Взаимодействие педагогов и воспитанников. Стили педагогической деятельности. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Взаимодействие педагогов и воспитанников. Стили педагогической деятельности.

2021-03-17 145
Взаимодействие педагогов и воспитанников. Стили педагогической деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Педагогическое взаимодействие является универсальной характеристикой педагогического процесса. Оно значительно шире категории "педагогическое воздействие", сводящей педагогический процесс к субъект-объектным отношениям.

Виды взаимодействий: "ученик-ученик", "ученик-коллектив", "ученик-учитель", "учащиеся - объект усвоения" и т.п. Основным отношением педагогического процесса является взаимосвязь "педагогическая деятельность-деятельность воспитанника".

Принято различать разные виды педагогических взаимодействий, а, следовательно, и отношений: педагогические (отношения воспитателей и воспитанников); взаимные (отношения с взрослыми, сверстниками, младшими); предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры); отношения к самому себе. Важно подчеркнуть, что воспитательные взаимодействия возникают и тогда, когда воспитанники и без участия воспитателей в повседневной жизни вступают в контакт с окружающими людьми и предметами.

Педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны, два взаимообусловленных компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника.

Взаимодействие = взаимовлияние + взаимовоздействие + взаимные изменения. Подразумевает активность обеих сторон. Два основных пути взаимодействия – деятельность и общение (взаимодействие педагогов и воспитанников осуществляется за счет совместной деятельности и порождаемого оной общения). Взаимодействие педагогов и воспитанников может осуществляться через содержание и способы организации деятельности, а также проявление личностных качеств и свойств в деятельности и/или общении.

Различные типы взаимодействия педагогов и воспитанников: 1. авторитетные отношения: взрослый – диктатор, ребёнок – исполнитель; 2. отношения чрезмерной опеки  – деятельность ребенка активна, педагог опекает и контролирует; 3. отношения/педагогика «свободного воспитания» – абсолютная самостоятельность ученика (устранение педагога). 4. «педагогика разумной опеки» – сочетание активной деятельности детей с активной организаторской/координирующей деятельностью педагога. Между педагогом и воспитанником формируются отношения, когда их позиции соразмерны собственному опыту, совместная творческая деятельность, создание совместного творческого опыта, вместе осваивают и вместе создают социальное пространство, педагогика общей работы.

 

Стиль – устойчивые способы и приёмы деятельности.

Стили в педагогическом процессе: 1– руководства, 2– собственно деятельности, 3– общения.

 

1. Стили руководства:

авторитарный (диктаторский) – ученик объект педагогического воздействия, учитель принимает решения и устраивает контроль, учащиеся теряют активность, обнаруживается низкая самооценка, агрессивность, главный метод - приказ, устрашение;

демократический (сотрудничающий) – ученик равноправный партнер в общении, коллега в совместной деятельности, учитель привлекает ученика к принятию решения, методы – приобщение к действию, совет, просьба, ученик испытывает состояние покоя, высокая самооценка;

попустительский (либеральный) – стремление педагога минимально включаться в деятельность, педагог формально выполняет свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием, равнодушие и незаинтересованность проблемами учащихся, отсутствие контроля деятельности школьников и динамики развития их личности, успеваемость и дисциплина в классах таких педагогов, как правило, неудовлетворительны.

 

2. Стили педагогической деятельности зависят от установок (ориентаций) педагога на компоненты организации педагогического процесса:

по отношению педагога

       к целям и задачам

«+ проективный стиль (выдвигаются задачи на будущее)

«- ситуативный стиль (задачи выдвигаются только после возникновения проблемы; спонтанность, ненаправленность);

       к отбору содержания и средств

«+ творческий (поиск новых приемов, оригинальных путей использования методов)

«- репродуктивный (воспроизведение готовых образцов; в позицию репродуктивных исполнителей вовлекаются ученики);

       к способам организации

«+ коллективистический (стремление воспитанников к участию; совместная организация)

«- эгоцентрический (стремление педагога к единоличной деятельности; ориентация только на себя);

       к результатам

«+ эффективный (единство качества внешнего и внутреннего результатов; приоритет воспитательного результата над практическим)

«- эффектный (ориентированность на внешний эффект, то, как это выглядит со стороны).

Сочетание характеристик стиля:

 

3. Стили общения:

а. по «расстоянию»:

-«дистанция»;

-«панибратство».

б. по форме общения:

-превосходство, назидание;

-заискивание, желание угодить, сгладить впечатление.

в. по тону общения:

-агрессивный;                  -«сюсюкающий»;

-крикливый;                      -«писклявый».



Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.