Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2021-02-05 | 115 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Учим ребенка
ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ
Конспекты занятий по развитию
фонематической стороны речи и обучению грамоте
детей старшего дошкольного возраста
III период обучения
Рекомендовано Ученым Советом
Педагогического общества
России
Допущено департаментом образования Пермской области
Москва 2007
ББК74.1 Ц85
ЦУКАНОВА СП., БЕТЦ Л.Л.
Ц85 УЧИМ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
III период обучения / С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 112 с.
ISBN 5-296-00664-Х
В пособии «Учим ребенка говорить и читать» представлена система коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нерезко выраженным общим недоразвитием речи.
Оно содержит задачи коррекционного обучения, перспективное планирование содержания обучения, конспекты фронтальных занятий по формированию звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, обучению грамоте.
Пособие адресовано логопедам, воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, студентам и родителям.
Рецензенты:
Т.П. Артемьева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психопатологии и логопедии
Института специального образования УрГПУ.
О.Р. Ворошнина, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой специальной дошкольной педагогики и психологии ПГПУ.
© Цуканова СП., Бетц Л.Л., 2006, 2007 ISBN 5-296-00664-Х © Оформление. ООО «Издательство «ГНОМ и Д», 2007
СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
И НЕРЕЗКО ВЫРАЖЕННЫМ ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Третий период обучения
(Апрель, май)
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СОДЕРЖАНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
(III период)
Тема занятия | Кол - во занятий | Дикция. Интонационная выразительность речи | Формирование фонематического восприятия | Обучение грамоте (работа с разрезной азбукой, письмо, чтение) | Лексико - грамматический строй речи |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
АПРЕЛЬ
Неделя
Неделя
Неделя
|
Неделя
Тема занятия | Кол - во занятий | Дикция. Интонационная выразительность речи | Формирование фонематического восприятия | Обучение грамоте (работа с разрезной азбукой, письмо, чтение) | Лексико - грамматический строй речи | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
МАЙ | ||||||
Неделя | ||||||
Звуки ч — ть Буквы Ч-Т | 1 | Работа над дикцией: Печка печет, Речка течет. | Дифференциация звуков ч - ть | Дифференциация букв Ч - Т. «Потерялись» слоги ЧА и ТЯ. Чтение | Составление предложения по опорным словам | |
Звуки ч — сь Буквы Ч-С | 1 | Работа над дикцией: Синичка, синичка — Воробью сестричка. Чу - чу - чу! Чу - чу - чу! Я на волю хочу | Дифференциация звуков ч - сь | Дифференциация букв Ч - С. Буква «потерялась». Чтение | ||
Звук щ | 1 | Работа над дикцией: Два щенка щека к щеке, Щиплют щетку в уголке | Звук щ — мягкий. Выделение звука щ из состава слова. Звуко-слоговой анализ слов пильщик, сварщик | Образование существительных с помощью суффиксов - щик -, - ищ - | ||
Буквы Щ, щ | 1 | Составление из букв разрезной азбуки слов: пещера, защита, ищу, пища. Правописание щи, ща. «Рассыпанные» слова. Ребусы. Чтение | ||||
Неделя
| ||||||
Буквы Щ, щ | 1 | Письмо слогов ща, щу; слов: щука, угощу и предложения Лещи у щуки ели щи. Чтение | ||||
Звуки щ-ч Буквы Щ-Ч | 1 | Работа над дикцией: Лечу, скачу, ищу, верчу. Щелк, щелк — Разобью мышиный полк | Дифференциация звуков щ - ч | Дифференциация букв Щ - Ч. Слоги «потерялись». Чтение | ||
Звуки щ-сь Буквы Щ-С | 1 | Работа над дикцией: Щуриться от сильного освещения. | Дифференциация звуков щ - сь | Дифференциация букв Щ - С. Математическая грамота. Чтение | Изменение глаголов настоящего времени по лицам и числам | |
Буква Ь на конце слова | 1 | Дифференциация твердых и мягких согласных звуков на конце слова | Составление из букв разрезной азбуки слов дверь, шерсть, Игорь. Письмо слов дверь, шерсть, Игорь. Ребус кровать. Кроссворд. Чтение | |||
Неделя | ||||||
Буква Ь в середине слова | 1 | Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в середине слова | Преобразование слов типа пень — пеньки. Составление из букв разрезной азбуки слов пеньки, деньки, огоньки. Слова с пропущенными буквами. Чтение | |||
Раздел и-тельный Ь | 1 | Произнесение слоговых пар типа тя - тья | Кроссворд. Математическая грамота. Чтение | Притяжательные прилагательные | ||
Раздел и -тельный Ъ | 1 | Произнесение слоговых пар типа се - съе. | Чтение | Приставочные глаголы. Составление предложений по опорным словам и объединение их в рассказ | ||
Заключительное занятие «Прощай, альбом «Я учусь говорить и читать» | ||||||
Неделя | ||||||
Обследование детей |
КОНСПЕКТЫ
ЗАНЯТИЕ № 103
Тема: звуки [ф], [фь].
