Глава 2. Жанры эстрадного номера — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Глава 2. Жанры эстрадного номера

2021-03-17 125
Глава 2. Жанры эстрадного номера 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


 


силовые жонглеры — номера этого жанра строятся на по/ брасывании тяжелых предметов; чаще всего артисты работа соло или парой; в качестве реквизита используют гири, ядр} штанги, исполнители гнут железные пруты и гвозди, разгиба* подковы и т. д.;

атлеты — номера этого жанра демонстрируют физическу] силу в образно-художественной форме: это — русские богатыри античные атлеты, оживающие скульптуры и т. п.

ФОКУСЫ — в основе этого жанра создание иллюзии появлс ния, перемещения (в том числе и полеты), исчезновения пре; метов, животных и даже людей; номера этого жанра популя; на эстраде и очень часто театрализованы — артист создает xapai тер, место действия, присутствует событийный ряд, он част вступает в непосредственное общение со зрителями, как в разгс воре, так и приглашая их на эстраду для демонстрации фокусо! | в номерах чаще всего артистам помогают ассистенты, которы< выполняют функции не только непосредственного помощника но и призваны в нужный момент отвлекать внимание зрителе* жанр подразделяется на два вида — манипуляцию и иллюзию: манипуляция (второе название — престидижитация) осно вана исключительно на виртуозной технике пальцев, ловкости: координации рук; в качестве реквизита используются, как прав, ло, небольшие предметы — карты, шарикщмонеты, платки и т. ш| во время выступлений манипуляторы пользуются специальш ми отвлекающими движениями, которые, называются.пассами;, иллюзия основана на использовании специальной аппарату*) ры, которая позволяет артисту вводить зрителя в эаблуждеши (ширмы, короба, зеркала, столы и т. д.); выразительная иллюз_ чаще всего возможна, когда с артистом работает группа ассистент тов, часто используются двойники-близнецы; выступления ид] люзионистов, из-за большого количества участников, аппаратур ры и реквизита, чаще всего проходят не в форме номера, а в виде аттракциона, занимающего целое отделение концерта; характер-* ной особенностью таких номеров является использование артич стов-лилипутов.

ВЕНТРОЛОГИЯ (ЧРЕВОВЕЩАНИЕ) - этот жанр основан Hi умении говорить без помощи артикуляции губ, что создает вп чатление, будто слова произносит не один человек, а несколько;] чаше всего вентрологи выступают с куклой, с которой артист ве-j


жый диалог, при этом кукла «говорит» за счет чрево-I, а артист — своим голосом; иногда, хотя и очень редко,)ГИ выступают с «говорящими животными»; при работе эм требуется соблюдать особую деликатность и чувство 5ы не возникало ощущения «занимательной патологии»-. ГАЦИЯ (или звукоподражание) — этот жанр необходи-ить от разновидности того же названия в разговорных В оригинальных жанрах это именно имитация звуков, ЭЩи которых создаются звуковые картинки (например, t деревне» - поют петухи^ мычит корова, слышны голоса Т. Д.); часто номера этого жанра исполняются в форме С-оркестр», когда артист подражает голосам и тембрам IX инструментов оркестра. (ГДОЖЕСТВЕННЫЙ СВИСТ — искусство исполнения мелодии Ью свиста. Такой свист является своего рода трюком, так волнение мелодий возможно в необычном музыкальном эне, отличном от привычных тесситур вокального голоса; причине относится к оригинальным жанрам. Часто со-i необычную и оригинальную мелодическую трактовку му-1ЫГОГО произведения. В качестве музыкальной основы ис-ся произведения короткой музыкальной формы (или |нты больших форм, — например, ария из оперы), попур-•тельным условие» является популярность и узнавае-I Музыки, как современной, так и классической. Как прави-цст выступает в сопровождении концертмейстера, неболь-псамбля или под инструментальную фонограмму. 41МОТЕХНИКА — основана на искусстве запоминания, i ее еще называют «отгадыванием мыслей на расстоянии»'; (Обычно работается парой — один исполнитель стоит на эс-«отгадывает», к кому из зрителей подошел его партнер, ссию, пол, возраст, как зовут этого зрителя, какой у него; предмет, и т. д.; в таких номерах действует скрытая фор-ми ответов — фразы-вопросы строятся таким образом,: построению «отгадывающий» получает подсказку: на-если говорится: «Ну, скажи, кого я взял за руку», то 1ие «ну!» в начале фразы для «отгадывающего» озна-это девушка; если же вместо «ну!» звучит «вот!», это •юноша и т. д.; в качестве таких тайных знаков исполь-I определенный порядок слов в вопросе; по существу «от-


