Соответствие параметров выбранным критериям мониторинга — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Соответствие параметров выбранным критериям мониторинга

2021-02-05 67
Соответствие параметров выбранным критериям мониторинга 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Приложение 3

Рекомендуемая основная литература

· Под ред. Трапицына С.Ю. - МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 413с. - ISBN: 978-5-534-00364-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/menedzhment-v-obrazovanii-433372

· Система менеджмента качества организации: Учебное пособие / Вдовин С.М., Салимова Т.А., Бирюкова Л.И. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 299 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-005070-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1006756

Рекомендуемая дополнительная литература

· Мониторинг качества образовательного процесса в школе: монография / С.Е. Шишов, В.А. Кальней, Е.Ю. Гирба. — М.: ИНФРА-М, 2020. - 205 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://new.znanium.com]. — (Научная мысль). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1036467

· Система качества вуза: Монография / Левшина В.В. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 280 с.: 60x90 1/16. - (Научная мысль) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-006574-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/553161

· Эволюция в образовании: Монография / Гуськова М.В. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 153 с.: 60x88 1/16. - (Научная мысль) (Обложка. КБС) ISBN 978-5-16-006008-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/538548

Приложение 4

Мониторинг — система постоянного наблюдения за явлениями и процессами, проходящими в окружающей среде и обществе, результаты которого служат для обоснования управленческих решений по обеспечению безопасности людей и объектов экономики.

Система наблюдения включает в себя оценку, контроль объекта, управление положением и состоянием объекта в зависимости от воздействия определённых факторов.

Образовательный мониторинг - это система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за состоянием и прогнозированием ее развития.

Целью мониторинга является с овершенствование управления качеством образования на основе его достоверной и объективной оценки.

В задачи мониторинга входит:

· информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга областной системы образования;

· разработка и реализация единых подходов к измерению и оценке качества образования;

· формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования областной системы образовательной статистики и мониторинга качества образования;

· внедрение измерителей и технологий оценки, обеспечивающих надежную и достоверную информацию о качестве образования; - выявление факторов, влияющих на качество образования;

· совершенствование системы повышения квалификации педагогических работников;

· выявление образовательных организаций с низкими образовательными результатами и реализация мер адресной поддержки ОО;

· формирование системы оценки эффективности деятельности руководителей ОО;

· обеспечение участников образовательного процесса достоверной информацией о состоянии и развитии системы образования в области.

Принципы организации мониторинга:

· функциональное единство различных уровней системы оценки качества образования (регионального, муниципального и уровня образовательной организации);

· открытость, прозрачность, объективность процедур и механизмов оценки качества образования;

· реалистичность требований, норм и показателей качества образования, их социальная и личная значимость;

· общественное участие в процедурах оценивания;

· научная обоснованность процедур, методов, средств оценивания.

· доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;

· повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа

Приложение 5

 https://www.miu-sochi.ru/page/koncepcija_monitoringa_kachestva

Основной целью развития статистики и мониторинга высшего профессионального образования в настоящее время является совершенствование механизмов управления образованием на федеральном и региональном уровнях на основе разработки показателей оценки доступности, качества и эффективности образования, а также развитие процедур сбора, транспортировки, хранения, обработки, анализа и презентации статистики высшего образования в России.

В основе организации мониторинга качества высшего образования лежат общие принципы и задачи, которые определяют цели стандартов и руководств по гарантии качества высшего образования на территории Российской Федерации.

Действующие оценочные системы в образовательных учреждениях, социологические измерения и обобщения. Существующие статистические системы учета и отчетности

В качестве основных направлений развития мониторинга качества высшего профессионального образования в вузе выступают:

- Качество и уровень общенаучной и профессиональной подготовки студентов и выпускников вуза,

