Система коррекционного обучения — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Система коррекционного обучения

2021-02-05 115
Система коррекционного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учим ребенка

ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ

 

 

Конспекты занятий по развитию

фонематической стороны речи и обучению грамоте

детей старшего дошкольного возраста

 

III период обучения

 

Рекомендовано Ученым Советом

 Педагогического общества

России

 

Допущено департаментом образования Пермской области


 

Москва 2007


ББК74.1 Ц85

ЦУКАНОВА СП., БЕТЦ Л.Л.

 

Ц85 УЧИМ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте де­тей старшего дошкольного возраста.

III период обучения / С.П. Цу­канова, Л.Л. Бетц. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 112 с.

ISBN 5-296-00664-Х

 

В пособии «Учим ребенка говорить и читать» представлена сис­тема коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нерезко выраженным общим недоразвитием речи.

Оно содержит задачи коррекционного обучения, перспективное планирование содержания обучения, конспекты фронтальных за­нятий по формированию звукопроизношения, лексико-граммати­ческого строя речи, обучению грамоте.

 

Пособие адресовано логопедам, воспитателям дошкольных уч­реждений, педагогам дополнительного образования, студентам и родителям.

Рецензенты:

Т.П. Артемьева, кандидат педагогических наук, доцент кафед­ры психопатологии и логопедии

 

Института специального образования УрГПУ.

О.Р. Ворошнина, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой специальной дошкольной педагогики и психоло­гии ПГПУ.

 

 

© Цуканова СП., Бетц Л.Л., 2006, 2007 ISBN 5-296-00664-Х    © Оформление. ООО «Издательство «ГНОМ и Д», 2007


СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

И НЕРЕЗКО ВЫРАЖЕННЫМ ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

Третий период обучения

(Апрель, май)

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

СОДЕРЖАНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

(III период)

Тема заня­тия Кол - во занятий Дикция. Интонацион­ная выразительность речи Формирование фонематического восприятия Обучение грамоте (работа с разрезной азбу­кой, письмо, чтение) Лексико - грамматический строй речи
1 2 3 4 5 6

АПРЕЛЬ

Неделя

Звуки Ф, Фь 1 Интонационная вы­разительность речи (стихотворение В.Бе­рестова) Выделение звуков Ф, Фь из состава слова. Дифференциация звуков ф-фь. Звуко-слоговой анализ слов: фрукты, фартук, сарафан, филин   Образование сложных слов Буквы Ф, ф 2     Составление из буке разрезной азбуки слов: фея, фиалка, фазаны, филин, фрукты. Ребусы жираф, филин. Кроссворд. Пись­мо предложения: Федя идет на футбол. Чтение Деформированные предложения. Согласование прилагательных с су­ществительными Звуки в, вь-ф, фь. Буквы В-Ф 1   Дифференциация звуков в,вь-ф,фь «Превращения» слов. Дифференциация букв В-Ф. Слова с пропу­щенной буквой. Проверка написания пар­ных звонких и глухих согласных на конце слова. Чтение  

Неделя

Буквы Ю, ю в начале слога 1     Буква Ю — гласная. Составление из букв разрезной азбуки слов юла, Юля, Юра, Юпик и предложения Мы — юные талан­ты. Ребус юмор.   Кроссворд. Чтение   Буква Ю по­сле соглас­ных 1   Дифференциация согласных по твердости-мягкости. Обозначение мягкости согласных буквой Ю. Дифференциация у - ю. Ребус люк, верблюд. Чтение   Звук ц 1 Работа над дикцией: Курица волнуется, не пугайте курицу Выделение звука ц из состава сло­ва. Звук ц — твердый. Звуко-слого­вой анализ слов овца, курица   Родительный падеж имен сущест­вительных в форме множественно­го числа. Образование существи­тельных с помощью суффикса - иц - Буквы Ц, ц 1     Составление из букв разрезной азбуки слов цыпленок, курица и предложения с этими словами  «Рассыпанные» слова. Чтение  

