Затруднения при интерпретации полиграмм — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Затруднения при интерпретации полиграмм

2021-03-17 91
Затруднения при интерпретации полиграмм 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Начинающий самостоятельную практическую деятельность специалист-полиграфолог при обработке результатов проведенного обследования часто сталкивается с рядом проблем различного характера, затрудняющих принятие решения по проведенному мероприятию. Полученные практически полиграммы крайне редко бывают такими же показательными и информативными, как в различных учебных пособиях, изучавшихся перед началом самостоятельной деятельности. Не всегда при анализе полиграмм служебных тестов удается выявить устойчивые характерные информативные признаки реагирования N так называемый «симптомокомплекс», либо он носит неустойчивый вариабельный характер от теста к тесту, что в дальнейшем крайне затрудняет интерпретацию основной части обследования, и, соответственно, принятие объективного достоверного решения. Зачастую реакция выявляется только в одном из основных каналов записи, а не в двух или трех, как канонически требуется для ее достоверности. Порою обилие артефактов ставит под сомнение достоверность полученных результатов, а возможность проведения повторного обследования существует далеко не всегда.

Все это и многое другое приводит к тому, что начинающему специалисту-полиграфологу бывает очень трудно вынести конкретное самостоятельное решение по полученным полиграммам, а с учетом ведомственной специфики работы, когда инициатор ждет от специалиста четкого недвусмысленного заключения по проведенному мероприятию, может привести к более частому появлению так называемых ошибок 1 и 2-го рода, в зависимости от характера и темперамента полиграфолога.

Причины, которые обуславливают низкую информативность полученных в процессе обследования полиграмм, условно можно объединить в ряд основных групп.

К группе организационно-технических причин можно отнести, например, несоответствие помещения, где проводится обследование, требуемым нормативам по звукоизоляции, температурному режиму, освещенности и другим параметрам, обеспечивающим адекватную, комфортную и неотвлекающую обстановку при проведении мероприятия и снижающим уровень артефактов в полученных полиграммах. Особенно затруднительно соблюсти все эти правила в случае каких-либо выездных мероприятий, когда обследования проводятся в условно приспособленных для этих целей помещениях. Также к этой группе причин можно отнести состояние датчиков и аппаратуры на момент проведения обследования, время суток и продолжительность проведения мероприятия в целом. Как показывает практический опыт, мероприятия, растянутые по продолжительности более 2-х часов, даже с перерывами для отдыха, или проводимые в неподходящее дляобследуемого лица время, также снижают информативность полученных полиграмм за счет изменения уровня реагирования или даже смены показателей реакции.

К следующей группе причин, затрудняющих интерпретацию полиграмм, условно обозначенной как медико-биологические, можно отнести возраст и состояние здоровья обследуемого лица. Возрастные отличия в полученных полиграммах варьируют от «гиперреактивности» практически на любой вопрос в подростковом возрасте до крайне низкого уровня реагирования после 50 лет. Состояние здоровья на момент обследования также значимо отражается на информативности полученных полиrpамм. Хотя круг абсолютных противопоказаний ограничивается небольшим перечнем, фактически любые изменения в состоянии здоровья отражаются на полученных полиграммах. Особенно заметно это проявляется в более пожилом возрасте, когда у человека появляется целый «букет» сопутствующей хронической патологии в таких важных дляполиграфолога системах, как дыхательная и сердечно-сосудистая. Да и у практически здорового человека даже небольшой «насморк» вносит значительные искажения в получаемые в ходе обследования полиграммы. Поэтому очень важно во время предтестовой беседы с обследуемым лицом выяснить состояние его здоровья на момент обследования, а также выяснить, чем болел человек до настоящего момента, чтобы спрогнозировать те изменения в полиграммах, которые могут быть обусловлены состоянием его здоровья.