- Результаты сдачи государственных экзаменов, защиты дипломных работ,

-Соответствие подготовки выпускников вуза задачам профессиональной деятельности,

- Качество воспитательного процесса и уровень воспитанности,

- Ценностные ориентации, мотивация и моральный облик студенческой молодежи,

- Культура и здоровье студенческой молодежи,

- Прием в вуз, уровень подготовки абитуриентов,

- Качество профессорско-преподавательского состава

- Содержание высшего профессионального образования

- Общенаучная, общекультурная и профессиональная подготовка в вузе,

- Содержание по всем циклам дисциплин,

- Качество образовательных технологий,

- Контрольно-оценочные системы

- Состояние измерительных средств

- Научно-исследовательская работа

- Вузовские библиотеки, издательская деятельность

- Состояние материально-технической базы

-Финансирование научных исследований, технологического обеспечения образовательного процесса,

- Нормативно-правовые основы управления качеством высшего профессионального образования

- Общая характеристика студенческого контингента

- Востребованность выпускников вуза,

Мониторинг качества образования осуществляется ежегодно в течение учебного года. Результаты ежегодного мониторинга подводятся в конце учебного года. Для определения уровня качества каждому показателю качества придается определенная величина, определяющая степень его соответствия требованиям ФГОС ВПО и государственной аттестации. Показатели качества, характеризующие то или иное направление деятельности вуза, сводятся в таблицу:

• строки (записи) соответствуют названию показателя;

• столбцы (поля) выражают значимые свойства данного показателя.

Преимущества табличной формы заключаются в том, что она может быть использована для компьютерной обработки результатов мониторинга показателей качества.

Ответственность за подготовку табличных данных несет декан факультета, на котором проводится реализация соответствующей образовательной программы. Для получения необходимой информации привлекаются все кафедры, участвующие в реализации образовательной программы. Ответственность за предоставление необходимой информации и заполнение таблиц показателей качества несут заведующие кафедрами и деканы факультетов.

Внутривузовская система мониторинга качества образования осуществляется на основе систематической самооценки объективных показателей качества образования с широким участием преподавателей и студентов. Информация, полученная с помощью этой системы, должна использоваться для подготовки и принятия управленческих решений на следующих уровнях: кафедры, факультета, органов управления вузом.

1. Уровень кафедры. Кафедра как основное подразделение вуза несет ответственность за обеспечение современного содержания образования в соответствии с тенденциями развития образовательной науки и практики.

В поле деятельности кафедры постоянно находятся вопросы качества лекций, практических и лабораторных занятий (в этой связи используется обсуждение концепций курсов и реализация в них междисциплинарных связей, проведение открытых занятий, взаимопосещений, создание банка лучших лекционных курсов на магнитных носителях и т.д.).

Важным показателем деятельности преподавателя является соответствие разработанной им программы дисциплины и комплекса учебно-методических материалов федеральному государственному образовательному стандарту и примерным программам, утвержденным Министерством образования и науки РФ. В связи с этим проблема выполнения требований ФГОС ВПО должна систематически обсуждаться на кафедре.

Особое внимание уделяют обновлению дисциплин специализации и курсов по выбору как наиболее оперативно отражающим новейшие достижения науки и отвечающим интересам студентов.

Со стороны кафедр следует планомерно проверять (по семестрам) эффективность системы текущего и промежуточного контроля для каждой дисциплины учебного плана, а именно:

• достаточность количества текущих форм контроля студентов и их соответствие ФГОС;

• уровень требований при проведении текущего и промежуточного контроля (анализ и корректировка тестов, контрольных и домашних заданий, экзаменационных билетов и др.);

• процент хороших и отличных оценок по каждой дисциплине учебного плана с 1-го по 5-й курс, что позволит выявить освоение каждой дисциплины на уровне требование ФГОС к выпускнику;

• процент хороших и отличных оценок по каждому циклу учебного плана;

• создание (разной степени сложности) и использование фондов контрольных заданий либо по комплексному заданию по каждому из 4 циклов дисциплин, либо по каждой дисциплине учебного плана для самообследования и аттестации каждой основной образовательной программы.

