Буддийские мотивы в риторике Ганди — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Буддийские мотивы в риторике Ганди

2021-03-17 82
Буддийские мотивы в риторике Ганди 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 Ганди привнес в индийскую политическую жизнь образность и фразеологию, заимствованную им из традиционных религиозно-философских систем Индостана, значительное место занимает обращение к буддийскому наследию как составной части культурно-цивилизационной основы индийского общества. Буддийский идейный комплекс воспринимался им как скрепляющее начало, призванное обеспечивать общность народов, населяющих южноазиатский регион.

Синкретизм и веротерпимость, идеи эгалитаризма, призыв к морально-нравственному совершенствованию, богатая традиция ведения дискуссий, склонность к компромиссам, свойственные буддийской индийской культуре на протяжении тысячелетий, являлись для него гарантом и залогом воплощения в жизнь принципов ахимсы и идей сатьяграхи. Ганди и его соратники подчеркивали, что идеи равенства и прав личности не заимствованы с Запада, а заложены в недрах индийской цивилизации буддийскими мыслителями, являются неотъемлемой частью религиозных ценностей народов Индостана. Он подчеркивает, что буддизм для индийцев несет образность, имманентно присущую индийскому менталитету, направленному на поиск «срединного пути» между приятием жизни и отрешением от нее. Он повествует о веротерпимости буддизма, противопоставляя его растущему коммунализму в индийском обществе.

Образ Будды непосредственно присутствует в риторике Ганди, базирующейся на принципах универсализма, на проповеди равенства и равнозначности всех религий. Так, несмотря на превалировании индусской образности, М.К. Ганди и его сторонники обращались в идейном обрамлении сатьяграх и к буддийским символам. Сподвижники Ганди сравнивали его падаятры со странствиями Будды, несущего Истину. Так освещает в своих мемуарах знаменитый «соляной поход» 1930 г. один из его участников Махадев Десаи: «…Я вспоминал о великом походе Будды, предпринятом для обретения божественной мудрости. Будда начал свой поход, прощаясь с миром, пробираясь сквозь тьму, вдохновляемый миссией облегчения участи страдающих и угнетенных… Что еще можно сказать об этом марше кроме того, что он в точности напоминает великий поход отречения Будды?».

В работах современных индийских авторов часто увязываются имена Будды и Ганди, которые провозглашаются двумя величайшими фигурами, которые Индия подарила миру. Неслучайны частые упоминания Ганди в речах и выступлениях тибетского духовного лидера Далай-ламыXIV призывающего всех буддистов чтить и претворять в жизнь гандистское идейное наследие, основанное на философии ненасилия.

 

Л.Л. Секачева (независимый исследователь)

Махатма Ганди. ЮАР - Родина сатьяграхи великого индийца

2 октября – День рождения «отца индийской нации» Мохандаса Карамчанда Ганди, известного миру как Махатма Ганди (Великая душа), объявлен Генеральной Ассамблеей ООН 15 июня 2007 года Международным днем ненасилия. В этот день 2019 года все прогрессивное человечество будет отмечать 150-летие со Дня рождения великого индийского миротворца, реформатора, философа, просветителя.

Махатма Ганди вошел в мировую историю как один из самых знаковых духовных, общественных и политических деятелей прошлого века, оставив миру нравственное наследие, которое является для нынешнего мира «инструкцией нравственности», ориентиром добра, любви и справедливости, руководством к решению спорных вопросов во всех сферах жизни человека ненасильственным путем.

Начиная с 2009 года, Региональная общественная организация «БРИКС. Мир Традиций» реализовала в России, Индии, Китае, ЮАР Международный миротворческий культурно-исследовательский проект «Великие учителя БРИКС» (далее-Проект), центральной составляющей которого является исследование пути формирования философии ненасилия Махатмы Ганди (сатьяграхи), начиная с его знакомства с трудами Льва Толстого и знаменитым тезисом русского писателя «непротивление злу насилием» и заканчивая освобождением Индии от господства англичан ненасильственным путем.