Неделя

Буквы Ц, ц 1     Письмо предложения Цапля - умная пти­ца. Кроссворд Образование существительных с помощью суффикса - иц - Звуки с-ц Буквы С-Ц 1 Работа над голосом: Лети, лети, лепесток, Через запад на восток... Лишь коснешься ты земли, Быть по - моему вели. Дифференциация звуков с - ц Дифференциация букв С - Ц. Слова с пропу­щенными буквами. Ребусы месяц, спица. Чтение   Звук й 1 Работа над дикцией Март с водой, апрель с травой, май с грозой. Звук U — мягкий. Выделение звука (/из состава слова. Звуко-слоговой анализ слова зайка   Родительный падеж имен сущест­вительных в форме множественно­го числа Буква Й 1 Вопросительная интона­ция при чтении загадки   Составление из букв разрезной азбуки слов мойся, муравей, лишний, Незнайка. Кроссворд. Чтение  

Неделя

Звуки ль-й 1   Дифференциация звуков ль - й Составление из букв разрезной азбуки предложения Это мой любимый Юпик. Чтение Деформированные предложения. Звук ч 1   Выделение звука ч из состава слова. Звук ч— всегда мягкий. Звуко-слоговой анализ слов чай, очки, чашка, чайник   Сложноподчиненное предложение с союзом потому что Буквы Ч,ч 2       Составление из букв разрезной азбуки слов вечер, чистый, кричит и предложения Черти в печи пекли калачи. Правописание ча, чу. Письмо ряда слогов, слов: харчо, че­буреки, чай; предложения Мы пили горя­чий чай. Кроссворд. Чтение Разноспрягаемый глагол хотеть

 

Тема заня­тия Кол - во занятий Дикция. Интонацион­ная выразительность речи Формирование фонематического восприятия Обучение грамоте (работа с разрезной азбу­кой, письмо, чтение) Лексико - грамматический строй речи
1 2 3 4 5 6

МАЙ

Неделя

Звуки ч — ть Буквы Ч-Т 1 Работа над дикцией: Печка печет, Речка течет. Дифференциация звуков ч - ть Дифференциация букв Ч - Т. «Потерялись» слоги ЧА и ТЯ. Чтение Составление предложения по опор­ным словам
Звуки ч — сь Буквы Ч-С 1 Работа над дикцией: Синичка, синичка — Воробью сестричка. Чу - чу - чу! Чу - чу - чу! Я на волю хочу Дифференциация звуков ч - сь Дифференциация букв Ч - С. Буква «потеря­лась». Чтение  
Звук щ 1 Работа над дикцией: Два щенка щека к щеке, Щиплют щетку в уголке Звук щ — мягкий. Выделение звука щ из состава слова. Звуко-слоговой анализ слов пиль­щик, сварщик   Образование существительных с помощью суффиксов - щик -, - ищ -
Буквы Щ, щ 1     Составление из букв разрезной азбуки слов: пещера, защита, ищу, пища. Право­писание щи, ща. «Рассыпанные» слова. Ре­бусы. Чтение  

Неделя

Буквы Щ, щ 1     Письмо слогов ща, щу; слов: щука, угощу и предложения Лещи у щуки ели щи. Чте­ние  
Звуки щ-ч Буквы Щ-Ч 1 Работа над дикцией: Лечу, скачу, ищу, верчу. Щелк, щелк — Разобью мышиный полк Дифференциация звуков щ - ч Дифференциация букв Щ - Ч. Слоги «поте­рялись». Чтение  
Звуки щ-сь Буквы Щ-С 1 Работа над дикцией: Щу­риться от сильного осве­щения. Дифференциация звуков щ - сь Дифференциация букв Щ - С. Математичес­кая грамота. Чтение Изменение глаголов настоящего времени по лицам и числам
Буква Ь на конце слова 1   Дифференциация твердых и мягких согласных звуков на конце слова Составление из букв разрезной азбуки слов дверь, шерсть, Игорь. Письмо слов дверь, шерсть, Игорь. Ребус кровать.   Кроссворд. Чтение  

Неделя

Буква Ь в се­редине сло­ва 1   Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в се­редине слова Преобразование слов типа пень — пеньки. Составление из букв разрезной азбуки слов пеньки, деньки, огоньки. Слова с про­пущенными буквами. Чтение  
Раздел и-тельный Ь 1 Произнесение слоговых пар типа тя - тья   Кроссворд. Математическая грамота. Чте­ние Притяжательные прилагательные
Раздел и -тельный Ъ 1 Произнесение слоговых пар типа се - съе.   Чтение Приставочные глаголы. Составле­ние предложений по опорным сло­вам и объединение их в рассказ

Заключительное занятие «Прощай, альбом «Я учусь говорить и читать»

Неделя

Обследование детей


КОНСПЕКТЫ

ЗАНЯТИЕ № 103

 

Тема: звуки [ф], [фь].