 


46


47


Раздел первый. Общие вопросы режиссуры эстрадного номера


Жанры эстрадного номера


 


гадывание» происходит за счет зашифрованного кода, известно­го только артистам, но которому придается вид нормального разговора; жанр требует тренировки памяти, так как надо быть готовым к самым неожиданным вопросам и, следовательно, по­мнить редко употребляемые кодовые слова.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ — очень похожи на мнемотехни­ку, но включают в себя более тонкую систему обмена знаками; здесь имеет значение не только речь, но движения, мимика, ин­тонация; часто в этом жанре используется гипноз.

ЖИВАЯ СЧЕТНАЯ МАШИНКА (МАТЕМАТИЧЕСКИЙ НОМЕР) -демонстрация искусства быстрого и точного счета; артисты, ра­ботающие в этом жанре, должны обладать природными способ­ностями такого рода и уметь вести непринужденный разговор со зрительным залом.

ХУДОЖНИК-МОМЕНТАЛИСТ — демонстрация искусства со­здать моментальный портрет одного или нескольких зрителей (чаще всего в форме дружеского шаржа); исполнитель должен об­ладать не только собственно художественными, но актерскими способностями, так как жанр требует живого импровизирован­ного общения с публикой.

ИГРА С ЛАССО И АРКАНАМИ — демонстрация ловкости в за­хватывании различных предметов при помощи реквизита, ука­занного в названии жанра; близко к этому жанру примыкает ИГРА С КНУТАМИ, разница в том, что здесь предметы чаще не захваты­ваются, а сбиваются кнутом или бичом, причем в довольно опас­ных ситуациях, — например, кнутом выбивается сигарета изо рта ассистента, сбивается с головы яблоко и т. п.; по преимуществу — цирковой жанр, но встречается и на эстраде.

ДЪЯБОЛО — в основе жанра лежит игра со специальным вол­чком в форме небольшой катушки; волчок раскручивается тон­ким шнурком, который прикреплен к двум палочкам; исполни­тель, держа эти палочки, подбрасывает и ловит волчок-дъяболо обратно на шнурок, делает различные вращения; такие номера чаше исполняются парой, что позволяет добавить к трюковому арсеналу различные перекидки.

ИГРА С ХУЛА-ХУЛАМИ (БОЛЬШИМИ ОБРУЧАМИ) - исполня­ется только женщинами; основные трюки — вращение одного, а затем нескольких обручей вокруг тела и частей его — шеи, рук, ног; используется и жонглирование большими обручами; успех


IB большой степени зависит от совершенства и кения молодой артистки, круговые и быстрые Меоторой должны быть эротичны, так как сам по (арсенал жанра однообразен и весьма ограничен в на эстраде жанр встречается довольно часто. ИЦИЕСЯ ТАРЕЛОЧКИ (КИТАЙСКИЕ ТАРЕЛОЧКИ) -i жанра строятся следующим образом: исполнитель. тростях (рекорд — 22), которые установлены на ^раскручивает тарелки, которые в силу естественных епенно замедляют вращение и стремятся упасть; впустить этого, исполнитель постоянно подкручива-• исполнителя требуется актерское умение заставить эеживать — упадут или не упадут тарелочки, успеет

он подкрутить трости.

1ЕТКИЕ СТРЕЛКИ — артисты этого жанра демонстриру-яую меткость в стрельбе из разного оружия, не обяза-1ьного; на профессиональном жаргоне жанр иногда '«Вильгельм Телль». По преимуществу цирковой жанр, встречается, но очень редко, что вызвано, в первую, невозможностью обеспечить требования безопасности.

