных материалов, совместное использование представительских офисов и т.д.) [22, с. 183].

Существуют разные средства, с помощью которых государство может регулировать цены на туристскую продукцию, а тем самым развивая социальный туризм. Во-первых, многие достопримечательности в стране находятся в сфере влияния государственного сектора, большинство авиакомпаний контролируется государством, а во многих развивающихся странах даже гостиницы принадлежат государству. Как правило, социальная инфраструктура и транспортные сети считаются естественными монополиями, и если они не принадлежат государству, то должны по крайней мере им контролироваться. Косвенно государство может повлиять на цену с помощью экономических рычагов (например, используя валютный контроль, который может привести к ограничению обмена валюты, в результате чего туристы вынуждены будут менять валюту по завышенной цене и тем самым увеличивать реальную цену путешествия); с помощью налогов от продаж, открытия магазинов в таможенных зонах и т.д.

Государство, помимо вышеуказанных рычагов, может повлиять на спрос с помощью лицензирования или градации по качеству обслуживания. Эта мера особенно часто применяется в гостиничном бизнесе, когда количество предлагаемых номеров превосходит спрос и с помощью регулирования цен правительство не может устранить этот дисбаланс. Регулирование цен является очень непопулярной в рыночной экономике мерой, на которую правительства некоторых стран все-таки идут, чтобы сдерживать отечественные компании от соблазна получения сиюминутной выгоды в ущерб долгосрочным интересам туристского бизнеса страны. Кроме того, правительство, контролируя цены, может защитить интересы туристов, оградить их от сверхрасходов и, таким образом, поддержать репутацию страны.

Чтобы регулировать спрос, некоторые государства принимают меры для ограничения въезда туристов, например уменьшают количество виз, выдаваемых в стране, откуда прибывают туристы, сокращают строительство гостиниц вблизи природных достопримечательностей или закрывают последние от посещений с целью экологической защиты и т.д.

В отличие от управления спросом, нацеленным на выбор туристов и регулирование цен, государственное регулирование предложения связано с воздействием на продавцов туристских услуг. Для управления предложением государство использует следующие методы: исследование рынка и планирование, регулирование рынка, планирование и контроль за использованием земли, жилищное регулирование, налоги, инвестиции. Государство проводит исследование рынка с помощью сбора статистического материала и мониторинга изменений, происходящих в туризме, с целью определения выгоды и издержек туризма [19, с. 93].

Экономическим критерием, характеризующим оптимальную работу рынка, является осведомленность клиентов об альтернативах, предлагаемых им. Правительство следит за тем, чтобы клиенты имели возможность выбора, были информированы, застрахованы от разного рода мошенничества со стороны продавцов услуг. Государство может регулировать рынок, возлагая на продавцов обязательства по отношению к потребителям не в виде юридических норм, а в виде правил, имеющих характер условий для членства в разных туристских организациях. Для обеспечения конкурентной борьбы и защиты рынка от монополизации государство осуществляет правовое регулирование рынком.

Во многих странах действуют правила развития городов и районов, в соответствии с которыми изменяются и развиваются методы использования земли. Как правило, государственный контроль направлен на защиту ландшафтов и уникальных уголков природы. Государство также предотвращает спекуляцию земли, публикуя планы местности, с помощью жестких требований к земельным участкам, предоставляемым для развития туризма. Контроль за использованием земли сопровождается регулированием строительства и заключается в архитектурном надзоре. Во многих странах приняты законы, защищающие историко-архитектурные памятники.

Одним из ключевых методов воздействия государства на туризм является налогообложение туристов с тем, чтобы перераспределить издержки от туризма, которые приходятся на местное население, обеспечивающее комфортные условия и достойное обслуживание гостей, а также чтобы увеличить доходную часть бюджета. Это налоги, взимаемые с туристов в гостиницах при размещении, в аэропортах при покупке билетов, в казино, где государство может забрать около половины выручки, и т.д. Однако введение налогов не всегда может быть благоприятным для государства, потому что сбор налогов, в свою очередь, может снизить спрос на туристские услуги, а следовательно, и доходы. Например, налог на проживание заставляет владельцев гостиниц поднимать цены на обслуживание, что может привести к снижению спроса на гостиничные услуги и тем самым может снизить доходы тех же гостиниц [16, с. 142].