Цель: уточнить произношение звуков [ф], [фь]; учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости; совершенствовать звуковой анализ; упражнять в образовании сложных слов; развивать интонационную выразительность речи, мышление, зрительное восприятие.
|
Оборудование: зеркала, сигнальные фонарики, индивидуальные схемы, оборудование для фокуса (стакан, бусы, цепочка, лента, платок), «черный ящик», схемы, альбом 3
Здесь и далее: на каждом занятии используется пособие СП. Цукановой, Л.Л. Бетц «Я учусь говорить и читать. Альбом 3 для индивидуальной работы (далее обозначен как «альбом 3»). (М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.) |
Ход занятия
Организационный момент.
- Назовите гласные буквы. Какие гласные стоят после твердых согласных? Какие гласные указывают, что согласный перед ними читается мягко? Какая гласная буква ни
когда не стоит в начале слова?
- Назовите буквы, обозначающие парные согласные звуки. Какие из согласных самые звучные? Какая буква обозначает глухой непарный согласный звук? Какие согласные
буквы обозначают только твердые звуки? Назовите буквы, обозначающие звонкие парные согласные звуки. Назовите буквы, обозначающие глухие парные согласные звуки.
Детям в помощь для ответов предлагается использовать «Домики букв».
Артикуляционная гимнастика.
«Покусать нижнюю губу». «Заборчик на нижней губе».
3. Знакомство со звуками [ф], [фь] (с. 3).
- Сейчас я покажу вам фокус, который однажды видела в цирке.
Логопед берет тонкий стакан и опускает в него бусы, цепочку, ленту. Ставит стакан на ладонь и накрывает его платком. В это время незаметно переворачивает стакан вверх дном. Потом снизу, как бы через стеклянное дно, сквозь пальцы достает бусы, цепочку, ленту. Затем показывает пустой стакан в первоначальном положении.
- Вам понравился фокус? Как называют артиста, который показывает фокусы? Посмотрите на фокусника в левом верхнем углу страницы. Фокусник из шляпы достал живого ежика. Ежик фыркает: Ф - ф-ф!
Фь-фь-фь!
4. Характеристика звуков [ф], [фь].
- Произнесите звук [ф] ([фь]), наблюдая за артикуляцией в зеркале.
Дети анализируют произношение звуков по схеме. Нижняя губа закрывает нижние зубы. Верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы поставлены на нижнюю губу. Воздушная струя встречает преграду. Голос не работает.
- Расскажите, какие это звуки? Какие фишки показывает Юпик? Почему?
5. Упражнение в произношении звуков [ф],[фь],
- Ежик фыркает а)протяжно: ф_____________;
б) прерывисто: ф-ф-ф...
- Послушайте песенку ежика и произнесите так же:
фа - фо- фу - фы – фи
фа -фа- фа
фа — фа - фа
фа-фа- фа
- Рассмотрите картинку «Фокусник». Какие фокусы показывает фокусник?
Логопед объясняет: фрак — это парадный мужской пиджак; факел — это переносной светильник с пылающим огнем.
|
- Послушайте стихотворение:
Фокусник во фрак одет,
Факел превратил в букет,
Фея выскочит оттуда,
Фокус это или чудо?