Со стороны факультета и всех кафедр вуза следует систематически проводить анализ организации и оценки результатов итоговой аттестации выпускников (госэкзаменов и защиты ВКР), а именно:

• анализ содержания экзаменационных билетов и результатов ГАК;

• анализ качества выпускных квалификационных работ (бакалаврских, дипломных, магистерских) в сравнении с предыдущими годами;

• уровень требований при защите;

• изучать тематику выпускных квалификационных работ, отзывы научных руководителей и внешних рецензентов, отчеты председателей государственных аттестационных комиссий;

• на основе анализа результатов государственного экзамена, защиты выпускной квалификационной работы и востребованности специалистов осуществлять оценку качества подготовки выпускников.

2. Уровень факультета. На уровне факультета осуществляется обеспечение учебно-воспитательного процесса и контроль за его качеством на всех этапах, начиная со вступительных экзаменов и вплоть до трудоустройства выпускников.

Со стороны факультета и приемной комиссии систематически (каждый год) следует осуществлять оценку уровня требований при приеме студентов на каждую специальность или направление подготовки в сравнении с предыдущим годом:

• наличие конкурса (при подаче заявлений и зачислении в вуз);

• состав конкурсных экзаменов и их уровень (сложность, достаточность и т.д.);

• эффективность профориентационной работы и работы с абитуриентами.

Важнейшая задача факультета — подготовка комплекта учебно- методической документации и контроль за соответствием учебного процесса требованиям ФГОС ВПО.

Факультет систематически собирает и использует информацию о трудоустройстве выпускников, подготовке по договорам, учитывая:

• долю выпускников, трудоустроившихся по заявкам организаций и предприятий;

• целевую контрактную подготовку (долю выпускников, подготовленных по договорам с предприятиями и организациями);

• долю выпускников, зарегистрированных на бирже труда;

• число рекламаций с места работы выпускников.

На факультете (в деканате) должна иметься в наличии вся нормативная документация, регламентирующая учебно-воспитательный процесс.

3. Уровень вуза. На уровне вуза обеспечение и контроль качества подготовки выпускников достигается в результате согласованной деятельности подразделений вуза по выполнению показателей государственной аккредитации в их динамике за 3-5 лет.

Объектами мониторинга для установления уровня качества являются:

• организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности;

• система управления вузом;

• структура подготовки специалистов;

• качество содержания подготовки специалистов по каждой специальности и направлению подготовки (качество научного, учебно-методического и информационного обеспечения, включая библиотечный фонд и доступ в Интернет, качество организации учебного процесса и др.);

• качество подготовки специалистов (итоговая аттестация выпускников, сведения о востребованности и трудоустройстве, контроль знаний студентов и др.);

• качество кадрового обеспечения (процент преподавателей с учеными степенями и званиями);

• наличие условий повышения квалификации преподавателей, подготовка кадров высшей квалификации, возрастной состав и т.д.;

• качество научно-исследовательской и научно-методической деятельности;

• качество материально-технической базы в целом и по заявленным уровням подготовки;

• наличие эффективной системы воспитательной работы;

• социально-бытовые условия студентов, аспирантов, преподавателей, сотрудников;

• финансовое состояние (устойчивость) вуза;

• внутривузовский механизм системы управления качеством образования; наличие внутривузовской системы контроля качества подготовки выпускников; эффективность действующей системы управления качеством образования.

Во всех подразделениях вуза вводится документация, регламентирующая работу вуза по управлению и контролю за качеством образования.

Мониторинг — это инструмент управленческого анализа состояния системы высшего образования.

Из множества аспектов деятельности образовательных заведений, изучение которых предполагает мониторинг, следует выделить системообразующие аспекты.

Системообразующими аспектами мониторинга являются: 

Экономический

Педагогический

Социальный

Управленческий

1. Экономический аспект предполагает отслеживание оптимальности использования финансовых и материальных ресурсов для обеспечения качественной подготовки квалифицированных кадров.