Инвестиции в туристский сектор могут поступать либо от частного и государственного секторов экономики, либо от международных организаций.

Фактический размер финансовой помощи, оказываемой туризму со стороны государства, определяется важностью туристского сектора в экономике страны и специфическим отличием этого сектора от других.

Государственные дотации проявляются в разных формах, начиная от мероприятий по продвижению положительного имиджа страны до предоставления налоговых льгот на туристскую деятельность. Среди основных видов государственных инвестиций можно выделить: снижение цены инвестиций в туристские проекты, которая включает выгодные займы по выгодным процентным ставкам (правительство возмещает разницу между фиксированной процентной ставкой и рыночной), продажу или аренду земли или инфраструктуры по цене ниже рыночной, налоговые льготы, защиту от двойного налогообложения с помощью заключения соглашений с другими странами, снижение пошлин, прямые субсидии или предоставление гарантий на инвестиции с целью привлечения зарубежных инвесторов и др. Для этого правительство либо гарантирует предоставление займа, либо гарантирует репатриацию капитала и прибыли. Справедливости ради надо сказать, что инвестирование туризма - очень рискованное мероприятие, так как этот вид деятельности очень чувствителен к экономическим, политическим, климатическим и другим изменениям, которые могут резко сократить поток туристов и тем самым существенно повлиять на поступления от туризма. Поэтому государство должно предпринимать больше усилий для привлечения инвестиций в туристский сектор, чем в другие секторы экономики.

Правительство должно следить за тем, чтобы вышеназванные виды поощрений были использованы по назначению и проекты соответствовали целям, на которые были выделены деньги [30, с. 225].

Присуждением грантов или займов, помимо находящихся под покровительством правительства инвестиционных банков, занимаются НТО, о которых речь пойдет ниже, и Корпорация туристского развития. Налогообложение находится под контролем Министерства финансов. В развивающихся странах туристский сектор может финансироваться другими международными агентствами.

В разных странах предпочтение отдают различным видам поощрений. Например, Греция и Португалия используют льготные займы; в Австрии льготные займы составляют половину всех инвестиций и выдаются под 5% комиссионных на 20 лет; Франция, Италия и Великобритания особое внимание уделяют субсидиям; в Испании введен низкий налог на добавленную стоимость при покупке импортных товаров [14, с. 94].

Международные инвестиции в туристский сектор обеспечиваются как со стороны международных организаций, так и со стороны частного сектора. Основным зарубежным заемщиком является Мировой банк (Международный банк реконструкции и развития - МБРР). Его деятельность направлена на обеспечение нормального жизненного уровня в развивающихся странах с помощью долгосрочного финансирования развития инфраструктуры этих стран. Прямое инвестирование развития туризма -неприоритетное направление этого банка, однако он финансирует совместные проекты, применяя экспортные кредиты. Банк поощряет учреждения, страхующие кредиты в странах потенциальных поставщиков, выдает гарантии преимущественно конкурентоспособным поставщикам, выбранным по тендеру.

В отличие от Мирового банка краткосрочные займы выделяет Международная ассоциация развития, а Международное финансовое общество принимает долевое участие в проектах.

Европейский союз также инвестирует туризм с помощью Европейского фонда регионального развития (EFRD), который был основан в 1975 г., и оказывает финансовую помощь слаборазвитым регионам союза. Предпочтение при присуждении грантов EFRD отдает тем проектам, которые развивают актуальный на сегодня вид туризма - сельский туризм и которые активно пропагандируют историческое и культурное наследие региона. Гранты EFRD представляют собой займы на специальных условиях на 40 лет, причем на первые десять лет они выдаются под 1% годовых [13, с. 73].

Из других организаций, финансирующих развитие туризма в Европе, можно выделить Европейский инвестиционный банк (ЕЮ), который субсидирует разницу процентных ставок за счет ресурсов, получаемых на международных кредитных рынках по предпочтительным процентам, выполняя таким образом посреднические услуги. Например, EIB финансировал строительство туннеля под Ла-Маншем, сооружение Диснейленда в Париже, расширение аэропортов Франкфурта, Мюнхена и Гамбурга в Германии и аэропорта "Стансед" в Великобритании.

Один из основных источников риска при инвестировании в туризм - его огромная капиталоемкость по отношению к операционным расходам. Это обусловлено высокой стоимостью помещений и оборудования. Капитал накапливается медленно за большой промежуток времени, и возврат вложенных средств тоже происходит медленно. Поэтому первостепенной задачей является снижение стоимости капитала.

