Составляющие системы мониторинга вуза — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Составляющие системы мониторинга вуза

2021-02-05 85
Составляющие системы мониторинга вуза 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Группа Объекты мониторинга Методы,направления
1 Результативность учебно-воспита­тельного процесса Тестирование (тестовые задания и измерительные материалы ито­говой апестации); анализ уровня обученности и обучаемости студента; информационная карта текущей успеваемости и посещаемости студента
II   Накопление и структуризация информации о преподавателях, материально-тех­нической оснащен­ности учебного процесса Преподаватели, их квалификация; общие показатели, материально-техническая база; комплексно-методическое обеспечение учебного процесса; результативность образовательного процесса; результативность воспитательного процесса; инновационная и методическая деятельность; мониторинг качества функционирования образовательного учреж­дения (расписание и т.п.)
III   Модель «вход- выход»   Психолого-педагогические характеристики учащихся (в том числе и уровень готовности первокурсников); уровень обученности и обучаемости; изучение развития у учащихся ключевых компетенций (карта наблюдения и оценки); модель выпускника; поступление на последующие уровни образования; работодатель и проблема трудоустройства
IV   Мониторинг про­цессов вуза   Мониторинг образовательного, обеспечивающих и вспомогательных процессов; анализ занятий; рейтинговая оценка деятельности преподавателя, руководителя; анализ процессов самосовершенствования преподавателей, руко­водителей; анализ динамики потребностей всех участников образовательного процесса

Представляется конструктивной структуризация составляющих мониторинга в соответствии с обобщенными и частными показателями качества и эффективности, основанных на принципах всеобщего управления качеством и стандартах международной организации стандартизации (ISO).

Данная система обладает интегративными свойствами, в ней реализован процессно-системный подход к управлению качеством.

Разработанная система включает структурированные обобщенные и частные показатели качества и эффективности. В предлагаемой модели выделены шесть важнейших направлений оценки качества образовательных систем, результатов и эффективности основных и вспомогательных процессов. Такими базовыми макроблоками являются обобщенные показатели качества:

• организации, осуществления и управления образовательным процессом;

• содержания образования;

• участников образовательного процесса и их отношений, образовательной и социально-культурной среды;

• ресурсного обеспечения образовательного процесса;

• управления развитием образовательных систем;

• социальных и педагогических результатов образовательного процесса.

Разработанная модель хорошо коррелирует с международным опытом и учитывает особенности формирования оценочной базы.

Таким образом, при практической реализации мониторинга качества образования в вузе и необходимых условий его эффективности выделяются ряд ключевых обобщенных показателей, которые анализируются в процессе мониторинга:

• уровень учебных достижений студентов;

• психологическая комфортность образовательного процесса;

• уровень развития мышления;

• качество условий реализации образовательных программ.

Представленные подходы отражают системно-функциональный аспект мониторинга качества, являющийся одной из процедур управления, его составной частью.

Управление качеством высшего образования — сложный интегральный процесс, составной частью которого является мониторинг. Крайне важна проработка вопросов обеспечения требуемой дискретности мониторинга, разработка соответствующих циклограмм, пример которой приведен в нижеприведенной таблице.

ГОДОВАЯ ЦИКЛОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МОНИТОРИНГА В ВУЗЕ

 

Предмет монито­ринга (объекты мониторинга) Цели мониторинга Периодич­ность   Результат
Общие показатели и материально-техни­ческая база образова­тельного учреждения   Сбор статистических данных об осна­щенности учебного процесса, уровне квалификации преподавателей и дина­мике изменений качественного и коли­чественного состава обучающихся 2 раза в год Аналитические записки, диа­граммы
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса   Сбор информации об обеспеченности учебного процесса учебной и методиче­ской литературой, средствами нагляд­ности и т. д. 1 раз в год (май) Сводные табли­цы, диаграммы
Методическая работа   Создание банка данных о методической деятельности, создание условий для систематического анализа методиче­ской работы 2 раза в год (сентябрь, май) Аналитический отчет, включаю­щий графики и диаграммы
Деятельность препо­давателей   Сбор информации об уровне профес­сионализма преподавателей, направ­лениях их методического развития и совершенствования, составление рей­тинга преподавателей Ежемесячно Таблицы, справ­ки, диаграммы
Деятельность руково­дителей структурных подразделений Определение уровня профессиональной компетентности руководителя, эффек­тивности управленческой деятельности Ежемесячно Справки, табли­цы, диаграммы
Нормативно- планирующая доку­ментация Анализ качества составленных рабочих программ и капендарно-тематического планирования 2 раза в год (сентябрь, апрель) Протоколы
Деятельность обуча­ющихся Определение уровня (качества) обученности обучающихся Ежемесячно Аналитические отчеты, таблицы, диаграммы

Эффективным методом стимулирования деятельности преподавателей на практике могут и должны стать различные профессиональные конкурсы, проводимые внутри образовательного учреждения. В связи с этим возникает необходимость разработки и принятия положений об этих конкурсах.