- Юпик упражняется в отчетливом произношении звуков [ф][фь] в словах стихотворения. Произнесите и вы отчетливо это стихотворение.
6. Дифференциация звуков [ф]-[фь].
а) Выделение звуков [ф], [фь] из состава слова.
- По картинке «Фокусник» назовите слова со звуком [ф] ([фь]). (Флаг, туфли, факел, фрак, шарф, фонарь, фонтан, фокусник; филин, конфеты, салфетка, фиалки.) В каких из них звук [ф] ([фь]) стоит в начале слова (в середине слова, в конце слова)?
б) Игра «Сигнальщики»,
фокус фильм фыркает телефон
финик буфет фруктовый шкаф
фиолетовый фантазировать
Физминутка.
а) Пальчиковая гимнастика.
«Превращение» пальчиковых фигур:
«рыбка» → «2 флажка» → «ворота» → «пароход» → «филин» → «ежик».
б) Имитация движений. «Ежик»
По сухой лесной дорожке – Топ-топ-топ — топочут ножки. Ходит, бродит вдоль дорожек Весь в иголках серый ежик. | Дети стоят, слегка согнувшись. Руки согнуты в локтях — перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги слегка согнуты в коленях, делают мелкие частые шажки. |
Ищет ягодки, грибочки Для сыночка или дочки. | «Собирают ягодки» - кончики пальцев соединяются, «срывают» ягоды. |
Звуковой анализ.
- Посмотрите картинки внизу страницы. К каждой из них фокусник задумал слово. Отгадайте слова и «зашифруйте» их с помощью фишек.
а) «Фрукты». Один ребенок называет звуки в слове по порядку. На каждый звук дети показывают соответствующую фишку
б) «Фартук». Найти схему этого слова среди трех предложенных схем.
в) «Сарафан». Звуковой анализ проводится через игру «Живые звуки».
г) «Филин». Дети составляют схему слова на индивидуальных схемах.
Итог занятия.
- С какими звуками вы сегодня познакомились? Какие новые слова узнали?
ЗАНЯТИЕ № 104
Тема: буквы Ф, ф.
Цель: закрепить звуки [ф], [фь]; познакомить с их графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения; развивать зрительное восприятие.
Оборудование: кассы букв, «рассыпанные» буквы, картинка «фиалка», альбом 3.
Ход занятия
Организационный момент.
- Сложите слова. К слову фото прибавьте слово, которое я скажу. Какое сложное слово получится?
фото + аппарат =__________
пленка альбом карточка
бумага репортер лаборатория
ружье вспышка лампа
выставка снимок модель
2 Повторение характеристики звуков [ф], [фь].
- Какой первый звук в этих словах? Расскажите о звуках
Звуко-буквенный анализ.
- Составьте слово. Возьмите последнюю букву из слова шарф. Возьмите первую букву из слова ель. Возьмите ударную гласную букву из слова маяк. Прочитайте составленное слово.
- Кто такая Фея? (Добрая волшебница.) Помогал Фее делать людям добрые дела Мудрый филин. Составьте слово флилин.. В саду у Феи разгуливали птицы с ярким оперением - фазаны. Составьте слово фазаны. Фея очень любила цветы фиалки. Составьте слово - фиалки.
- Что росло у Феи в саду, узнаете, собрав слово из «рассыпанных» букв: Т, Ы, Ф, К, У, Р? Составьте слово фрукты.
Физминутка.
В саду у Феи были деревья высокие, | Дети поднимаются на носочки, руки вверх, потягиваются. |
Аллеи широкие. | Руки в стороны. |
Крутящиеся карусели, | Руки на пояс, кружатся. |
Вверх и вниз летящие качели. | Приседают - встают. |
Чтение.
а) Чтение слогов.
- Найдите Фею на странице книги. Взмахнула Фея синим рукавом - появились слоги со звуком [ф]. Прочитайте их. Какой звук [ф] в этих слогах? Придумайте слова с этими слогами.
- Взмахнула Фея зеленым рукавом — появились слоги со звуком [фь]. Прочитайте их. Какой звук [фь] в этих слогах? Придумайте слова с этими слогами.
