Ценовая политика и регулирование цен в АПК — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Ценовая политика и регулирование цен в АПК

2021-03-17 93
Ценовая политика и регулирование цен в АПК 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Цены и ценообразование всегда оказывали большое влияние результаты финансовой деятельности и положения предприятий АПК. Особенно усилилась их роль в связи с переходом к рыночной экономике.

В плановой экономике закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию и оптовые цены смежных сфер АПК определялись по затратной концепции. В основе цены лежали общественно необходимые затраты на производство того или иного вида продукции плюс прибыль нормально работающего предприятия. Это позволяло поддерживать относительную сбалансированность цен между сферами АПК и отраслями сельскохозяйственного производства

С переходом к рыночной экономике положение изменилось. Преувеличенная оценка эффективности рыночных отношений и действия стихийного рыночного механизма регулирования экономики, основанная на нарушении принципов его функционирования, подтолкнуло правительство к введению свободного ценообразования на сельскохозяйственную продукцию. Само же сельское хозяйство было объявлено недотационной отраслью. Расчет был на то, что цены, сложившиеся под влиянием спроса и предложения, вызовут прогрессивную структурную перестройку и повысят эффективность экономики.

Но произошло то, что и должно было произойти, и что происходит в других странах при идентичной ценовой политике в отношении сельского хозяйства. Из-за ошибок государства в ценовой политики в России сформировалась саморазрушающая система отношений между тремя сферами АПК (предприятиями, производящие средства производства для сельского хозяйства, самими сельскохозяйственными предприятиями и предприятиями перерабатывающей промышленности).

Регулирование цен – это деятельность государства, направленная на установление определенного уровня цен, обеспечивающего прибыльность и устойчивую конкурентоспособность предприятий. Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить законодательный, административный и судебный характер. Мероприятия по регулированию цен осуществляют Министерство экономического развития РФ, Министерство финансов РФ и Центральный банк.

К мерам государственного административного регулирования цен относятся:

• «замораживание» цен и другие способы их фиксации на определенном уровне;

• контроль над теми ценами, которые устанавливаются отдельными монополиями и крупными предприятиями;

• регламентация методов учета издержек производства, которые служат отправной базой для установления цен;

• воздействие на спрос и предложение конкретного вида товара с целью формирования определенного соотношения между ними. 

             Этот   способ   широко   применяется   в   отношении  

сельскохозяйственных и сырьевых товаров, т. е. тех, в производстве и потреблении которых государство занимает значительное место или по которым имеет крупные госзаказы.

Следует отметить, что не в одной экономически развитой стране не существует свободного ценообразования на сельскохозяйственную продукцию и продукцию ее переработки. Сфера контролируемого государством ценообразования составляет от 10 до 50% общего объема выпускаемой продукции.

В настоящее время в России основная проблема сельскохозяйственных товаропроизводителей заключается в безудержном росте цен на промышленные средства производства и услуги, особенно на ГСМ, электроэнергию и т. д., которые за 2007 – 2008г. увеличились на 40 – 60%. Низкий платежеспособный спрос на сельскохозяйственное сырье и технику сделал произведенную продукцию неконкурентоспособной.

Как показывает зарубежный опыт, сельское хозяйство в современных условиях относится к важнейшим сферам активного вмешательства государства. Аграрный сектор в развитых европейских странах является одним из приоритетных в их экономической и технической политике.

Показателями опосредованного государственного регулирования можно считать уровень бюджетной поддержки фермерских цен на произведенную продукцию. Так, начиная с 80-х годов он повысился с 14,7 до 35,8%, в том числе на растениеводческую продукцию – с 8,5 до 47, животноводческую – с 20 до 28,5%. Субсидии достигли в среднем 45 – 50% стоимости произведенной фермерами товарной продукции, в Японии и Финляндии – 70%, а вот в России – лишь 3,5% В США на развитие сельского хозяйства в расчете на единицу продукции затрачивается на 30% больше по сравнению с другими отраслями.

Национальные дотации и компенсации в ЕС предоставляются в рамках общеевропейской дотационной политики в соответствии с ее принципами. К такого рода помощи относятся: регулирование объемов производства, ценовые вмешательства (надбавки к ценам), высокая компенсация за экспортную продукцию.

Общая основа ценообразования в АПК зарубежных стран – приведение в соответствии закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию и общественно необходимых затрат на ее производство и реализацию. К особенностям ценообразования также относится дифференциация целевых цен по месяцам хозяйственного года в пределах до 10% их среднегодового уровня. Это предусмотрено в целях компенсации фермерам затрат на хранение нереализованной продукции и непосредственно на оплату тарифов коммерческих государственных складов. В последнем случае осуществляется частичная компенсация убытков от потерь сельхозпродукции при хранении.

