Понятие профессиональной этики. Нормы профессиональной — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Понятие профессиональной этики. Нормы профессиональной

2021-03-17 223
Понятие профессиональной этики. Нормы профессиональной 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

Введение........................................................................................................... 4

Раздел 1. Этический кодекс педагога – психолога службы практической психологии образования России.................................................................... 5

1.1 Понятие профессиональной этики. Нормы профессиональной деятельности    5

1.2 Этические принципы деятельности педагога психолога........................ 10

1.3 Характеристика основных этических проблем в профессиональной деятельности психолога (по Пряжникову Е.С.)........................................... 16

Темы презентаций по курсу «Профессиональная этика в психолого- педагогической деятельности»...................................................................... 22

Раздел 2. Нормативно-правовые аспекты деятельности педагога-психолога образовательного учреждения..................................................................... 24

2.1 Права, обязанности и ответственность педагога – психолога образовательного учреждения.................................................................................................... 24

2.2. Этический кодекс педагога-психолога.................................................. 26

Рекомендуемая литература по курсу «Профессиональная этика в психолого- педагогической деятельности»...................................................................... 30

Список литературы для конспектирования.................................................. 30

Вопросы для дискуссии и обсуждения......................................................... 31

Вопросы к курсу........................................................................................... 34

Словарь терминов......................................................................................... 35

Тестовые задания по курсу «Профессиональная этика в психолого- педагогической деятельности»...................................................................... 39


 

 

Введение

Главная цель освоения курса «Профессиональная этика в психолого- педагогической деятельности - развитие профессионального сознания студентов в области знания принципов и норм этики психолого- педагогической деятельности; формирование ответственности за выполнение профессиональных задач в соответствии с этическими профессиональными нормами.

Основные задачи курса «Профессиональная этика в психолого- педагогической деятельности»:

изучение нормативных характеристик профессиональной этики; формирование знаний о понятиях, функциях, принципах и

категориях профессиональной этики;

 освоение  кодекса профессиональной этики:  документы международного и федерального уровней;

 овладение основными принципами межличностных отношений в психолого-педагогической деятельности;

 формирование культуры общения как нравственной ценности педагога;

 овладение профессиональным общением в поликультурной среде Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с рабочей

программой бакалавриата и предназначено для семинарских занятий по курсу «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности»


Раздел 1. Этический кодекс педагога – психолога службы практической психологии образования России

Понятие профессиональной этики. Нормы профессиональной

Деятельности.

Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.

Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного. Общие принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают:

а) профессиональную солидарность (иногда перерождающуюся в корпоративность);

б) особое понимание долга и чести;

в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности.

Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах - требованиях по отношению к специалистам.

Профессиональные этики, как правило, касаются лишь тех видов профессиональной деятельности, в которых наличествует разного рода зависимость людей от действий профессионала, то есть последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей или человечества. В связи с этим выделяются традиционные виды профессиональной этики, такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, и сравнительно новые, появление или актуализация которых связаны с возрастанием роли «человеческого фактора» в данном виде деятельности (инженерная этика) или усилением его влияния в обществе (журналистская этика, биоэтика).

Профессионализм и отношение к труду являются важными качественными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной оценке индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классово-дифференцированном обществе они определяются социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и


физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий, зависят от степени классового самосознания профессиональных групп, источников их пополнения, уровня общей культуры индивида и так далее.

Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Но к некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования. Есть такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда основывается на высокой согласованности действий его участников, обостряя потребность в солидарном поведении. Уделяется особое внимание моральным качествам работников тех профессий, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, значительными материальными ценностями, некоторых профессий из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания и так далее. Здесь речь идет не о фактическом уровне моральности, а о долженствовании, которое, оставшись нереализованным, может каким-либо образом воспрепятствовать исполнению профессиональных функций.

Профессия - определенный вид трудовой деятельности, требующий необходимых знаний и навыков, приобретаемых в результате обучения и длительной трудовой практики.

Профессиональные виды этики - это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе.

