Методика обследования уровня сформированности основ финансовой грамотности у дошкольников — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Методика обследования уровня сформированности основ финансовой грамотности у дошкольников

2021-01-31 1094
Методика обследования уровня сформированности основ финансовой грамотности у дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

            Реализация программы «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики в соответствии с ФГОС ДО. В проектной деятельности «К Копейке Копейка – проживет Семейка!» мы выбрали педагогическую диагностику, которая проводится в процессе наблюдений, беседы, спонтанной и специально организованной деятельности: игры, образовательной деятельности, изучения продуктов детской деятельности. Теоретическим фундаментом исследований в области любой детской деятельности являются представления о закономерностях речевого развития детей дошкольного возраста, выдвинутые в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. В общем виде их взгляды на природу языковых способностей и развития речевой деятельности можно передать в следующих положениях:

*речь ребенка развивается в ходе восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;

*язык и речь представляют собой узел развития мышления, воображения, памяти, эмоции;

*важное условие для саморазвития речи – самостоятельное наблюдение за языковыми явлениями [3].

     Взгляды ученых на природу языковых способностей были нами учтены при реализации нашего проекта по формированию основ финансовой грамотности.  А в психологической диагностике по выявлению межличностных взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми использовали методику Я.Л.Коломинского, в основу которой положен «выбор в действии» и в основном применяется метод наблюдений в процессе свободной игровой деятельности детей. В протоколе фиксируется интенсивность общения, деловая направленность с элементами экономики, эмоциональный фон и содержание детских контактов: предметные, игровые действия и речевые высказывания.

Таким образом, в дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в разговорной речи с использованием экономических терминов и понятий, необходимых в условиях новых рыночных отношений.

ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА

     Перед тем, как приступить к реализации проекта по финансовой грамотности, творческая группа нашей дошкольной организации провела психолого – педагогическое обследование индивидуальных особенностей личности ребенка для определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе целенаправленной развивающей работы по финансовой грамотности [5].

Наши исследования мы провели в 3 серии:

1 серия – констатирующий эксперимент;

2 серия – формирующий эксперимент;

3 серия – контрольный эксперимент.

1 СЕРИЯ. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Цель: определение уровня сформированности основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Задачи: исследование провели по 5 параметрам:

1.сформированность элементов трудовой деятельности детей в помещении и на участке детского сада;

2.знания о профессиях и труде взрослых;

3.представления о финансово-экономических понятиях: семейный бюджет, доход, расход, деньги, труд, товар, цена, реклама и т.д.;

4.уровень социально-коммуникативных умений и навыков общения со сверстниками в рамках ролевых экономических взаимоотношений;

5.тип поведения – поведенческие проявления в процессе игровой деятельности.

*Количество и возраст участников: 15 детей 5 – 7 лет (9 мальчиков, 6 девочек).

*Место проведения: групповое помещение, музыкально – спортивный зал, участок детского сада.

*Время проведения: с 1-15 сентября 2018 года.

* Ответственные за исследование: старший воспитатель, воспитатели.

*Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

*Методы: наблюдение за детской игрой, беседа, образовательная деятельность, изучение продуктов детской деятельности, выполнение заданий:

1 задание: «Нужно перевоплотиться в профессию дизайнера и создать украшение из синели по схеме изготовления.  Как ты думаешь, что у тебя получилось? Каково его назначение? Придумай рекламу к своему изделию!»

*Материалы: синели разных цветов, схема последовательности изготовления.

2 задание: «Через 10 минут у нас будет проверка ваших шкафчиков, при­дут к нам школьники. Пожалуйста, сложите одежду в шкафчик так, как нарисовано на схеме».

*Материалы: одежда ребенка, шкафчик для одежды, схема складывания одежды в шкафчик (на верхней полке, на нижней полке).

3 задание: «Организуйте сюжетно-ролевые игры «Семья», «Магазин», «Аптека», «Кафе», самостоятельно распределите роли и выполняйте игровые действия, требующие финансово-экономических отношений, используя необходимые атрибуты, «пластиковые карты», игрушечные «денежные купюры» и т.д.