Из-за комплексного характера туристского продукта невозможно решить все поставленные перед туристским сектором экономики задачи.

Почти повсеместно правительства активно внедряются в экономику стран для поддержания частного сектора. Однако исследования последствий государственного вмешательства в разных странах показывают, что в странах со слабой рыночной экономикой такое вмешательство скорее искажает рынок, чем корректирует.

Итак, в Европейских странах государство регулирует социальный сектор туризма непосредственно через Министерство по туризму или национальные туристские организации (НТО), а также косвенно с помощью правовых рычагов, поддержки своей инфраструктуры и международной политики. Государство влияет на туризм двумя путями: управляя спросом и доходами или управляя предложением и ценами.

Мероприятия по продвижению социального туризма являются составной частью маркетинга, проводимого государством, и преследуют цель пробуждения спроса у потенциальных клиентов. Согласно рекомендациям ВТО эти мероприятия должны быть направлены на создание качественного имиджа страны, основанного на ее привлекательных символических характеристиках.

 

Таблица 1

Проект Программы развития

 

Наименование Программы:

Муниципальная целевая программа "Развитие социального туризма в Пермской области"

Цели и задачи Программы:

Создание благоприятных условий для развития социального туризма в Пермской области, формирование отрасли социального туризма.

Эффективное использование уникальных возможностей туризма для удовлетворения рекреационных потребностей населения области.

Создание условий для становления экономики туризма в области, увеличения доходов в бюджет от оказания услуг населению в сфере туризма.

Использование воспитательных, оздоровительных и культурных возможностей туризма в работе с детьми и молодежью.

Исполнители основных мероприятий:

Исполнение основных мероприятий программы возлагается на создаваемое Муниципальное унитарное предприятие - "Пермский областной туристский центр".

По отдельным программным мероприятиям:

Детский туризм и краеведение - Комитет по образованию

Спортивный туризм - Комитет по физической культуре, спорту и туризму

Музейная деятельность - Комитет по культуре и искусству

Молодежный туризм - Управление по делам молодежи

Проектирование объектов туризма - Управление по архитектуре и градостроительству Администрации Пермской области

Сроки реализации программы:

Срок реализации программы 2002-2005 г.г.

Ожидаемые результаты:

Формирование отрасли туризма в области.

Стимулирование развития таких секторов экономики, как строительство, транспорт, связь, торговля, производство товаров народного потребления и др., образование новых рабочих мест в сфере туризма и сопряженных отраслях, привлечение инвестиций в экономику области.

Рост доходов бюджета области от оказания услуг населению и создания рабочих мест в сфере туризма.

Удовлетворение потребностей населения в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям.

Увеличение количества детей и молодежи, занимающихся оздоровительным, спортивным туризмом и краеведением.

Орган Администрации Пермской области, осуществляющий контроль:

Комитет по физической культуре спорту и туризму Администрации Пермской области

Управление по экономике Администрации Пермской области

1. ВВЕДЕНИЕ

Развитию туризма в России, в Перми и Пермской области уделяется всё большее значение государственными и местными органами власти. Свидетельством тому являются принятые законы, планы развития туризма. В том числе:

Федеральная целевая программа "Развитие туризма в Российской Федерации", утверждённая постановлением Правительства РФ от 26.02 1996 г.

Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" - от 24.11. 1996 г.

Актуально это направление развития инфраструктуры экономики и для Пермской области, богатой рекреационными природными ресурсами, историко-культурным наследием, предприятиями и учреждениями передовой науки, высокотехнологичных производств и современными учебными заведениями.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

В Пермской области в сфере практического туризма осуществляют свою деятельность около 40 турфирм. Основная специализация перечисленных фирм - отправка пермяков на зарубежный отдых, в детские лагеря, продажа билетов.

При такой специализации турфирм поступления в местный бюджет невелики, нет возможности выделить из них средства на развитие инфраструктуры туризма.

В тоже время, поток туристов, отдыхающих и экскурсантов в Пермскую область невелик, практически нет современной рекламы пермских музеев и других достопримечательностей, мест размещения туристов и отдыхающих. А именно приезд гостей столицы мог бы позволить значительно пополнить местный бюджет и развивать собственную инфраструктуру туризма.

