Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2021-02-05 | 85 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Группа | Объекты мониторинга | Методы,направления |
1 | Результативность учебно-воспитательного процесса | Тестирование (тестовые задания и измерительные материалы итоговой апестации); анализ уровня обученности и обучаемости студента; информационная карта текущей успеваемости и посещаемости студента |
II | Накопление и структуризация информации о преподавателях, материально-технической оснащенности учебного процесса | Преподаватели, их квалификация; общие показатели, материально-техническая база; комплексно-методическое обеспечение учебного процесса; результативность образовательного процесса; результативность воспитательного процесса; инновационная и методическая деятельность; мониторинг качества функционирования образовательного учреждения (расписание и т.п.) |
III | Модель «вход- выход» | Психолого-педагогические характеристики учащихся (в том числе и уровень готовности первокурсников); уровень обученности и обучаемости; изучение развития у учащихся ключевых компетенций (карта наблюдения и оценки); модель выпускника; поступление на последующие уровни образования; работодатель и проблема трудоустройства |
IV | Мониторинг процессов вуза | Мониторинг образовательного, обеспечивающих и вспомогательных процессов; анализ занятий; рейтинговая оценка деятельности преподавателя, руководителя; анализ процессов самосовершенствования преподавателей, руководителей; анализ динамики потребностей всех участников образовательного процесса |
Представляется конструктивной структуризация составляющих мониторинга в соответствии с обобщенными и частными показателями качества и эффективности, основанных на принципах всеобщего управления качеством и стандартах международной организации стандартизации (ISO).
|
Данная система обладает интегративными свойствами, в ней реализован процессно-системный подход к управлению качеством.
Разработанная система включает структурированные обобщенные и частные показатели качества и эффективности. В предлагаемой модели выделены шесть важнейших направлений оценки качества образовательных систем, результатов и эффективности основных и вспомогательных процессов. Такими базовыми макроблоками являются обобщенные показатели качества:
• организации, осуществления и управления образовательным процессом;
• содержания образования;
• участников образовательного процесса и их отношений, образовательной и социально-культурной среды;
• ресурсного обеспечения образовательного процесса;
• управления развитием образовательных систем;
• социальных и педагогических результатов образовательного процесса.
Разработанная модель хорошо коррелирует с международным опытом и учитывает особенности формирования оценочной базы.
Таким образом, при практической реализации мониторинга качества образования в вузе и необходимых условий его эффективности выделяются ряд ключевых обобщенных показателей, которые анализируются в процессе мониторинга:
• уровень учебных достижений студентов;
• психологическая комфортность образовательного процесса;
• уровень развития мышления;
• качество условий реализации образовательных программ.
Представленные подходы отражают системно-функциональный аспект мониторинга качества, являющийся одной из процедур управления, его составной частью.
Управление качеством высшего образования — сложный интегральный процесс, составной частью которого является мониторинг. Крайне важна проработка вопросов обеспечения требуемой дискретности мониторинга, разработка соответствующих циклограмм, пример которой приведен в нижеприведенной таблице.
|
ГОДОВАЯ ЦИКЛОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МОНИТОРИНГА В ВУЗЕ
Предмет мониторинга (объекты мониторинга) | Цели мониторинга | Периодичность | Результат |
Общие показатели и материально-техническая база образовательного учреждения | Сбор статистических данных об оснащенности учебного процесса, уровне квалификации преподавателей и динамике изменений качественного и количественного состава обучающихся | 2 раза в год | Аналитические записки, диаграммы |
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса | Сбор информации об обеспеченности учебного процесса учебной и методической литературой, средствами наглядности и т. д. | 1 раз в год (май) | Сводные таблицы, диаграммы |
Методическая работа | Создание банка данных о методической деятельности, создание условий для систематического анализа методической работы | 2 раза в год (сентябрь, май) | Аналитический отчет, включающий графики и диаграммы |
Деятельность преподавателей | Сбор информации об уровне профессионализма преподавателей, направлениях их методического развития и совершенствования, составление рейтинга преподавателей | Ежемесячно | Таблицы, справки, диаграммы |
Деятельность руководителей структурных подразделений | Определение уровня профессиональной компетентности руководителя, эффективности управленческой деятельности | Ежемесячно | Справки, таблицы, диаграммы |
Нормативно- планирующая документация | Анализ качества составленных рабочих программ и капендарно-тематического планирования | 2 раза в год (сентябрь, апрель) | Протоколы |
Деятельность обучающихся | Определение уровня (качества) обученности обучающихся | Ежемесячно | Аналитические отчеты, таблицы, диаграммы |
Эффективным методом стимулирования деятельности преподавателей на практике могут и должны стать различные профессиональные конкурсы, проводимые внутри образовательного учреждения. В связи с этим возникает необходимость разработки и принятия положений об этих конкурсах.