Материалы: атрибуты, «пластиковые карточки», игрушечные «денежные купюры» и модули к сюжетно-ролевым играм «Семья», «Магазин», «Аптека», «Кафе».

*Результаты исследования оценивались по трем уровням: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень.

*Протоколы исследований велись индивидуально на каждого ребенка.

Результаты констатирующего эксперимента в сводной таблице Таблица № 1

№   Ф.И. ребенка сформированность элементов трудовой деятельности в помещении и на участке детского сада знания о профессиях и труде взрослых представления о финансово-экономических понятиях: семейный бюджет, доход, расход, деньги, труд, товар, цена, реклама и т.д. уровень социально-коммуникативных умений и навыков общения со сверстниками в рамках ролевых экономических взаимоотношений тип поведения – поведенческие проявления в процессе игровой деятельности
1 Д. Д. высокий высокий высокий высокий неравнодушный
2 Е.М. низкий низкий средний низкий агрессивный
3 М.М. высокий высокий высокий высокий добрый, ласковый
4 А.Н. средний низкий низкий низкий стеснительная
5 С.С. высокий высокий высокий высокий Внимательный, заботливый
6 Е.С. низкий средний низкий низкий необщительный
7 С.С. средний высокий средний средний стремящийся к лидерству
8 К.У. высокий высокий высокий высокий чуткая, добрая
9 Д.Х. высокий средний средний средний стремящийся к лидерству
10 Ю.Ю. низкий средний низкий низкий пассивная
11 Г.Х. средний высокий средний средний стремящаяся к лидерству
12 З.Х. высокий средний средний средний стремящаяся к лидерству
13 Б.Ш. средний средний средний высокий стремящийся к лидерству
14 Н.А. средний низкий низкий средний чуткий, добрый

27% (4 детей) – высокий уровень (красный цвет)

33% (5 детей) – средний уровень (зеленый цвет)

40 % (6 детей) – низкий уровень (синий цвет)

      Исследованиями уровней сформированности основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста выявлено 3 группы детей по характеру проявления ведущей потребности в финансовом просвещении.

I группа – высокий уровень

*характеризуется тем, что основным условием экономических взаимоотношений являются знания, кооперация, финансовая компетентность;

*дети ведут себя правильно в реальных жизненных экономических ситуациях;

*контролируют свои потребности в соответствии с возрастом;

*исследования показали, что мотивом поведения детей с экономическим мышлением является сопереживание, общение, сохранение собственной позиции среди сверстников, интерес к сверстнику, желание помочь и стремление к успеху (1,3,5,8 – 27%).

II группа – средний уровень

*дети, у которых на первое место выходит стремление лидировать, доказывать свою значимость;

*они осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества, но не всегда соблюдают;

*весь коллектив делится на сферы влияния: на тех, кто подчиняется, и тех, кто отвергает их руководство: такие дети особенно внимательны к тем, с кем постоянно играют;

*помогают по предложению взрослого (неохотно) и по просьбе сверстника, часто переходя границы допустимой помощи и навязывая свое командование;

*владеют экономическими отношениями, но соблюдают их в присутствии взрослого или когда не требуется отказа от собственной выгоды, преодоления себя (7,9,11,12,13 – 33%).

III группа – низкий уровень

*дети, у которых потребность в финансовой грамотности может быть охарактеризована как принадлежность к группе, у которых есть небольшой интерес к получению знаний в семье по семейному бюджету, но не всегда используют эти знания в повседневной жизни; 

*дети понимают, но не всегда ценят окружающий предметный мир (мир вещей, как результат труда людей);

*дети легко реагируют на изменение коллективного настроения, «заражаются» эмоциональным состоянием других и начинают подражать им;

*собственной личностной позиции тоже нет;

*проявления сочувствия и содействия ситуативны;

*помощь оказывается охотно, но по предложению взрослого (2,4,6,10,14,15 – 40%).