Успехи спортивного туризма, постройка и дальнейшее расширение стадионов, реконструкция кинотеатров, развитие видов спорта, привлекательных для активного отдыха (лыжные гонки, конный спорт, гребной слалом, дельтапланеризм), делают привлекательным область в плане предоставления спортивных и оздоровительных услуг для населения и пребывающих туристов.

Наличие на территории Пермской области привлекательных в туристском плане рекреационных территорий (озера, пойма реки, лесные массивы) и связанный с этим рост садоводческих товариществ и освоение территорий под дачное строительство ставят задачи по созданию дополнительных услуг населению в местах массового отдыха, организация природоохранной деятельности с целью сохранения туристского потенциала рекреационных территорий.

Развитая структура самодеятельных туристских клубов области, сохраненная благодаря совместным усилиям Комитета по образованию и Комитета по физической культуре, спорту и туризму, система туристско-краеведческой деятельности с детьми привлекает своими достижениями и опытом работы заинтересованные областные и российские структуры. На территории области регулярно проводятся туристские мероприятия областного и российского уровней.

Отсутствие профессиональных кадров для отрасли туризма создает проблемы для ее развития.

Таким образом, состояние развития туризма в Пермской области при наличии больших потенциальных возможностей и накопленного опыта работы, еще недостаточно развито, с точки зрения индустрии и нуждается в программном обеспечении.

Основными, первоочередными проблемами развития туризма в Пермской области являются:

Создание и развитие современной инфраструктуры туризма;

Разработка оригинальных туристских маршрутов, колец по области;

Активизация и расширение деятельности турфирм в области, организация их взаимодействия с санаториями, домами и базами отдыха, детскими лагерями, музеями и другими объектами инфраструктуры;

Выход с Пермским турпродуктом на областной, столичный, межрегиональный Российский и международный туристский рынок;

Создание условий для развития социального туризма;

Подготовка профессиональных специалистов туристского профиля для работы в Пермской области.

Создание и развитие современной инфраструктуры - наиболее кардинальная, сложная и требующая существенных капитальных вложений проблема. Она не может быть решена в короткие сроки. Необходимо добиться включения строительства гостиниц и других крупных объектов туристской инфраструктуры в долгосрочные региональные программы развития туризма. Для этого потребуется разработка конкретных предложений, проектов с предварительной оценкой стоимости строительства или реконструкции, а также последующей прибыльности.

Для эффективного использования средств, получаемых от экскурсионной, выставочной деятельности представляется целесообразным поощрять стремление музеев к самостоятельности и поиску средств для расширения, улучшения экспозиций.

Отсутствие тесных контактов между руководством экскурсионных объектов и турфирмами не позволяет непрерывно расширять ассортимент предлагаемых туристских услуг, в полной мере использовать весь потенциал области. Для активизации такого взаимодействия потребуется создание координирующего органа. Только совместными усилиями всех заинтересованных сторон и непосредственном участии Администрации области возможен прогресс в развитии плодотворного сотрудничества.

Для выхода с Пермским турпродуктом на областной, столичный, межрегиональный Российский и международный туристский рынок потребуется соответствующая сертификация его, стоимость которой зачастую превышает стоимость лицензирования фирмы и под силу достаточно крупным предприятиям. Не дёшево стоит и реклама, продвижение продукта на современном внутреннем, и, тем более, на международном туристском рынке. Требуется консолидированная работа по созданию и продвижению местного туристского продукта.

3. ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ТУРИЗМА В ОБЛАСТИ

В Пермской области могут успешно развиваться многие виды туризма. Наиболее массовыми и прибыльными могут стать оздоровительный и познавательный с размещением и питанием в области. Однако это требует значительных капитальных вложений в гостинично-ресторанный сервис, который в области пока не развит.

Внутренний туризм, даже музейная и экскурсионная деятельность в области, да и в России в целом существенно тормозится отсутствием достаточных для этого денежных средств у 80 - 90% населения и не настроенностью его на культурные развлечения и отдых. Всё меньше внимания у всё более занятых родителей к детям, к их воспитанию. В этих условиях возрастающее значение принимает возрождение социального туризма и отдыха, оплачиваемого частично или полностью за счёт государства или предприятий. Имеется уже немало решений на государственном уровне о выделении средств на детский туризм и экскурсии. В Московских музеях есть дни бесплатного посещения. Многие предприятия всё чаще стали заказывать экскурсии, организуют собственные детские лагеря. Перспективным, необходимым для воспитания молодёжи и достаточно прибыльным туристским бизнесом могут стать экскурсии для учебных заведений. Такие расходы под силу родителям хотя бы раз в год, а возможно, что часть их можно будет финансировать из бюджета или за счёт спонсоров, различных фондов, провозглашающих заботу о подрастающем поколении. К сожалению, социальный туризм в настоящее время охватывает только 30% школьников.

