Темы для семинарских занятий — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Темы для семинарских занятий

2021-03-17 181
Темы для семинарских занятий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Задачи, структура и функции психологической службы.

2. Квалификационные требования, права и обязанности психолога.

3. Этический кодекс психолога.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Составьте профессиограмму психолога в системе образования.

2. На конкретном примере проиллюстрируйте позитивные и негативные последствия для эффективности работы личностных профессионально важных качеств психолога.

3. Сравните структуру неполной психологической службы в России и

«гайденс-службы» в США.


Рекомендуемая литература по курсу «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности»

1. Бойко Ж.В. Этические основы социальной работы

2. Глушкова В.Г. Профессионально-этические основы социальной работы

3. Лаврентьева Н.Б., Нечаева А.В. Педагогическая этика

4. Мишаткина Т.В. Педагогическая этика

5. Прокофьева Т.А. Этика профессиональной деятельности

6. Протанская Е.С. Профессиональная этика психолога

7. Коробкова С.Н. Деловое общение: этика, психология, философия

8. Лебедева Н.Г. Этика и психология

9. Ротать Л.С. Профессиональная этика и психология делового общения

10. Меновщиков В.Ю. Рабочая книга психолога социальной защиты

11. Казанцева Т.А. Основы профессиональной этики психолога

12. Конопак И.А., Кузьмин М.Ю. Профессиональная этика психолога

13. Глэддинг С. Психологическое консультирование

 

Список литературы для конспектирования

1. Антонова О.А. Волонтерская деятельность как основа формирования активной жизненной позиции педагога-психолога в гуманитарном вузе // Педагогическое образование и наука. 2009. № 5. С. 85- 88.

2. Белобрыкина О.А. Этический кодекс психолога: противоречия и идеал // Актуальные проблемы психологического знания. 2011. № 2. С. 64-71.

3. Богдановская И.М., Кошелева А.Н. Этические принципы педагогической диагностики // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2014. № 1 (26). С. 45-48.

4. Быков С.В. Профессиональная ответственность психолога // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. 2011. № 1. С. 14-17.

5. Воробьева А.Е. Нравственное самоопределение психологов, экономистов и рекламистов на ранних стадиях профессионализации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3. № 4. С. 346-348.

6. Елькин И.О., Горбунов И.А. Этика как регламент взаимодействия в психолого-педагогическом процессе // Специальное образование. 2008. №9. С. 52-53.


7. Еремина М.А. Точки соприкосновения психологии и этики // В сборнике: Проблемы развития сознания в культуре и образовании сборник научных статей. Барнаул, 2014. С. 154-157.

8. Колпакчи Е.С. Проблема формирования этических ценностей профессиональной деятельности будущих практических психологов // В мире научных открытий. 2013. № 11.4 (47). С. 194-202.

9. Корниенко Н.А. Ценности гражданственности и патриотизма как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. 2011. Т. 5. № 2. С. 81-93.

10. Линдсей Д. Межнациональное регулирование этических вопросов и разработка мета-кодекса этики efpa // Национальный психологический журнал. 2012. № 1. С. 33-41.

11. Панкратова И.А., Сидоренко Т.А. Формирование представлений о профессиональной этике на этапе обучения в вузе // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2014. № 1. С. 114-116.

12. Петрова О.В. Личностная проработанность как условие профессионального становления психологов-практиков // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 307. С. 136-139.

13. Посохова С.Т. Современная психологическая диагностика: проблемы теории и этики // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2010. № 3. С. 7-17.

14. Фомина Е.А. Этические проблемы оказания психологической помощи в контексте феномена религиозности // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2011. № 3. С. 193-197.

15. Цепелева Н.В. Методические аспекты преподавания профессиональной этики для клинических психологов // Медицина и образование в Сибири. 2014. № 6. С. 2.

16. Шаболтас А.В. К обсуждению проекта этического кодекса российского психологического общества // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16: Психология. Педагогика. 2012. № 2. С. 75-84.

17. Эфа С.Г. Проблема ценностей и ценностных ориентаций в философской и психологической литературе // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. 2006. №2. С. 166-169.

 

Вопросы для дискуссии и обсуждения Профессиональная этика педагога

1. Свобода и ответственность в деятельности педагога.

2. Педагог - профессия творческая?

3. Консерватизм - добро или зло в педагогической профессии?

4. Проблема дистанции в общении педагога и учащегося.


5. Уважение и унижение ребенка - в чем они проявляются?

6. Внутренний и внешний имидж педагога.

7. Эмоциональный мир педагога.

8. Нравственные аспекты оценки педагогического труда.

9. Нравственные коллизии отношений в учительской.

 

Этика гражданственности

10. Мораль и власть.

11. Политическое насилие и нравственность.