Цель: уточнить произношение звуков [ф], [фь]; учить диф­ференцировать звуки по твердости-мягкости; совершенст­вовать звуковой анализ; упражнять в образовании слож­ных слов; развивать интонационную выразительность ре­чи, мышление, зрительное восприятие.

Оборудование: зеркала, сигнальные фонарики, индивиду­альные схемы, оборудование для фокуса (стакан, бусы, це­почка, лента, платок), «черный ящик», схемы, альбом 3

 

Здесь и далее: на каждом занятии используется пособие СП. Цукановой, Л.Л. Бетц «Я учусь говорить и читать. Альбом 3 для индивидуальной работы (далее обозначен как «альбом 3»). (М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.)

 

Ход занятия

Организационный момент.

- Назовите гласные буквы. Какие гласные стоят после твердых согласных? Какие гласные указывают, что соглас­ный перед ними читается мягко? Какая гласная буква ни­
когда не стоит в начале слова?

- Назовите буквы, обозначающие парные согласные зву­ки. Какие из согласных самые звучные? Какая буква обоз­начает глухой непарный согласный звук? Какие согласные
буквы обозначают только твердые звуки? Назовите буквы, обозначающие звонкие парные согласные звуки. Назовите буквы, обозначающие глухие парные согласные звуки.

Детям в помощь для ответов предлагается использовать «До­мики букв».

Артикуляционная гимнастика.

«Покусать нижнюю губу». «Заборчик на нижней губе».

3. Знакомство со звуками [ф], [фь] (с. 3).

- Сейчас я покажу вам фокус, который однажды видела в цирке.

Логопед берет тонкий стакан и опускает в него бусы, цепочку, ленту. Ставит стакан на ладонь и накрывает его платком. В это вре­мя незаметно переворачивает стакан вверх дном. Потом снизу, как бы через стеклянное дно, сквозь пальцы достает бусы, цепочку, лен­ту. Затем показывает пустой стакан в первоначальном положении.

- Вам понравился фокус? Как называют артиста, кото­рый показывает фокусы? Посмотрите на фокусника в левом верхнем углу страницы. Фокусник из шляпы достал живо­го ежика. Ежик фыркает: Ф - ф-ф!

Фь-фь-фь!

4. Характеристика звуков [ф], [фь].

- Произнесите звук [ф] ([фь]), наблюдая за артикуля­цией в зеркале.

Дети анализируют произношение звуков по схеме. Нижняя губа закрывает нижние зубы. Верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы поставлены на нижнюю губу. Воздушная струя встречает пре­граду. Голос не работает.

- Расскажите, какие это звуки? Какие фишки показыва­ет Юпик? Почему?

5. Упражнение в произношении звуков [ф],[фь],

- Ежик фыркает а)протяжно: ф_____________;

б) прерывисто: ф-ф-ф...

- Послушайте песенку ежика и произнесите так же:

фа - фо- фу - фы – фи

фа -фа- фа

фа — фа - фа

фа-фа- фа

- Рассмотрите картинку «Фокусник». Какие фокусы по­казывает фокусник?

Логопед объясняет: фрак — это парадный мужской пиджак; фа­кел — это переносной светильник с пылающим огнем.

- Послушайте стихотворение:

Фокусник во фрак одет,

Факел превратил в букет,

Фея выскочит оттуда,

Фокус это или чудо?

- Юпик упражняется в отчетливом произношении зву­ков [ф][фь] в словах стихотворения. Произнесите и вы от­четливо это стихотворение.

6. Дифференциация звуков [ф]-[фь].

а) Выделение звуков [ф], [фь] из состава слова.