К следующей группе причин, которую можно обозначить как психофизиологические, можно отнести индивидуальные особенности реагирования обследуемого лица и его психофизиологическое состояние на момент обследования. Длявыявления индивидуальных особенностей реагирования, как правило, проводится предварительный блок служебных тестов, однако как это и описано в литературе, на протяжении процесса опроса, особенно если он достаточно объемен, эти особенности могут значительно изменяться, а проведение дополнительных служебных тестов на протяжении обследования для выявления этих изменений не всегда является целесообразным из соображений не допустить переутомления обследуемого лица. Возможно, в некоторых случаях достаточно просто учитывать это обстоятельство при анализе полученных полиграмм. Психофизиологическое состояние обследуемого лица является, очевидно, наиболее важным аспектом, влияющим на информативность полученных в ходе обследования полиграмм и обусловлено, в том числе, и всеми вышеперечисленными причинами. Начинающему полиграфологу порою бывает очень сложно на протяжении всего хода обследования отслеживать так называемый «оптимальный психофизиологический коридор», то есть тот диапазон состояния обследуемого лица, когда обследование является наиболее результативным. Даже хорошо проведенная предтестовая беседа позволяет добиться необходимого состояния лишь на начальном этапе обследования, а в дальнейшем, особенно в случае большого количества проводимых тестов, психофизиологическое состояние обследуемого лица, значительно изменяется, чаще всего в сторону переутомления и снижения концентрации внимания на проводимом опросе. Поэтому крайне важно контролировать постоянно состояние обследуемого лица в течение всего проводимого мероприятия и корректировать его в случае необходимости проведением небольших межтестовыx бесед или предоставлением перерывов для отдыха от процедуры опроса. В какой-то мере отслеживать состояние объекта, кроме визуального контроля, позволяет канал кожно-гальванической реакции и кожного сопротивления, наблюдение за которым в процессе опроса дает возможность своевременно заметить изменение психофизиологического состояния обследуемого и принять необходимые меры.

В заключение хотелось бы предложить, что указанные причины затруднений при интерпретации полиграмм могут быть устранены путем более тщательной подготовки проводимых мероприятий в целом, подготовки обследуемого лица в ходе предтестовой беседы, общим повышением профессионализма специалиста-полиграфолога, и, конечно же, наработкой самостоятельного практического опыта про ведения полиграфных проверок.

 

_____________

 


Ж. В. Шведова

(УВД по Брянской области)

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛИГРАФНЫХ УСТРОЙСТВ
ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ЛИЦ, ПОСТУПАЮЩИХ НА СЛУЖБУ
В ОВД И НА УЧЕБУ В ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
МВД РОССИИ С КОРЫСТНОЙ МОТИВАЦИЕЙ, СКЛОННЫХ К АГРЕССИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ, УПОТРЕБЛЯЮЩИХ
И УПОТРЕБЛЯВШИХ ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА

 

В настоящее время при приеме на службу в органы внутренних дел и учебу в высшие учебные заведения МВД России действует обязательная схема профессионального отбора кандидатов, включающая в себя социально-правовое изучение, военно-врачебную экспертизу и экспертизу профессиональной психологической пригодности. Несмотря на такой комплексный подход, проблема повышения эффективности профессионального отбора стоит весьма остро. Определенные условия не обеспечивают должной защиты органов внутренних дел от приема на службу или учебу лиц с корыстной мотивацией, склонных к агрессивному, асоциальному поведению, употребляющих и употреблявших психоактивные вещества, наличие выраженного установочного поведения. Одним из путей решения данной проблемы может и должно стать применение полиграфных устройств при решении ряда кадровых задач, в том числе при отборе кандидатов на службу в органы внутренних дел.

В приказе МВД России от 7 марта 1998 г. № 170 дсп (п. 2.9) ставится задача: «…Использовать при психологическом обследовании кандидатов на службу в органы внутренних дел, расстановке сотрудников и проведении служебных расследований полиграфные исследования…». Во исполнение приказа МВД России № 170дсп-98 г. ГЦПД МВД России и ВНИИ МВД России разработаны методические указания «Использование специальных психофизиологических исследований при профессиональном психологическом отборе в органах внутренних дел», методическое пособие ГУК МВД России «Проведение специальных психофизиологических исследований кандидатов на службу в оперативные подразделения ОВД». Несмотря на эти и многие другие разработки проблема нормативной поддержки организации и проведения специальных психофизиологических исследований с помощью полиграфа в кадровой работе остается нерешенной также и для нашего отделения.

