Слушаем: Паганини. «Кампанелла». — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Слушаем: Паганини. «Кампанелла».

2021-03-17 171
Слушаем: Паганини. «Кампанелла». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

                                      Задание 10. Италия. Скрипичные мастера.

Как вы думаете, почему оба самых знаменитых композитора-скрипача – Вивальди и Паганини – родились в Италии? Конечно, это не случайно! Ведь Италия – родина скрипки.

Именно здесь, 500 лет наз ад и появился этот инструмент.

Но история скрипки непроста. Ей пришлось пройти сложный путь, долго бороться за свое место. Ведь поначалу скрипка считалась простонародным инструментом. Богатые и знатные люди презрительно морщились, когда слышали ее звуки. Скрипачи выступали на деревенских ярмарках, в матросских кабачках, цыганс-ких таборах – в общем, среди самых бедных и простых людей.

Что же играла там скрипка? Конечно, народные песни и танцы, но еще она и смешила люд ей: то мычала, как корова, то кукарекала, как петух, то хрюкала, как поросенок. Как же эти визгливые звуки отли-чались от сладкозвучной лютни – любимого инструмента богачей! 

Да и выглядела тогда скрипка совсем не так, как сейчас. У нее еще не было изящной формы с тонкой «талией». Корпус скрипки больше походил на лопату, а еще на окорок – копченую свиную ногу.

Европейское название окорока – жига, поэтому в те времена скрипка и называлась «жигой».

   А в древней Руси предка скрипки называли «гудок». У него было  три струны, одна из них издавала все время только один звук – «гудела».

Но постепенно скрипка совершенствовала свою игру, звуки ее перестали быть такими резкими и визгливыми. Форма стала изящной, звучание – благородным.

Но как же произошло столь чудесное превращение? С помощью трех «волшебников». Эти «волшебники» -- скрипичные мастера: Амати, Гварнери, Страдивари. Все они жили в итальянском городе Кремона.   

Именно они и дали скрипке столь чудесный звук. Долгие годы эти мастера

совершенствовали скрипку, ведь на ее звучание влияет все: из какого дерева она сделана, как вырезаны ее детали, каким лаком она покрыта. На изготовление одной скрипки у мастера уходило несколько месяцев работы. Самый знаменитый из этих мастеров – Страдивари.  

Сейчас его скрипки стоят миллионы долларов.

Самостоятельное чтение: Страдивари был учеником Амати. Родители Страдивари умерли от чумы и Амати подобрал на улицах Кремоны беспризорного паренька. Первую свою скрипку Страдивари сделал в 13 лет, а последнюю – в 90. Но самые лучшие стали у него получаться только когда ему было 60. На свои скрипки Страдивари ставил специальное клеймо. Увидеть его можно, если посмотреть сквозь отверстие в инструменте. Свой секрет Страдивари унес с собой в могилу – до сих пор никто не может сделать скрипки с таким же звучанием.  

Вопросы к уроку: 1. В какой стране родилась скрипка? Когда это произошло?

2. Почему раньше скрипку не любили богатые люди? Какие названия были у нее?

3. Кто такие Амати, Гварнери, Страдивари? Кто из этих людей самый знаменитый?

4. Что влияет на звучание скрипки? Сколько времени ее делают?

5. Что вы знаете о Страдивари? Почему его скрипки так дорого стоят?

                                      Задание 11. Италия. Тарантелла.

А сегодня пришла пора поговорить про самый знаменитый итальянский танец. Есть на юге Италии город Таранто. В его окрестностях водятся пауки тарантулы. Укус паука для человека не смертелен, но довольно болезнен.

Какие только легенды не слагались об этом! То говорили, что люди, укушенные пауком, заболевают особым видом безумия – тарантизмом. То считали, что яд паука можно вывести из организма, если хорошо пропотеть.  

Но итальянцы – веселый народ! Даже такая неприятность для них – это повод для веселья. Пропотеть, так пропотеть! Будем танцевать до упаду! Так родилась ТАРАНТЕЛЛА. Только под солнечным небом Италии мог появиться такой танец – стремительный, зажигательный, даже неистовый! Быстрый темп, беспрерывное звучание особой ритмической фигуры – триоли, размер 3/8 или 6/8 – вот главные черты тарантеллы. А еще ее часто танцуют в сопровождении бубна.

Мы с вами уже слышали тарантеллу – в прошлом году, когда смотрели балет «Чиполли-но» Карэна Хачатуряна. Там это был общий танец всех героев балета.