Профессиональные моральные нормы - это руководящие начала, правила, образцы, эталоны, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этико-гуманистических идеалов. Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Активную роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение.

Профессиональная этика, возникнув первоначально как проявление повседневного, обыденного морального сознания, в дальнейшем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения суммировались как в писаных и неписаных кодексах поведения различных профессиональных групп, так и в форме теоретических выводов, что свидетельствовало о


переходе от обыденного к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали.

 

Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, психологическая этика, этика ученого, этика права, предпринимателя (бизнесмена), инженера и т. д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали и в совокупности составляет профессиональный кодекс морали. (См. Апресян Р. Г. Профессиональная, прикладная и практическая этики (электронный ресурс) http://www.ethicscenter.ru/ed/kaunas/apr.html)

Профессиональная этика – это совокупность определенных обязанностей и норм поведения, поддерживающих моральный престиж профессиональных групп в обществе. В задачи профессиональной этики входит выявление нравственных норм и оценок, суждений и понятий, характеризующих людей в роли представителей определенной профессии.

Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности.

Профессиональная этика должна также объяснить мораль и учить морали, прививать моральные принципы и представления о долге и чести, морально воспитывать работников. Этика призвана воспитывать, помогать людям правильно вести себя с людьми, общаться в производственном коллективе и т.п. Профессиональная этика учит следовать эталонам нравственности, принятым за норму поведения людей в определенной деятельности.

Каждая профессия имеет свою специфику принятой в ней и действующей системы ценностей. Причем один и тот же поступок может рассматриваться как моральный, внеморальный и даже аморальный в зависимости от того, как в нем выражается отношение к действующей системе ценностей.

Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в ХI-ХII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду. Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические кодексы, как «Клятва Гиппократа», нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше.


Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики.

Профессиональная этика зародилась в рамках конкретных видов деятельности, выступив в качестве нормативного начала в поведении специалистов. На основе тех вариантов личностных проявлений, которые профессиональное сознание трудовой группы признало наиболее предпочтительными для данной деятельности, профессиональная этика создает стандарты профессионального поведения, оформляемые в виде специфических документов – клятв, уставов, кодексов.

Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, зародилась в рамках конкретных видов деятельности, затем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы, выступив в качестве нормативного начала в поведении специалистов. Эти обобщения содержались как в писаных, так и неписаных правилах поведения.

Большую роль в становлении и усвоении новой профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы с борьбой мнений. Отмечается взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий (См. Солоницина А.А. Профессиональная этика и этикет. Владивосток. Изд-во Дальневост. ун-та, 2005. 200 c.).

 

Практические задания

Перечень тем рефератов.

1. Проблема преемственности в истории этических учений.

2. Учитель и ученик (этические концепции Платона и Аристотеля).

3. Письма к Сенеке (попытайтесь в форме письма опровергнуть или развить идеи стоика).

4. Духовная оппозиция в эпоху средневековья.

5. Идеал и действительность: возможность гармонии (этические поиски Нового времени).

6. Философия Л. Шестова.

7. Антиномии свободы в творчестве Н. Бердяева. 8.Этика «всеединства» о смысле жизни.


9. Нравы людей при родовом строе.

10. Простые нормы нравственности и их историческая судьба.

11. Нравственность в XXI веке.

12. Современная экологическая этика.

13. Рыцарский образец поведения: от средних веков до наших дней.

14. История идеи гуманизма.

15. Нравственный конфликт и его разрешение.

16. Проблема смысла жизни в религиозных учениях Востока.

17. Существует ли моральная интуиция?

18. Специфика морального конфликта.

19. Проблема смысла жизни (опыт построения этической концепции).

20. Нравственные основания концепции свободы.

21. Этюд о нравственном значении страха и смеха.

22. Размышления о совести.

 

Принцип конфиденциальности

1. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиента.

2. Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.

3. Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.

4. Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности.

5. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.


6. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента и лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста).

7. Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.

 

Принцип компетентности

1. Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности.

2. Психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом.