 

9.1.4. Особенности ценообразования на сельскохозяйственную продукцию в условиях свободного рынка (ВТО).

 

 После 18 лет переговоров летом 2012 года Россия официально стала членом Всемирной торговой организации. Вступив во Всемирную торговую организацию, Россия включается во все правила мировой торговли, а также принимает на себя обязательства, которые показывают всему миру, что мы готовы их соблюдать.

В Соглашении присоединения России к ВТО предусмотрен отказ от применения мер государственной поддержки, оказывающих негативное влияние на сельскохозяйственную торговлю, т.е. всех мер непосредственно искажающих цену товара. 

В соответствии с соглашением ВТО все нетарифные торговые ограничения (квоты, переменные пошлины, монополия внешней торговли и

т.д.) должны быть отменены и преобразованы в тарифные эквиваленты (обычные таможенные пошлины) с учетом разницы между средними внутренними ценами и репрезентативными мировыми ценами. Защита внутреннего рынка должна осуществляться исключительно тарифными мерами.

Страны-участники ВТО обязаны «связать» уровни тарифов, то есть зафиксировать в перечне обязательств максимально допустимые с момента присоединения к ВТО ставки ввозных таможенных пошлин. Страна не вправе устанавливать таможенные тарифы, превышающие уровень связывания, в противном случае пострадавшей стране должна быть предоставлена компенсация.

В Соглашении ВТО определены основные параметры договоренностей по ставкам импортных пошлин (табл. 1), в соответствии с которым, в части сельскохозяйственных товаров и продовольствия снижение тарифов составит порядка 4,4% с 15,6% - современное состояние к 11,2% - через 7 лет.

Таким образом, доля ввозной таможенной пошлины, в составе цены на импортную с/х продукцию будет уменьшаться. Механизм ценообразования со вступлением в ВТО теряет очень ценные инструменты регулирования импорта с/х продукции – меры нетарифного регулирования, которые будут заменены тарифными эквивалентами, роль которых также будет угасать в следствии их «связывания».  

 

Таблица 9.1 – Основные параметры договоренностей по ставкам импортных пошлин в сравнении с действующим тарифом

 

ЕТТ:

средневзвешенная

 

ВТО: средневзвешенная

Начальный уровень[1] Конечный уровень[2]
Вся номенклатура 10,293 11,850 7,147
С/х товары 15,634 15,178 11,275
Промышленные товары 9,387 11,256 6,410

 

Еще один немаловажный принцип провозглашенный в ВТО, оказывающий влияние на механизм ценообразования в отрасли - фиксирование размеров бюджетной поддержки сельского хозяйства. (табл.

9.2).

В соответствии с которым все меры внутренней поддержки классифицируются в зависимости от того, оказывают они искажающее воздействие на торговлю и производство или нет, на два вида: меры «зеленой корзины» и меры «желтой корзины».

 

Таблица 9.2 Бюджетная поддержка сельского хозяйства: классификация ВТО

Меры "желтого ящика» " Меры "зеленого ящика"
- Ценовая поддержка; - Сбытовые кредиты; - Выплаты   из        расчета площади с/х угодий; - Выплаты   из        расчета численности с/х животных; - Субсидии в отношении средств производства; - Отдельные        программы субсидируемых кредитов. Общие услуги (научные исследования; ветеринарные и фитосанитарные мероприятия; подготовка и повышение квалификации кадров; информационно-консультационное обслуживание; контроль безопасности продуктов питания; маркетинговые и сбытовые услуги; инфраструктурные услуги); - Содержание стратегических продовольственных запасов; - Внутренняя продовольственная помощь нуждающимся слоям населения; - Поддержка дохода (не связана с производством); - Страхование урожая; - Помощь при стихийных бедствиях; - Охрана окружающей среды; - Помощь производителям в неблагополучных районах; - Содействие структурной перестройке путем возмещения раннего выхода производителей на пенсию, путем возмещения отказа от использования ресурсов, путем инвестиционной помощи.

 

Меры «зеленой корзины» могут быть профинансированы государством в любом необходимом объеме, они освобождаются от обязательств по сокращению (исследования, обучение, санитарный контроль, инфраструктура, охрана окружающей среды, обеспеченность продовольствием). 

Меры внутренней поддержки, оказывающие искажающее воздействие на торговлю и производство – меры «желтой корзины», подлежат «связыванию» и последующему сокращению. Максимально допустимый уровень поддержки из «желтой корзины» рассчитывается как среднегодовая величина фактических расходов этой «корзины» за последние три года (базовый период), как на региональном, так и на федеральном уровне.