  По результатам нашего психолого – педагогического обследования мы сделали следующее заключение: прогноз дальнейшего развития детей благоприятный. Базовые психические процессы у всех детей находятся в пределах возрастной нормы. Но у большинства детей наблюдается низкий уровень состояния эмоционально – волевой сферы, речевого развития, социально-коммуникативных способностей, слабая сформированность элементов трудовой деятельности и экономического мышления, негативные поведенческие проявления в процессе игровой деятельности [6].

Из данного заключения вытекают следующие выводы и рекомендации:

1)продолжать работу с детьми по улучшению эмоционально – волевой сферы в процессе специально организованных занятий, игр, упражнений по финансовой грамотности;

 2)моделировать игровые экономические ситуации для формирования логического мышления, социально-коммуникативных способностей и умений культурно общаться со сверстниками и взрослыми;

3)организовать работу с детьми, направленную на развитие речи с использованием экономических терминов и понятий, используя опорные схемы, таблицы по семейному бюджету;

4)формировать элементы трудовой деятельности в процессе выполнения трудовых поручений в группе и на участке детского сада в форме субботников, санитарных дней и чистых пятниц;

5)проводить работу в процессе игровой терапии по снятию негативных поведенческих проявлений.

      Главным условием педагогического воздействия на развитие детей и коррекцию их поведения является обеспечение общего интереса, общей эмоциональной, познавательной, трудовой направленности и коллективного единства группы с целью приобщения их к ранней профориентации. В процессе реализации проекта происходит складывание эмоциональных отношений и привыкание сверстников друг к другу, т.е. каждый из них становится «своим» среди «своих», от которых зависит успех проекта по «семейному бюджету» [9].

     Таким образом, гипотезой нашего формирующего эксперимента является то, что в результате реализации проекта «К Копейке Копейка – проживет Семейка!» ребенок будет ощущать себя финансово компетентной, свободной, полноценной личностью, равноправно со взрослыми, включенной в систему коммуникации и общения в процессе игровой и трудовой деятельности дома и в детском саду в рамках ролевых экономических взаимоотношений и положительных поведенческих проявлений.

2.3.ЭТАПЫ ПРОЕКТА «К КОПЕЙКЕ КОПЕЙКА – ПРОЖИВЕТ СЕМЕЙКА!»

2 СЕРИЯ. ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

3-4 неделя сентября-октябрь-ноябрь

    В настоящее время в ДОУ оформлены игровые центры «Семья», «Магазин», «Почта», «Парикмахерская», «Ателье», «Банк», «Аптека», «Рынок», «Ярмарка», «Центр здоровья», «Кафе», «Автосервис», «Выставка», «Детский парк», «Зоопарк», «Театр» и др., где есть необходимые атрибуты и благоприятные условия для выполнения «финансовых операций» детьми в проектной деятельности.

     Содержание системы образовательной деятельности опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма и направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника в процессе игры, которые помогают каждому его участнику быть услышанным и понятым сверстниками, педагогами и родителями. В процессе реализации проекта были использованы развивающие игры конкурсы и викторины, деловые беседы со взрослыми и детьми. Была представлена презентация проекта на слайдах, дан старт для сбережений в «Копилке» в домашних условиях и др.

  Также в практической части были организованы экскурсии в «Сбербанк», «Россельхозбанк», «Аптеку», «Магазин», «Почту», «Рынок», «Ярмарку», «Кафе», «Автоцентр». Встречи с сотрудниками и другими интересными людьми учат детей самостоятельно, активно и целенаправленно соотносить увиденное с личным опытом, чувствами и представлениями об интересном и познавательном.

       Нам также хотелось, чтобы во время познавательной деятельности дети больше мыслили, больше смеялись, шутили, усваивая при этом максимум финансовой информации.  Групповые занятия включают в себя различные познавательные темы: профессии, труд, товар, деньги, цена, стоимость, доходы, расходы семейного бюджета и т.д., на которых решаются задачи развития связной речи, составление опорных схем при придумывании вопросов для интервью и презентаций. Помимо групповых, проводим и индивидуальную работу с детьми: беседуем на темы семейного бюджета с каждым ребенком отдельно или моделируем различные экономические ситуации общения с небольшой подгруппой детей (2-3 ребенка). Дети учатся вычленять понятия «деньги», «труд», «товар», «купля-продажа», «доход», «расход», «реклама», «пластиковая карта» и др. [15].