 

Принцип ответственности

1. Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность.

2. Проводя исследования, психолог заботится прежде всего о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.

3. Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством.

4. Психолог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях.

5. Психолог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.

6. Психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей невозможны.

7. При принятии решения об оказании психологической помощи недееспособным лицам (несовершеннолетним; лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии; больным, имеющим на момент обращения диагноз психического расстройства, который известен психологу, и т.п.) психолог


несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства.

 

Примерный этический кодекс психолога

1. Профессиональная деятельность психолога в системе образования характеризуется ответственностью перед детьми.

2. В случае, когда личные интересы ребенка вступают в противоречие с интересами учебно-воспитательного учреждения, других людей, взрослых и детей, психолог обязан выполнить свои функции с максимальной беспристрастностью.

3. Работа психолога строится на основе принципа профессиональной независимости и автономии. Его решение по вопросам профессионального психологического характера является окончательным и не может быть отменено администрацией учреждения, вышестоящими управленческими организациями.

4. Отменить решение психолога вправе только специальная комиссия, состоящая из высококвалифицированных психологов и наделенная соответствующими властными полномочиями.

5. В работе с детьми психолог руководствуется принципами честности и искренности.

6. Для того чтобы быть в силах помочь детям, психолог сам нуждается в доверии и соответствующих правах. Он, в свою очередь, несет персональную ответственность за правильное использование данных ему прав.


7. Работа практического психолога в системе образования направлена на достижение исключительно гуманных целей, предполагающих снятие ограничений на пути свободного интеллектуального и личностного развития каждого ребенка.

8. Психолог строит свою работу на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности ребенка, уважает и активно защищает основополагающие человеческие права, определенные Всеобщей декларацией прав человека.

9. Психолог выступает одним из основных защитников интересов ребенка перед обществом, всеми людьми.

10. Психолог должен быть осторожен и осмотрителен в выборе психодиагностических и психокоррекционных методов, а также в своих выводах и рекомендациях.

11. Психолог не должен принимать участие в том, что как-то ограничивает развитие ребенка, его человеческую свободу, физическую и психологическую неприкосновенность. Наиболее тяжкое нарушение профессиональной этики представляют его личное содействие и непосредственное участие в делах, наносящих вред ребенку. Лица, однажды замеченные в подобных нарушениях, раз и навсегда лишаются прав работы с детьми, пользования дипломом или документом, подтверждающим квалификацию профессионального психолога, а в определенных законом случаях подлежат суду.

12. Психолог обязан информировать тех, кому он подчинен, а также свои профессиональные объединения о замеченных им нарушениях прав другими лицами, о случаях негуманного обращения с детьми.

13. Психолог должен противодействовать любым политическим, идеологическим, социальным, экономическим и другим влияниям, способным привести к нарушению прав ребенка.

14. Психолог обязан оказывать лишь такие услуги, для которых он имеет необходимое образование и квалификацию.

15. В случае вынужденного применения психодиагностических или психотерапевтических (психокоррекционных) методик, не прошедших достаточной апробации или не полностью отвечающих всем научным стандартам, психолог обязан предупредить об этом заинтересованных лиц и быть особенно осторожным в выводах и рекомендациях.

16. Психолог не имеет права передавать психодиагностические, психотерапевтические и психокоррекционные методики для использования некомпетентными лицами,

17. Психолог обязан препятствовать использованию методов психодиагностики и психологического воздействия профессионально неподготовленными людьми.

18. Дети подросткового и старшего школьного возраста имеют право на индивидуальную консультацию в отсутствие третьих лиц, включая учителей, родителей или лиц, их заменяющих.


19. Психолог не должен препятствовать тому, чтобы обследование или консультирование взрослого ребенка по его желанию проводилось в присутствии других лиц, за исключением особых случаев, связанных с медико-психологической или судебно-медицинской экспертизой, определенных законом.

20. Данные индивидуального психологического обследования детей подросткового и юношеского возраста психолог имеет право сообщать или передавать третьи лицам лишь при согласии на это самих детей. При этом ребенок имеет право знать, что и кому о нем говорится или передается.