 Мерами «желтой корзины» являются некоторые формы поддержки доходов, а именно: содействие структурной перестройке, прямые платежи по региональным программам и программам по охране окружающей среды. В соответствии с достигнутой с ВТО договоренностью объем «желтой корзины» в 2012 году составит 9 млрд. долл., который к 2017 г должен быть снижен до 4,4 млрд. долл. в год. При этом применение мер «зеленой корзины», как об этом говорилось выше, не будет ограничено.

Важным принципом правил регулирования внутренней поддержки ВТО является «De minimis» – это доля поддержки валовой стоимости произведенной продукции: для развитых стран, к которым будет относиться и Россия это 5%, для развивающихся – это 10%. 

Предполагается, что 5-процентный объем поддержки в валовой стоимости произведенной продукции оказывает минимальное искажающее воздействие на торговлю, поэтому в отношении de minimis не применяется сокращение и такие субсидии исключаются из расчетов обязательств по объемам поддержки. 

Тем самым ВТО ограничивает уровень государственной поддержки, что несет за собой изменения в механизме ценообразования на с/х товары, за счет фиксирования пороговых значений субсидий в цене товара. 

Таким образом, вступление в ВТО оказывает мощное воздействие на механизм ценообразования в сельском хозяйстве, за счет ограничения мер оказывающих искажающее воздействие на торговлю и производство, что в перспективе должно привести к увеличению конкурентоспособности предприятий отрасли за счет действия механизма свободного рынка. 

 

Список использованной литературы:

 

1. Аграрная политика ЕС и ее влияние на международную

торговлю// АПК: Экономика и управление. 2006, № 2, с.23-25

2. Агропромышленный комплекс России в 2001 – 2005 годах и первом полугодии 2006 года (экономический обзор)// АПК: Экономика и управление. 2006, № 10, с.52-58

3. Беляева И.Ю. Цены и ценообразование. М., 2004.-157 с.

4. Бодриков Д.В. Методика анализа сложной динамики цен на

зерновые// Прикладная эконометрика, 2008, №2, с. 11-21 

5. Волкова Н. А., Столярова О. А., Костерин Е. М. Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий – М.: Колос, 2005. – 240 с.

6. Инфляция и ценообразование в АПК РФ: влияние государства, бизнеса и кооперации// Вопросы экономики, 2008, №8, с.153-156

7. Коваленко Н. Я. Экономика сельского хозяйства. – М.: ЭКМОС,

1999. – 448 с.

             8.   Попова Т.М. Экономика сельского хозяйства – М.: Проспект,

2004. – 200 с.

9. Регулирование цен на продукцию и услуги агропромышленного комплекса// АПК: Экономика и управление. 2006 № 8

10. Росстат. Основные показатели сельского хозяйства в России, - М.: Статистика России, 2011

11. Цеддиес Ю., Райш     Э., Угаров А. А. Экономика сельскохозяйственных предприятий. – М.: МСХА 1999, 400 с.

12. Ермолова, О.В., Кирсанов В.В. Этапы интеграции АПК в мировую продовольственную систему / О.В. Ермолова, В.В Кирсанов // Региональные агросистемы: экономика и социология – 2011. - №2.-19 с.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Дайте определение понятию «цена»?

2. Что такое оптовые цены предприятий?

3. Что такое сопоставимые (неизменные) цены?

4. Какие методы используется при исчисление рыночной цены?

5. Какие органы власти осуществляют мероприятия по регулированию цен?

6. Сколько средств в США выделяется на развитие сельского хозяйства в расчете на единицу продукции? 

7. Каковы основные параметры     договоренностей     по    ставкам импортных пошлин, в соответствии с условиями вступления (ВТО)?

8. Каким образом должны быть профинансированы государством меры «зеленой корзины» предусмотренные при вступлении в ВТО?

9. Объясните принцип правил регулирования внутренней поддержки в ВТО «De minimis».

10. Какова основная проблема сдерживающая конкурентоспособность и эффективность аграрного производства?

 

Тест

 

1. … — это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена.

а) цена;

б) стоимость;

в) полезность;

г) тариф.

 

2. Оптовые цены предприятий – это … 

а) цены товаропроизводителей, по которым они реализует свою

продукцию оптовым потребителям;

б) цены, по которым продукция реализуется конечному покупателю

через розничную торговую сеть;

в) цены, по которым государство закупает продукцию для своих нужд;

г) цены какого-либо определенного года, используемые для измерения

динамики физических объемов производства и реализации продукции.

 

3. Розничные цены – это … 

а) цены, по которым продукция реализуется конечному покупателю

через розничную торговую сеть;

б) цены, по которым государство закупает продукцию для своих нужд;

в) цены товаропроизводителей, по которым они реализует свою

продукцию оптовым потребителям;

г) цены какого-либо определенного года, используемые для измерения

динамики физических объемов производства и реализации продукции.