Преимущества мониторинга

• Получение объективных оценок, основанных на фактах

• Системный подход к совершенствованию деятельности

• Выявление и анализ процессов, в которые можно ввести улучшения

• Внедрение различных инициатив по управлению качеством в повседневную деятельность вуза

• Использование при оценке своей деятельности и ее результатов единого комплекса критериев

• Возможность сравнения с лучшими результатами

• Обучение персонала использованию принципов всеобщего управления качеством

• Определение динамики изменений, происшедших с момента предыдущей самооценки

Оптимальным считается достижение наилучших результатов при минимальных затратах. В экономических показателях выделяют две составляющих.

Текущие расходы — непосредственно обеспечивающие образовательный и вспомогательный процессы.

Перспективные расходы — вложения в учебно-материальную базу, которые не дают немедленного эффекта, но работают на развитие учебного заведения; нельзя считать эффективной работу тех учебных заведений, которые об этом не заботятся. Главными показателями являются затраты средств на подготовку одного квалифицированного специалиста.

2. Педагогический аспект предполагает отслеживание результатов деятельности педагогических коллективов в обучении и воспитании студентов, в формировании у них готовности к профессиональной деятельности и решению актуальных проблем в системе реальных социально-экономических отношений.

Базовые составляющие:

• уровень подготовки выпускников в своей профессиональной области в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта;

• профессиональный кругозор будущих специалистов, их способность перенести имеющиеся у них профессиональные знания в другие сферы, овладевать новыми передовыми технологиями;

• адекватная социализация, т.е. освоение ими различных социальных ролей.

Для оценки педагогической эффективности важны также показатели востребованности выпускников на рынке труда и их профессиональный рост.

3. Социальный аспект отражает адекватность функционирования системы профессионального высшего образования требованиям общества. Характеризуется эта адекватность отношением различных социальных слоев к высшему образованию и соответствующей профессии: 

• молодежи, которая осуществляет не только выбор профессии, но и определяет способ ее приобретения;

• руководителей, которые в перспективе будут не только осуществлять прием на работу выпускников, но и формировать заказ для системы высшего образования;

• властей, осуществляющих реальную правовую и экономическую поддержку высших учебных заведений.

Социальный аспект отражает имидж образовательного заведения, то место, которое оно занимает в структуре общественных отношений.

4. Управленческий аспект предполагает отслеживание эффективности управления системой высшего образования в регионе. Он оценивает эффективность управленческой поддержки системы на разных уровнях.

На уровне региона это выражается в создании условий для взаимодействия высших и средних учебных заведений с региональными и муниципальными управленческими структурами, контроле за выполнением федерального государственного образовательного стандарта, организационном и научно-методическом обеспечении педагогического процесса.

На уровне учебного заведения изучение управленческой эффективности может осуществлять как по общим результатам деятельности учебного заведения, так и на основе анализа косвенных данных, таких как методическая обеспеченность образовательного процесса, подготовленность коллективов к решению педагогических задач, их кадровая обеспеченность научно-педагогическими работниками.

АСПЕКТЫ МОНИТОРИНГА

Экономический Педагогический Социальный Управленческий  

Текущие расходы

 

Профессиональная компетентность Отношение молодежи

На уровне региона:

создание условий для взаимодействия

 
Личностные качества

Отношение руководителей ОУ

 

Перспективные расходы

Информационная, коммуникативная и социальная компетентность

На уровне учебного заведения: оценка оснащенности и общих результатов деятельности

 
Отношение властей  

Определение критериальной базы, отражающей сущностные стороны высшего образования, как на стадии стабильного функционирования, так и на стадии динамического развития, представлено в нижеприведенной таблице.

КРИТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА, ОТРАЖАЮЩАЯ СУЩНОСТНЫЕ СТОРОНЫ ОБРАЗОВАНИЯ

 

№ п/п Критерий Критериальная база
1. Процессуальный Достижение результатов через социально приемлемые способы, приемы, технологии
2. Результативный Воспитание личностных качеств, необходимых выпускникам для жизни в быстро меняющемся мире, демократическом обществе, готовности к саморазвитию, социальной и индивидуальной экономической ответственности, самостоятельному выбору, гуманистической ориентации; выполнение «социального заказа»
3. Прогностический Перспективы роста, определение зон развития высшего образования или ее отдельных элементов
4. Нормативный Соответствие сущностных сторон функционирования высшего образования федеральным государственным образовательным стандартам
5. Конкурентоспособности Достижение наилучших результатов при прочих равных условиях

Целесообразно выделить и использовать основные и обслуживающие критерии. Общее соотношение вышеперечисленных критериев для проведения мониторинга системы высшего образования следующее.