12. Политика – «грязное дело»?

13. Нравственный принцип толерантности в политике.

14. Формы морального протеста в демократическом обществе.

15. Моральная демагогия и политические репрессии.

16. Национальное самосознание как фактор нравственной культуры народа.

17. Историческая память.

18. Нравственно-психологические основы тоталитаризма.

19. Конформизм и нонконформизм как индекс нравственной культуры.

 

Экологическая этика

20. Этика экологическая и этика биомедицинская: точки соприкосновения.

21. Проблема жизни и смерти как центральная нравственная проблема.

22. Гуманность как основа биомедицинской деятельности.

23. Морально-этические проблемы научно-технического прогресса в медицине.

24. Этические проблемы генной инженерии и клонирования.

25. Нравственные проблемы эвтаназии: гуманность и врачебный долг.

26. Хосписы - готовы ли мы к ним?

 

Этика и культура общения

27. Общение: искусство или наука?

28. Общение как ценность.

29. Творчество в общении и общение в творчестве.

30. Проблема понимания в общении.

31. Трагедия непонимания в общении.

32. Одиночество - альтернатива общения.

33. Симпатия и антипатия в общении.

34. Толерантность в общении: значение, границы, мера.

35. Человек - цель или средство общения?

36. «Барьеры» общения и их преодоление.

37. Общение и юмор.


38. Моральные конфликты: предупреждение и преодоление.

39. Духовность и душевность в общении.

40. Милосердие как нравственный принцип отношения человека к человеку.

41. «Секреты» общения в семье.

42. Отцы и дети: парадоксы общения.

43. Дружба как высшая нравственная ценность.

44. Любовь как отношение и влечение.

45. Любовь и ее парадоксы.

46. Любовь и верность, любовь и ревность.

47. Любовь, секс, эротика.

48. Любовь мужчины и любовь женщины.

49. Отношение к женщине как показатель уровня культуры личности.

50. Супружеские конфликты: способы выхода из них.

51. Реферат по книге Ю. Рюрикова «Три влечения».

52. Реферат по книге Э. Фромма «Искусство любви».

53. Реферат по книге «Русский эрос» (раздел по выбору).

 

Этикет и его нормы

54. Этикет: исторические корни и современный смысл.

55. Этикет народов мира.

56. Роль этикета в деловом общении.

57. Светский этикет.

58. Как вести себя в гостях.

59. Как принимать гостей.

60. Правила поведения за столом.

61. Современный речевой этикет.

62. Мода и этикет.

 

Вопросы к контрольной работе:

1. Что такое аксиология?

2. Что такое ценности? Какие существуют подходы к классификации ценностей?

3. В чем заключаются особенности нравственных ценностей? Каков смысл понятий «этика», «мораль», «нравственность»?

4. Каковы основные свойства морали?

5. Какова структура морали?

6. Каковы основные функции морали?

7. В чем суть социокультурного подхода к проблеме происхождения морали?

8. В чем суть натуралистического подхода к проблеме происхождения морали?

9. В чем суть религиозно-идеалистического подхода к проблеме происхождения морали?


10. Какие этические системы можно отнести к рационалистическим? В чем их особенности?

11. Что такое нравственный идеал?

12. Каковы биологические и социокультурные предпосылки нравственной регуляции? Что общего и в чем отличия между моралью, обычаями и правом как формами регуляции общественных отношений?

13. Что такое альтруизм? Какие этические системы можно отнести к альтруистическим?

14. Что такое моральный выбор? Каковы особенности ситуации морального выбора?

15. Что такое эвдемонизм? Назовите представителей.

16. Что такое аскетизм? В каких этических системах можно обнаружить элементы аскетизма?

17. Что такое утилитаризм? Назовите представителей.

18. Что такое гедонизм? Назовите представителей.

19. Что является критерием нравственного поведения с точки зрения И. Канта?

20. Каковы особенности христианской этики?

21. В чем своеобразие этики Корана?

22. Каковы особенности буддийской этики?

23. В чем заключаются особенности этических воззрений в русской религиозной философии XIX в.?

24. Какова природа зла согласно Н. Бердяеву? В чем, по его мнению, состоит нравственный долг человека?

25. В чем суть «этики абсолютного добра» Ф. Достоевского?

26. Что является основой нравственного поведения по мнению В. Соловьева?

 

 

Вопросы к курсу

1. Понятие профессиональной этики. Нормы профессиональной деятельности.

2. Этика и нравственность. Профессиональная этика.

3. Специфические особенности этической составляющей педагога – психолога.

4. Этические принципы деятельности педагога психолога. Характеристика принципа конфиденциальности.

5. Характеристика принципа объективности и ответственности за принимаемые решения.

