Способы выражения оценки. Пятибалльная система отметок в советской школе — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Способы выражения оценки. Пятибалльная система отметок в советской школе

2021-03-17 103
Способы выражения оценки. Пятибалльная система отметок в советской школе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Количественным выражением оценки является отметка. «Оценка» и «отметка» — понятия хотя и близкие, но далеко не идентичные.Отметка условно выражает количественную оценку знаний, умений и навыков учащихся в цифрах или так называемых баллах.В Италии- одиннадцатибалльная система, в Голландии — десятибалльная.В советской общеобразовательной школе применяется пятибалльная система отметок, причем высшим баллом считается «5», а низшим «1».Объективность и точность выставляемых учащимся отметок при оценке результатов их учебной деятельности обеспечивается установлением соответствующих критериев (см. Устав средней общеобразовательной школы)

Проблема:в процессе контроля проявляются и серьезные негативные стороны, когда учителя вследствие неправильного отношения (по различным причинам) к требованиям обеспечения объективности выставляемых отметок, допускают нарушения.

Негативная сторона практики контроля заключается прежде всего в том, что в школах иногда допускается фетишизация отметок, которые становятся главным, а в ряде случаев даже единственным показателем качества учения школьников и работы учителя. Дело осложняется часто еще и тем, что отметки констатируют только уровень знаний учащихся, основанный на работе их памяти и репродуктивной деятельности, не отражают всестороннего развития, наличия и глубины мировоззренческих понятий и убеждений, самостоятельности и активности, творческих способностей, коллективистических и других положительных качеств формирующейся в процессе обучения личности, навыков умственной деятельности, практических навыков и навыков самообразования.

Особенно сложной в практике применения пятибалльной системы является проблема двойки. Проблема эта заключается в том, что полученная двойка обычно психологически травмирует учащегося, вызывает у него отрицательные эмоции. Морализация и нотации, которыми учителя нередко сопровождают выставление двоек, лишь ухудшают положение, так как приводят к образованию у ученика определенного смыслового барьера, вследствие которого действия учителя не достигают цели, а ученик приходит к сознанию своей неполноценности, несправедливого отношения к нему и т п Большую опасность представляет наблюдаемая иногда инерция отметок, т. е. выставление их по установившейся традиции, согласно которой ответ отличника нельзя оценить плохим баллом ни в каком случае, а слабоуспевающий ученик не может получить «вдруг» отличную или хорошую отметку, если даже за свой ответ он ее объективно заслуживает.

Нарушения педагогических требований к выставлению отметок приводят в некоторых случаях к тому, что школьники стремятся к получению пятерок и четверок не ради приобретения знаний, овладения умениями и навыками, формирования качеств личности, а с целью сохранения и упрочения своего престижа в школе, в семье. Другие учащиеся, которые по различным причинам не могут добиться желаемых отметок, теряют веру в свои возможности и никак не реагируют даже на отрицательные отметки.

Сложность применения пятибалльной системы обусловлена также и тем, что установленные нормы оценок являются средними и ориентировочными. Все богатство оттенков ответов учащихся невозможно вложить в жесткие рамки пяти баллов.

Передовые учителя и работники органов народного образования, дидакты и психологи, методисты разрабатывают и реализуют меры по устранению формализма в оценке учебного труда учащихся. Так, на уроках оценивается в баллах не каждый ответ учащегося; с целью более обстоятельного выявления общего уровня подготовки ученика практикуется выставление отметки за все виды учебной деятельности его на данном уроке (так называемый поурочный балл) или за ответы ученика на нескольких уроках с учетом участия его в обсуждении ответов своих товарищей, практикуется комментирование и мотивирование выставляемых отметок, указание путей улучшения учения школьников.

Учет представляет собой педагогически осмысленные количественные итоги учебной деятельности учащихся за определенный период. Основой этого учета служит фиксация результатов текущего, периодического и итогового контроля, выраженных отметками, в классных журналах и других формах школьной документации, а также оценочные суждения учителей. Учет учебной работы учащихся проводится по пройденным темам и разделам программы, по итогам четверти, полугодия или учебного года. Статистическая обработка количественных показателей оценки учебной работы учащихся при условии соответствия их установленным педагогическим требованиям в сочетании с качественными ее характеристиками и психолого-педагогическим анализом дает возможность с достаточной объективностью судить об успехах работы учителей и учащихся за определенный период.

Под учетом понимается педагогически обобщенный итог работы учащихся и учителя за определенный промежуток времени.

Статистическая обработка оценок успеваемости по законченным темам, разделам программы и курсу учебной дисциплины позволяет учителю и руководству школы судить об эффективности учебного процесса. Поурочные, разрозненные оценки учащихся не всегда позволяют выявить типичное и характерное в их учебной работе. При учете же результатов учебно-познавательной деятельности можно получить достаточно полную картину о каждом ученике.



Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.