      На каждом этапе проекта ставятся конкретные задачи. Дети учатся соблюдать последовательность в передаче событий, учатся планировать, вести диалог и выделять смысловые звенья диалога.

       На первом этапе перед детьми ставится проблема: «Как стать финансово грамотным?», связанная со значимыми социально-экономическими ситуациями в жизни детей и взрослых. «Ярмарка», «Аукцион», «Распродажа», «Выставка-продажа», праздники, социальные вопросы, например, оказание помощи пожилым людям или какую поделку сделаем к женскому празднику 8 Марта? и др. – эти и другие явления крепко вошли в нашу жизнь и дают возможность детям обогатить личный опыт. Определяются мотивы участия детей в предстоящей деятельности. В ходе обсуждения дети делятся своими идеями по поводу подготовки и реализации проекта и выбирают самый благородный и нравственный мотив: «Давайте поможем Элине, девочке из семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации!» Придумывают название «К Копейке Копейка – проживет Семейка!» по семейному бюджету.

        На втором этапе дети высказывают свои идеи по реализации проекта. Воспитатель предлагает каждому ребенку нарисовать свою схему или рассказать о том, как можно помочь Элине, чтобы ее семья жила в достатке и безбедно. По ходу высказываний педагог отмечает наиболее оригинальные идеи и вместе составляют план проекта.

         На третьем этапе дети и взрослые обсуждают «Кто чем будет заниматься?» и делятся на микрогруппы по интересам и способностям. Распределение ролей детьми и с участием родителей: «Директор банка», «Директор рынка», «Администратор рынка», «Кассир-оператор», «Продавец», «Фармацевт», «Мама-Повар», «Официант», «Папа-Автомеханик», «Дедушка», «Бабушка», «Внук дошкольник», «Внучка школьница», «Внучка студентка, практикуется в журналистике». Игровые действия: «купля-продажа, оплата услуг, открытие вклада» и др.

         На четвертом этапе – сбор материала в копилку. Воспитатель предлагает детям рассказать или зарисовать свои идеи, после чего они должны подумать о том, что необходимо для ее реализации. Идет сбор материала в копилку: игрушечные «денежные купюры», нарисованные детьми, распечатанные на принтере, «пластиковые карточки», ценники, этикетки, «сберкнижки», квитанции, чеки, телефоны, калькуляторы, компьютеры, принтеры, ноутбуки, планшеты, сенсорные калькуляторы, смартфоны, электронные весы, «банкоматы», кассовые аппараты, рисунки, сказки, рассказы, фотографии и др.

          На пятом этапе совместная игровая деятельность детей с участием взрослых. Д ети вместе со взрослыми создают предметно-пространственную среду согласно схемы. Взрослые в главных ролях, а дети во второстепенных. Соблюдение правил этикета и вежливости и выполнение финансовых операций в игровых центрах. Взрослые показывают образец и модель ролевого поведения в игре.

         На шестом этапе – самостоятельная игровая деятельность. Дети играют самостоятельно, они в главных ролях, а педагог во второстепенной роли «Бабушки», предложенной детьми.

          На седьмом этапе – презентация результатов исследовательского проекта. Проектная деятельность предполагает социально-экономическую презентацию, которая направлена на то, чтобы показать ребенку значимость его усилий для окружающих, для себя, а самое главное для Элины.  Если же подобной презентации не будет, то результаты деятельности дошкольников не войдут в культуру детского сада, а значит, существенно не повлияют на социальный статус ребенка, а  следовательно, и на развитие его личности. Дети демонстрируют свои заслуги перед взрослой аудиторией, перед сверстниками, рассказывают и защищают свой проект. В результате дошкольник должен понять, чем он занимался, почему он участвовал в этом проекте и для кого он старался.