Очень важно в этих положениях базироваться на результатах мониторинговых исследований, которые позволяют повысить объективность оценок деятельности профессорско-преподавательского состава. Для вуза такой перечень конкурсов может включать следующие конкурсы и соответствующие положения:

• положение о лучшем преподавателе («Преподаватель года»);

• положение о лучшем структурном подразделении вуза;

• положение о лучшем руководителе структурного подразделения;

• положение о лучшем кабинете и пр.

Основные направления мониторинга:

• мониторинг контекста образовательного процесса, который предусматривает отслеживание главных социальных факторов, влияющих на функционирование учебного заведения. К этим факторам нужно отнести наличие социальных и индивидуальных потребностей в подготовке специалистов той или другой специальности, объемы подготовки специалистов той или другой специальности в регионе, а иногда и в стране, стоимость обучения в других учебных заведениях, возможности для трудоустройства выпускников и т.п.;

• мониторинг ресурсов образовательного процесса;

• мониторинг хода образовательного процесса;

• мониторинг результатов образовательного процесса.

Главными объектами мониторинга являются:

• качество образования (ход процесса);

• выполнение учебных планов (ход процесса);

• качество деятельности преподавателей (ход процесса);

• качество управления (ход процесса);

• качество материально-технического обеспечения (ресурсы про-цесса);

• качество усвоения учебных дисциплин (результаты процесса);

• формирование личных качеств у выпускников (результаты про-цесса);

• деятельность выпускников (результаты процесса). Уровни мониторинга качества высшего образования:

• кафедральный;

• факультетский (институтский);

• университетский;

Практическая реализация заданий мониторинга высшим учебным заведением осуществляется на первых трех уровнях — кафедральном, факультетском, университетском.

Формирование целостной системы мониторинга вуза предусматривает определение общих направлений и конкретных параметров, которые будут отслеживаться. Общие направления заключаются в следующем — чем ниже уровень мониторинга, тем больше параметров, которые отслеживаются, и тем они конкретнее.

Университетский уровень. Показатели:

• процент выпускников, трудоустроенных по специальностям;

• процент выпускников, которые работают специальности через 1, 3, 5 лет после окончания вуза;

• оценка готовности выпускников к профессиональной деятельности руководителем (высокий, средний, низкий уровень);

• самооценка готовности выпускников к профессиональной деятельности (высокий, средний, низкий уровень);

• уровень заработной платы выпускников;

• обеспеченность выпускников жильем.

Факультетский уровень. Показатели:

• соответствие личных качеств выпускников требованиям профессии;

• соответствие профессиональных знаний выпускников требованиям профессии;

• соответствие профессиональных умений выпускников требованиям профессии;

• способность выпускников к инновационной деятельности;

• рейтинг выпускников среди работников учреждения;

• уровень заболеваемости выпускников;

• личные достижения выпускников (награды, звания, изобретения, научные работы, степени).

Кафедральный уровень. Показатели:

• наличие у выпускников основных структурных компонентов знаний и умений (соответственно квалификационной характеристике и перечню компетенций специалиста);

• позитивные черты в работе выпускников;

• недостатки в работе выпускников;

• отношение подчиненных (учеников или больных) к выпускникам;

• обращение коллег по работе к выпускникам;

• отношение руководителей к выпускникам.

Во время использования предложенных показателей и соответствующих критериев целесообразно учитывать, какой из подходов находится в основании системы подготовки специалистов в учебном заведении. Если это подход к знаниям, то мониторинг направлен именно на знания и умения выпускников. А если это подход к компетенции, то мониторинг направлен именно на оценку компетенции специалистов, которые соединяют знание и умение.

Таким образом, теоретико-методические основы мониторинга качества профессиональной подготовки выпускников в практическом приложении объясняют его сущность и особенности, определяют место мониторинга в управлении высшим учебным заведением, определяют его направления, содержание и технологические основы.

Т.о.:

• Система мониторинга предполагает осуществление контрольных мероприятий на всех уровнях управленческой иерархии. И на каждом из уровней мониторинг образования рассматривается как функция системы управления образованием, инструмент анализа, интерпретации данных статистики, социологии и оценки качества образования и подготовки на их основе управленческих решений.

• Основной целью развития статистики и мониторинга качества функционирования системы образования вуза является совершенствование механизмов управления образованием на внутривузовском уровне на основе разработки показателей оценки доступности, качества и эффективности образования, а также развитие процедур сбора, транспортировки, хранения, обработки, анализа и презентации статистики высшего образования в России.

• К основным моделям мониторинга высшего образования относятся: мониторинг соответствия нормам выходного контроля и мониторинг достижений, с использованием процессного подхода.

• Состояние системы высшего образования в вузе должно соответствовать целям государственной политики и миссии вуза, а мониторинг должен отображать степень этого соответствия и выдавать системе управления сигналы для корректировки отклонений.