В течение шести лет Проект был реализован в 15 городах 12-ти регионов России, от Заполярья до Алтайского края, в ходе которого проходил показ культурно-просветительской выставки «Лев Толстой и Махатма Ганди»: уникальное наследие», подаренной России в 2009 году Национальным мемориалом Махатмы Ганди, Музейным комплексом «Ганди Смрити» и «Даршан Самити» при содействии Индийского совета по культурным связям.

Выставка, являющаяся иллюстрацией знаменитой переписки двух апологетов ненасилия, вызвала большой интерес россиян и СМИ, обозначила духовное родство Толстого и Ганди, считавшего русского писателя своим Учителем. Центральным событием проекта в России стала его презентация 30 марта 2015 в посольстве Индии в Москве с участием посла Республики Индия в Москве Пунди Шринивасан Рагхаван, заместителя Министра культуры РФ, депутата Государственной Думы Иосифа Кобзона.

В 2016 году в индийских городах Нью-Дели, Мумбаи, Пуне с большим успехом прошла культурно-исследовательская экспедиция «Великий нравственный путь. Великие миротворцы Лев Толстой и Махатма Ганди», главной целью которой стало исследование жизни и деятельности Ганди в период освободительного движения Индии.

Особый интерес к теме экспедиции был проявлен учеными, преподавателями, студентами высших учебных заведений Индии, ставшими ее активными участниками. Одним из знаковых мест экспедиции, стал всемирно известный, студенческий город Пуна, штат Махараштра. Тема экспедиции вдохновила пунских ученых на создание сборника исследовательских статей «Вклад Толстого, Ганди и Аннабхау Сатхе в различных областях». Презентация сборника прошла в Москве с участием индийских ученых, представителя Института Востока РАН Ирины Глушковой, руководства РОО «БРИКС. Мир Традиций». Краткий репортаж «ТВ БРИКС» будет показан во время доклада.

В начале годовщины подготовки к празднованию юбилея индийского философа, в ноябре 2018 года в ЮАР была продолжена эстафета культурно-исследовательских экспедиций «Великие учителя БРИКС», центром которой стал город Дурбан – место рождения сатьяграхи Махатмы Ганди. Все мероприятия экспедиции прошли совместно с Фондом памяти Махатмы Ганди, возглавляемого его внучкой Элой Ганди.

Проект носил многосторонний характер, его участниками стали россияне, многочисленные индийцы, проживающие в ЮАР, африканцы. Члены экспедиции посетили поселение Феникс в окрестностях Дурбана, где находится самый первый дом Махатмы Ганди в Южной Африке, в котором представлена уникальная экспозиция, демонстрирующая процесс трансформации мыслей и идей Ганди на пути к его философии ненасилия. Члены российской делегации получили много ценных знаний, книг и исследовательских материалов о Махатме Ганди, с которыми постоянно знакомят российских школьников, студентов и молодежь. Во время доклада будут представлены фрагменты видеофильма об экспедиции в ЮАР, касающиеся темы Махатмы Ганди.

Данный Проект реализуется при содействии МИД России, Минкультуры России, Россотрудничества, посольств стран БРИКС в России, российских посольств в государствах альянса, профильных Институтов РАН. Благодаря Проекту, на практике осуществляется культурно-исследовательская миссия, состоящая в выстраивании доверительных, уважительных и дружеских отношений между народами с разным менталитетом, культурой, традициями, вероисповеданием на основе нравственных ценностей, одним из главных проводников которых, был самый известный в мире практик ахимсы Махатма Ганди, сделавший своей сатьяграхой «нравственную инъекцию» современному миру, зараженному вирусом насилия. Ибо, как говорил Ганди: «Унция практики дороже тонны проповедей».