         На восьмом этапе педагог вместе с детьми продумывают, как в дальнейшем использовать полученные знания и умения по выполнению финансовых операций. В детском саду было организовано с участием родителей и детей «Выставка-ярмарка» по продаже лакомств, кондитерских изделий, поделок, овощей, фруктов, одежды, обуви и других вещей, бывшие в употреблении, но в хорошем состоянии. На вырученные от продажи деньги были закуплены игрушки, развивающие игры и подарки детям к Новому году.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «К КОПЕЙКЕ КОПЕЙКА – ПРОЖИВЕТ  СЕМЕЙКА!»

                                                                                                                                Таблица № 2

Этапы проекта Содержание проекта Материалы и оформление

Подготовительная работа

1.Постановка проблемы. Проект «К Копейке Копейка – проживет Семейка!» Группа детей после беседы с воспитателем, выбирает мотив: помочь Элине, девочке из семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации Схемы, детские рисунки по семейному бюджету – из чего состоит? Рассказ и рисование на тему: «Как ты представляешь семью, оказавшуюся в трудных жизненных ситуациях?»
2.Совместное составление плана проекта Дети со взрослыми обсуждают формы оказания помощи многодетной семье из поселка и составляют план оказания помощи (описание модели семьи Элины и инфраструктуры поселка) Схемы с условными обозначениями названий сюжетно-ролевых игр, картинки, иллюстрации, разные экономические ситуации на видео  
3.Дошкольники совместно с взрослыми обсуждают ролевые действия в микроцентрах и делятся на микрогруппы по интересам и способностям Дети вместе с педагогом обсуждают создание импровизированного населенного пункта. Распределение ролей детьми под руководством педагога, с участием родителей. Игровые действия: «купля-продажа, оплата услуг, открытие вклада» и др. *Опорные рисунки и видеокартинки профессий: «кто работает в банке, рынке, магазине, аптеке, кафе, автоцентре, в личном подсобном хозяйстве; *Схемы, видеоролики: «что они делают?» *Картинка с изображением предметов: необходимые атрибуты и предметы для игры в микроцентрах
4.Сбор материала в копилку     Дети с помощью педагогов и родителей собирают материал в копилку по разделам: *«литературный сундучок»; *«иллюстрации»; *«художественная мастерская»; *акция «помоги оформить игровые центры» современными техническими средствами *отбор заметок, статей, рассказов, сказок и др.; *печать рисунков, денежных купюр на принтере;  *рисование по теме профессий, денежных купюр, изготовление поделок из разных материалов детьми и др.  

Основная часть

5. Совместная игра детей с участием педагога и родителей Дети вместе со взрослыми создают предметно-пространственную среду согласно схемы. Взрослые в главных ролях, а дети во второстепенных. Соблюдение правил этикета и вежливости и выполнение «финансовых операций» в игровых центрах. Взрослые показывают образец и модель ролевого поведения. Предметно-пространственная среда- игровые центры с вывесками, названиями

Заключительный этап реализации проекта

6. Самостоятель-ные игры детей Дети играют самостоятельно в главных ролях, а воспитатель во второстепенной роли «Бабушки», по предложению детей. Импровизированный населенный пункт. Дом с личным подсобным хозяйством и другие объекты со всеми необходимыми атрибутами
7.Презентация  проекта «К Копейке Копейка – проживет Семейка!» Дети – участники проекта проводят презентацию успеха: путем моделирования, объяснения, рассказов, пользуясь схемами, таблицами, фотоматериалами и др. перед взрослой публикой. План семейного бюджета. «Сберкнижка» с выгодным вкладом на 1 год. Копилка Элины с первыми накоплениями. Покупки для чаепития: торт, конфеты и чай.
8.Постановка новой задачи детьми. Организация «Выставки-ярмарки» по продаже лакомств, кондитерских изделий, поделок, овощей, фруктов, одежды, обуви и других вещей, бывшие в употреблении, но в хорошем состоянии. Подготовка к новым проектам «Хлеб – всему голова!» (труд-товар-деньги); по р.н.сказке «Морозко» (полезные привычки трудиться, а не лениться); «Рекламное агентство «Сказка» (реклама-двигатель торговли). Оформление вестибюля для «Выставки-ярмарки». Награждение участников «Выставки-ярмарки» дипломами и грамотами.

Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.