Производство специальных психофизиологических исследований (СПФИ) в органах внутренних дел осуществляют эксперты-психологи центров психологической диагностики или иные специалисты органов внутренних дел, прошедшие соответствующую подготовку и имеющие право на работу с полиграфными устройствами. В соответствии с указанием МВД России от 12 марта 2007 г. № 21/11/1979, в октябре 2007 г. в ВИПК МВД России был обучен психолог-инспектор ОВР УК УВД по Брянской области для проведения специальных психофизиологических исследований с использованием полиграфа. Специальные психофизиологические исследования с использованием полиграфа в УК УВД по Брянской области проводятся с декабря 2007 г. Целью данных исследований было выявление мотивов корыстной мотивации при поступлении на службу, информация о противоправных действиях, алкогольная и наркотическая зависимость, скрываемые данные о состоянии здоровья и особенностях поведения. Для УВД по Брянской области направление это довольно «молодое». И соответственно в работе по данному направлению мы сталкиваемся с рядом трудностей. Для проведения СПФИ важнейшим элементом являются условия проведения исследования. Необходимо обязательно соблюдать требования, предъявляемые к условиям проведения опроса, но это одно из проблемных вопросов на данном этапе развития этого направления – иногда невозможно предусмотреть все условия для уменьшения внешних воздействий, которые могут оказать влияние на результаты проводимого опроса. Особенно остро этот вопрос встает при опросе лиц, в отношении которых проводится служебная проверка. Сталкиваемся мы и с отказами в проведении СПФИ, а ведь исследование осуществляется только при получении письменного согласия обследуемого на его проведение и разъяснении ему его прав. Да, отказ не может вести к ущемлению законных прав и свобод гражданина (сотрудника), но может являться основанием для снижения степени его профессиональной пригодности в службе (учебе) в органах внутренних дел вследствие явного установочного поведения и невозможности полноценной оценки профессионально важных качеств. А что можно сказать о таких сотрудниках, в отношении которых мы проводим служебные расследования и проверки? Ведь к этой ситуации можно подойти неоднозначно и для этого за плечами должно быть не одна сотня таких исследований. При этом не стоит забывать, что данные, полученные в ходе опроса с использованием полиграфа, имеют лишь вероятностный характер и могут применяться только в качестве ориентирующей и вспомогательной информации для принятия окончательного решения о возможности приема кандидата на службу в данное подразделение, перемещении сотрудника по службе, проведении служебного расследования или дополнительных проверочных мероприятий.

Поэтому для нашего «молодого» направления еще много нужно опыта, но одно остается бесспорным – применение полиграфных устройств при решении кадровых задач необходимо.

 

_____________

 


С. Б. Шибков

(Колледж милиции № 2

ГУВД по г. Москве)

 

О ПОЛОЖИТЕЛЬНОМ ОПЫТЕ РАБОТЫ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ
В КОЛЛЕДЖЕ МИЛИЦИИ № 2 ГУВД ПО Г. МОСКВЕ
И ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С НАЦИОНАЛЬНЫМ
МЕЖВЕДОМСТВЕННЫМ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИМ
И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМ ЦЕНТРОМ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И СОЦИАЛЬНО-ОПАСНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

 

Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, злоупотребление ими, приобрели в последнее время самый широкий масштаб и самым серьезным образом сказываются на социально-психологической атмосфере в обществе, отрицательно влияют на правопорядок и стабильность экономической системы страны, безопасность государства, представляет серьезную угрозу здоровью нации. Сложившаяся ситуация вызывает острую необходимость активных и решительных действий по усилению работы в области первичной профилактики наркомании.