Основные критерии:

• процессуальный;

• результативный;

• прогностический.

Обслуживающие критерии:

• нормативный;

• конкурентоспособности.

Поскольку мониторинговые исследования требуют количественных оценок, должна быть введена совокупность параметров, описывающих каждый из предлагаемых критериев функционирования высшего образования, представленных в нижеприведенной таблице.

ГОДОВАЯ ЦИКЛОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МОНИТОРИНГА В ВУЗЕ

 

Предмет монито­ринга (объекты мониторинга) Цели мониторинга Периодич­ность   Результат
Общие показатели и материально-техни­ческая база образова­тельного учреждения   Сбор статистических данных об осна­щенности учебного процесса, уровне квалификации преподавателей и дина­мике изменений качественного и коли­чественного состава обучающихся 2 раза в год Аналитические записки, диа­граммы
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса   Сбор информации об обеспеченности учебного процесса учебной и методиче­ской литературой, средствами нагляд­ности и т. д. 1 раз в год (май) Сводные табли­цы, диаграммы
Методическая работа   Создание банка данных о методической деятельности, создание условий для систематического анализа методиче­ской работы 2 раза в год (сентябрь, май) Аналитический отчет, включаю­щий графики и диаграммы
Деятельность препо­давателей   Сбор информации об уровне профес­сионализма преподавателей, направ­лениях их методического развития и совершенствования, составление рей­тинга преподавателей Ежемесячно Таблицы, справ­ки, диаграммы
Деятельность руково­дителей структурных подразделений Определение уровня профессиональной компетентности руководителя, эффек­тивности управленческой деятельности Ежемесячно Справки, табли­цы, диаграммы
Нормативно- планирующая доку­ментация Анализ качества составленных рабочих программ и капендарно-тематического планирования 2 раза в год (сентябрь, апрель) Протоколы
Деятельность обуча­ющихся Определение уровня (качества) обученности обучающихся Ежемесячно Аналитические отчеты, таблицы, диаграммы

Эффективным методом стимулирования деятельности преподавателей на практике могут и должны стать различные профессиональные конкурсы, проводимые внутри образовательного учреждения. В связи с этим возникает необходимость разработки и принятия положений об этих конкурсах.

Очень важно в этих положениях базироваться на результатах мониторинговых исследований, которые позволяют повысить объективность оценок деятельности профессорско-преподавательского состава. Для вуза такой перечень конкурсов может включать следующие конкурсы и соответствующие положения:

• положение о лучшем преподавателе («Преподаватель года»);

• положение о лучшем структурном подразделении вуза;

• положение о лучшем руководителе структурного подразделения;

• положение о лучшем кабинете и пр.

Основные направления мониторинга:

• мониторинг контекста образовательного процесса, который предусматривает отслеживание главных социальных факторов, влияющих на функционирование учебного заведения. К этим факторам нужно отнести наличие социальных и индивидуальных потребностей в подготовке специалистов той или другой специальности, объемы подготовки специалистов той или другой специальности в регионе, а иногда и в стране, стоимость обучения в других учебных заведениях, возможности для трудоустройства выпускников и т.п.;

• мониторинг ресурсов образовательного процесса;

• мониторинг хода образовательного процесса;

• мониторинг результатов образовательного процесса.

Главными объектами мониторинга являются:

• качество образования (ход процесса);

• выполнение учебных планов (ход процесса);

• качество деятельности преподавателей (ход процесса);

• качество управления (ход процесса);

• качество материально-технического обеспечения (ресурсы про-цесса);

• качество усвоения учебных дисциплин (результаты процесса);

• формирование личных качеств у выпускников (результаты про-цесса);

• деятельность выпускников (результаты процесса). Уровни мониторинга качества высшего образования:

• кафедральный;

• факультетский (институтский);

• университетский;

Практическая реализация заданий мониторинга высшим учебным заведением осуществляется на первых трех уровнях — кафедральном, факультетском, университетском.

