Коллективная форма познавательной деятельности учащихся. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Коллективная форма познавательной деятельности учащихся.

2021-03-17 106
Коллективная форма познавательной деятельности учащихся. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

До недавнего прошлого - это наименее разработанная в дидактике форма организации познавательной деятельности. И только сейчас, благодаря усилиям В.К. Дьяченко, который разработал теоретические и технологические осно­вы этой формы и провел большую экспериментальную работу в школах мно­гих областей и краев России, эта форма познавательной деятельности начина­ет осваиваться многими учителями.

Что же собой она представляет

 «Если все члены коллектива обучают каждого, то такая учебная работа есть коллективная. Но что значит, ВСЕ члены коллектива уча­ствуют в обучении? Это значит, что и каждый член группы (коллектива) вы­ступает в качестве обучающего. Поэтому сущность коллективного обучения может быть сформулирована так: ВСЕ обучают каждого, и каждый обучает всех». И далее. «При коллективном обучении, если оно действительно коллек­тивное, - то, что знает один, должны знать все. И с другой стороны, все, что знает коллектив, должно становиться достоянием каждого»

Познавательная учебная деятельность учащихся — достаточно сложный процесс, который не всегда по разным причинам осуществляется эффективно. Это вызывает необходимость проводить его мониторинг. Для чего важно выбрать или создать модель познавательной деятельности? В качестве такой модели можно рассматривать последовательность:

Восприятие → осмысление → запоминание → применение → обобщение → систематизация.

Таким образом, учебная деятельность — специфический вид деятельности, направленной на самого обучающегося как ее субъекта — совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им общественного опыта.


  10. Игра в педагогическом процессе: значение, виды, условия эффективности. Игра на уроке и во внеучебной деятельности.

 

План

  1. Игра как особый вид деятельности, ее значение.
  2. Педагогическая игра, ее особенности, задачи ПИ
  3. Условия эффективност ПИ
  4. Виды ПИ (классификация Г. Селевко)
  5. Игры учебные, по предмету, воспитательные. Примеры из педагогической практики.

Значение

Игра наряду с трудом и учением один из основных видов деятельности человека.

Игра — это вид деятельностив условной ситуации, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется поведение человека.

Значение игры состоит, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.

Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.

Игру как метод обучения и воспитания, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в школьных и внешкольных учреждениях.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью. 

Т.Е специфическим признаком педагогических игр является их преднамеренность, планируемость, наличие учебной цели и предлагаемого результата.

Игры, которые используются в обучении - дидактические игры - специально организованная учебно-познавательная деятельность, в которой приобретаются знания, умения, навыки и развиваются значимые качества обучающегося за счёт активного включения в социально-коммуникативное взаимодействие в обстановке состязательности и творческого поиска.

Функции:

Игра  стимулирует интерес, создает положительный эмоциональный фон, условность ситуации снимает напряжение (из-за страха сделать неверно), обеспечивает мотивацию достижения успеха в обучении (ориентирует школьника на успех а не неудачу), развивает творческие способности учащихся, формирует навыки учебной деятельности, способствует освоению социальных ролей.

Игра позволяет решить ряд задач:

  • дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
  • развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
  • воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
  • социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых методов, приемов и ситуаций.

Условия эффективности.

Реализация игровых методов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

В современной школе, игра используется в следующих случаях:

— в качестве самостоятельного метода для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

— как форма организации обучения для решения конкретных дидактических задач фрагмента (закрепления, применения, обобщения, повторения);

— как технология внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).

Успешность применения игр возможна при соблюдении следующих условий:

- Точность и ясность содержания и целей проведения игры;

- выбор адекватных видов и форм организации игры;

- соблюдение последовательности этапов при проведении игры (от подготовительного до оценочно-результативного);

- соблюдение законов, правил и принципов игры;

- индивидуально-дифференцированный подход к учащимся разным уровнем обученности по предмету и с разной настроенностью на игру.

- активное включением учащихся в игру;

- наличие общей системы адекватных оценок и самооценок процесса и результатов игры.

 

Виды

Виды педагогических игр

По виду деятельности

физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Методические типы игр: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

По характеру игровой методики.

игры с готовыми правилами;

игры свободные, правила которых устанавливаются по ходу игровых действий; игры, которые сочетают предыдущие два варианта (правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу).

По содержанию игры с готовыми правилами различают: все предметные (математические, химические и т.д.), спортивные, подвижные, интеллектуальные (дидактические), строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), лечебные, коррекционные (психологические игры-упражнения), шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и т.п.

По содержанию свободные игры различают по той сфере жизни, которые они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые игры в профессию, этнографические.

По игровой среде:

различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с разными средствами передвижения.

По форме (форма есть способ существования и выражения содержания): игры-празднества, игровые праздники; игровой фольклор; театральные игровые действия; игровые тренинги и упражнения; игровые анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые импровизации; соревнования, состязания, противоборства, соперничества; конкурсы, эстафеты, старты; свадебные обряды, игровые обычаи; мистификации, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маскарады; игровые аукционы и т.д.

(Герман Селевко, доктор педагогических наук, автор книг по педагогическим технологиям «Энциклопедия образовательных технологий»)


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.