В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» одним из принципов государственной антинаркотической политики является приоритетность мер по профилактике наркомании, стимулирование деятельности, направленную на антинаркотическую пропаганду. Профилактика наркомании законодательно определена как совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании, а антинаркотическая пропаганда, как пропаганда здорового образа жизни, в том числе физической культуры и спорта, направленная на формирование в обществе негативного отношения к наркомании.

В формировании системы профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности участвуют все органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также различные организации, включая государственные учреждения, общественные и религиозные объединения. Необходимо, чтобы и учебные заведения системы МВД России не стали исключением, а активно проводили мероприятия по профилактике наркомании. Ведь именно молодые люди, которые поступают на учебу, являются благодатной средой для распространителей наркотиков. Сегодня причастность к употреблению наркотиков в детской среде умышленно окрашивается ореолом «крутизны». Нам противостоит изощренная, коварная, хорошо продуманная идеология, воплощение которой в жизнь блестяще спланировано! Ответственность руководителей учебных заведений МВД России за проведение профилактики наркомании возрастает многократно, так как учащиеся наших заведений являются будущими сотрудниками правоохранительной деятельности. На выходе мы получаем участковых уполномоченных и оперативных работников, которые несут службу с оружием, а поэтому мы должны сделать все возможное, чтобы оружие не попало в руки наркомана.

Итак, стратегические цели ясны, а вот какие выбрать тактические действия, которые помогут достичь цели – вопрос сложный.

В колледже милиции № 2 ГУВД по г. Москве проблема наркомании стоит также остро, как и в других учебных заведениях органов внутренних дел. И хотя фактов употребления таких наркотиков как героин не выявлено, в основном курят марихуану, мы понимаем, что легких наркотиков не бывает. В среде учащихся срабатывает миф о том, что конопля безвредна. Но специалисты могут с уверенностью сказать, что курение марихуаны вызывает стойкую психологическую зависимость и провоцирует слабоумие. И еще «открывает» дорогу другим наркотикам, снимая чувство страха перед ними.

Руководство колледжа поставило перед собой цели, результат достижения которых позволяет снизить уровень употребления наркотиков учащимися. Это:

формирование у учащихся устойчивого негативного отношения к употреблению наркотических средств и психотропных веществ, повышение их осведомленности о вреде наркомании и других видов зависимостей;

привитие на уровне сознания учащихся новой поведенческой культуры, активной жизненной позиции через пропаганду преимущества здорового образа жизни и спорта;

формирование у молодежи знаний и навыков отказа от употребления наркотиков;

проведение профилактической работы с группой повышенного риска, с учащимися, у которых уже выявлен факт употребления наркотиков;

проведение разъяснительной работы среди родителей учащихся.

Так, в 2006 г. в колледже было выявлено 10 человек, употреблявших наркотики, а в течение 2007 г. – 8, что позволяет в какой-то степени говорить о положительных результатах нашей профилактической работы.

Положительная результативность зависит от разнообразия мероприятий, от выбора форм и методов работы с детьми, так в колледже успешно функционируют различные спортивные секции: рукопашного боя, тяжелой атлетики, бадминтона, волейбола, вольной борьбы.

Эффективны такие мероприятия как тематические конкурсы, викторины, КВНы, подготовка и проведение концертов своими силами, систематическое посещение музеев, театров, выставок, предприятий Москвы и Подмосковья.