 

4. Кто устанавливает перечень сельскохозяйственной продукции, к которым применяются уровень гарантированных цен и порядок их применения?

а) правительство;

б) президент;

в) государственная дума;

г) центральный банк.

 

5. Перечислите два основных метода ценообразования: 

а) затратный и рыночный;

б) полных издержек и прямых затрат;

в) полных издержек и рыночный;

г) прямых затрат и рыночный.

 

6. Выберите правильную последовательность установления цены:

а) Себестоимость продукции – оптовая цена предприятия без НДС – Покупная цена оптового посредника – Покупная цена предприятия торговли – розничная цена;

б) Себестоимость продукции – Покупная цена оптового посредника – оптовая цена предприятия без НДС –Покупная цена предприятия торговли – розничная цена;

в) Себестоимость продукции – Покупная цена оптового посредника – оптовая цена предприятия без НДС– розничная цена–Покупная цена предприятия торговли;

г) Себестоимость продукции – оптовая цена предприятия без НДС – Покупная цена предприятия торговли – Покупная цена оптового посредника –розничная цена.

 

7. … — это деятельность государства, направленная на установление определенного уровня цен.

а) Регулирование цен;

б) Коррелирование цен;

в) Дифференцирование цен;

г) Монетарная политика.

 

8. Активное вмешательство государства в регулирование цен и оказание мер поддержки в сектор сельского хозяйства характерно для:

а) Для всех стран без исключения;

б) России;

в) Европы и США;

г) Для стран ОЭСР.

 

9. В каком году Россия вступила в ВТО?

а) 2012;

б) 2008;

в) 1993;

г) 2007.

 

10. В соответствии со вступлением в ВТО Россия обязуется снизить объем финансирования «желтой корзины» (искажающих цену товара) до …?

а) до 4,4 млрд долл в год;

б) до 15 млрд долл в год;

в) до 0,5 млрд долл в год;

г) до 7 млрд долл в год.

 

 

Глоссарий

 

Агропромышленный комплекс (АПК) - совокупность отраслей экономики страны, включающая сельское хозяйство и отрасли промышленности, тесно связанные с сельскохозяйственным производством, осуществляющие перевозку, хранение, переработку сельскохозяйственной продукции, поставку ее потребителям, обеспечивающие сельское хозяйство техникой, химикатами и удобрениями, обслуживающие сельскохозяйственное производство.

Растениеводство – одна из основных отраслей сельского хозяйства, занимающаяся главным образом возделыванием культурных растений для производства растениеводческой продукции. Обеспечивает население продуктами питания, животноводство — кормами, многие отрасли промышленности (пищевую, комбикормовую, текстильную, фармацевтическую, парфюмерную и др.) — сырьѐм растительного происхождения. Включает: полеводство, овощеводство, плодоводство, виноградарство, луговодство, лесоводство, цветоводство.

Животноводство — отрасль сельского хозяйства, занимающаяся разведением сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов

Землепользование — особая сфера хозяйственной деятельности, включающая учет и оценку земель, определение эффективных форм земельной собственности, управление развитием земельных отношений и использованием земель для хозяйственных целей.

Рациональное землепользование – обеспечение всеми землепользователями в процессе производства максимального эффекта в осуществлении целей землепользования с учетом охраны земель и оптимального взаимодействия с природными факторами.

Крестьянское (фермерское) хозяйство — это объединение граждан, которые совместно владеют имуществом и осуществляют производственную или другую хозяйственную деятельность. После государственной регистрации крестьянско-фермерского хозяйства, его Глава является индивидуальным предпринимателем — фермером. Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности.

Личные подсобные хозяйства (лпх) — непредпринимательская деятельность гражданина и членов его семьи по производству и переработке сельскохозяйственной продукции на предоставленном (приобретенном) участке земли, как правило в сельской местности, для удовлетворения собственных нужд в продуктах питания.

Сельскохозяйственным производственным кооперативом (СПК) - кооператив, созданный гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива. Производственный кооператив является коммерческой организацией

Всемирная торговая организация (ВТО) — международная организация, созданная 1 января 1995 года с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами.

Соглашение по сельскому хозяйству вто состоит из преамбулы, 21 статьи и пяти методологических приложений. Оно охватывает вопросы производства и внешней торговли сельскохозяйственными товарами (исключая рыбу и рыбопродукты) и, (включая хлопок, лен, шелк, кожи и шкуры), вводит их в круг товаров, регулируемых правилами ГАТТ-1994. 

Соглашение по сельскому хозяйству – одно из наиболее противоречивых соглашений ВТО. Сельское хозяйство во всех развитых странах существует под защитой многопланового аграрного протекционизма.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.103 с.