21. Учителям, родителям, заменяющим их лицам, администрации учебно-воспитательных учреждений допускается сообщение только таких данных о детях, которые этими лицами не могут быть использованы во вред ребенку.

22. Пользуясь средствами массовой информации и другими доступными способами ее получения и распространения, психолог обязан предупреждать людей о возможных отрицательных последствиях их обращения за помощью психологического характера к некомпетентным лицам и указывать, где и у кого эти люди могут получить необходимую профессиональную психологическую помощь.

23. Психолог не должен позволять вовлекать себя в такие дела или виды деятельности, где его роль и функции оказываются двусмысленными, способными нанести ущерб детям.

24. Психолог не должен давать таких обещаний клиентам, которые он не в состоянии выполнить.

25. Если обследование ребенка или психологическое вмешательство осуществляется по требованию другого лица: представителя органа образования, врача, судьи и т.п., - психолог обязан известить об этом родителей ребенка или лиц, их заменяющих.

26. Психолог несет профессиональную ответственность за хранение в тайне информации о детях, которых он обследует.

27. При приеме на работу в учебно-воспитательное учреждение психолог должен оговорить, что в пределах профессиональной компетенции он будет действовать независимо, а также ознакомить администрацию и других заинтересованных лиц с содержанием настоящего этического кодекса.

28. Нарушение положений этического кодекса профессиональным психологом рассматривается судом чести ассоциации практических психологов, а при необходимости - более высокой профессиональной организацией, включенной в структуру психологической службы системы образования.

Практическая психология как профессиональная деятельность начинает распространяться в массовом масштабе, что обостряет до предела проблемы обоснованности воздействия одного человека на другого, установления рамок профессиональной компетенции психолога.


Гранью, где смыкаются вопросы профессиональной и практической этики, является осуществление профессионального долга. Последний требует от психолога действия, практическая этика определяет глубину воздействия на другого человека, а профессия диктует принятие ограничений на собственные действия: «Я как психолог должен принять решение об оказании помощи, но я вижу (понимаю, знаю), что этому человеку я не смогу помочь, так как он не примет моей помощи, я должен отказаться от работы с ним, так как я не обладаю для этого необходимыми профессиональными средствами».

Выраженная ориентация на ценность другого человека в профессиональной деятельности психолога предполагает адекватное восприятие им своих возможностей как меры воздействия на этого человека, основанной на чувстве профессионального долга и ответственности за свои действия.

Это делает профессию психолога одним из немногих видов социальной активности, где обобщенные идеи о ценности человека предельно конкретизируются и персонифицируются в его словах и действиях, направленных на другого человека. В известном смысле психолог создает своими профессиональными действиями образ другого для тех людей, с которыми он работает, выполняя тем самым важную социальную задачу (См. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. М.: Издательский центр

«Академия», 2003. 448 с.).

Контрольные вопросы

1. Каково главное назначение психологической службы образования?

2. Каков путь клиента (ребенка) в континууме психологической помощи в системе образования?

3. Каковы профессиональные ограничения у рассматриваемой профессии?

 

Список литературы для конспектирования

1. Антонова О.А. Волонтерская деятельность как основа формирования активной жизненной позиции педагога-психолога в гуманитарном вузе // Педагогическое образование и наука. 2009. № 5. С. 85- 88.

2. Белобрыкина О.А. Этический кодекс психолога: противоречия и идеал // Актуальные проблемы психологического знания. 2011. № 2. С. 64-71.

3. Богдановская И.М., Кошелева А.Н. Этические принципы педагогической диагностики // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2014. № 1 (26). С. 45-48.

4. Быков С.В. Профессиональная ответственность психолога // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. 2011. № 1. С. 14-17.

5. Воробьева А.Е. Нравственное самоопределение психологов, экономистов и рекламистов на ранних стадиях профессионализации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3. № 4. С. 346-348.