6. Характеристика принципа юридической и  правовой правомочности.

7. Принцип морально-позитивного эффекта исследования, его содержание.

8. Принцип компетентности, сущность содержание.


9. Характеристика принципа квалифицированной пропаганды психологии.

10. Принцип благополучия клиента, сущность и основное содержание.

11. Характеристика принципа профессиональной кооперации.

12. Краткая характеристика принципа информирования клиента о целях и результатах обследования.

13. Характеристика основных этических проблем в профессиональной деятельности психолога.

14. Проблема близких отношений педагога – психолога с клиентом

15. Проблема раннего и позднего «прозрения» клиента.

16. Права, обязанности и ответственность педагога – психолога образовательного учреждения.

17. Профессионально-этические требования к педагогу – психологу, желательные и нежелательные стратегии работы, уровень квалификации, необходимые знания и умения.

18. Этический кодекс педагога – психолога службы практической психологии образования России

 

 

Словарь терминов

Абсолютизм – мировоззренческий принцип истолкования природы нравственности, в соответствии с которым моральные понятия трактуются как извечные и неизменные начала (законы вселенной, априорные истины или божественные заповеди), не связанные с условиями общественной жизни людей, с их потребностями, с историческими законами развития человечества.

Автономная этика – тип этической теории, которая обосновывает мораль, исходя из ее собственных законов, придает ее принципам самодовлеющий смысл; противостоит гетерономной этике, объясняющей нравственность из внешнего по отношению к ней начала.

Авторитаризм – одна из форм догматизма в морали, проявляющаяся в способе обоснования нравственных требований. Авторитарное понимание нравственности исходит из того, что высшим или даже единственным обоснованием ее требований является указание на авторитетное лицо, от которого эти требования исходят. А. в большей мере характерен для религиозных учений нравственности, в которых высшим критерием и основанием морали объявляется воля бога.

Аксиология – этико-философское учение о моральных ценностях.

Альтруизм – моральный принцип, предписывающий сострадание к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага и счастья.


Аскетизм – моральный принцип, предполагающий подавление чувственных потребностей, отказ от мирских благ и наслаждений ради каких-либо духовных целей.

Волюнтаризм – мировоззренческий принцип, основанный на приоритетности воли, противопоставляемой любым видам внешней детерминации человеческой жизнедеятельности; характеристика личной позиции, поступков, взглядов человека, отличающихся откровенным произволом. В этике обозначает позицию крайнего индивидуализма.

Гедонизм – широко применявшийся в истории этической мысли способ обоснования морали и истолкования ее природы и целей. Все содержание разнообразных моральных требований. Гедонизм сводит к общей цели – к получению наслаждения и избежание страдания. Эта цель рассматривается как основное движущее начало в человеке, заложенное в него природой. Как принцип нравственности, предписывающий людям стремление к земным радостям, Гедонизм противоположен аскетизму.

Гуманизм - 1) человеколюбие как моральный принцип; 2) этико- философское направление. Гуманизм - человечность, принцип морали, выражающий отношение к человеку как высшей ценности.

Деонтология – раздел этического знания, в котором рассматриваются проблемы должного, анализируются императивные характеристики морали, а в качестве центральной категории выступает понятие «долг».

Императивность – понятие, фиксирующее повелительный, предписательный характер нравственных ценностей.

Иррационализм – методологический принцип изучения морали, отрицающий ведущую роль разума в ее исследовании и отдающий предпочтение внерациональным формам ее постижения.

Квиетизм – моральный принцип, сформулированный в XVII-XVIII вв. как еретическое учение в рамках католицизма; требовал пассивно- созерцательного отношения к добру и злу как проявлениям воли бога, отказа от желаний, без различия к страданиям, принятия любой судьбы.

Кинизм – школа античной этики, декларирующая пренебрежение к существующим социальным и моральным связям.

Конформизм – приспособленчество к стандартам и канонам поведения и сознания, отказ от самостоятельной нравственной позиции.

Легализм – понятие, часто использовавшееся в истории этики для обозначения такого поведения людей, которое лишь внешне согласуется с общепринятыми моральными требованиями, но не отвечает подлинному духу нравственности.

Менталитет (ментальность) - определенный образ и тип мышления; склад ума и характер чувств.

Мизантропия - человеконенавистничество, нелюбовь к людям.

Мораль - особый способ духовного освоения действительности, регулирующий общественную жизнь человека через выработку духовных ценностей и свободное, добровольное и бескорыстное следование им.


Натурализм – методологический принцип обоснования нравственности, сущность которого состоит в стремлении: 1) во-первых, объяснить нравственность не из общественных условий человеческого бытия, а из вечной, неизменной природы человека, 2) строить этические теории, опираясь на данные естественных наук.

