Проблема «неинтересного клиента» — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Проблема «неинтересного клиента»

2021-03-17 91
Проблема «неинтересного клиента» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


Любить каждого клиента - это слишком серьезное требование от психолога. Интересно, но и в гуманистической психологии, где позитивная направленность на любого клиента является одним из важнейших условий работы с ним, эта проблема также ставится и обсуждается. Интересно эта проблема обозначается и разрешается К. Роджерсом. Как известно, в гуманистической психотерапии важнейшим условием «встречи с клиентом» является конгруэнтность, то есть искренность которая относится не только к клиенту, но и к самому психотерапевту. Если психотерапевт чувствует, что ему не очень интересно с данным клиентом, то он может сказать примерно следующее: «Грустно отметить, что мне не очень интересно на нашей сегодняшней сессии, и неловко говорить вам об этом. Мне кажется, скука появилась оттого, что я не чувствую реальной связи с вами. Нет ли у вас каких-нибудь мыслей насчет происходящего между нами сегодня? Что, по- вашему, заставляет меня испытывать подобные чувства». И как только психотерапевт произносит это, для него ситуация перестает быть

«неинтересной», ведь он берет на себя ответственность за свои слова и, несомненно, рискует, что клиент может обидеться и уйти. Но и здесь надо реально оценивать ситуацию и напрасно не рисковать, то есть с какими-то клиентами еще необходимо выстроить отношения на более простых (и примитивных) уровнях, а лишь после позволять себе подобные откровения. Хотя если психолог (или психотерапевт) достаточно известный и авторитетный специалист, сам факт встречи с которым уже является событием в жизни клиента, то он может позволить себе и не такие откровения с клиентом. Но для нас важно то, что и клиенты могут быть первоначально «неинтересными», и уже творческая задача психолога заключается в том, как превратить такую («неинтересную») встречу в содержательный и радостный разговор. Искусство консультирования заключается и в том, чтобы постепенно находить общие точки соприкосновения даже с людьми, которые по уровню культуры и по духу очень далеки конкретному психологу. Хотя и здесь психолог вправе выбирать себе близкую по духу клиентуру.

Проблема поиска «своего клиента» или «своего психолога» Близкая к только что рассмотренной выше - проблема готовности психолога работать с любым клиентом, даже с таким, который вызывает у него чувство презрения или отвращения. При всей «странности» постановки такой проблемы, мы исходим из того, что психолог - это тоже человек, у которого могут быть свои симпатии и антипатии. Отсюда вопрос: имеет ли право психолог отказываться от «любого» клиента, то есть может ли он ориентироваться на тех клиентов с которыми он готов работать по содержательным или эстетическим соображениям и в проблемах которых он лучше разбирается? Призывать любить и уважать всех (без исключения) клиентов - это, скорее всего, самообман. Например, клиенту можно объяснить, что есть другой специалист, который лучше разбирается в его проблемах. Правда, в условиях коммерциализации психологических услуг,


когда идет реальная борьба (конкуренция) за каждого «выгодного» клиента, многие психологи постараются работать с любыми клиентами, которые готовы хорошо платить, но это уже другая проблема. Если взглянуть на проблему  со  стороны  клиента,  то  и  он  должен  иметь  право  выбирать

«своего» психолога. Но сама возможность такого выбора порождает новую проблему: общение с психологом превращается для клиента в «театр одного актера», и от каждой новой встречи клиент ждет, что психолог непременно должен   произвести  на  него  впечатление.  Клиент  начинает

«коллекционировать» свои впечатления от разных психологов, неизбежно сравнивать их друг с другом, а это часто приводит к иллюзорному ощущению клиента своего превосходства над «жалкими» психологами. На наш взгляд, в идеале ситуация выбора «своего консультанта» и «своего психолога» должна быть такой, что ценностью становится не только стремление к поиску близкого по духу человека (будь то психолог или клиент), но и ценность самого общения с таким человеком. При этом изначальная установка и для психолога, и для клиента должна быть максимально доброжелательной и оптимистичной, то есть в каждой встрече изначально надо видеть ту самую возможность, шанс нахождения близкого человека. Существует и другая точка зрения по данной проблеме: психолог должен работать с каждым клиентом, как, например, врач, тем более когда других психологов в данном городе нет. Эта точка зрения также имеет право на существование. Но если все-таки есть возможность выбора более близкого по духу человека, то лучше такую возможность использовать (См. Пряжников Н.С. Этические проблемы психологии: учебно-методическое пособие 2-е издание, стереотипное. Москва: МПСИ. 2004. 488 с. Режим доступа: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=23241. – ISBN 5-89502- 622-2).

 

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.