Современное состояние и тенденции развития педагогической науки. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Современное состояние и тенденции развития педагогической науки.

2021-03-17 495
Современное состояние и тенденции развития педагогической науки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Современное состояние и тенденции развития педагогической науки.

Педагогика – от греч. Paidagogike, что букв. значит «веду ребенка»

Сегодя Педагогика

1) наука о воспитании, обучении, образовании человека

2) область чел. деят-ти, связанная с воспитанием и обучением (практика)

Периоды развития педагогики

  1. Донаучный – постепенное накопление человечеством практического педагогического опыта. Источники пед-ки: народная мудрость, философия, литература, науки о человеке и общ-ве
  2. Научный – становление и развитие специальной самостоят. науки

Признаки становления пед-ки как науки: - открытие науч спец-тей в обл пед-ки в сист подготовки науч кадров высш квалиф (защита диссертаций); - создание собст науч стр-р – кафедр, НИИ, РАО и др.; - издание спец науч лит-ры и периодики; - формирование и организация жизни науч сообщ-ва (коференции, семинары, дискуссии и др.)

 

Основное

1. Название науки «педагогика» связано с греческой системой образования. Педагогом называли раба, который водил ребенка в школу. Значение слова педагогика можно обозначить как «детовождение».

2. Научная педагогика (как самостоятельная наука, имеющая свой объект) появилась в середине 17 века. Труд чешского педагога Яна Амоса Коменского «великая дидактика» считается одной из первых научных работ по педагогике.

3. Педагогика развивалась за счет обогащения содержания, основанного на фактическом материале, полученном в результате длительных наблюдений, экспериментов и опытов в области обучения и воспитания. Сегодня содержание педагогической науки представлено в ее основных разделах: Общая педагогика, теория обучения, теория воспитания.

3. Обогащение и развитие педагогики происходит за счет ее взаимодействия с другими науками:  философией, социологией, психологией, историей, экономикой, правоведение, медицина и др.

Современный этап развития педагогического знания основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками — философией, психологией, социологией, физиологией, математикой, политологией, экономикой. Обогащение научного языка и понятийного аппарата происходит  за счет заимствования терминов,

применения научных методов  методов и исследовательских методик  методик других наук (тесты, анкетирование, диагностика)

-создания я новых науч областей – напр, валеология (биология+медицина+психология+педагогика)

 4.    В процессе дифференциации научной дисциплины выделяются различные области педагогики — общая, дошкольная, школьная, профессиональная, социальная, возрастная, сравнительная, коррекционная, военная, спортивная, частные методики. А также история педагогики, педагогика высшей школы, антропогогика (обучение, воспитание и развитие человека на протяжении всего жизненного пути).

Совокупность отраслей педагогики образует развивающуюся систему педагогических наук.

5. расширяется сфера педагогического исследования. Если ранее педагогика понималась как наука о воспитании ребенка, то сегодня педагогика изучает и вопросы образования, обучения воспитания взрослых (андрогогика).

6. В педагогике как развивающейся науке содержатся гипотетические положения, требующие научного и практического подтверждения (например, содержащиеся в диссертационных исследованиях)

7. Особе нности соврем пед-ки

- продолжается процесс самоорганизации и самоутверждения (уточн-е предмет области, рост науч потенциала)

- фундаментализация и инновационность

- усиление процессов дифференциации и интеграции.

- технологизация

- стандартизация

- информатизация


2. Структура современной системы образования. Виды образовательных учреждений.

 

Современная система образования

-образовательная программа - различные уровни и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;

-образовательный стандарт

-образовательные учреждения (их виды, типы, организац-правовые формы)

-органы управления образованием

Образовательные учреждения: -типы -виды - организац-правовые нормы

Типы: - общеобразовательные и профессиональные

Виды: 1. гимназия: базовая орг. прогр, общеобраз учреждение повышенного уровня образ-я разных профилей на базе широкого гуманитарного образования. Цель - подготовка выпускников с компетентным уровнем образ-ти для поступл-я в вузы. 1ая ступень (5-9 кл) прогимназия, 2ая ступень (10-11 кл) гимназия. Гимназии быв классические и реальные. Приоритеты: лит-ра, история, МХК, ин.языки (как минимум 2), классич языки.

2. лицей - общеобразоват учрежд-е повыш уровня образ-я, им опр специализацию и профильную направл-ть обучения. Быв 4 года обуч-я (8-11 кл.) и 2 года обуч-я (10-11 кл). Изуч 1 европейский язык, выде-ся профильный блок.