Нигилизм – принцип, характеризующий отношение человека к нравственным ценностям общества; означает отрицание общих для всех моральных норм, принципов и идеалов, непризнание любых общественных авторитетов.

Нонконформизм – несогласие; противостояние устоявшимся нравам и порядкам.

Оптимизм – вера в лучшее будущее (противоположен пессимизму).

Патриотизм - моральный принцип, утверждающий уважение и любовь к своей родине, гордость за достижения народа, его вклад в мировую культуру.

Пессимизм – негативное, упадочническое представление о мире.

Позитивизм - философское течение, признающее подлинным, позитивным знание, дающееся в непосредственном опыте.

Прагматизм – направление в философии морали, опирающееся на два исходных принципа: 1) добро есть то, что отвечает какой-либо потребности; 2) каждая моральная ситуация неповторима и поэтому всякий раз требует совершенно нового решения.

Релятивизм – методологический принцип истолкования природы нравственности, выражающийся в том, что моральным понятиям и представлениям придается относительный, изменчивый и условный характер.

Ригоризм – моральный принцип, характеризующий способ выполнения требований нравственности, заключающийся в строгом и неуклонном соблюдении определенных нравственных норм безотносительно к конкретным обстоятельствам, в безусловном повиновении долгу.

Скептицизм (этический) – сомнение в достоверности моральных

истин.

Смысл жизни - этическая категория, выражающая значение, которое

жизнь человека имеет для окружающих, для общества, для развития культуры. Только жизнь человека, сознательно ориентированная на служение общественно-значимым целям, направленная на помощь людям, приобретает высокий нравственный смысл.

Совесть - способность человека формулировать для себя моральные обязательства, требовать их исполнения, контролировать и оценивать своё поведение с моральной точки зрения.

Софистика - 1) словесные ухищрения, преднамеренно вводящие в заблуждение; 2) древнегреческое философское учение.

Справедливость - понятие морали, выражающая идею правильного, должного порядка вещей в человеческих взаимоотношениях, который


соответствует представлениям о назначении человека, его правах и обязанностях.

Стоицизм – 1) стойкое перенесение жизненных испытаний; 2) античное философское учение.

Сциентизм – абсолютизация роли науки в системе культуры.

Теология - учение о сущности и действии бога.

Толерантность - терпимость к чужим мнениям и верованиям.

Утилитаризм – 1) натуралистическая этика, в основе которой лежит принцип полезности, провозглашающий единственной целью моральной деятельности достижение наибольшего количества счастья для наибольшего числа людей. 2. Принцип поведения, который выражается в подчинении всех поступков получению материальной пользы, выгоды, эгоистическому расчету.

Цинизм – бесстыдство, пренебрежение к общепринятым нормам морали. Честь и достоинство - понятия морали, выражающие представление о ценности человека как нравственной личности, требующие уважительного и доброжелательного отношения к человеку, признание его прав и свобод.

Эвдемонизм – натуралистическое учение, признающее наивысшей ценностью счастье.

Эгоизм – жизненный принцип и моральное качество, характеризующие человека с точки зрения его отношения к обществу и другим людям; означает оказание предпочтения при выборе линии поведения собственным интересам перед интересами общества и окружающих людей и является наиболее открытым проявлением индивидуализма.

Этика - учение о морали и нравственности, раскрывающая сущность нравственного способа освоения действительности, роль и функции морали в жизни человека и общества.


Тестовые задания по курсу «Профессиональная этика в психолого- педагогической деятельности»

1. Этика - это:

 

 

2. Мораль – это:

 

3. Нравственность – это:

 

4. Что не изучает профессиональная этика: а) нравственные качества личности специалиста б) взаимоотношения внутри коллективов

в) особенности нравственного воспитания

г) групповая динамика и межгрупповые процессы.

 

5. Социальная чувствительность - это:

а) умение "подстроиться" под поведение другого человека; б) умение понять и принять поведение другого человека; в) умение выслушать и понять другого человека.

 

6. Профессиональная компетентность педагога-психолога -это:

а) высокий уровень знаний;

б) высокий уровень квалификации;

в) уровень квалификации и знание специалистом границ своих полномочий.


7. Социально-психологическая компетентность заключается в следующем:

а) в умении общаться с самыми разными людьми и достигать при этом поставленных целей;

б) в умении изменить свой стиль поведения и речь в зависимости от особенностей собеседника;

в) в умении быстро определить социально-психологические особенности собеседника.

 

8. Профессиональная этика педагога-психолога - это:

а) нормы поведения специалиста;

б) правила поведения и общения на работе;

в) применение моральных принципов в общении с коллегами

 

9. Какие специфические требования профессиональной этики, по вашему мнения, предъявляют педагогу психологу?

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.088 с.