С ноября 2006 г. в колледже на регулярной основе (один раз в месяц) проводится тестирование учащихся на предмет употребления наркотиков и психотропных веществ. Такой скрининг-контроль в колледже проводит Национальный межведомственный научно-практический и учебно-методический центр профилактики наркомании и социально-опасных заболеваний, исполнительным директором которого является В. А. Гурьян. Национальным центром, располагающим опытнейшими профессионалами по оказанию диагностических услуг, отработана методика проведения экспресс-диагностики при непосредственном участии тестируемого. Это исключает у пациента сомнения в подмене его биологической жидкости, в данном случае мочи, или наличия практических ошибок в ходе экспресс-диагностики. При этом Национальный центр берет на себя консультативное и юридическое сопровождение результатов тестирования. Схема обследования подразумевает выбор случайным образом 20-ти учащихся с одного курса. В случае употребления наркотиков тест дает положительный результат. Тесное взаимодействие со специалистами центра позволяет проводить в колледже ежемесячные внезапные проверки учащихся. Этот метод наиболее эффективен, так как сам факт проведения тестов является мощным сдерживающим фактором. Учащиеся, у которых выявлен факт употребления наркотика, направляется в Центр психодиагностики ГУВД по г. Москве для более углубленного обследования. В ЦПД с помощью полиграфа, выясняется, как часто учащийся употребляет наркотики, какова его зависимость от них. После полного обследования все материалы представляются на Совет колледжа для принятия решения в отношении учащегося. Как правило, Совет обязывает родителей (поскольку своих доходов учащийся не имеет) проводить ежемесячное тестирование в том же центре профилактики наркомании до конца обучения в колледже за счет собственных средств. Если же учащийся уклоняется от ежемесячного тестирования, либо тест на наркотики даст положительный результат, то по решению Совета колледжа такой учащийся подлежит отчислению из учебного заведения. Таким образом, Совет колледжа сначала дает возможность учащемуся и его родителям принять все меры для прекращения приема наркотиков, оказывает всяческую профилактическую помощь посредством практических психологов. Отчисление из колледжа это крайняя мера, которая имеет также мощное профилактическое воздействие на всех обучающихся. При этом в Уставе колледжа четко прописаны основания для отчисления. Исследования учащихся с помощью полиграфа уже в середине 2007 года дали оперативную информацию о том, что метод ежемесячного скрининг-контроля заставил многих подростков бросить курить марихуану, а тех, кто не в состоянии это сделать, сократить курение до минимума.

Однако хотелось бы отметить, что использование этого метода возможно лишь при успешном взаимодействии с родителями учащихся, поскольку сметой расходы на проведение тестов не предусмотрены. На сегодняшний день процедура исследования 1-го учащегося стоит 600 рублей. Проводимая разъяснительная работа среди родителей учащихся позволила убедить их в необходимости проведения таких тестов.

Более эффективный способ борьбы с наркоманией появился в колледже в конце 2007 года, когда был закуплен аппарат электропунктурного вегетативного резонансного теста (ЭВРТ). Этот прибор применяется в Вооруженных силах, ФСБ России и ФСИН России для диагностики фактов употребления наркотических веществ. Его достоинством является широкий спектр выявления наркотических веществ вне зависимости от давности употребления, а также высокая производительность. В течение пяти минут прибор позволяет ответить на вопрос: употреблял ли учащийся наркотики или не, а если да, то когда. В мае 2008 г. в колледже планируется начать работу на этом приборе после окончания обучения психолога. Тогда можно будет за короткий период обследовать всех учащихся, выявить «группу риска» и затем работать уже с ней более предметно. Аппарат ЭВРТ позволит использовать его как «сито» на первоначальном этапе и как средство контроля на последующих этапах. Именно такой метод позволит вывести профилактическую работу на более высокий уровень и позволит получить самую точную информацию об уровне потребления наркотиков, выработать действенную программу по снижению этого уровня или минимизировать его.

В течение 2006-2007 гг. в колледже различными способами было выявлено 18 учащихся, которые употребляли наркотики. Однако обследована была лишь часть учащихся. Прибор ЭВРТ позволит охватить всех и вероятно это количество возрастет. Я рассматриваю это как возможность помочь большему числу детей и их родителям освободиться от наркотического дурмана и не дать наркотикам загубить человеческие жизни. Ведь многие из родителей тех 18-ти учащихся говорили большое человеческое спасибо за своевременное выявление употребление наркотиков и помощь.

Правовое, социальное государство на стороне тех, кто за общество «свободное от наркотиков» и это требует помимо усилий правоохранительных органов, вовлечения в борьбу с наркоманией и наркопреступностью всего общества и его общественных институтов. Учитывая то, что в истории России наркомания, как социальное явление, не имеет достаточно глубоких исторических и психологических корней, она может быть, на наш взгляд, успешно преодолена.