А русский композитор Валерий Гаврилин включил тарантеллу в балет «Анюта». В основе балета – рассказ А.П. Чехова со смешным названием «Анна на шее». Только история эта очень грустная. Обязательно прочитайте ее, когда подрастете. А пока, героиня балета – Анна, Анюта – веселится на своем первом балу. Она – настоящая «королева» бала – самая красивая, самая изящная. Как все восхищаются ею, когда она в упоении танцует тарантеллу!    

  Вопросы к уроку: 1. В какой стране родилась тарантелла? В каком городе?

                             2. Почему она так называется? Зачем ее танцевали?

                             3. В каком темпе звучит тарантелла? Какой у нее размер?

                                    На какой ритмической фигуре  основана мелодия тарантеллы?   

 

Слушаем: Гаврилин. Тарантелла из балета «Анюта».

                                         Задание 12. Прокофьев. «Детская музыка».

Помните ли вы Сергея Прокофьева? В прошлом году мы слушали его симфоническую сказку «Петя и волк». В этой сказке каждого персонажа изображал свой инструмент. 

Но сегодня мы послушаем цикл фортепианных пьес Прокофьева, созданных для детей. Прокофьев назвал свой цикл «Детская музыка». В нем 12 пьес:

«Утро», «Дождь и радуга», «Шествие кузнечиков», «Прогулка», «Тарантелла», «Сказочка», «Вечер», «Ходит месяц над лугами», «Марш», «Пятнашки», «Вальс», «Раскаяние». Вопросы к уроку: 1. Вспомните, зачем Прокофьев написал сказку «Петя и волк»

                            (нет, не для того, чтобы развлечь детей и научить их слушаться взрослых!)

                            С помощью какого способа он достиг своей цели?

2. Какое событие в детстве оказало огромное влияние на Прокофьева?

    Какое произведение он написал под впечатлением этого события? (зад. № 11 из 1-го кл.)

3. Вспомните истории про апельсины и шишку (зад. № 12 из 1-го класса).

4. Вспомните, что такое цикл? (зад. № 6 из 1-го класса). Мы знаем фортепианные циклы 

     для детей Чайковского, Шумана и Дебюсси. Вспомните, как они называются и сколько

    в них пьес (см. Список музыки).

    А какой цикл написан не для детей? Почему в его истории есть число 200? 

 

 Слушаем: Прокофьев. Тарантелла из цикла «Детская музыка».

                                          

                                   Задание 13. Италия. Рождение оперы.

  Сегодня мы садимся в «машину времени» и отправляемся в далекое прошлое, на 400 лет назад, в 6 октября 1600 года. В итальянском городе Флоренциясвадьба. Да не простая – французский король Генрих IV женится на Марии М е дичи – племяннице правителя города.

 Все уже приготовлено для торжества: прекрасный дворец – палаццо Питти, роскошный пир и, конечно же, блестящий бал. Тысячи гостей приглашены на свадьбу. Хозяева могут себе это позволить – ведь семейство М е дичи – одно из богатейших и могущественных во всей Италии.     

Но гости пока не подозревают, что их ждет сюрприз. Итак, все идет своим чередом: венчание, обед, все уже готовятся танцевать на балу, но в бальной зале слуги почему-то расставляют стулья и всех приглашают посмотреть представление. Торжественные фанфары возвещают о начале.      

Изумленные гости видят декорации, изображающие Древнюю Грецию и двух актеров в древнегреческих хитонах на сцене. Зачем же здесь еще музыканты со своими лютнями и виолами? Но тут актер начинает… петь! По залу прокатывается вздох изумления – что это? Если театр – то почему тут поют? А если концерт – то зачем декорации и костюмы?

Да, тогда, 400 лет назад, зрители и не подозревали, что присутствовали при рождении нового музыкального жанра – ОПЕРЫ. Правда, самого слова «опера» еще не существовало, и такое представление назвали «драма на музыке». Кто же был первым автором оперы? Флорентийский композитор Якопо Пери. Кстати, он же играл главную роль – Орфея. Да-да-да, ведь первая опера была на знакомый уже нам сюжет о певце и музыканте Орфее и его жене Эвридике, погибшей от укуса змеи. 

Опера так и называлась – «Эвридика».  

Часто бывает так, что люди с трудом принимают что-то новое. Но опера мгновенно завоевала огромную популярность! Все здесь нравилось публике: и красивые декорации, и необычные костюмы, и захватывающие сюжеты, и мелодичная музыка… А главное – зрители прекрасно понимали, о чем поют певцы! Что же

 Я. Пери в роли Орфея.                                                    в этом необычного – спросите вы?