6. Елькин И.О., Горбунов И.А. Этика как регламент взаимодействия в психолого-педагогическом процессе // Специальное образование. 2008. №9. С. 52-53.


7. Еремина М.А. Точки соприкосновения психологии и этики // В сборнике: Проблемы развития сознания в культуре и образовании сборник научных статей. Барнаул, 2014. С. 154-157.

8. Колпакчи Е.С. Проблема формирования этических ценностей профессиональной деятельности будущих практических психологов // В мире научных открытий. 2013. № 11.4 (47). С. 194-202.

9. Корниенко Н.А. Ценности гражданственности и патриотизма как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. 2011. Т. 5. № 2. С. 81-93.

10. Линдсей Д. Межнациональное регулирование этических вопросов и разработка мета-кодекса этики efpa // Национальный психологический журнал. 2012. № 1. С. 33-41.

11. Панкратова И.А., Сидоренко Т.А. Формирование представлений о профессиональной этике на этапе обучения в вузе // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2014. № 1. С. 114-116.

12. Петрова О.В. Личностная проработанность как условие профессионального становления психологов-практиков // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 307. С. 136-139.

13. Посохова С.Т. Современная психологическая диагностика: проблемы теории и этики // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2010. № 3. С. 7-17.

14. Фомина Е.А. Этические проблемы оказания психологической помощи в контексте феномена религиозности // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2011. № 3. С. 193-197.

15. Цепелева Н.В. Методические аспекты преподавания профессиональной этики для клинических психологов // Медицина и образование в Сибири. 2014. № 6. С. 2.

16. Шаболтас А.В. К обсуждению проекта этического кодекса российского психологического общества // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16: Психология. Педагогика. 2012. № 2. С. 75-84.

17. Эфа С.Г. Проблема ценностей и ценностных ориентаций в философской и психологической литературе // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. 2006. №2. С. 166-169.

 

Вопросы для дискуссии и обсуждения Профессиональная этика педагога

1. Свобода и ответственность в деятельности педагога.

2. Педагог - профессия творческая?

3. Консерватизм - добро или зло в педагогической профессии?

4. Проблема дистанции в общении педагога и учащегося.


5. Уважение и унижение ребенка - в чем они проявляются?

6. Внутренний и внешний имидж педагога.

7. Эмоциональный мир педагога.

8. Нравственные аспекты оценки педагогического труда.

9. Нравственные коллизии отношений в учительской.

 

Этика гражданственности

10. Мораль и власть.

11. Политическое насилие и нравственность.

12. Политика – «грязное дело»?

13. Нравственный принцип толерантности в политике.

14. Формы морального протеста в демократическом обществе.

15. Моральная демагогия и политические репрессии.

16. Национальное самосознание как фактор нравственной культуры народа.

17. Историческая память.

18. Нравственно-психологические основы тоталитаризма.

19. Конформизм и нонконформизм как индекс нравственной культуры.

 

Экологическая этика

20. Этика экологическая и этика биомедицинская: точки соприкосновения.

21. Проблема жизни и смерти как центральная нравственная проблема.

22. Гуманность как основа биомедицинской деятельности.

23. Морально-этические проблемы научно-технического прогресса в медицине.

24. Этические проблемы генной инженерии и клонирования.

25. Нравственные проблемы эвтаназии: гуманность и врачебный долг.

26. Хосписы - готовы ли мы к ним?

 

Этика и культура общения

27. Общение: искусство или наука?

28. Общение как ценность.

29. Творчество в общении и общение в творчестве.

30. Проблема понимания в общении.

31. Трагедия непонимания в общении.

32. Одиночество - альтернатива общения.

33. Симпатия и антипатия в общении.

34. Толерантность в общении: значение, границы, мера.

35. Человек - цель или средство общения?

36. «Барьеры» общения и их преодоление.

37. Общение и юмор.


38. Моральные конфликты: предупреждение и преодоление.

39. Духовность и душевность в общении.

40. Милосердие как нравственный принцип отношения человека к человеку.

41. «Секреты» общения в семье.