Очень важно в этих положениях базироваться на результатах мониторинговых исследований, которые позволяют повысить объективность оценок деятельности профессорско-преподавательского состава. Для вуза такой перечень конкурсов может включать следующие конкурсы и соответствующие положения:
|
• положение о лучшем преподавателе («Преподаватель года»);
• положение о лучшем структурном подразделении вуза;
• положение о лучшем руководителе структурного подразделения;
• положение о лучшем кабинете и пр.
Основные направления мониторинга:
• мониторинг контекста образовательного процесса, который предусматривает отслеживание главных социальных факторов, влияющих на функционирование учебного заведения. К этим факторам нужно отнести наличие социальных и индивидуальных потребностей в подготовке специалистов той или другой специальности, объемы подготовки специалистов той или другой специальности в регионе, а иногда и в стране, стоимость обучения в других учебных заведениях, возможности для трудоустройства выпускников и т.п.;
• мониторинг ресурсов образовательного процесса;
• мониторинг хода образовательного процесса;
• мониторинг результатов образовательного процесса.
Главными объектами мониторинга являются:
• качество образования (ход процесса);
• выполнение учебных планов (ход процесса);
• качество деятельности преподавателей (ход процесса);
• качество управления (ход процесса);
• качество материально-технического обеспечения (ресурсы про-цесса);
• качество усвоения учебных дисциплин (результаты процесса);
• формирование личных качеств у выпускников (результаты про-цесса);
• деятельность выпускников (результаты процесса). Уровни мониторинга качества высшего образования:
• кафедральный;
• факультетский (институтский);
• университетский;
Практическая реализация заданий мониторинга высшим учебным заведением осуществляется на первых трех уровнях — кафедральном, факультетском, университетском.
Формирование целостной системы мониторинга вуза предусматривает определение общих направлений и конкретных параметров, которые будут отслеживаться. Общие направления заключаются в следующем — чем ниже уровень мониторинга, тем больше параметров, которые отслеживаются, и тем они конкретнее.
Университетский уровень. Показатели:
|
• процент выпускников, трудоустроенных по специальностям;
• процент выпускников, которые работают специальности через 1, 3, 5 лет после окончания вуза;
• оценка готовности выпускников к профессиональной деятельности руководителем (высокий, средний, низкий уровень);
• самооценка готовности выпускников к профессиональной деятельности (высокий, средний, низкий уровень);
• уровень заработной платы выпускников;
• обеспеченность выпускников жильем.
Факультетский уровень. Показатели:
• соответствие личных качеств выпускников требованиям профессии;
• соответствие профессиональных знаний выпускников требованиям профессии;
• соответствие профессиональных умений выпускников требованиям профессии;
• способность выпускников к инновационной деятельности;
• рейтинг выпускников среди работников учреждения;
• уровень заболеваемости выпускников;
• личные достижения выпускников (награды, звания, изобретения, научные работы, степени).
Кафедральный уровень. Показатели:
• наличие у выпускников основных структурных компонентов знаний и умений (соответственно квалификационной характеристике и перечню компетенций специалиста);
• позитивные черты в работе выпускников;
• недостатки в работе выпускников;
• отношение подчиненных (учеников или больных) к выпускникам;
• обращение коллег по работе к выпускникам;
• отношение руководителей к выпускникам.
Во время использования предложенных показателей и соответствующих критериев целесообразно учитывать, какой из подходов находится в основании системы подготовки специалистов в учебном заведении. Если это подход к знаниям, то мониторинг направлен именно на знания и умения выпускников. А если это подход к компетенции, то мониторинг направлен именно на оценку компетенции специалистов, которые соединяют знание и умение.
Таким образом, теоретико-методические основы мониторинга качества профессиональной подготовки выпускников в практическом приложении объясняют его сущность и особенности, определяют место мониторинга в управлении высшим учебным заведением, определяют его направления, содержание и технологические основы.
Т.о.:
• Система мониторинга предполагает осуществление контрольных мероприятий на всех уровнях управленческой иерархии. И на каждом из уровней мониторинг образования рассматривается как функция системы управления образованием, инструмент анализа, интерпретации данных статистики, социологии и оценки качества образования и подготовки на их основе управленческих решений.
• Основной целью развития статистики и мониторинга качества функционирования системы образования вуза является совершенствование механизмов управления образованием на внутривузовском уровне на основе разработки показателей оценки доступности, качества и эффективности образования, а также развитие процедур сбора, транспортировки, хранения, обработки, анализа и презентации статистики высшего образования в России.
|
• К основным моделям мониторинга высшего образования относятся: мониторинг соответствия нормам выходного контроля и мониторинг достижений, с использованием процессного подхода.
• Состояние системы высшего образования в вузе должно соответствовать целям государственной политики и миссии вуза, а мониторинг должен отображать степень этого соответствия и выдавать системе управления сигналы для корректировки отклонений.