Приложение 6 http://cyclowiki.org/wiki

Мониторинг качества образования — важнейшая и неотъемлемая часть современного полноценного образовательного процесса. Интенсивное развитие современного общества и, прежде всего, его экономической составляющей, определило исследование динамики образования в качестве отдельного раздела педагогической науки. Само качество образования определяется как социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.

Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав, которые обеспечивают развитие компетенций обучающейся молодежи. Соответственно под мониторингом качества образования понимается исследование всх этих факторов и процессов в их динамике.

Понятие мониторинга отличается от простого эпизодического исследования своей непрерывностью, строгой периодичностью, заранее продуманными и неизменными в последующем критериями.

Часто качество образования разделяют на два взаимосвязанных компонента — качество знаний, и качество образовательного процесса. Эти два понятия находятся в причинно-следственной связи и выступают как неразрывная пара — цель и средство

Цели и задачи

Мониторинг организуется с целью получения объективной и достоверной информации о состоянии образования на различных образовательных уровнях для контроля, анализа и управления качеством образования. В задачи образовательного мониторинга входит:

§ непрерывное наблюдение за состоянием образовательного процесса;

§ своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе, и факторов, вызывающих их;

§ предупреждение негативных тенденций в организации образовательного процесса;

§ осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов;

§ оценка эффективности и полноты

Одной из целей мониторинга является создание системы накопления результатов исследований их хранения и анализа. Эту задачу наиболее полно решает создание многоуровневой образовательной базы данных (ОБД), объединяющей информацию от отдельной школы до страны в целом.

Объект мониторинга

Объектом мониторинга являются образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению. Таким образом объект мониторинга можно сформировать в виде последовательности неразрывно связанных образовательных звеньев: учащийся, учитель, класс, образовательное учреждение, региональные и общероссийская система образования в целом, а также соответствующие отдельные методические, материально-технические и социальные аспекты образовательного процесса. Конкретный список объектов исследования зависит от уровня образовательного учреждения, проводящего исследования.

Сбор, обработка, анализ и хранение информации носит пирамидальный характер — от частного (школа и ее отдельные компоненты) к общему — система образования в целом. Существуют разнообразные способы классификации параметров, по которым оценивается качество образования (процесс — результат, ученик — система образования, внутренние -внешние показатели и т. д.), в большинстве своем они не отличаются по сути друг от друга и сводятся к следующим показателям:

§ Учащиеся:

§ количество учащихся по школе в целом;

§ комплектование классов;

§ состав учащихся по классам;

§ количество классов разного уровня обучения (лицейских, профильных, общеобразовательных);

§ распределение учащихся по успеваемости

§ количество выбывших и прибывших учащихся;

§ количество лиц, обучающихся на дому.

§ организация образовательного процесса:

§ социальные аспекты образовательного процесса

§ Система образования:

§ возрастное и образовательное распределение преподавателей

§ показатели кадрового потенциала

§ материально-техническое обеспечение, в том числе компьютерное оснащение и программное обеспечение

§ использование современных технологий

§ результаты проверочных и диагностических работ, в том числе ЕГЭ, НИКО и т. д.

§ результаты олимпиад

§ распределение городских и сельских школ

§ условий для образовательного процесса

§ удаленность образовательных учреждений и их транспортная доступность

§ кластерное (территориальное) распределение качества образования
Подробнее: http://cyclowiki.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B3_%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F

Приложение 7

https://liceu-104.stavropolschool.ru/?section_id=23

Международные Международные исследования качества образования

Международные сопоставительные исследования качества образования были разработаны как инструмент, позволяющий выявить эффективность образовательных систем в разных странах и способствующий принятию решений и проведению реформ на основе полученных результатов.

Международные сопоставительные исследования качества образования проводятся Департаментом по образованию и навыкам Организации Экономического Сотрудничества и Развития OECD (Organisation for Economic Co-operation and Development) и Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). В исследованиях участвуют более 100 стран и территорий.

Российская Федерация с 90-х годов принимает активное участие в следующих исследованиях:

PISA – международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment)

TIMSS – международное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования (Trends in Mathematics and Science Study)

PIRLS – международное исследование качества чтения и понимания текста (Progress in International Reading Literacy Study)

TALIS – Международное исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey)

PIAAC – международное исследование компетенций взрослого населения (The Programme for the International Assessment of Adult Competencies)

Международные сопоставительные исследования получили активное развитие в нашей стране и, наряду с Государственной итоговой аттестацией, Всероссийскими проверочными работами и Национальными исследованиями качества образования формируют Единую систему оценки качества образования (ЕСОКО) в Российской Федерации.

 исследования качества образования

Мониторинг и анализ качества образовательных услуг https://www.spbume.ru/ru/page/175/

Мониторинг результатов промежуточной аттестации студентов

· 2019-2020 уч. год

· 2018-2019 уч. год

· 2017-2018 уч. год

· 2016-2017 уч. год

· 2015-2016 уч. год


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.