3. образовательный центр - разноур и многопрофильн общеобраз учр-е, предоставл уч-ся выбор образ программ, соотв их потр-ям и возм-тям. Чаще всего - на базе общеобраз учрежд-я. Образ программы: базовые, повышенные (гимназич/лиц), коррекц-компенсатор, доп.

4. авторская школа - общеобраз учр-е, где пед коллективом разраб и реализ специфич пед сист, отл сод-ем и организацией образ пр-са. Д.б. лидер (директор). Напр, гимназия 56.

5. реальная школа - а)школа, кот предоставл возм-ть любому ребенку достигнуть Ур-ня ф-цион грамот-ти; б) школа, реализ образ программы приклад напр-ти.

6. образоват комплекс - объед разл образоват учр-я в 1 струкут, обесп непрерыв-ть и преемст-ть образ-я. Напр, детский сад - школа - гимназия, школа - ВУЗ, лицей - ВУЗ.

7. учрежд-е доп образ-я детей - учр-я, предоставл разнообр доп образ услуги с целью расшир-я общ образ-я и разв-я лич-ти, ее задатков и способ-тей. Напр, муз школа, худ школа, спортив школа, ДДТ и т.п.

8. колледж - учр-е професс образ-я - нач, ср, высш. Напр, ПТУ, техникумы, проф. ВУЗы. Цель - подг выпускников к конкр проф деят-ти.

Организационно-правовые нормы: - гос-венные - муницип-е - частные

Органы упр-я образ-ем: мин-во образ-я-> агентства-> департамент/комитет и т.п.-> отдел/комитет и т.д.


 

3. Дифференциация образования. Виды и типы образовательных программ в современной системе образования.

Бордовская, Реан ©

Дифференциация - это ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся или студентов при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса. Дифференциация может воплощаться на практике разными способами, например, через группировку учащихся по признаку их успеваемости; разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору; разделение учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии; составление индивидуальных планов и образовательных маршрутов для отдельных учащихся или студентов в соответствии с интересами и профессиональной ориентацией и т. д.

Диверсификация - это широкое многообразие УЗ, ОП и органов управления.

Многовариантность означает создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулирование учащихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышления. На практике многовариантность проявляется через возможность выбирать темпы обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать тип ОУ, а также дифференциацию условий обучения в зависимости индивидуальных особенностей учащихся или студентов (в классе, группе, индивидуально, с помощью компьютера и т.д.) и др.

Многоуровневость - это организация многоэтапного образовательного, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека. Каждый уровень - это период, который имеет свои цели, сроки обучения и свои характерные особенности. Момент завершения обучения на каждом этапе является качественной завершенностью образования. Например, многоуровневая система высшего образования ориентирована на три уровня: I - общее высшее образование (2 года), II – базовое высшее образование - бакалавриат (2 года общего образования + 2 года), III - полное высшее образование - магистратура (4 года бакалавриата + 2 - магистратуры).

Виды и типы образовательных программ в современной системе образования.

Закон «Об образовании» (1992 г, в современной редакции) дает определение образовательной программы, ее видам и содержании.:

Статья 9. Образовательные программы

1. Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

1) общеобразовательные (основные и дополнительные);

2) профессиональные (основные и дополнительные).

2. Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

3. К основным общеобразовательным относятся программы:

1) дошкольного образования;

2) начального общего образования;

3) основного общего образования;

4) среднего (полного) общего образования.

4. Основные профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

5. К основным профессиональным относятся программы:

1) начального профессионального образования;

2) среднего профессионального образования;

3) высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры);

(в ред. Федерального закона от 24.10.2007 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) послевузовского профессионального образования.

6. Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.

6.1. Основные профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

* отличие от учебной программы (нормативный документ, определяющий содержание учебного курса по определенному предмету, его разделы, темы их последовательность, а также регламентирующий время, контрольные вопросы и критерии оценки усвоения содержания).

Образовательная программа - нормативный документ, определяющий содержание и организацию (кол-во часов/нед) образовательного процесса (ведущие концептуальные идеи) определенного уровня и направленности на конкретном образовательном маршруте учащихся. ОП является моделью пути достижения образовательного стандарта, определяет условия способствующие достижению учеником избранного уровня образованности в соответствии с его потребностями. Структура ОП: 1) цели программы (цели образования + описание условий для достижения эффективности процесса образования); 2) учебный план (инвариантная и вариантивная часть); 3) комплект учебных программ по всем предметам (соответствие учебной программы учебному плану); 4) набор программ внеучебной деятельности (связанных с учебной программой); 5) организационные условия и педагогические технологии, применяемые при реализации программы; 6) систему методов педагогической диагностики (обеспечивают обоснование и корректировку ОП); 7) описание ожидаемых результатов и направление образовательных маршрутов. Соотнесение ОП со ступенями образования – для каждой своя специфика целей, плана.