Приложение 6 http://cyclowiki.org/wiki
Мониторинг качества образования — важнейшая и неотъемлемая часть современного полноценного образовательного процесса. Интенсивное развитие современного общества и, прежде всего, его экономической составляющей, определило исследование динамики образования в качестве отдельного раздела педагогической науки. Само качество образования определяется как социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.
Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав, которые обеспечивают развитие компетенций обучающейся молодежи. Соответственно под мониторингом качества образования понимается исследование всх этих факторов и процессов в их динамике.
Понятие мониторинга отличается от простого эпизодического исследования своей непрерывностью, строгой периодичностью, заранее продуманными и неизменными в последующем критериями.
Часто качество образования разделяют на два взаимосвязанных компонента — качество знаний, и качество образовательного процесса. Эти два понятия находятся в причинно-следственной связи и выступают как неразрывная пара — цель и средство
Цели и задачи
Мониторинг организуется с целью получения объективной и достоверной информации о состоянии образования на различных образовательных уровнях для контроля, анализа и управления качеством образования. В задачи образовательного мониторинга входит:
§ непрерывное наблюдение за состоянием образовательного процесса;
§ своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе, и факторов, вызывающих их;
§ предупреждение негативных тенденций в организации образовательного процесса;
§ осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов;
§ оценка эффективности и полноты
Одной из целей мониторинга является создание системы накопления результатов исследований их хранения и анализа. Эту задачу наиболее полно решает создание многоуровневой образовательной базы данных (ОБД), объединяющей информацию от отдельной школы до страны в целом.
Объект мониторинга
Объектом мониторинга являются образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению. Таким образом объект мониторинга можно сформировать в виде последовательности неразрывно связанных образовательных звеньев: учащийся, учитель, класс, образовательное учреждение, региональные и общероссийская система образования в целом, а также соответствующие отдельные методические, материально-технические и социальные аспекты образовательного процесса. Конкретный список объектов исследования зависит от уровня образовательного учреждения, проводящего исследования.
Сбор, обработка, анализ и хранение информации носит пирамидальный характер — от частного (школа и ее отдельные компоненты) к общему — система образования в целом. Существуют разнообразные способы классификации параметров, по которым оценивается качество образования (процесс — результат, ученик — система образования, внутренние -внешние показатели и т. д.), в большинстве своем они не отличаются по сути друг от друга и сводятся к следующим показателям:
§ Учащиеся:
§ количество учащихся по школе в целом;
§ комплектование классов;
§ состав учащихся по классам;
§ количество классов разного уровня обучения (лицейских, профильных, общеобразовательных);
§ распределение учащихся по успеваемости
§ количество выбывших и прибывших учащихся;
§ количество лиц, обучающихся на дому.
§ организация образовательного процесса:
§ социальные аспекты образовательного процесса
§ Система образования:
§ возрастное и образовательное распределение преподавателей
§ показатели кадрового потенциала
§ материально-техническое обеспечение, в том числе компьютерное оснащение и программное обеспечение
§ использование современных технологий
§ результаты проверочных и диагностических работ, в том числе ЕГЭ, НИКО и т. д.
§ результаты олимпиад
§ распределение городских и сельских школ
§ условий для образовательного процесса
§ удаленность образовательных учреждений и их транспортная доступность
§ кластерное (территориальное) распределение качества образования
Подробнее: http://cyclowiki.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B3_%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F
Приложение 7
https://liceu-104.stavropolschool.ru/?section_id=23
Международные Международные исследования качества образования
Международные сопоставительные исследования качества образования были разработаны как инструмент, позволяющий выявить эффективность образовательных систем в разных странах и способствующий принятию решений и проведению реформ на основе полученных результатов.
Международные сопоставительные исследования качества образования проводятся Департаментом по образованию и навыкам Организации Экономического Сотрудничества и Развития OECD (Organisation for Economic Co-operation and Development) и Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). В исследованиях участвуют более 100 стран и территорий.
Российская Федерация с 90-х годов принимает активное участие в следующих исследованиях:
PISA – международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment)
TIMSS – международное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования (Trends in Mathematics and Science Study)
PIRLS – международное исследование качества чтения и понимания текста (Progress in International Reading Literacy Study)
TALIS – Международное исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey)
PIAAC – международное исследование компетенций взрослого населения (The Programme for the International Assessment of Adult Competencies)
Международные сопоставительные исследования получили активное развитие в нашей стране и, наряду с Государственной итоговой аттестацией, Всероссийскими проверочными работами и Национальными исследованиями качества образования формируют Единую систему оценки качества образования (ЕСОКО) в Российской Федерации.
исследования качества образования
Мониторинг и анализ качества образовательных услуг https://www.spbume.ru/ru/page/175/
Мониторинг результатов промежуточной аттестации студентов
· 2019-2020 уч. год
· 2018-2019 уч. год
· 2017-2018 уч. год
· 2016-2017 уч. год
· 2015-2016 уч. год
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!