Мудрость, а умело расходовать их — искусство» — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Мудрость, а умело расходовать их — искусство»

2021-01-31 96
Мудрость, а умело расходовать их — искусство» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Бертольд Авербах

        Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей. Предназначение ДО на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых качеств личности, ее познавательных способностей, культурных навыков, социально- коммуникативных умений и привычек здорового образа жизни [12].

     Анализ нормативно-правовой базы современного дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО показал, что с 2013 года происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно-правовые документы федерального уровня, в первую очередь, ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» внесли значительные коррективы в сложившееся представление педагогов о работе дошкольных учреждений. Согласно 64 статьи ФЗ «Об образовании в РФ» дошкольное образование признано первой ступенью в общей системе непрерывного образования. 

        В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности ДОУ более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного, познавательного, речевого, физического и художественно-эстетического развития.     Дошкольное образование – как первая ступень общего образования, определяет одну из важных задач формирования базовых знаний о профессиях, когда вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (участке детского сада), а также складываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. В ходе образовательной деятельности у ребенка воспитывается ценностное отношение к собственному труду, уважение, бережное отношение к труду других людей, умение воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей [10].

    Безусловно, в период дошкольного детства огромную роль играет семья по формированию у ребенка отношения к экономическим ценностям. Родители в решении задач экономического воспитания — это самые первые педагоги. Дети становятся свидетелем всех экономических проблем, которые решает семья. Они рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, знают, что надо работать, чтобы зарабатывать деньги, пока на житейском уровне. Но этого недостаточно, чтобы формировать представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит, вклад и т.п.), о доходах (заработная плата, пенсия), расходах семейного бюджета, о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран [16].

   Обычно на вопрос «Кем хочешь стать?» ответ дают дети только в старших классах. Но к выбору профессии можно готовить детей уже с детского сада. Помочь ребенку сделать правильный выбор – непростая задача для взрослых. Проблему ранней профориентации в детском саду следует рассматривать в комплексе поставленных задач по нравственному, эстетическому, физическому, трудовому, патриотическому воспитанию и развитию познавательных способностей ребенка в сфере финансового просвещения.

     Исследования, проведенные в России говорят o том, что информированность взрослого населения в финансовых вопросах на низком уровне и поэтому заниматься повышением финансовой грамотности населения необходимо на государственном уровне. Следовательно, обучение финансовой грамотности надо начинать с дошкольного возраста, так как она является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Мы - взрослые, сами должны быть финансово – компетентными, чтобы научить детей ориентироваться в окружающем мире, в том числе и в экономике своей семьи  [13].    

       Нужно экономическое воспитание дошкольников как формирование предпосылок финансовой грамотности, как предприимчивость, бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие, умение управлять своими финансами, умение грамотно ими распоряжаться и инвестировать.

        Утверждение и введение в действие ФГОС ДО влечет за собой необходимость поиска новых подходов к планированию и организации работы с детьми дома и в ДОУ, а пребывание детей в дошкольном учреждении создает благоприятные условия для проведения целенаправленной работы по развитию экономической компетентности дошкольников в процессе игровой деятельности [10].

   В Концепции дошкольного воспитания (1989г.) игра рассматривается как главный институт воспитания и развития культуры дошкольника, «академия жизни», обеспечивающая условия гармоничного полноценного развития ребенка-дошкольника. Наш опыт показывает, что социокультурная ситуация, отраженная в разных видах детской деятельности, также создает благоприятные условия для формирования у детей дошкольного возраста финансовой грамотности.   

    В связи с этим Министерством образования и науки РФ при активном содействии Центробанка России разработана примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей 5–7 лет в соответствии с ФГОС ДО.

     Согласно требованиям Программы в группах старшего дошкольного возраста образовательный процесс может приобрести трехчастную структуру, образуя гармоничное единство, как в отношении типа взаимодействия взрослого с детьми, так и в отношении баланса (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова):

*совместная деятельность по инициативе взрослого и ребенка,

*свободная самостоятельная детская деятельность,

*регламентированная деятельность детей в форме НОД [13].

      Благодаря той экономической ситуации, возникающей в разных видах детской деятельности, у ребенка постепенно формируются навыки подчинения установкам и правилам, принятым в семье и обществе. 