Типы образовательных программ: расширенного обучения -углублённого обучения с основам школьной ОП; реабилитационная; профильная - интенсивного научного обучения;

В соответствии с приоритетными целями: ориентационная (формирование личностных ориентиров в определенной области); фундаментальная (освоение фундаментальных знаний в конкретной научной области); прикладная (создание условий для совокупности умений).

ОП для профессионалов (педагогов, администрации, управленцев) и для потребителей (родители, учащиеся).

ОП рассматривается как действенный механизм реализации прав ребенка: реализация права выбора ОУ, ОП в соответствии с образовательными потребностями

Тот же, что в сделанных уже ответах, которые мы взялись переделывать. Единственное, что я бы добавила:

Типология образовательных программ

       Обр. программа:

- общего                                                                          - начального

- профессионального                                                     - основного

- дополнительного образования                                   - среднего

                                                                              - высшего    

 

4. Проблема управления качеством образования. Образовательные стандарты. Уровни образованности. Компетентностный подход.

1.    Проблема качества образования - одна из центральных в современной образовательной политике и науке, потому что она связана с решением комплекса задач, направленных на развитие личности, её подготовку к жизни в быстро меняющемся и противоречивом мире, личности с высокими нравственными устремлениями и мотивами к высокопрофессиональному труду.

Словосочетание «качество образования» в начале 90-х годов ХХ века впервые в России появилось в Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992 и 1996гг.), в статье о государственном контроле качества образования.

В обобщенном виде качество образования определяется как совокупность его свойств и их проявлений, способствующих удовлетворению потребностей человека и отвечающих интересам общества и государства.

Состояние проблемы управления качеством современного образования определяется факторами внешней среды, а именно социально-экономическими условиями деятельности субъектов, важнейшей составляющей которых выступает рынок труда.

Качество образования измеряется его соответствием образовательному стандарту.

 

2.    Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация, которая вызвана двумя обстоятельствами. Прежде всего, необходимостью создания в стране единого педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений.

Понятие стандарта происходит от английского слова standart, означающего норму, образец, мерило. Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала (В.С.Леднев).

В этом смысле стандартизация образования в развитых странах мира давно осуществляется посредством разработки учебных планов и программ, установления определенного уровня образования и др. Однако сам термин "стандарт" в отношении образования стал использоваться сравнительно недавно.

В государственном стандарте общего среднего образования выделяются три уровня: федеральный, национально-региональный и школьный.

× Федеральный компонент устанавливает: обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования; требования к уровню подготовки выпускников; максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, а также нормативы учебного времени;

× Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки. Он основан на принципе включения обучающихся в родную этнокультурную среду и национальные традиции, даёт образовательному учреждению статус национального образовательного учреждения;

× Наконец, стандартом устанавливается объем школьного компонента содержания образования, отражающего специфику и направленность отдельного образовательного учреждения.

 

Стандарт образования, с одной стороны, отражает обязательства государства перед своим гражданином, а с другой - гражданина перед государством в области образования. Государство требует от своего гражданина достижения определенного стандартом уровня образованности и гарантирует в свою очередь необходимый для этого уровень образовательных услуг.

Сущность стандарта общего среднего образования раскрывается через его функции, которые многообразны и тесно связаны между собой. Среди них следует выделить функции

× социального регулирования (решение многих демографических и социальных проблем: возможности миграции населения, признания документов об образовании, полученных в различных регионах),

× гуманизации образования (Право ограничиться при изучении трудного или нелюбимого предмета минимальными требованиями освобождает ученика от непосильной суммарной учебной нагрузки и позволяет ему реализовать свои интересы и склонности),

× управления (возможность реорганизации существующей системы контроля и оценивания качества результатов обучения),

× повышения качества образования (позволяет решить вопрос о гарантированном достижении каждым учеником определенного, заранее заданного уровня базовой культуры личности, способствует повышению общего уровня образованности и, следовательно, повышению качества образования в целом).

×

Образовательный стандарт задает также общие требования к разработке нормативных документов образования, их практической реализации в учебно - воспитательных учреждениях. Главная цель внедрения стандарта — не допустить снижения уровня образованности граждан, создать равные условия для получения образования во всех типах учебно-воспитательных учреждений, установить одинаковые для всех требования к знаниям, умениям выпускников.