Формирование целостной системы мониторинга вуза предусматривает определение общих направлений и конкретных параметров, которые будут отслеживаться. Общие направления заключаются в следующем — чем ниже уровень мониторинга, тем больше параметров, которые отслеживаются, и тем они конкретнее.

Университетский уровень. Показатели:

• процент выпускников, трудоустроенных по специальностям;

• процент выпускников, которые работают специальности через 1, 3, 5 лет после окончания вуза;

• оценка готовности выпускников к профессиональной деятельности руководителем (высокий, средний, низкий уровень);

• самооценка готовности выпускников к профессиональной деятельности (высокий, средний, низкий уровень);

• уровень заработной платы выпускников;

• обеспеченность выпускников жильем.

Факультетский уровень. Показатели:

• соответствие личных качеств выпускников требованиям профессии;

• соответствие профессиональных знаний выпускников требованиям профессии;

• соответствие профессиональных умений выпускников требованиям профессии;

• способность выпускников к инновационной деятельности;

• рейтинг выпускников среди работников учреждения;

• уровень заболеваемости выпускников;

• личные достижения выпускников (награды, звания, изобретения, научные работы, степени).

Кафедральный уровень. Показатели:

• наличие у выпускников основных структурных компонентов знаний и умений (соответственно квалификационной характеристике и перечню компетенций специалиста);

• позитивные черты в работе выпускников;

• недостатки в работе выпускников;

• отношение подчиненных (учеников или больных) к выпускникам;

• обращение коллег по работе к выпускникам;

• отношение руководителей к выпускникам.

Во время использования предложенных показателей и соответствующих критериев целесообразно учитывать, какой из подходов находится в основании системы подготовки специалистов в учебном заведении. Если это подход к знаниям, то мониторинг направлен именно на знания и умения выпускников. А если это подход к компетенции, то мониторинг направлен именно на оценку компетенции специалистов, которые соединяют знание и умение.

Таким образом, теоретико-методические основы мониторинга качества профессиональной подготовки выпускников в практическом приложении объясняют его сущность и особенности, определяют место мониторинга в управлении высшим учебным заведением, определяют его направления, содержание и технологические основы.

Т.о.:

• Система мониторинга предполагает осуществление контрольных мероприятий на всех уровнях управленческой иерархии. И на каждом из уровней мониторинг образования рассматривается как функция системы управления образованием, инструмент анализа, интерпретации данных статистики, социологии и оценки качества образования и подготовки на их основе управленческих решений.

• Основной целью развития статистики и мониторинга качества функционирования системы образования вуза является совершенствование механизмов управления образованием на внутривузовском уровне на основе разработки показателей оценки доступности, качества и эффективности образования, а также развитие процедур сбора, транспортировки, хранения, обработки, анализа и презентации статистики высшего образования в России.

• К основным моделям мониторинга высшего образования относятся: мониторинг соответствия нормам выходного контроля и мониторинг достижений, с использованием процессного подхода.

• Состояние системы высшего образования в вузе должно соответствовать целям государственной политики и миссии вуза, а мониторинг должен отображать степень этого соответствия и выдавать системе управления сигналы для корректировки отклонений.

Приложение 6 http://cyclowiki.org/wiki

Мониторинг качества образования — важнейшая и неотъемлемая часть современного полноценного образовательного процесса. Интенсивное развитие современного общества и, прежде всего, его экономической составляющей, определило исследование динамики образования в качестве отдельного раздела педагогической науки. Само качество образования определяется как социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.

Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав, которые обеспечивают развитие компетенций обучающейся молодежи. Соответственно под мониторингом качества образования понимается исследование всх этих факторов и процессов в их динамике.

Понятие мониторинга отличается от простого эпизодического исследования своей непрерывностью, строгой периодичностью, заранее продуманными и неизменными в последующем критериями.