- По картинке «Фокусник» назовите слова со звуком [ф] ([фь]). (Флаг, туфли, факел, фрак, шарф, фонарь, фонтан, фокусник; филин, конфеты, салфетка, фиалки.) В каких из них звук [ф] ([фь]) стоит в начале слова (в середине сло­ва, в конце слова)?

б) Игра «Сигнальщики»,
фокус              фильм                фыркает                 телефон

финик              буфет                      фруктовый        шкаф

фиолетовый    фантазировать

Физминутка.

а) Пальчиковая гимнастика.
«Превращение» пальчиковых фигур:
«рыбка» → «2 флажка» → «ворота» → «пароход» → «филин» → «ежик».

б) Имитация движений. «Ежик»

 

По сухой лесной дорожке – Топ-топ-топ — топочут ножки. Ходит, бродит вдоль дорожек Весь в иголках серый ежик. Дети стоят, слегка согнув­шись. Руки согнуты в локтях — перед грудью, кисти рук опу­щены вниз. Ноги слегка согну­ты в коленях, делают мелкие частые шажки.
Ищет ягодки, грибочки Для сыночка или дочки. «Собирают ягодки» - кончики пальцев соединяются, «срыва­ют» ягоды.

Звуковой анализ.

- Посмотрите картинки внизу страницы. К каждой из них фокусник задумал слово. Отгадайте слова и «зашиф­руйте» их с помощью фишек.

а) «Фрукты». Один ребенок называет звуки в слове по по­рядку. На каждый звук дети показывают соответствую­щую фишку

б) «Фартук». Найти схему этого слова среди трех предло­женных схем.

в) «Сарафан». Звуковой анализ проводится через игру «Живые звуки».

г) «Филин». Дети составляют схему слова на индивидуаль­ных схемах.

Итог занятия.

- С какими звуками вы сегодня познакомились? Какие новые слова узнали?

 

ЗАНЯТИЕ № 104

 

Тема: буквы Ф, ф.

Цель: закрепить звуки [ф], [фь]; познакомить с их графи­ческим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения; развивать зритель­ное восприятие.

Оборудование: кассы букв, «рассыпанные» буквы, картин­ка «фиалка», альбом 3.

 

Ход занятия

 

Организационный момент.

-   Сложите слова. К слову фото прибавьте слово, которое я скажу.   Какое сложное слово получится?

фото + аппарат =__________

пленка        альбом          карточка

бумага       репортер      лаборатория

ружье         вспышка       лампа

выставка    снимок          модель

2 Повторение характеристики звуков [ф], [фь].

- Какой первый звук в этих словах? Расскажите о звуках

Звуко-буквенный анализ.

- Составьте слово. Возьмите последнюю букву из слова шарф. Возьмите первую букву из слова ель. Возьмите ударную гласную букву из слова маяк. Прочитайте составленное слово.

- Кто такая Фея? (Добрая волшебница.) Помогал Фее делать людям добрые дела Мудрый филин. Составьте слово флилин.. В саду у Феи разгуливали птицы с ярким оперением - фазаны. Составьте слово фазаны. Фея очень любила цветы фиалки. Составьте слово - фиалки.

- Что росло у Феи в саду, узнаете, собрав слово из «рассыпанных» букв: Т, Ы, Ф, К, У, Р? Составьте слово фрукты.

Физминутка.

В саду у Феи были деревья высокие, Дети поднимаются на но­сочки, руки вверх, потя­гиваются.
Аллеи широкие. Руки в стороны.
Крутящиеся карусели, Руки на пояс, кружатся.
Вверх и вниз летящие качели. Приседают - встают.

Чтение.

а) Чтение слогов.

- Найдите Фею на странице книги. Взмахнула Фея си­ним рукавом - появились слоги со звуком [ф]. Прочитайте их. Какой звук [ф] в этих слогах? Придумайте слова с эти­ми слогами.

- Взмахнула Фея зеленым рукавом — появились слоги со звуком [фь]. Прочитайте их. Какой звук [фь] в этих сло­гах? Придумайте слова с этими слогами.

б) Чтение слов.

- Фея дала задание: прочитайте слова и скажите, чем по­хожи слова каждого столбика.