б) Чтение слов.
- Фея дала задание: прочитайте слова и скажите, чем похожи слова каждого столбика.
Дети читают слова. Объясняют, чем они похожи: 1- й столбик — двухсложные слова, с ударением на первом слоге, начинаются с буквы Фи т. д.
ЗАНЯТИЕ № 105
Тема: буквы Ф, ф (закрепление).
Цель: закрепить звуки [ф], [фь] и буквы Ф, ф; формировать навык письма и чтения слогов, слов и предложений с буквами Ф, ф; упражнять в согласовании существительного и прилагательного и в составлении деформированного предложения; развивать мышление.
Оборудование: игральный кубик, ворота, мячи, тетради, ручки, карточки со словами для работы с деформированным предложением, альбом 3.
Ход занятия
1. Организационный момент.
«Гимнастика для ума» (на звуки [ф], [фь]).
- Парадный мужской пиджак. (Фрак.)
- Человек, показывающий фокусы. (Фокусник.)
- Переносной светильник с пылающим огнем. (Факел.)
- Головной убор с козырьком. (Фуражка.)
- Яблоки, груши, апельсины — это... (Фрукты.)
- У каждого человека есть имя и... (Фамилия.)
- Если смешать красную и синюю краски, какой цвет получится? (Фиолетовый.)
- Цветок фиолетового цвета. (Фиалка.)
- Треугольник, круг, квадрат - это геометрические... (Фигуры.)
- Начало эстафеты - старт, а конец -... (Финиш.)
- Ночная птица. (Филин.)
- Добрая волшебница. (Фея.)
2. Закрепление звуков [ф], [фь].
а) - Отгадайте название спортивной игры с мячом из шести букв:
(Футбол.)
Бросьте игральный кубик. Он покажет, которую по счету букву мне открыть.
- Какой первый звук в слове футбол? Расскажите о звуках [ф], [фь].
- Сейчас вы сыграете в футбол. В футбол играют две команды. Одна называется «Факел», а другая - «Фортуна» (удача). Вот двое ворот. За правильный ответ команда получает мяч. Побеждает та команда, которая забьет больше мячей.
б) Игра «Будь внимательным»
- Футболисты обладают точной и быстрой реакцией. Положите голову на руки и закройте глаза. Команда «Факел» поднимает голову, если услышит в слове звук [ф], а команда «Фортуна» - звук [фь].
футболисты афиша футболка финиш | штрафное очко эстафета физкультура форма |
Логопед оценивает работу команд и устанавливает мячи в ворота.
Письмо.
а) Письмо букв.
У детей в тетрадях изображены ворота. После объяснения логопедом письма букв Ф, ф, дети пишут буквы в тетрадях.
- В большие ворота «поставьте» четыре большие буквы Ф, а в малые - четыре маленькие буквы ф.
б) Письмо слов в кроссворде «Футбольное поле».
Кроссворд помещен в тетрадях детей. Логопед читает вопросы.
1. | 2. | |||
3. |
По вертикали:
1. Плод пальмы. (Финик.)
2. Объявление о соревновании. (Афиша.)
По горизонтали:
1. На футболистах надета спортивная... (Форма.)
3. Предмет женской одежды. (Кофта.)
в) Письмо предложения.
— Предложение «рассыпалось».
Логопед демонстрирует карточки со словами предложения. Дети составляют предложение «Федя идет на футбол» и списывают его в тетрадь. Логопед оценивает ответы детей, письмо и ставит в ворота мячи.
Физминутка.
1. Пальчиковая гимнастика.
Пальчики в футбол играют, И друг друга обгоняют. Все - бегом, вприпрыжку, вскачь, Все хотят ударить мяч, Каждый забивает гол. Хорошо играть в футбол! | Обеими руками выполняются щелчки попеременно каждым пальцем. |
2. Выполнение движений с речевым сопровождением
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке!
Потянулись, потянулись.
Вправо, влево наклонились
И на месте в бег пустились.
Чтение (с. 4).
- Предложения «рассыпались». Прочитайте слова и составьте предложения.