 

_____________

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Бабиков А.Ю. Значимость-ориентированный подход к обработке данных полиграфных обследований……………………………………………………….. 3
Безъязычный А.И., Дубягина О.П., Дубягин Ю.П., Бордиловский Э.И., Новожилов В.И., Калугин В.А. Методология и методика использования полиграфа в общественных отношениях и борьбе с преступностью………………... 6
Ворошилова Т.В. Возможности использования в ОРД психологических методов, в частности, составления психолого-криминалистического портрета предполагаемого преступника…………………………………………………….. 19
Винников В.Б. Опыт проведения специальных психофизиологических исследований в Центре психофизиологической диагностики ФГУЗ «Медико-санитарная часть ГУВД по Воронежской области»……………………………... 26
Вязовец Р.Н. Возможности использования «компьютерных» полиграфов в уголовном судопроизводстве и оперативно-розыскной деятельности………… 31
Галкина Л.А. Невербальные компоненты отражения скрываемого обстоятельства……………………………………………………………………………... 36
Зенкевич Л.А. Актуальные проблемы использования полиграфных устройств в деятельности ОВД……………………………………………………….. 41
Исаева Л.М. Актуальные вопросы использования полиграфных устройств в сфере уголовного судопроизводства России…………………………………… 46
Куфтерин А.Н. Технические и правовые аспекты использования полиграфа в деятельности органов внутренних дел………………………………………. 58
Леонов А.И. Допустимость доказательств, получаемых с использованием полиграфа в уголовном судопроизводстве России………………………………. 66
Мухлынина А.А. Психологические аспекты проверки на полиграфе. Значимость предтестовой беседы……………………………………………………... 73
Мягких Н.И. Использование полиграфных устройств при профессиональном психологическом отборе в органы внутренних дел………………………… 77
Никитина О.В. Российская практика использования результатов применения полиграфных устройств…………………………………………………….. 82
Ольшанский П.А. Некоторые особенности применения полиграфных устройств в образовательных учреждениях МВД России…………………………... 92
Пашечко Е.Б., Белянкина В.А. Изучение мотивации кандидатов на учебу в образовательные учреждения МВД России с использованием полиграфа…….. 94
Першин А.Н. Нужен ли закон о применении полиграфа?................................ 97
Поповичев С.В. Основные положения методики четырехтрекового сравнения зон Джеймса Мате…………………………………………………………... 104
Семенов В.В. Особенности проведения исследований с использованием полиграфа в ходе служебных проверок в отношении курсантов и слушателей вузов МВД России…………………………………………………………………. 111
Селюкович А.Н. Проблемы подготовки специалистов для проведения СПФИ в работе с кадрами органов внутренних дел……………………………... 121
Скрыпникова К.А. Специальное психофизиологическое исследование с использованием полиграфа в кадровой работе органов внутренних дел………. 124
Тарасова И.Ю. Некоторые аспекты при оценке полиграмм………………... 127
Черепанов А.В. Затруднения при интерпретации полиграмм………………. 132
Шведова Ж.В. Использование полиграфных устройств для выявления лиц, поступающих на службу в ОВД и на учебу в высшие учебные заведения МВД России с корыстной мотивацией, склонных к агрессивному поведению, употребляющих и употреблявших психоактивные вещества………………………... 135
Шибков С.Б. О положительном опыте работы по профилактике наркомании в Колледже милиции № 2 ГУВД по г. Москве и взаимодействии с Национальным межведомственным научно-практическим и учебно-методическим центром профилактики наркомании и социально-опасных заболеваний……… 138

 

План ВНИИ, 2008

 

МАТЕРИАЛЫ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
«ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПОЛИГРАФНЫХ УСТРОЙСТВ
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

 

 

Сборник

 

 

 


Публикуется в авторской редакции

Компьютерная верстка Л. В. Шумановой

_________________________________________________________________________________

Подписано в печать 9.09.2008                                                                 Тираж 350 экз.