Дети читают слова. Объясняют, чем они похожи: 1- й столбик — двухсложные слова, с ударением на первом слоге, начинаются с бу­квы Фи т. д.

ЗАНЯТИЕ № 105

 

Тема: буквы Ф, ф (закрепление).

Цель: закрепить звуки [ф], [фь] и буквы Ф, ф; формиро­вать навык письма и чтения слогов, слов и предложений с буквами Ф, ф; упражнять в согласовании существи­тельного и прилагательного и в составлении деформиро­ванного предложения; развивать мышление.

Оборудование: игральный кубик, ворота, мячи, тетради, ручки, карточки со словами для работы с деформирован­ным предложением, альбом 3.

Ход занятия

 

1. Организационный момент.
«Гимнастика для ума» (на звуки [ф], [фь]).

- Парадный мужской пиджак. (Фрак.)

- Человек, показывающий фокусы. (Фокусник.)

- Переносной светильник с пылающим огнем. (Факел.)

- Головной убор с козырьком. (Фуражка.)

- Яблоки, груши, апельсины — это... (Фрукты.)

- У каждого человека есть имя и... (Фамилия.)

- Если смешать красную и синюю краски, какой цвет получится? (Фиолетовый.)

- Цветок фиолетового цвета. (Фиалка.)

- Треугольник, круг, квадрат - это геометрические... (Фигуры.)

- Начало эстафеты - старт, а конец -... (Финиш.)

- Ночная птица. (Филин.)

- Добрая волшебница. (Фея.)

2. Закрепление звуков [ф], [фь].

а) - Отгадайте название спортивной игры с мячом из шести букв:

                     
         


                                                  (Футбол.)

Бросьте игральный кубик. Он покажет, которую по счету букву мне открыть.

- Какой первый звук в слове футбол? Расскажите о зву­ках [ф], [фь].

- Сейчас вы сыграете в футбол. В футбол играют две ко­манды. Одна называется «Факел», а другая - «Фортуна» (удача). Вот двое ворот. За правильный ответ команда полу­чает мяч. Побеждает та команда, которая забьет больше мя­чей.

б) Игра «Будь внимательным»

- Футболисты обладают точной и быстрой реакцией. По­ложите голову на руки и закройте глаза. Команда «Факел» поднимает голову, если услышит в слове звук [ф], а коман­да «Фортуна» - звук [фь].

футболисты афиша футболка финиш штрафное очко эстафета физкультура форма

Логопед оценивает работу команд и устанавливает мячи в ворота.

Письмо.

а) Письмо букв.

У детей в тетрадях изображены ворота. После объяснения ло­гопедом письма букв Ф, ф, дети пишут буквы в тетрадях.

- В большие ворота «поставьте» четыре большие буквы Ф, а в малые - четыре маленькие буквы ф.

б) Письмо слов в кроссворде «Футбольное поле».
Кроссворд помещен в тетрадях детей. Логопед читает во­просы.

 

1.       2.
         
         
         
3.        

      

 По вертикали:

1. Плод пальмы. (Финик.)

2. Объявление о соревновании. (Афиша.)

     

По горизонтали:

1. На футболистах надета спортивная... (Форма.)

3. Предмет женской одежды. (Кофта.)

в) Письмо предложения.

— Предложение «рассыпалось».

Логопед демонстрирует карточки со словами предложения. Де­ти составляют предложение «Федя идет на футбол» и списывают его в тетрадь. Логопед оценивает ответы детей, письмо и ставит в ворота мячи.

Физминутка.

1. Пальчиковая гимнастика.

Пальчики в футбол играют, И друг друга обгоняют. Все - бегом, вприпрыжку, вскачь, Все хотят ударить мяч, Каждый забивает гол. Хорошо играть в футбол!   Обеими руками выполня­ются щелчки попеременно каждым пальцем.  

 

2. Выполнение движений с речевым сопровождением

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке!

Потянулись, потянулись.

Вправо, влево наклонились

И на месте в бег пустились.

Чтение (с. 4).

- Предложения «рассыпались». Прочитайте слова и со­ставьте предложения.

Итог занятия.

- В какую спортивную игру мы играли? Название каких видов спорта начинается со звуков [ф], [фь]? (Фигурное ка­тание, фехтование.)