 

С.Д. Серебряный (РГГУ)

«Письмо к либералам» (1896) Л. Н. Толстого в восприятии М.К.Ганди

В 1919 г. М.К.Ганди написал «Инструкцию для деятелей сатьяграхи» и приложил к ней список обязательного чтения для своих последователей. В этот список, наряду с «Апологией Сократа» Платона, эссе Генри Торо «О гражданском неповиновении», книгой Дж. Раскина «Unto This Last» и книгой самого Ганди «Hind Swaraj», вошёл и некий текст Л.Н.Толстого под названием «A Letter to Russian Liberals». До эпохи интернета мне не удавалось понять, что это за текст. Теперь в интернете можно найти и оригинал на русском языке, и перевод на английский, и даже перевод на корейский. Это частное письмо Л.Н.Толстого к писательнице и общественной деятельнице А.М.Калмыковой (1849/50–1926). Письмо было написано в ответ на обращение к Л.Н.Толстому «Петербургского комитета грамотности» (в который входила и А.М.Калмыкова) с жалобой на то, что правительственные инстанции лишили этот комитет своей поддержки. Ответ Л.Н.Толстого, написанный по такому частному поводу, стал одним из наиболее ярких и страстных изложений антигосударственнических взглядов писателя. В своём письме он утверждал, что ничего хорошего от правительства ждать не следует, особенно в сфере народного образования, и что, более того, «порядочные люди» не должны вовсе сотрудничать с правительственными сферами. В 1897 г. В.Г.Чертков опубликовал это письмо в Лондоне отдельной брошюрой под названием «Письмо к либералам». В России этот текст был впервые опубликован только в 1917 г., между февралём и октябрём, а в следующий раз – только в 1954 г., среди других частных писем Толстого, в одном из томов юбилейного 90-томника. В 1984 г.  это письмо было включено еще в одно собрание сочинений Толстого. Английский же перевод этого письма под названием «A Letter to (Russian) Liberals» стал, по-видимому, известен уже в начале ХХ в.

В российском контексте этот яркий текст Толстого – и в конце XIX в., и на протяжении ХХ в., и в наши дни – звучал и звучит как утопический. При слабом развитии у нас гражданского общества призыв «не сотрудничать с правительством» может вызвать лишь грустную улыбку. Но для М.К.Ганди – и в 1919 г., и позже – такой призыв звучал, по-видимому, вполне реалистично. Это интересная «информация к размышлению» для тех, кто занимается сравнительным изучением политических и социальных систем.

 

И.Б. Спектор (ИСАА МГУ)

«Сатьяграха против коррупции»: гандистсткое наследие в деятельности новых индийских политических сил в 2010-е гг.

Начавшееся в апреле 2011 г. массовое антикоррупционное движение под руководством Анны Хазаре стало одним из самых значимых событий индийской политической жизни последних лет. Во многом, движение оказало решающее влияние на результаты выборов 2014 г., приведя к поражению Индийского национального конгресса. Вместе с тем, руководители движения постоянно подчёркивали его общенациональный характер и отсутствие связей с какими-либо политическими силами. Важным моментом саморепрезентации представителей антикоррупционного движения было ассоциирование себя с участниками гандистских кампаний 1920-1930-ых гг. Постоянно проводились параллели между биографией и политической ролью Махатмы Ганди и Анны Хазаре, неформального лидера протестующих. Участники движения использовали как внешнюю атрибутику гандистских кампаний, так и формы массовых акций.

В 2012 г. часть антикоррупционного движения, возглавляемая Арвиндом Кеджривалом, трансформировалась в новую политическую силу – Ам адми парти (ААП – Партия простых людей). Несмотря на то, что А. Хазаре остался вне политической жизни, представление о членах ААП, как об «истинных наследниках гандистского движения», играет важную роль в партийной риторике. Ключевым аспектом идеологии ААП является переосмысление гандистской идеи свараджа и её применение к текущей индийской политической жизни.

Использование представителями антикоррупционного движения и ААП символов кампаний гражданского неповиновения и взятие ими на вооружение части положений гандистской идеологии не может скрыть множества различий между текущей политической реальностью и событиями почти вековой давности. Основную часть представителей современных протестных движений и новых политических сил составляют не деревенские жители, а горожане. Учитывая это обстоятельство, важное значение имеет трансформация гандистского наследия применительно к новой политической реальности.

 

М.Т. Степанянц (ИФ РАН) 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.