Для обеспечения массовости туристского краткосрочного отдыха и оздоровления представляется целесообразным расширение баз и зон недорогого отдыха, с размещением в деревнях и сёлах, в палаточных городках, в легкосборных летних домиках. Живописные места вдоль реки, вблизи озер и других водоёмов, в лесных массивах области могут привлечь гостей области, в том числе и из-за рубежа.

Наличие нескольких памятников федерального значения, привлекательный ландшафт, позволяют при соответствующих инвестициях создать экономически выгодные туристские объекты и места размещения. Развитие туристской индустрии позволит решать и социально-экономические проблемы населенных пунктов, являющихся в настоящее время дотационным из бюджета области.

После достижения устойчивого спроса на такой отдых, в том числе на договорных долгосрочных условиях с предприятиями различных форм собственности можно в полной мере получать немалый доход в бюджет, который частично использовать на дальнейшее развитие туризма.

Характер производимой в Пермской области продукции: ткани, металлоконструкции, вторичные драгметаллы, металлопластики, лаки, краски и другие продукты химического производства, позволяют предположить возможность создания технологий изготовления сувенирной продукции совместными усилиями местных предприятий или народных промыслов на их базе.

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

1. Туристская индустрия

Туристская индустрия - "совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков" (Закон Об основах туристской деятельности в Российской Федерации) в Пермской области еще достаточно слабо развита и требует решения следующих вопросов:

Проектирование и строительство туристских объектов:

Гостиничного комплекса в г. Перми

Детского оздоровительного городка

Реконструкция имеющихся туристских объектов:

Строительство спортивных объектов:

Конноспортивной базы

Базы по водному туризму и гребному слалому

Спортивно-досугового центра

Развитие существующей сети общественного питания с учетом тематической направленности туристских и экскурсионных маршрутов. Строительство специализированных кафе, ресторанов и предприятий быстрого обслуживания в местах посещения туристами.

Создание сети реализации сувенирной продукции непосредственно около музеев и мест посещения туристами.

Выделение в центральной части города помещений для аренды туристскими фирмами.

2. Рекреационные территории (зоны отдыха)

Использование рекреационных территорий (зон отдыха) для привлечения туристов достаточно перспективно для Пермской области.

Первый этап - Развитие существующих зон отдыха и создание там современных комплексов для отдыха

Предусматривается оформление долгосрочной аренды участка лесного фонда для культурно-оздоровительных и спортивных целей

Для создания надлежащих условий отдыха планируется зарыбление водоемов и организация спортивного рыболовства, прокладка маршрутов для лыжных и конных прогулок, организация приема свадебных кортежей. Организация проката лодок и катамаранов. В перспективе на базе зоны отдыха возможна организация соревнований по спортивному ориентированию.

Проведение рекультивационных работ, создание большой водной акватории, пригодной для занятия современными водными видами активного отдыха, проектирование зон отдыха в осваиваемой территории.

Второй этап - Создание проекта природно-туристского парка и включение его создания в областную программу развития туризма.

3. Санаторно-курортное лечение и отдых населения

Важное для экономики области направление - удовлетворение потребностей населения в санаторно-курортном лечении и отдыхе.

Предложение услуг населению по санаторно-курортному лечению и отдыху по базовым ценам мест размещения (санаториев, домов отдыха, детских оздоровительных лагерей).

Содействие нуждающимся жителям области в выезде на лечение за пределы Российской федерации.

Реконструкция и дальнейшая эксплуатация детских оздоровительных объектов (бывших пионерских лагерей) на территории области.

4. Культурные возможности туризма. Экскурсионная деятельность

Учитывая большие, но слабо реализованные, потенциальные возможности экскурсионных объектов, находящихся на территории Пермской области, необходимо принятие ряда мер по созданию и продвижению туристского экскурсионного продукта:

Создан<


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.147 с.