Творческая индивидуальность. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Творческая индивидуальность.

2021-03-17 380
Творческая индивидуальность. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Признание ученика главной действенной фигурой учебно-воспитательного процесса, реализация проблем творческого развития личности требуют разработки педагогических технологий, целью которых является не накопление знаний и умений, а постоянное обогащение творческим опытом и формирование механизма самоорганизации каждого ученика.

Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал. Важной для педагогики задачей представляется развитие в ребенке умения жить в постоянно развивающемся мире, предполагающем умение постоянно творчески изменять себя.

Индивидуальность - неповторимое своеобразие человека, совокупность только ему присущих особенностей.

Индивидуальность человека может проявляться в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, предпочтений личности, в качестве психических познавательных процессов, в особенностях деятельности и творчества. Таким образом, творческая индивидуальность – это уникальность человека в плане способности к создания нового (творчества)

Когда говорят о творчестве, то имеют в виду способность человека видеть новые отношения, выражать необычные идеи и вдохновения, отходить от традиционных схем мышления.

Объективным результатом творческой деятельности является возникновение чего-либо нового, не существовавшего ранее, прежде всего, для самого творца.

Формы творчества бесконечно разнообразны, а сущность его одна: созидание.
Творческая индивидуальность личности проявляется в наличии у человека

- творческого потенциала, творческих способностей;

- потребности в творческом труде или деятельности;

- определенного уровня творческих достижений человека;

- личностного стиля творчества;

- особой иерархии мотивов, среди которых мотив творческого самоутверждения занимает место смыслообразующего.

Основная цель и главный смысл образовательной деятельности - развитие личности, создание условий для творческого ее саморазвития, раскрытия ее дарований, самореализации в труде.

Исследования психологов и педагогов показывают, что начинать формировать творческие способности личности необходимо как можно раньше.

Опыт творческой деятельности – один из компонентов содержания образования, и необходимость его формирования в первую очередь связана с необходимостью создания условий для самореализации учащихся. По мнению доктора педагогических наук В.П. Беспалько, творческого уровня человек достигает лишь в тех видах деятельности, которые соответствуют его способностям.

Исходя из этого, чтобы воспитывать творцов или формировать опыт творческой деятельности, следует в процессе обучения создавать широкую, вариативную среду, в которой каждый ребенок сможет найти себе дело по душе, выбрать интересующий его вид деятельности

Пути:

- индивидуальный подход;

- поощрение сообразных проявлений самостоятельности и творчества;

- развитие у воспитанников ощущения безопасности и поддержки/понимания;

- работа по развитию самостоятельности и творческой индивидуальности на уроках и в рамках внеурочных форм;

Способы стимулирования творческой активности:

  • создание благоприятной атмосферы; доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребёнка способствуют проявлению многоаспектного мышления;
  • обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
  • поощрение высказывания оригинальных идей;
  • обеспечение возможностей для упражнений и практики, широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа применительно к самым разнообразным областям;
  • использование личного примера творческого подхода решению проблем;
  • предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Определение. Значение. Пути: N индивидуальный подход; поощрения сообразных проявлений самостоятельности и творчества; N развитие у воспитанников ощущения безопасности и поддержки/понимания; N работа по развитию самостоятельности и творческой индивидуальности на уроках и в рамках внеурочных форм; N преобразование депривированных проявлений творчества и самостоятельности в социально одобряемые. Средства (юмор, внимание/невнимание, патронаж и др.). Формы (вербально-установочные/разъяснительные, общественное одобрение, совместная работа с родителями, включение в программу дополнительного образования).

 

 


13. Индивидуальный подход к учащимся в образовательном процессе.

Термин “индивидуальный подход” обозначает дидактический принцип обучения и воспитания - один из важнейших как в общей, так и в специальной педагогике.

Индивидуальность-сочетание индивидуальных свойств человека, физиологических и социальных качеств. Сущность принципа индивидуального подхода состоит в учете индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей.

Под индивидуальным понимается такое обучение, когда учитель обучает каждого ученика отдельно, ориентируясь на его индивидуальный темп усвоения учебного материала и его способности.

Преимущество такой формы обучения в том, что учитель имеет непосредственный контакт с учеником и всегда может исправить ошибки и отметить успехи.

Индивидуальное обучение позволяет глубже изучить особенности личности ученика и его познавательные возможности.

Индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей. К понятию “индивидуальный подход” относятся все меры, направленные на создание благоприятных условий для обучения и развития учащихся, определяемыми их индивидуальными возможностями.