Дело в том, что до появления оперы вокальная музыка, которую слушали богатые люди, была очень сложной – чем сложнее, тем лучше. Вот представьте – одновременно поют несколько певцов, но не хором! У каждого из них разная мелодия, разный ритм, разные слова! Нет, слушать-то было приятно -- мелодии очень красиво между собой сочетались, но вот слова… Даже когда поют таким образом два человека, очень сложно разобрать текст, а если 6 человек, 12, 20? 20 разных мелодий, разных текстов, да еще и, бывало, на разных языках! Зачем же композиторы писали такую сложную музыку? А зрители гордились, что они слушают такие замысловатые произведения, они же не бедняки какие-нибудь, чтобы развлекаться простенькими песенками!

Но в опере все пели по одному! Оказывается, это так здорово, когда все-все слова понимаешь! А музыка все равно не походила на народную, она была очень торжественная и возвышенная!

Вопросы к уроку: 1. Когда и где родилась опера? Для какого события она была написана?

                          2. Как назывался этот жанр? Назовите автора первой оперы и ее название.

                          3. Почему опера сразу понравилась слушателям?

                             Задание 14. Италия. Опера-буффа. «Служанка-госпожа».                                                                                                                                                                                                   Итак, мы продолжаем говорить о рождении оперы. Вы помните, что очень скоро опера завоевала огромную популярность. В итальянских городах – Флоренции, Неаполе, Милане - оперные театры стали появляться, как грибы после дождя.

Но время шло, и постепенно опера превратилась в очень странное мероприятие. Вы ведь помните, что итальянцы в большинстве своем очень хорошо поют, а еще они прекрасно разбираются в оперном пении и в певческих голосах. Постоянные посетители оперных представлений со знанием дела обсуждали мельчайшие особенности голоса певцов и исполнения ими оперы. С одной стороны, это, может, и хорошо. Но с другой….

Через некоторое время зрителей перестал волновать сюжет оперы, им уже было не интересно, что происходит на сцене, о чем поют певцы, главное было – как они поют. Все следили только за техникой пения: как певец споет сложный пассаж, насколько высокий звук он возьмет, сколько времени его продержит. В конце концов, дело дошло до того, что многие приходили не к началу оперы, а только тогда, когда у того или иного певца – кумира публики – звучал самый сложный номер. Затаив дыхание, публика следила за тем, как певец справится со сложностями своей партии. Если все прошло благополучно – крики «Браво!», аплодисменты, на сцену летят цветы, а то и подарки. Если же певец сплоховал – публика не стеснялась в выражении негодования: возмущенные крики, свист, улюлюканье, топот ногами, а вместо подарков – гнилые помидоры и тухлые яйца.

Знаменитые певцы были королями сцены. Они царили на подмостках, могли позволить себе всевозможные капризы, а весь театр обязан был им угождать. Да что театр! Многие композиторы ходили на цыпочках перед певцами, которые часто указывали им, какую вокальную партию написать! Фамилии певцов на афишах писали самыми крупными буквами, а фамилии композиторов – мелкими, а то и вовсе не писали.

Итак, через сто с небольшим лет после своего рождения опера превратилась в «концерт в костюмах»: певцы, одетые в роскошные костюмы (все оперы того времени строились на сюжетах из жизни богов, императоров, знаменитых людей), выходили по очереди на сцену, пели свой номер, даже не пытаясь играть роль, то есть что-то изобразить. Музыка оперы чрезвычайно усложнилась, сюжеты были все более непонятными и запутанными, а публика на спектакле преспокойно занималась своими делами: пила кофе, читала, обсуждала последние сплетни.

Спас дело Джованни Батиста Перголези. Написав как-то оперу «Гордый пленник», он с отчаянием убедился, что публика ее не смотрит. И тогда Перголези придумал хитрый ход. Опера обычно делится на части – действия, а между ними перерывы -- антракты. В операх того времени было три действия, а значит, два антракта. Перголези сочинил для антрактов небольшую музыкальную сценку. В ней всего три действующих лица, но две вокальные партии: немолодой холостяк Пандольфо, его служанка Зербина и немой слуга Скапен.

Зрители тут же перестали ходить на «Гордого пленника», а ходили только на антракты. Ведь в этой сценке было все, чего недоставало им в прежних операх: певцы изображали обычных людей, они пели простые тексты, музыка понятная, без всяких вокальных сложностей, увлекательный сюжет, от которого было невозможно оторваться.

Так родилась первая в мире опера-буффа (комическая) «Служанка-госпожа».

Вопросы к уроку: 1. Что случилось с оперой через сто лет после ее рождения?  

      2. Почему ее стали называть «концерт в костюмах»? 3. Что означает «буффа»?

      4. Почему опера «Служанка-госпожа» сразу понравилась зрителям?


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.