- А вы любите заниматься спортом?

Кто спортом занимается, поверьте,

Чудес немало может совершить.

Он может подарить сады планете

И к дальним звездам трассы проложить.

 

Подсчитывается количество мячей-очков и определяется коман­да-победитель.

 

 

ЗАНЯТИЕ № 106

 

Тема: звуки [в], [въ]-[ф], [фь]; буквы В-Ф.

Цель: учить дифференцировать звуки по звонкости-глухо­сти, твердости-мягкости в слогах, словах и предложени­ях; учить дифференцировать буквы В-Ф при чтении и на письме; развивать мышление.

Оборудование: карточки для чтения слов, ручки, альбом 3.

Ход занятия

 

Организационный момент.

- Прочитайте названия: предметов одежды, головного убора, птиц, цветов, продуктов питания.

У детей по одной карточке для чтения: кофта, фрак, фартук, сара­фан, фуражка, фазан, филин, фиалка, фикус, кефир, конфеты, кофе.

2. Сравнение звуков [в], [вь]-[ф], [фь] (с. 5).

 

Ветер над лесом пролетает Громко песню напевает: -В-в-в, - Вь- вь - вь. Дети хором произносят: -В -в-в, - Вь- вь- вь.
А под елью ёж сидит, Тихо-тихо фыркает: -Ф- ф-ф, -Фь-фь- фь. Дети хором произносят: -Ф-ф- ф, -Фь-фь- фь.

 

- Сравните звуки [в], [вь] и [ф], [фь]. Чем они похожи? Чем отличаются?

3. Дифференциация звуков [в], [вь] и [ф], [фь] в произношении.

  а) Дифференциация звуков в слогах.

— Запомните и повторите песню ветра и ёжика:

фе - фе - ве - ве

фу - ву - фу - ву

во - фо - фо - во

ва - ва - ва - фа - фа - фа

вла - вло - влу - фла - фло - флу.

 

б) Дифференциация звуков [в], [вь]-[ф], [фь] в словах.

- Замените в слове звук [ф] на [в].

фаза -...                   софа -...

Феня -...                   фата -...

 

в) Дифференциация звуков [в], [вь]-[ф], [фь] в предложении.

- Произнесите отчетливо: Наш Филат не бывает виноват. Когда так говорят?

Физминутка.

а) «Дует ветер».

 

Дует ветер нам в лицо, Произвольные взмахи руками.
Закачалось деревцо. Наклоны туловища влево-вправо.
Ветер тише, тише, тише. Руки медленно опустить вниз.
Деревцо все выше, выше. Руки вверх, потянуться.

 

б) «Ёжик» (см.конспект занятия № 103).

5. Выделение звуков [в], [вь]-[ф], [фь] из состава слова.

- Кто-нибудь из вас бывал в кафе? Что такое кафе? По­смотрите на картинку «Кафе». Это необычное кафе. Его по­сетители - животные. Рассмотрите картинку и назовите слова со звуком [в] ([вь], [ф], [фь]). (Ваза, самовар; верб­люд, вилка, виноград, цветы, двери; фазан, фонарь, шарф, жираф; кафе, салфетки, конфета.)

Пальчиковая гимнастика.

Пальчик, пальчик,

Непоседа,

Где ты бегал,

Где обедал?

Я с мизинцем ел калинку,

С безымянным

Ел малинку,

Ел со средним

Землянику,

С указательным -

Клубнику!

7. Дифференциация букв В-Ф при чтении и на письме.
а) Чтение слогов и дополнение их до целого слова.

В дверях кафе фазан стоял,

Пришедшим слоги раздавал,

И тех, кто слово называл,

В кафе он пропускал.

вра...             фла...

фра...            вла...

б) Чтение слов. «Буква потерялась»

Что стояло на столе

В необычном том кафе?

Слова прочитаете

-И тогда узнаете!

- В словах потерялись буквы Ф и В. Какую букву поста­вите в первое слово? Во второе слово? Что стояло на столе?

«Доскажи словечко»

- Прочитайте про себя остальные слова. Послушайте предложения и закончите их этими словами.

Сел за стол в кафе жираф,

Развязав на шее... (шарф).