Часто качество образования разделяют на два взаимосвязанных компонента — качество знаний, и качество образовательного процесса. Эти два понятия находятся в причинно-следственной связи и выступают как неразрывная пара — цель и средство

Цели и задачи

Мониторинг организуется с целью получения объективной и достоверной информации о состоянии образования на различных образовательных уровнях для контроля, анализа и управления качеством образования. В задачи образовательного мониторинга входит:

§ непрерывное наблюдение за состоянием образовательного процесса;

§ своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе, и факторов, вызывающих их;

§ предупреждение негативных тенденций в организации образовательного процесса;

§ осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов;

§ оценка эффективности и полноты

Одной из целей мониторинга является создание системы накопления результатов исследований их хранения и анализа. Эту задачу наиболее полно решает создание многоуровневой образовательной базы данных (ОБД), объединяющей информацию от отдельной школы до страны в целом.

Объект мониторинга

Объектом мониторинга являются образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению. Таким образом объект мониторинга можно сформировать в виде последовательности неразрывно связанных образовательных звеньев: учащийся, учитель, класс, образовательное учреждение, региональные и общероссийская система образования в целом, а также соответствующие отдельные методические, материально-технические и социальные аспекты образовательного процесса. Конкретный список объектов исследования зависит от уровня образовательного учреждения, проводящего исследования.

Сбор, обработка, анализ и хранение информации носит пирамидальный характер — от частного (школа и ее отдельные компоненты) к общему — система образования в целом. Существуют разнообразные способы классификации параметров, по которым оценивается качество образования (процесс — результат, ученик — система образования, внутренние -внешние показатели и т. д.), в большинстве своем они не отличаются по сути друг от друга и сводятся к следующим показателям:

§ Учащиеся:

§ количество учащихся по школе в целом;

§ комплектование классов;

§ состав учащихся по классам;

§ количество классов разного уровня обучения (лицейских, профильных, общеобразовательных);

§ распределение учащихся по успеваемости

§ количество выбывших и прибывших учащихся;

§ количество лиц, обучающихся на дому.

§ организация образовательного процесса:

§ социальные аспекты образовательного процесса

§ Система образования:

§ возрастное и образовательное распределение преподавателей

§ показатели кадрового потенциала

§ материально-техническое обеспечение, в том числе компьютерное оснащение и программное обеспечение

§ использование современных технологий

§ результаты проверочных и диагностических работ, в том числе ЕГЭ, НИКО и т. д.

§ результаты олимпиад

§ распределение городских и сельских школ

§ условий для образовательного процесса

§ удаленность образовательных учреждений и их транспортная доступность

§ кластерное (территориальное) распределение качества образования
Подробнее: http://cyclowiki.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B3_%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F

Приложение 7

https://liceu-104.stavropolschool.ru/?section_id=23

Международные Международные исследования качества образования

Международные сопоставительные исследования качества образования были разработаны как инструмент, позволяющий выявить эффективность образовательных систем в разных странах и способствующий принятию решений и проведению реформ на основе полученных результатов.

Международные сопоставительные исследования качества образования проводятся Департаментом по образованию и навыкам Организации Экономического Сотрудничества и Развития OECD (Organisation for Economic Co-operation and Development) и Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). В исследованиях участвуют более 100 стран и территорий.

Российская Федерация с 90-х годов принимает активное участие в следующих исследованиях:

PISA – международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment)

TIMSS – международное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования (Trends in Mathematics and Science Study)

PIRLS – международное исследование качества чтения и понимания текста (Progress in International Reading Literacy Study)

TALIS – Международное исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey)

PIAAC – международное исследование компетенций взрослого населения (The Programme for the International Assessment of Adult Competencies)

Международные сопоставительные исследования получили активное развитие в нашей стране и, наряду с Государственной итоговой аттестацией, Всероссийскими проверочными работами и Национальными исследованиями качества образования формируют Единую систему оценки качества образования (ЕСОКО) в Российской Федерации.

 исследования качества образования

Мониторинг и анализ качества образователь


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.164 с.