Итог занятия.
- В какую спортивную игру мы играли? Название каких видов спорта начинается со звуков [ф], [фь]? (Фигурное катание, фехтование.)
- А вы любите заниматься спортом?
Кто спортом занимается, поверьте,
Чудес немало может совершить.
Он может подарить сады планете
И к дальним звездам трассы проложить.
Подсчитывается количество мячей-очков и определяется команда-победитель.
ЗАНЯТИЕ № 106
Тема: звуки [в], [въ]-[ф], [фь]; буквы В-Ф.
Цель: учить дифференцировать звуки по звонкости-глухости, твердости-мягкости в слогах, словах и предложениях; учить дифференцировать буквы В-Ф при чтении и на письме; развивать мышление.
Оборудование: карточки для чтения слов, ручки, альбом 3.
Ход занятия
Организационный момент.
- Прочитайте названия: предметов одежды, головного убора, птиц, цветов, продуктов питания.
У детей по одной карточке для чтения: кофта, фрак, фартук, сарафан, фуражка, фазан, филин, фиалка, фикус, кефир, конфеты, кофе.
2. Сравнение звуков [в], [вь]-[ф], [фь] (с. 5).
Ветер над лесом пролетает Громко песню напевает: -В-в-в, - Вь- вь - вь. | Дети хором произносят: -В -в-в, - Вь- вь- вь. |
А под елью ёж сидит, Тихо-тихо фыркает: -Ф- ф-ф, -Фь-фь- фь. | Дети хором произносят: -Ф-ф- ф, -Фь-фь- фь. |
- Сравните звуки [в], [вь] и [ф], [фь]. Чем они похожи? Чем отличаются?
3. Дифференциация звуков [в], [вь] и [ф], [фь] в произношении.
а) Дифференциация звуков в слогах.
— Запомните и повторите песню ветра и ёжика:
фе - фе - ве - ве
фу - ву - фу - ву
во - фо - фо - во
ва - ва - ва - фа - фа - фа
вла - вло - влу - фла - фло - флу.
б) Дифференциация звуков [в], [вь]-[ф], [фь] в словах.
- Замените в слове звук [ф] на [в].
фаза -... софа -...
Феня -... фата -...
в) Дифференциация звуков [в], [вь]-[ф], [фь] в предложении.
- Произнесите отчетливо: Наш Филат не бывает виноват. Когда так говорят?
Физминутка.
а) «Дует ветер».
Дует ветер нам в лицо, | Произвольные взмахи руками. |
Закачалось деревцо. | Наклоны туловища влево-вправо. |
Ветер тише, тише, тише. | Руки медленно опустить вниз. |
Деревцо все выше, выше. | Руки вверх, потянуться. |
б) «Ёжик» (см.конспект занятия № 103).
5. Выделение звуков [в], [вь]-[ф], [фь] из состава слова.
- Кто-нибудь из вас бывал в кафе? Что такое кафе? Посмотрите на картинку «Кафе». Это необычное кафе. Его посетители - животные. Рассмотрите картинку и назовите слова со звуком [в] ([вь], [ф], [фь]). (Ваза, самовар; верблюд, вилка, виноград, цветы, двери; фазан, фонарь, шарф, жираф; кафе, салфетки, конфета.)
Пальчиковая гимнастика.
Пальчик, пальчик,
Непоседа,
Где ты бегал,
Где обедал?
Я с мизинцем ел калинку,
С безымянным
Ел малинку,
Ел со средним
Землянику,
С указательным -
Клубнику!
7. Дифференциация букв В-Ф при чтении и на письме.
а) Чтение слогов и дополнение их до целого слова.
В дверях кафе фазан стоял,
Пришедшим слоги раздавал,
И тех, кто слово называл,
В кафе он пропускал.
вра... фла...
фра... вла...
б) Чтение слов. «Буква потерялась»
Что стояло на столе
В необычном том кафе?
Слова прочитаете
-И тогда узнаете!
- В словах потерялись буквы Ф и В. Какую букву поставите в первое слово? Во второе слово? Что стояло на столе?