- Какой последний звук в слове шарф? Звук [ф] парный согласный. На конце слова его надо проверить.

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг.

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

Лев - на львы, шарф - на шарфы -

Будешь грамотным и ты.

- Какое проверочное слово у слова шарф?

Садясь за стол, всегда жираф

Заворачивал... (рукав)

- Как проверить парный согласный в слове рукав? Какую последнюю букву надо написать в слове рукав?

в) Чтение текста «Жираф».

- Прочитайте название рассказа. О ком узнаете из рас­сказа?

Дети читают рассказ по предложению, объясняя смысл прочи­танного. После чтения отвечают на вопросы.

- Где жил жираф? Что он делал в кафе? Какое настроение было у жирафа? Почему всем стало весело?

Письмо.

- «Закрой окошко» буквами Ф или В.

илин              сли        а

  

етер         ке        ир

Итог занятия.

- Какие звуки мы учились различать? Назовите блюда, которые вам могут предложить в кафе, чтобы в их названии были звуки [в], [вь], [ф], [фь]. (Кефир, конфеты, верми­шель, вафли, финики, фрукты, виноград, варенье, кофе, по­видло, тефтели, ватрушки, вареники, фрикадельки.)

 

 

ЗАНЯТИЕ № 107

 

Тема: буква Ю в начале слога.

Цель: познакомить детей с буквами Ю, ю; обучать чтению слов с буквой Ю в начале слога; упражнять в чтении тек­ста и пересказе; совершенствовать звуко-буквенный ана­лиз; формировать навык письма букв Ю, ю и слов с ними.

Оборудование: предметные картинки, кассы, ручки, тетра­ди, игрушка-юла; разрезные буквы, альбом 3.

 

Ход занятия

 

Организационный момент.

Детям выдают по одной картинке: сова, конфеты, вата, ветки, ива, венок, весы, лифт, флажки, ведро, портфель, вагон.

- Назовите свою картинку. Из этих слов найдите рифму к словам, которые я назову:

трава крапива цветок часы пирожки капель ракеты сетки дата шрифт метро  перрон

 

Звуко-буквенный анализ.

Логопед демонстрирует юлу (игрушку).

- Составьте в кассе слово юла.

Логопед заводит юлу. Предлагает послушать, как поет юла.

- Юла мне пропела имя девочки, которое начинается с Ю. Какое это имя? Преобразуйте слово юла в слово Юля. Какие буквы замените? Почему?

Логопед заводит юлу.

- А сейчас юла пропела имя мальчика, тоже начинающе­еся с ДО. Какое это имя? Преобразуйте слово Юля в слово Юра.

- А сейчас юла пропела имя нашего друга, пришельца из космоса, как его зовут? (Юпик.) Составьте слово Юпик.

Чтение.

а) Чтение слов.

- Прочитайте слова. Соотнесите слова с картинкой.

Логопед объясняет значение слов. Юнга — молодой матрос на корабле. Юрта — переносное жилище людей, живущих в степях.

 

б) «Закончи предложение».

- Юра и Юля не только играли юлой. Они любили играть и в слова. Прочитайте, что говорил Юра (Я пою...) А Юля за­канчивала предложение. Посмотрите на схему, сколько слов добавила Юля? Закончите и вы это предложение. А потом за­гадывала предложение Юля. Прочитайте начало этого пред­ложения. Как Юра должен закончить это предложение?

Аналогичная работа проводится с другими предложениями.

 

в) Чтение текста.

- Прочитайте название рассказа. О чем мы узнаем из это­го рассказа?

Дети читают рассказ по предложению. Объясняют смысл каж­дого предложения.

- Расскажите, как играли дети?

Отгадывание ребуса «юмор».

Письмо.

а) Письмо букв Ю, ю.

б) Решение кроссворда «Лесенка буквы Ю».

Итог занятия.

У детей разрезные буквы из настенной кассы.

- Составьте все вместе предложение «Мы - юные талан­ты». Какое слово начинается с буквы Ю? Кто такие талан­ты? Расскажите, что вы узнали о букве Ю?

 

ЗАНЯТИЕ № 108

Тема: буквы У-Ю после согласных.