Инструментальная музыка на эстраде

•ЮЕ И АНСАМБЛЕВОЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИ -

1 — выделено в отдельный эстрадный жанр, так как от-! рядом особенностей от филармонического инструмен- > исполнительства; в первую очередь — подбором испол-репертуара, который по преимуществу составляют обработки небольших популярных классических про-I (крупные музыкальные формы не исполняются), сю-гменты из оперетт и мюзиклов, сюиты из музыки к попурри на темы популярных песен и танцевальных I, обработки народных мелодий; в ансамблевом исполни-! часто используется необычный, по сравнению с филар-1еским, состав инструментов оркестра или ансамбля; в! исполнительстве часто используются необычные и ред-эыкальные инструменты — гусли, рожки, флейты Пана, [юны, виброфоны, концертино и др.; чаще всего исполня-


 


48


49


Раздел первый. Общие вопросы режиссуры эстрадного номера


Глава 2. Жанры эстрадного номера


 


емые произведения подбираются таким образом (особенно сольном инструментальном исполнительстве), чтобы музыкант мог продемонстрировать виртуозную технику владения инстру*!) ментом; театрализация в этом жанре — редкость, но известщ успешные примеры даже оркестрового исполнительства в теат5| рализованной форме.

Особое место в эстрадном вокальном и музыкальном инст рументальном исполнительстве занимает джаз, но подробна^ характеристика его — прерогатива музыковедов. Впрямую теми данного учебного пособия касается эстрадный джаз-оркестр, от<| личительной особенностью которого является, помимо репертуар ра, общение оркестрантов и дирижера с публикой, раскованная мэ нера поведения на эстраде вплоть до исполнения танцевальны^ элементов, разыгрывание небольших сценок, даже сюжетных.

Танец на эстраде

Это короткий номер, который проявляется в разновидное! тях жанров собственно хореографического искусства: классичес| кий, народный, историко-бытовой, характерный, бальный, мс дерн, джаз-танец, стэп и т. д. В эстрадном танце часто использу! ется выразительный арсенал других жанров эстрады, особенж] акробатики и пантомимы. Поэтому эстрадный танец часто стре| мится ввести в структуру номера трюк. Нередко эстрадный та| нец выстраивается в форме сюжетной сценки.

В этой книге не будут подробно рассматриваться жанры ин| струментальной эстрадной музыки, куклы на эстраде и эстрад) ный танец. Каждый из этих жанров отражает мощную проекции отдельных видов искусств (кукольный театр, танец, музыка) н! эстраду. И работа над номерами этих жанров — дело специалист тов в этих жанрах. Балетный номер ставит всегда балетмейстер над музыкальным номером работает дирижер. Номер с куклой может поставить только специалист в области кукольного теат| ра. Однако первый раздел учебного пособия, думается, може быть полезен и для этих специалистов, так как здесь анализир) ются общие законы создания эстрадного номера (особенно драматургии), которые одинаковы во всех жанрах.


•ные положения для конспектирования:

Е- Понятие «жанр» на эстраде имеет двойственное толкование: рсриос — объединение номеров по признаку выразительных 'Средств, при помощи которых создается художественный об-. иторое — объединение номеров по характеру их эмоцио-Щлмюго воздействия; режиссер номера создает художествен-образ посредством специфических выразительных средств I определенного жанра, а также определяет характер эмоцио-,ЦШлыюго воздействия номера;

j традиции эстрадного искусства определяют эстрадный жанр | Первую очередь как специфику выразительных средств но-

i синтетический эстрадный номер следует определять как но­мер определенного жанра с использованием вспомогательных выразительных средств; создавая синтетический эстрадный Номер, режиссер должен выделить главное выразительное Сродство жанра, отводя другим вспомогательную роль; актерское мастерство исполнителя номера не должно затуще-•ынать выразительные средства жанра, а естественным обра-•сш сливаться с ними, образуя органичный синтез актерско-К> искусства и технологии выразительных средств эстрадно­ го жанра;

f специфика отдельных жанров, представленная и классифици-1 рованная во 2-й главе, отражает специфику подхода режис-1 Мра к постановочной работе над номером определенного жан-' JM в отборе выразительных средств.

оиогов Г. Зеркало сцены. Т.1. Л., 1980. С. 173. •н М. Морфология искусства. Л., 1972. С. 424. И*цсв Евг, Из прошлого русской эстрады, М., 1958. С. 19. 01 В. Разговорные жанры на эстраде. М., 1968. С. 3.

нн С. Эстрада. Проблемы теории, истории и методики. Л., 1987. С. 58.

01 А. Песня // Эстрада России. XX век. Лексикон. М., 2000. С. 440.

влян С. Право на эксперимент // СЭЦ. 1969, J* 1. С. 3. •ров С. Цирковые жанры // Эстрада России.... С. 645.


50


ГЛАВА 3


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.