«Доскажи словечко»
- Прочитайте про себя остальные слова. Послушайте предложения и закончите их этими словами.
Сел за стол в кафе жираф,
Развязав на шее... (шарф).
- Какой последний звук в слове шарф? Звук [ф] парный согласный. На конце слова его надо проверить.
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Лев - на львы, шарф - на шарфы -
Будешь грамотным и ты.
- Какое проверочное слово у слова шарф?
Садясь за стол, всегда жираф
Заворачивал... (рукав)
- Как проверить парный согласный в слове рукав? Какую последнюю букву надо написать в слове рукав?
в) Чтение текста «Жираф».
- Прочитайте название рассказа. О ком узнаете из рассказа?
Дети читают рассказ по предложению, объясняя смысл прочитанного. После чтения отвечают на вопросы.
- Где жил жираф? Что он делал в кафе? Какое настроение было у жирафа? Почему всем стало весело?
Письмо.
- «Закрой окошко» буквами Ф или В.
илин сли а
етер ке ир
Итог занятия.
- Какие звуки мы учились различать? Назовите блюда, которые вам могут предложить в кафе, чтобы в их названии были звуки [в], [вь], [ф], [фь]. (Кефир, конфеты, вермишель, вафли, финики, фрукты, виноград, варенье, кофе, повидло, тефтели, ватрушки, вареники, фрикадельки.)
ЗАНЯТИЕ № 107
Тема: буква Ю в начале слога.
Цель: познакомить детей с буквами Ю, ю; обучать чтению слов с буквой Ю в начале слога; упражнять в чтении текста и пересказе; совершенствовать звуко-буквенный анализ; формировать навык письма букв Ю, ю и слов с ними.
Оборудование: предметные картинки, кассы, ручки, тетради, игрушка-юла; разрезные буквы, альбом 3.
Ход занятия
Организационный момент.
Детям выдают по одной картинке: сова, конфеты, вата, ветки, ива, венок, весы, лифт, флажки, ведро, портфель, вагон.
- Назовите свою картинку. Из этих слов найдите рифму к словам, которые я назову:
трава крапива цветок | часы пирожки капель | ракеты сетки дата | шрифт метро перрон |
Звуко-буквенный анализ.
Логопед демонстрирует юлу (игрушку).
- Составьте в кассе слово юла.
Логопед заводит юлу. Предлагает послушать, как поет юла.
- Юла мне пропела имя девочки, которое начинается с Ю. Какое это имя? Преобразуйте слово юла в слово Юля. Какие буквы замените? Почему?
Логопед заводит юлу.
- А сейчас юла пропела имя мальчика, тоже начинающееся с ДО. Какое это имя? Преобразуйте слово Юля в слово Юра.
- А сейчас юла пропела имя нашего друга, пришельца из космоса, как его зовут? (Юпик.) Составьте слово Юпик.
Чтение.
а) Чтение слов.
- Прочитайте слова. Соотнесите слова с картинкой.
Логопед объясняет значение слов. Юнга — молодой матрос на корабле. Юрта — переносное жилище людей, живущих в степях.
б) «Закончи предложение».
- Юра и Юля не только играли юлой. Они любили играть и в слова. Прочитайте, что говорил Юра (Я пою...) А Юля заканчивала предложение. Посмотрите на схему, сколько слов добавила Юля? Закончите и вы это предложение. А потом загадывала предложение Юля. Прочитайте начало этого предложения. Как Юра должен закончить это предложение?
Аналогичная работа проводится с другими предложениями.
в) Чтение текста.
- Прочитайте название рассказа. О чем мы узнаем из этого рассказа?
Дети читают рассказ по предложению. Объясняют смысл каждого предложения.
- Расскажите, как играли дети?
Отгадывание ребуса «юмор».
Письмо.
а) Письмо букв Ю, ю.
б) Решение кроссворда «Лесенка буквы Ю».
Итог занятия.
У детей разрезные буквы из настенной кассы.
- Составьте все вместе предложение «Мы - юные таланты». Какое слово начинается с буквы Ю? Кто такие таланты? Расскажите, что вы узнали о букве Ю?
ЗАНЯТИЕ № 108
Тема: буквы У-Ю после согласных.