 

I.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

АНАЛИЗ ПРОГРАММ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

    На сегодняшний день нововведения в законодательстве об образовании привели к ряду изменений в направлении деятельности ДОО, а также ее документальном обеспечении. Так, статья 64, Закона 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 21.12.2012г. гласит, что образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. (Закон в редакции 2015 года.) Согласно данному закону, образовательные программы определяют содержание ДО [17].

       1.Примерная образовательная программа «От рождения до школы», на основе которой формирована наша ООП ДО, разработана с учетом ФГОС (приказ №1155 от 17.10.13), где раскрыты задачи ДОО по воспитанию, развитию и обучению детей во всех возрастных периодах физического и психического развития детей.    

    Анализируя программу «От рождения до школы», можно сделать вывод, что в данной программе поверхностно на уровне целевых ориентиров отслеживается линия работы по формированию социально-экономических компетенций в ОО «Познавательное развитие» и ОО «Социально-коммуникативное развитие». Прописаны задачи по формированию базовых знаний о профессиях, навыков самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице, а также складываются первичные представления о труде взрослых и умение ценить мир рукотворных вещей как результат их труда. Процесс формирования позитивных установок к различным видам труда, профессиям ведет к ознакомлению с элементами экономики в ДОУ на уровне: труд-товар-деньги. [12].

       2.Программа «Детство» направлена на обеспечение единого процесса социализации и индивидуализации личности. Цель программы - создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром. Программа ориентирована на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру. Программа ориентирована на современного ребенка – жителя 21 века, который познает человека, современные возможности и технологии для ознакомления с элементами экономики в разделе «Социальный мир». Он многим интересуется и о многом рассуждает. Комплексно-тематическое планирование позволяет ребенку получать элементарные экономические знания. Но их недостаточно, чтобы стать финансово – грамотным дошкольником.

       3.Программа «Истоки». Основной линией программы авторы отмечают развитие личности ребенка, происходящее в процессе присвоения общекультурных норм, заложенных в предметах, способах деятельности, отношениях, общении. Авторы данной программы ставят перед детьми задачи формирования системы ценностей, основанной на непотребительском отношении к природе и понимании самоценности природы; бережного отношения к живой и неживой природе, воспитание навыков ресурсосбережения (беречь воду, свет, продукты питания и др.); расширения представлений о профессиях взрослых и стремление ценить его общественную значимость, беречь результаты труда, включаться в совместные с взрослыми трудовые действия.

       4.Программа «Радуга». Программа создана как психологически ориентированная программа. В программе более детально обозначена задача развивать умение использовать семейный опыт и жизненные ситуации в игре. В технологии радостного проживания детства программы «Радуга» указывается реализация интересов к профессиям при планировании развивающей среды. Организуется общение с детьми для приобретения положительного опыта в формировании математических умений и организация предметно-пространственной среды с элементами экономики.

         5.Программа «Успех» нацеливает на развитие ребенка в многонациональном, поликультурном, социально дифференцированном мире, бросающем обществу, государству и каждому человеку национальный, демографический, гендерный, технологический и другие вызовы. Анализируя данную программу, можно сделать вывод, что в разделе «Формирование познавательных действий, становление сознания» стоит задача создания условий для приобретения опыта посредством участия детей в выполнении всех семейных обязанностей, в семейных традициях и праздниках; выполнения некоторых общественных обязанностей, поручений, участия в коллективных делах в детском саду (спектакли, дежурства, изготовление подарков для благотворительных акций и др.); участия в природоохранной деятельности (изготовление кормушек, подкормка птиц, укрывание корней кустарников, цветов, уборка опавших листьев).

      Выводы. Согласно проведенному анализу содержания созданных в соответствии с ФГОС ДО примерных основных образовательных программ на предмет экономического воспитания детей дошкольного возраста, можно сделать вывод, что целевая направленность соответствует характеристикам образовательных областей, заданных ФГОС ДО (п. 2.6). Не умаляя ценности и важности рассмотренных программ, признавая право авторов на свою точку зрения, следует отметить, что экономический аспект воспитания, актуальность которого доказана выше, раскрыт недостаточно. Практическим работникам ДОО следует пополнить содержание образовательных областей с учетом их профессионализма, компетентности и использования дополнительных парциальных программ по формированию основ финансовой грамотности.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.