Формат 60X841/16    Печ. л. 9                   Уч.-изд. л. 8,2                Заказ №

                                                                                   Цена договорная

_________________________________________________________________________________

Издатель: ВНИИ МВД России

123995, Москва, Г-69 ГСП-5, ул. Поварская, 25

_________________________________________________________________________________

УОП РИО ВНИИ МВД России


 

 

 

 


ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПОЛИГРАФНЫХ УСТРОЙСТВ
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

 

 

 


 


               МОСКВА 2008

 


[1] Бабиков А. Ю. Компьютерная подсистема автоматизированной обработки данных специальных психофизиологических обследований: Дипломная работа по специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления» / Рук.: д-р тех. наук, проф. А. В. Бородин. М.: МГУПБ, каф. КТИС, 2008; Бабиков А. Ю., Молчанов А. Ю. Компьютерная система поддержки экспертного анализа полиграмм. «Аргус»: Св. РФ об офиц. рег. пр. для ЭВМ № 2007611374.

[2] См.: Оглоблин С. И., Молчанов А. Ю. Инструментальная «детекция лжи»: Академический курс. Ярославль: Нюанс, 2004.

[3] Дубягина О. П. Полиграф и профилактика преступности. Криминальная ситуация на рубеже веков в России / Под ред. А. И. Домовой. М.: Криминологическая ассоциация, 1999. С. 229.

[4] Например, благодаря длительной пропаганде использования в расследовании в том числе в судебном, полиграфического метода со стороны прокурора-криминалиста прокуратуры Астраханской области С. Г. Логинова, которой длительное время в методическом и практическом плане контактировал с некоторыми авторами статьи, бывают случаи, когда судьи выносят постановление на экспертизу с использованием полиграфа. Так, в 2006 г. в одном из районов Астраханской области был убит сотрудник ОВД, а его напарник был доставлен в больницу с тяжелым огнестрельным ранением. Судья не только самолично вынесла постановление на назначение полиграфической экспертизы, но и использовала выводы эксперта-полиграфолога в обвинительном приговоре.

[5] Майлис Н. П. Основные составляющие института судебной экспертизы в современных условиях. Сб. криминалистическая техника-2000. М., 2000. С. 164.

[6] Терновский Н. А. Пособие для юристов-практиков и присяжных заседателей. Тула, 1901. С. 116.

[7] Карпов Н. С. Криминалистические основы изучения преступной деятельности: Автореф. дис… д-ра юрид. наук. Киев, 2008. С. 10.

[8] Фойницкий И. Я. Курс уголовного судопроизводства. СПб., 1896. С. 338.

[9] Терновский Н. А. Пособие для юристов-практиков и присяжных заседателей. Тула, 1901. С. 118.

[10] Так, постановлением Ленинского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 9 октября 2006 г. было в отменено заключение комплексной комиссионной экспертизы, так как перед экспертами были поставлены вопросы «требующие правовой оценки». Более подробно см.: Дубягин Ю. П. Проблемы реализации и пропаганды положений Федерального закона «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации». Экспертиза и другие криминальные явления. М.: Всероссийская криминологическая ассоциация, 2008. С. 195-199.

[11] Арсеньев К. К. Судебное следствие: Сб. практических заметок. СПб., 1871. С. 280.

[12] Там же.

[13] Сборник Постановлений Пленума Верховного суда СССР 1924-1977 гг. М., 1978.

[14] Холодный Ю. И. Криминалистический метод опроса с использованием полиграфа // Научно-практическая криминалистическая конференция Криминалистическая техника-2000. М., 2000. С. 115-116.

[15] Дубягина О. П. Методика психофизического тестирования на полиграфе – надежное криминалистическое средство установления истины // Научно-практическая криминалистическая конференция Криминалистическая техника-2000. М., 2000. С. 120.

[16] Советский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 1024.

[17] Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992. С. 165.

[18] Холодный Ю. И. Криминалистический метод опроса с использованием полиграфа // Научно-практическая криминалистическая конференция Криминалистическая техника-2000. М., 2000. С. 116.