Успешность в учении и воспитании зависит от мастерства учителя. Ученики бывают разные. Необходимо иметь индивидуальный подход, развивать сильного, помочь слабому, чтобы приобщить к учебе. Необходимо учитывать природу человека и сообразно выбирать методы педагогических воздействий. В школе большое внимание уделяется коллективному воспитанию, ориентируясь на середняка. Зачастую педагоги не замечают отстающих и не развивают сильных. Чувство меры! Если у ребенка нет ярко выраженных способностей, нужно стараться их выявить разносторонними методами (задачи, музеи, труд, творчество). Проблема: нехватка времени для подхода к каждому ученику индивидуально.

Основания дифференциации учеников:

ü психо-физиологические параметры (темперамент, характер, волевые качества, способности, психические свойства личности, обладая которыми человек может успешно выполнять ту или иную деятельность; существует генетическая склонность, но на развитие влияют среда и воспитание, особенности мышления, памяти и пр.).

ü возрастные особенности (доминирующий вид деятельности, потребности);

ü личностные качества (направленность, ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведение, интересы и пр.);

ü индивидуальные особенности, связанные с условиями воспитания в предыдущие периоды (прежде всего, отношение к УВП);

ü возможности (социальные, физические, материальные и др.);

ü особенности семьи;

Действия педагога: 1.постоянное изучение индивидуальных особенностей темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки воспитанников;

2. умение диагностировать и знать реальный уровень сформированности качеств;

3. привлечение воспитанников к деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;

4.изменение тактики воспитания в зависимости от новых сложившихся обстоятельств;

 5. максимальная опора на собственную активность личности;

 6. сочетание воспитания и самовоспитания;

 7. развитие самостоятельности, инициативы, самодеятельность воспитанников;

8. целесообразная организация и направление деятельности.

 Важно найти подход к ученику, сделать его своим другом, союзником, сотрудником.

Если индивидуальные особенности, характерные для одних школьников, будут наблюдаться и у других, то такие особенности называют типическими, т.е. присущими определенной группе учащихся. Учет типических особенностей учащихся происходит в процессе дифференцированного подхода. Дифференцированный подход-это учет педагогом индивидуальных особенностей группы учащихся в процессе обучения. Важно, чтобы каждый ученик в течение всего урока был занят решением посильной для него задачи, т.к. только при этом условии можно поддержать у учащихся интерес к учению.

На уроке индивидуальный подход может быть выражен в следующем:

ü содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников время на выполнение работы уменьшается;

ü содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников предлагаются задания большего объема или более сложные;

ü задание общее для всего класса, а для слабых учеников дается вспомогательный материал, облегчающий выполнение задания (опорная схема, алгоритм, таблица, программированное задание, образец, ответ и т.д.);

ü используются на одном этапе урока задания различного содержания и сложности для сильных, средних и слабых учеников;

ü предоставляется самостоятельный выбор учениками одного из нескольких предложенных вариантов заданий. Чаще всего используется на этапе закрепления материала.

 

Индивидуальный подход в воспитании предполагает организа­цию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности. Таким образом, индивидуальная работа — это деятельность педа­гога-воспитателя, требующая знаний общего, типичного и инди­видуального, и осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Она выражается в реализации принципа индиви­дуального подхода к учащимся в обучении и воспитании.

Очень важно в современных условиях индивидуальную рабо­ту с детьми поставить на научную основу, использовать практи­ческие рекомендации и советы по реализации личностного, ин­дивидуального и дифференцированного подходов. Эффективность индивидуально-воспитательной работы зависит от профессиона­лизма и опытности педагога-воспитателя, его умения изучать личность и помнить при этом, что она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием физических и психологических осо­бенностей, присущих только конкретному человеку и отличающих его от других людей. Учитывая их, учитель определяет формы и методы воспитательного воздействия и взаимодействия. Все это требует от преподавателя не только педагогической подготовки, но и знаний по психологии, физиологии, гуманистической тех­нологии воспитания на диагностической основе.

В индивидуальной работе с детьми, по мнению Н.Е. Щурковой, педагоги-воспитатели должны руководствоваться следующи­ми принципами:

• установление и развитие деловых и межличностных контак­тов на уровне «учитель—ученик—класс»;

• уважение самооценки личности ученика;

• вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера;

• постоянное усложнение и повышение требовательности к ученику в ходе избранной деятельности;

• создание адекватной психологической почвы и стимулирова­ние самовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации программы воспитания.

Индивидуальная работа с детьми включает несколько этапов. На первом этапе классный руководитель (воспитатель) изучает науч­но-методические основы личностно-ориентированного воспитания, проводит диагностирование личности каждого ребенка, устанав­ливает дружеские контакты с детьми, организует совместную кол­лективную деятельность. На втором этапе воспитатель продолжает изучать учащихся в ходе разнообразной деятельности. Опыт пока­зывает, что педагоги-воспитатели, изучая детей, используют со­вокупность самых разных методов: наблюдение, беседы, анкети­рование, интервьюирование, тестирование, социометрию, метод экспертных оценок, анализ документации, эксперимент и др.



Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.