Цель: учить дифференцировать согласные звуки по твердо­сти-мягкости; познакомить с обозначением мягкости со­гласных гласной буквой Ю; научить читать слоги и слова с буквой ДО после согласных; развивать мышление.

Оборудование: аудиозапись, карточки с буквами у, ю, ручки, альбом 3.

 

Ход занятия

 

Организационный момент.

- Назовите слова, начинающиеся с Ю.

Чтение.

а) Чтение слогов и слов.

Хрюша с Каркушей играли:

Слоги с У и с Ю писали,

Потом слова к ним добавляли.

- Прочитайте слоги и слова. Если в слоге гласная У, то со­гласную перед ней читайте твердо. Если в слоге гласная Ю, то согласную перед ней читайте мягко.

б) Чтение предложений «Кто что любит?»
Хрюша и Каркуша говорят:

Дайте нам друзья ответ,

Что мы любим на обед?

Дети читают слова в столбике и дополняют ими предложения.

- А что любите вы? Выбирайте только такие названия продуктов, в которых есть У и Ю.

Итог занятия.

Хрюша с Каркушей помогли вам узнать,

Когда буквы У и Ю в слове писать.

- Скажите когда?

Хрюша с Каркушей желают от души,

Чтобы стали грамотными вы.

ЗАНЯТИЕ № 109

Тема: звук [ц].

Цель: уточнить произношение звука [ц]; совершенствовать звуковой анализ, упражнять в образовании формы роди­тельного падежа множественного числа существительных и в образовании существительных с помощью суф­фикса -иц-.

Оборудование: зеркала, индивидуальные схемы, сигналь­ные фонарики, альбом 3.

 

Ход занятия

 

Организационный момент.

У каждого ребенка по разрезному слогу; сю, дю, зю, лю, ню, мю, пю, сю, тю, рю, ню, лю.

- Прочитайте свой слог. Поднимите слог, если услышите его в слове.

нюхать          капюшон         мюзикл

тюлень          рюкзак             изюминка

колючки        гадюка                  сюда

Артикуляционная гимнастика.

«Забор».

«Горка».

«Почистим нижние зубы».

3. Знакомство со звуком [ц] (с. 8).

- Доскажите словечко:

Стали выше небеса,

Звонче птичьи голоса,

Убежал сугроб седой,

Так бывает лишь...

- Весной возвращаются домой перелетные птицы. Одни­ ми из первых прилетают скворцы. О них говорят: «Летит скворец - зиме конец». Посмотрите в верхний левый уголок страницы. Человек сделал для скворца скворечник. Сидит
скворец у скворечника, радуется весне и распевает: «Ц-ц-ц!»

4. Анализ артикуляции звука [ц].

- Как поет скворец? Произнесите звук [ц], наблюдая за

артикуляцией в зеркале.

Дети анализируют произношение звука [ц] по схеме. Губы в улыбке, зубы сближены, но не сомкнуты, широкий кончик языка опу-щен за нижние зубы, спинка языка прижата за верхними зубами. Сильная воздушная струя разбивает эту преграду. Голос не рабо­тает.

- Какой звук [и]? (Звук [ц] - согласный, всегда твер­дый, глухой.)

Упражнения в произношении.

- Скворца называют пересмешником, потому что он легко запоминает услышанные звуки и в своей песне пов­торяет их. Видит скворец - лошадка во дворе копытцами стучит: «цок-цок-цок!» и повторяет за ней. Повторите и вы.

- Увидел скворец, как кошка мышку ловит: «цап-цап-цап!» И вторит ей: «цап-цап-цап!» Повторите за скворцом.

- Хозяйка цыплят во дворе собирает: «цып-цып-цып!» Скворец вторит ей: «цып-цып-цып!» Произнесите так же.

- Разбежались цыплята по двору, а курица волнуется, все ли здесь цыплята? Произнесите отчетливо:

Курица волнуется,

Не пугайте курицу.

6. Повторение характеристики звука [ц].

- Посмотрите, какую фишку поднял Юпик? Почему? По­чему он не показал зеленую фишку?

7. Выделение звука [ц] из состава слова.
а)Игра «Сигнальщики».

- Послушайте весенние слова.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.314 с.