Образовательный стандарт — своеобразная гарантия на получение образования высокого уровня. На основе стандарта осуществляется общая, равная для всех диагностика обученности (ЕГЭ)

 

3.    Под уровнем образованности понимается качество личности, которое характеризуется способностью решать задачи познавательной, ориентационной, коммуникативной и преобразовательной деятельности, опираясь на освоенный социальный опыт. Уровни образованности различаются классами задач, которые способны решать личность на основе использования социального опыта.

× формирование фрагментарных знаний в различных предметных областях;

× достижение уровня информированности, который характеризуется системными знаниями в изучаемых предметных областях и способностью репродуцировать их;

× достижение уровня допрофессиональной компетентности, достаточного для получения профессионального образования в определенной должности;

× достижение уровня общекультурной компетентности, достаточного для ориентации в ценностях культуры, формирования способности самостоятельно оценивать конкретные явления культуры, для овладения методами самообразовательной деятельности;

× достижение уровня методологической компетентности, достаточного для решения мировоззренческих, исследовательских, творческих задач.

 

4.    В 2008 году введён новый Федеральный Государственный Образовательный стандарт, в основе которого лежит компетентностный подход.

Компетенция - способность осуществлять какую-либо деятельность, как привычную, так и новую, на основе органического единства знаний, умений, опыта и отношений, а также это способность применять знания, умения отношения и опыт в знакомых и незнакомых трудовых ситуациях

Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: компетенция и компетентность, при этом первое из них "включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов", а второе соотносится с "владением, обладанием человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:

× Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.

× Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.

× Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

× Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.

 

С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей (необходимая осведомленность – знания, способы деятельности), подготовленность в определенных сферах, наличие определенных полномочий для соответствующего рода деятельности)

Данный подход позволяет решить задачи по формированию компетенций у школьников, а именно:

× учебно-познавательной (определять цели и порядок работы, самостоятельно планировать свою учебную деятельность и учиться, устанавливать связи между отдельными объектами, применять освоенные способы в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль);

× коммуникативной (сотрудничать, оказывать помощь другим, участвовать в работе команды, обмениваться информацией);

× информационной (самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, структурировать, преобразовывать, сохранять и передавать её);

× личностного самосовершенствования (анализировать свои достижения и ошибки, обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников, осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности)

 

Сферы компетенций: познавательная, общественная, трудовая, бытовая, культурная деятельность.


Значение

Игра наряду с трудом и учением один из основных видов деятельности человека.

Игра — это вид деятельностив условной ситуации, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется поведение человека.

Значение игры состоит, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.

Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.

Игру как метод обучения и воспитания, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в школьных и внешкольных учреждениях.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью. 

Т.Е специфическим признаком педагогических игр является их преднамеренность, планируемость, наличие учебной цели и предлагаемого результата.

Игры, которые используются в обучении - дидактические игры - специально организованная учебно-познавательная деятельность, в которой приобретаются знания, умения, навыки и развиваются значимые качества обучающегося за счёт активного включения в социально-коммуникативное взаимодействие в обстановке состязательности и творческого поиска.

Функции:

Игра  стимулирует интерес, создает положительный эмоциональный фон, условность ситуации снимает напряжение (из-за страха сделать неверно), обеспечивает мотивацию достижения успеха в обучении (ориентирует школьника на успех а не неудачу), развивает творческие способности учащихся, формирует навыки учебной деятельности, способствует освоению социальных ролей.

Игра позволяет решить ряд задач:

  • дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
  • развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
  • воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
  • социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых методов, приемов и ситуаций.

Условия эффективности.

Реализация игровых методов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

В современной школе, игра используется в следующих случаях:

— в качестве самостоятельного метода для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

— как форма организации обучения для решения конкретных дидактических задач фрагмента (закрепления, применения, обобщения, повторения);

— как технология внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).

Успешность применения игр возможна при соблюдении следующих условий:

- Точность и ясность содержания и целей проведения игры;

- выбор адекватных видов и форм организации игры;

- соблюдение последовательности этапов при проведении игры (от подготовительного до оценочно-результативного);

- соблюдение законов, правил и принципов игры;

- индивидуально-дифференцированный подход к учащимся разным уровнем обученности по предмету и с разной настроенностью на игру.

- активное включением учащихся в игру;

- наличие общей системы адекватных оценок и самооценок процесса и результатов игры.

 

Виды

Виды педагогических игр

По виду деятельности

физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Методические типы игр: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

По характеру игровой методики.