[19] Двое из авторов статьи также долгое время находились в аналогичном заблуждении и пытались ввести отдельные положения об использовании полиграфа в частности в проект ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в РФ», будучи его разработчиками как помощники депутата Маркелова в Госдуме РФ, а затем в проекте ФЗ «О розыске и идентификации человека в РФ», который так и не увидел свет. Данный текст закона см. в кн.: Дубягин Ю. П., Дубягин О. П., Курбанмагомедов А. К., Паршиков Ю. Н. Розыск и идентификация человека с помощью масок и иных объемных моделей. М.: НГОУ, 2003. Приложение № 1. С. 158-184.

[20] Тарасова Л. А. Музейное правоведение. М.-Тверь, 2007. С. 12.

[21] Дело в том, что «одной из наиболее существенных задач современной науки становится изучение самого человека. Учета так называемого человеческого фактора зачастую дает экономический эффект, превышающий все ожидания, и, наоборот, нежелание его учитывать рано или поздно приводит к негативным последствиям. Положительную роль в деле борьбы с преступностью мог бы сыграть учет данных многих учений о человеке (в криминалистике, криминологии, социологии и др.), в том числе психофизиологии, психофизиологии функциональных состояний, психофизиологии эмоций. Общим для них является то, что внешние отношению к человеку воздействия, разные по виду и силе, а также деятельность человека (интеллектуальная, профессиональная и т.д.) рассматриваются как приводящие к изменению физиологических функций. Характер и глубина регистрируемых изменений служат объективными критериями индивидуальных особенностей данной конкретной личности. Сопоставление количественных данных психофизиологического состояния человека с результатами его деятельности дает возможность судить о степени профессиональной подготовки обследуемого, что соответствует ситуации профотбора. Изучение особенностей изменения физиологических функций в моделируемых условиях воздействия стресс-факторов позволяет прогнозировать поведение человека в экстремальных ситуациях, предотвращая срывы в деятельности, производить своевременную коррекцию состояния работников особо опасных профессий. Изменение психоэмоционального состояния человека в условиях специально поставленного эксперимента дает возможность получать не только необходимую информацию о нем в рамках текущего потока событий, но и обращаться к событиям, участником которых он был в прошлом, даже имеющим значительный срок давности, или может стать в будущем.

Изучение психофизиологических особенностей человека позволило на предприятиях, где отбор сотрудников проходил с помощью полиграфа, уменьшить травматизм на 25%, а сроки пребывания на лечении сократились на 30%. Т.е. зная, что сотрудник не обладает быстрой реакцией и умением быстро принимать решения, его нельзя ставить на экстремальные участки работы, в то же время людям с ослабленным контролем над происходящей ситуацией и за собственными действиями лучше не доверять оружие и не принимать в качестве охранников. Например, когда человек никогда ранее не замеченный в воровстве, но склонный к таким действиям, имеющий долги, не должен допускаться к работе с материальными ценностями». Дубягина О. П. Полиграф и профилактика преступности. Криминальная ситуация на рубеже веков в России. М., 1999. С. 226-227.

[22] Кохановский В. П., Лешкевич Т. Г., Матяш Т. Л., Фатхи Т. Б. Основы философии науки. Изд 5-е. Ростов н/Д: Феникс, 2007. С. 9.

[23] Карпов Н. С. Криминалистическое изучение преступной деятельности, средств и методов борьбы с ней (данные эмпирических исследований) МВД Украины. Киев, 2004. С. 105.

[24] Там же. С. 101.

[25] Там же. С. 101.

[26] Там же. С. 104.

[27] Там же. С. 104.

[28] Там же. С. 105.

[29] Бордиловский Э. И. Раскрытие неочевидных преступлений. М.: МВШМ МВД России, 1991. С. 3.

[30] Там же. С. 9.

[31] Дубягина О. П. Полиграф и профилактика преступности. Криминальная ситуация в России. М., 1999. С. 226.

[32] «При рассмотрении методов психофизиологического тестирования


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.112 с.