Цель: учить дифференцировать согласные звуки по твердости-мягкости; познакомить с обозначением мягкости согласных гласной буквой Ю; научить читать слоги и слова с буквой ДО после согласных; развивать мышление.
Оборудование: аудиозапись, карточки с буквами у, ю, ручки, альбом 3.
Ход занятия
Организационный момент.
- Назовите слова, начинающиеся с Ю.
Чтение.
а) Чтение слогов и слов.
Хрюша с Каркушей играли:
Слоги с У и с Ю писали,
Потом слова к ним добавляли.
- Прочитайте слоги и слова. Если в слоге гласная У, то согласную перед ней читайте твердо. Если в слоге гласная Ю, то согласную перед ней читайте мягко.
б) Чтение предложений «Кто что любит?»
Хрюша и Каркуша говорят:
Дайте нам друзья ответ,
Что мы любим на обед?
Дети читают слова в столбике и дополняют ими предложения.
- А что любите вы? Выбирайте только такие названия продуктов, в которых есть У и Ю.
Итог занятия.
Хрюша с Каркушей помогли вам узнать,
Когда буквы У и Ю в слове писать.
- Скажите когда?
Хрюша с Каркушей желают от души,
Чтобы стали грамотными вы.
ЗАНЯТИЕ № 109
Тема: звук [ц].
Цель: уточнить произношение звука [ц]; совершенствовать звуковой анализ, упражнять в образовании формы родительного падежа множественного числа существительных и в образовании существительных с помощью суффикса -иц-.
Оборудование: зеркала, индивидуальные схемы, сигнальные фонарики, альбом 3.
Ход занятия
Организационный момент.
У каждого ребенка по разрезному слогу; сю, дю, зю, лю, ню, мю, пю, сю, тю, рю, ню, лю.
- Прочитайте свой слог. Поднимите слог, если услышите его в слове.
нюхать капюшон мюзикл
тюлень рюкзак изюминка
колючки гадюка сюда
Артикуляционная гимнастика.
«Забор».
«Горка».
«Почистим нижние зубы».
3. Знакомство со звуком [ц] (с. 8).
- Доскажите словечко:
Стали выше небеса,
Звонче птичьи голоса,
Убежал сугроб седой,
Так бывает лишь...
- Весной возвращаются домой перелетные птицы. Одни ми из первых прилетают скворцы. О них говорят: «Летит скворец - зиме конец». Посмотрите в верхний левый уголок страницы. Человек сделал для скворца скворечник. Сидит
скворец у скворечника, радуется весне и распевает: «Ц-ц-ц!»
4. Анализ артикуляции звука [ц].
- Как поет скворец? Произнесите звук [ц], наблюдая за
артикуляцией в зеркале.
Дети анализируют произношение звука [ц] по схеме. Губы в улыбке, зубы сближены, но не сомкнуты, широкий кончик языка опу-щен за нижние зубы, спинка языка прижата за верхними зубами. Сильная воздушная струя разбивает эту преграду. Голос не работает.
- Какой звук [и]? (Звук [ц] - согласный, всегда твердый, глухой.)
Упражнения в произношении.
- Скворца называют пересмешником, потому что он легко запоминает услышанные звуки и в своей песне повторяет их. Видит скворец - лошадка во дворе копытцами стучит: «цок-цок-цок!» и повторяет за ней. Повторите и вы.
- Увидел скворец, как кошка мышку ловит: «цап-цап-цап!» И вторит ей: «цап-цап-цап!» Повторите за скворцом.
- Хозяйка цыплят во дворе собирает: «цып-цып-цып!» Скворец вторит ей: «цып-цып-цып!» Произнесите так же.
- Разбежались цыплята по двору, а курица волнуется, все ли здесь цыплята? Произнесите отчетливо:
Курица волнуется,
Не пугайте курицу.
6. Повторение характеристики звука [ц].
- Посмотрите, какую фишку поднял Юпик? Почему? Почему он не показал зеленую фишку?
7. Выделение звука [ц] из состава слова.
а)Игра «Сигнальщики».
- Послушайте весенние слова.
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!