42. Отцы и дети: парадоксы общения.

43. Дружба как высшая нравственная ценность.

44. Любовь как отношение и влечение.

45. Любовь и ее парадоксы.

46. Любовь и верность, любовь и ревность.

47. Любовь, секс, эротика.

48. Любовь мужчины и любовь женщины.

49. Отношение к женщине как показатель уровня культуры личности.

50. Супружеские конфликты: способы выхода из них.

51. Реферат по книге Ю. Рюрикова «Три влечения».

52. Реферат по книге Э. Фромма «Искусство любви».

53. Реферат по книге «Русский эрос» (раздел по выбору).

 

Этикет и его нормы

54. Этикет: исторические корни и современный смысл.

55. Этикет народов мира.

56. Роль этикета в деловом общении.

57. Светский этикет.

58. Как вести себя в гостях.

59. Как принимать гостей.

60. Правила поведения за столом.

61. Современный речевой этикет.

62. Мода и этикет.

 

Вопросы к контрольной работе:

1. Что такое аксиология?

2. Что такое ценности? Какие существуют подходы к классификации ценностей?

3. В чем заключаются особенности нравственных ценностей? Каков смысл понятий «этика», «мораль», «нравственность»?

4. Каковы основные свойства морали?

5. Какова структура морали?

6. Каковы основные функции морали?

7. В чем суть социокультурного подхода к проблеме происхождения морали?

8. В чем суть натуралистического подхода к проблеме происхождения морали?

9. В чем суть религиозно-идеалистического подхода к проблеме происхождения морали?


10. Какие этические системы можно отнести к рационалистическим? В чем их особенности?

11. Что такое нравственный идеал?

12. Каковы биологические и социокультурные предпосылки нравственной регуляции? Что общего и в чем отличия между моралью, обычаями и правом как формами регуляции общественных отношений?

13. Что такое альтруизм? Какие этические системы можно отнести к альтруистическим?

14. Что такое моральный выбор? Каковы особенности ситуации морального выбора?

15. Что такое эвдемонизм? Назовите представителей.

16. Что такое аскетизм? В каких этических системах можно обнаружить элементы аскетизма?

17. Что такое утилитаризм? Назовите представителей.

18. Что такое гедонизм? Назовите представителей.

19. Что является критерием нравственного поведения с точки зрения И. Канта?

20. Каковы особенности христианской этики?

21. В чем своеобразие этики Корана?

22. Каковы особенности буддийской этики?

23. В чем заключаются особенности этических воззрений в русской религиозной философии XIX в.?

24. Какова природа зла согласно Н. Бердяеву? В чем, по его мнению, состоит нравственный долг человека?

25. В чем суть «этики абсолютного добра» Ф. Достоевского?

26. Что является основой нравственного поведения по мнению В. Соловьева?

 

 

Вопросы к курсу

1. Понятие профессиональной этики. Нормы профессиональной деятельности.

2. Этика и нравственность. Профессиональная этика.

3. Специфические особенности этической составляющей педагога – психолога.

4. Этические принципы деятельности педагога психолога. Характеристика принципа конфиденциальности.

5. Характеристика принципа объективности и ответственности за принимаемые решения.

6. Характеристика принципа юридической и  правовой правомочности.

7. Принцип морально-позитивного эффекта исследования, его содержание.

8. Принцип компетентности, сущность содержание.


9. Характеристика принципа квалифицированной пропаганды психологии.

10. Принцип благополучия клиента, сущность и основное содержание.

11. Характеристика принципа профессиональной кооперации.

12. Краткая характеристика принципа информирования клиента о целях и результатах обследования.

13. Характеристика основных этических проблем в профессиональной деятельности психолога.

14. Проблема близких отношений педагога – психолога с клиентом

15. Проблема раннего и позднего «прозрения» клиента.

16. Права, обязанности и ответственность педагога – психолога образовательного учреждения.

17. Профессионально-этические требования к педагогу – психологу, желательные и нежелательные стратеги


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.175 с.