игры с готовыми правилами;

игры свободные, правила которых устанавливаются по ходу игровых действий; игры, которые сочетают предыдущие два варианта (правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу).

По содержанию игры с готовыми правилами различают: все предметные (математические, химические и т.д.), спортивные, подвижные, интеллектуальные (дидактические), строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), лечебные, коррекционные (психологические игры-упражнения), шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и т.п.

По содержанию свободные игры различают по той сфере жизни, которые они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые игры в профессию, этнографические.

По игровой среде:

различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с разными средствами передвижения.

По форме (форма есть способ существования и выражения содержания): игры-празднества, игровые праздники; игровой фольклор; театральные игровые действия; игровые тренинги и упражнения; игровые анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые импровизации; соревнования, состязания, противоборства, соперничества; конкурсы, эстафеты, старты; свадебные обряды, игровые обычаи; мистификации, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маскарады; игровые аукционы и т.д.

(Герман Селевко, доктор педагогических наук, автор книг по педагогическим технологиям «Энциклопедия образовательных технологий»)

План

Интересы бывают

По связи с потребностью:

- непосредственные, напрямую связанные с какой-либо потребностью, и

- опосредованные, при которых потребность прослеживается неявно.

По длительности сохранения

устойчивые и неустойчивые. Люди с устойчивыми интересами чаще добиваются успеха в деятельности, чем личности с неустойчивыми интересами.

По величине

широкими и узкими. (Узкий интерес может быть направлен на совершенно конкретный объект. Интересы бывают мелкими. При этом имеется в виду, что люди в основном интересуются удовлетворением естественных потребностей: в еде, в питье, в сне и других чувственных удовольствиях.

Особый вид интереса - интерес к познаниям, или, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область - познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.

Интерес формируется и развивается в деятельности. Познавательный интерессвоем развитии проходит через различные состояния. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными.

Значение интереса

Интерес как к знаниям, так и процессу их приобретения может стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности.

.      Интерес содействует формированию волевых качеств личности, а также укреплению ее активной, творческой жизненной позиции.

При наличии стрессовых психотравмирующих ситуаций люди, проявляющие поисковую активность, заболевают гораздо реже, чем люди, лишенные такой активности по тем или иным обстоятельствам.

По отношению к потребности

1. а)непосредственный
б) опосредствованный - интерес к результатам деятельности: образовательному цензу, приобретению профессии, служебному или общественному положению, ученому званию, материальным результатам.

3. По уровню действенности:
а) пассивный - созерцание;
б) активный - действие.
4. По объему:
(характеризует структуру интересов личности)
а) широкий - многим интересуется, глубоко разбирается;
б) узкий - любознательность, нет постоянного увлечения.
5. По глубине:
а) глубокий - стремление глубоко проникнуть в предмет познания, в совершенстве овладеть профессией;
б) поверхностный - легкомысленность в практике, верхоглядство в познании.
6. По устойчивости:
а) устойчивый - развитые способности и глубокое сознание своего долга и призвания;
б) неустойчивый - антипод первого, характерен взрослым и детям.

Стимулы формирования интереса подразделяются на две группы.

В первой группе стимуляция осуществляется содержанием и к ней относятся следующие стимулы: 1) Новизна содержания; 2) Обновление уже усвоенных знаний; 3) Исторический аспект школьных знаний (в археологии обычно для этого аспекта используется понятие «историография»); 4) Практическая необходимость в знаниях; 5) Показ учащимся современных научных достижений

Во второй группе стимуляция осуществляется характером и организацией деятельности, это стимулы познавательной самостоятельности.

К ним относятся: 1) Многообразие форм самостоятельной работы; 2) Проблемность; 3) Исследовательский подход; 4) Творческая работа учащихся; 5) Практическая работа

 

Условия, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса школьников:

Основными психологическими условиями возникновения познавательного интереса в процессе обучения являются следующие:

1) получаемые знания обладают новизной для обучаемых, ибо повторение известных истин надоедает;

2) знания осознаются как полезные для учащихся, т. е. объективное значение этих знаний приобретает для них личностный смысл;

3) на уроке царит творческая обстановка мыслительного поиска недостающих знаний при решении учебных задач;

4) активность поисковых действий или правильное решение учебной задачи получает положительную оценку (одобрение учителя или коллектива класса, учебной группы);

5) на уроке складывается ситуация творческого конкурса на самое лучшее, самое оригинальное решение учебной задачи.

Педагогические условия

Максимальн


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.162 с.