Понятие права: основные подходы правопонимания. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Понятие права: основные подходы правопонимания.

2021-03-17 86
Понятие права: основные подходы правопонимания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Право – это система общеобязательных формально-определенных норм, выражающих возведенную в закон государственную волю и выступающая в качества регулятора общественных отношений.

В правопонимании отражается изменение представления людей об обществе, его критериев, о духовных ценностях, о праве. Многочисленные представления о праве опираются на одну общую основу: право для людей выступает как определенный порядок в обществе.

Основные теории правопонимания:

Аристотель: право – политическая справедливость.

Средневековье: право – божественное установление.

Руссо: право – общая воля.

Иеринг: право – защита интереса.

Позитивизм: право – веление, приказ государства (право = закон).

 

Проф. О.Э. Лейст подчеркивает наличие трех основных концепций права: нормативной, социологической и нравственной (естественно-правовой).

С точки зрения нормативной концепции право есть содержащаяся в текстах законов и подзаконных актов система норм, установленных и охраняемых от нарушений государственной властью (право=закон) (+ принципы).

Социологическая концепция права основана на понимании права как «порядка общественных отношений в действиях и поведении людей». Акцент переносится с содержания юридических правил на практику их действия, их практическую реализацию – о/о.

С позиций нравственной школы право - форма общественного сознания. Закон не может воздействовать на общество иначе как через сознание. Право - содержащаяся в общественном сознании система понятий об общеобязательных нормах, правах, обязанностях, запретах, условиях их возникновения и реализации, порядке и формах защиты (правосознание, идеология).

Каждое из правопонимании имеет свои основания, выражая ту или иную реальную сторону права, и поэтому они имеют право на одновременное существование. Так, нравственное видение права важно и для правового воспитания, и для развития действующего права. Без нормативного понимания права практически недостижимы определенность и стабильность правовых отношении, законность в деятельности государственных органов и должностных лиц. Наконец, лишь через социологическое понимание право обретает конкретность и практическое осуществление. При этом каждое из правопониманий выступает как необходимый противовес другому. Проф. О.Э. Лейст замечает, что через критику уязвимых сторон других концепций высветить негативные свойства и опасные тенденции самого права.

 

Профессор B.C. Нерсесянц кладет в основу типологии правопонимания момент различения или отождествления права и закона и проводит различие между двумя типами правопонимания: юридическим (от «ius» – право) и легистским (от «lex» – закон) (разновидность идеологического подхода – либертарно-идеологический подход).

Д ля легистского подхода вопроса «что такое право?» практически не существует: право – это уже официально данное, действующее, позитивное право. У легизма есть лишь трудности с определением (дефиницией) того, что уже есть и известно как право. То есть легистским называет такой подход к пониманию права, при котором отождествляются право и писаный закон (право – продукт государственной воли).

Юридический подход: не отождествляет право и закон. Под правом понимается нечто объективное, независящее от воли, усмотрения или произвола государственной власти, особый социальный регулятор. В рамках юридического подхода он выделяет 2 концепции:

- Естественно-правовая: исходное начало - подлинное право, которое коренится в природе вещей и воплощает начало разумности, нравственности и справедливости. Собственно правом является только естественное право, которое исходит от Бога или природы самого человека.

- Либертарно-юридическая: различает право и законы, но под правом здесь понимается не естественное право, а нормативное выражение принципа формального равенства, который отражает сущность и отличительный признак права:

1)Абстрактная формальная всеобщность и мера равенства всех

2) Свобода

3) Справедливость

Право – это форма отношений равенства, свободы и справедливости, определяемого принципом формального равенства участников данной формы отношения.

 

Воззрения классиков марксизма на понимание права - четко выраженный классовый подход. Право – сложившийся уровень материальных отношений. Право - это воля экономически господствующего класса, возведенная в закон воля гос-ва, т.е. связывали право и гос-во, которые после победы революции дб отмереть (как продукт буржуазного общества).

 

Современный период: Нужно сопоставлять конструкции разных школ не столько друг с другом, сколько с реальными историческими условиями.

Нормативная школа права, исходящая из совпадения права и закона, опирается на приоритет государственной власти в обществе. Государство по этой теории – очень сильное, железное, основанное на строгом следовании закону. Эта теория не учитывает содержание деятельности и направленности самой власти. Она исключает плюрализм в обществе, ее реализация может привести к установлению тоталитарного режима.

Социологическая школа отдает приоритет общественным отношениям; отношения предшествуют нормам права. Ослабление директивной роли государства, ограничение вмешательства государства в экономику. Если не поставить пределов децентрализации, то общество может быть поражено развитием разнонаправленных тенденций.

Идеологическая школа исходит из различия права и закона. Право концентрирует прогрессивные демократические идеи: равенство, свобода, справедливость. Предполагает внедрение в жизнь различных демократических социальных институтов. Это характерно для общества с развитой общей и правовой культурой.

 

В наст. время: идея нравственного обоснования права, различия права и закона.

Одни полагают, что право составляют только те гуманные идеи (равенство, справедливость), которые получили нормативное закрепление (правовой закон). Другие полагают, что нормативность права не требует непременно законодательного закрепления и возможно дозаконное право.

На нынешнем этапе развития права важным моментом считается преодоление однозначно классового определения права, увидеть в нем средство нахождения социального компромисса. На этой основе они предлагают искать синтезирующее решение, обобщающее поиски разных школ, - интегративная теория. По своей сущности право призвано отражать идеал справедливости. Справедливость – одна из гуманных идей человечества, идеалы связаны со свободой, равенством. Специфика права как социального явления – оно призвано внести порядок в общественные отношения и закрепить его. Те справедливые идеи, которые обрели нормативное закрепление в законе, стали правом, а остальные остались за его пределами. Право - нормативно-закрепленную справедливость.

Такой подход позволяет использовать достигнутый определённый научный результат и одновременно сделать шаг вперёд:

Право - система норм, т.е. отказ от нормативности и признания дозаконного права.

Но право как нормативно закреплённая справедливость (нормативистская школа) включает не только норму, но и систему регулирования правоотношений (социологическая школа). От идеологической школы берётся идея о том, что право характеризуется гуманистическим демократическим содержанием. Справедливость определяет содержание права, а нормативное закрепление - необходимую форму.

Однако такой подход к правопониманию характеризуется как эклектическое сочетание разнородных начал и идей плохо согласующихся между собой. Путём простого соединения подходов к пониманию права мы не получим работающую концепцию, дающую прирост научного знания. А будем лишь множить недостатки, присущие каждому из этих подходов.

При столкновении двух принципиально различных подходов истина никогда не лежит посередине. Посередине лежит проблема (Гёте). Путем простого соединения социологического и легистского, легистского и естественно-правового понимания, мы не получим работающую, т.е. дающую прирост научного знания, теоретическую конкструкцию, а будем лишь множить недостатки, присущие каждому из этих подходов в отдельности.

 

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.