Соответствие параметров выбранным индексам системы мониторинга — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Соответствие параметров выбранным индексам системы мониторинга

2021-02-05 61
Соответствие параметров выбранным индексам системы мониторинга 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Индексы Параметры (частные показатели)
1.   Индекс сбалансированности спроса и предложения Конкурс при поступлении в учебное заведение; сохранность контингента за время обучения; трудоустройство после окончания учебного заведения
2. Индекс экономической адекватности

Экономическая устойчивость учебного заведения;

экономическая самообеспеченность учебного заведения;

оптимальность затрат на подготовку одного учащегося в год;

уровунь оплаты труда научно-педагогических работников

   
3. Индекс удовлетворенности образовательных запросов личности Соответствие факта поступления в учебное заведение профессиональным интересам молодежи; отсев учащихся по причине разочарования в профессии; трудоустройство выпускников просрессиональных учебных заведений по специальности; позитивные изменения в профессиональной карьере выпускников в течение первых пяти лет работы после окончания учебного заведения

Мониторинг основывается на том, что основные направления совершенствования информационного обслуживания — это систематизация информации, повышение ее оперативности, объективности и доступности, которые могут быть решены с использованием мониторинга.

Модели, которые предполагают изучение только результата или процесса, а также построенные на изучении отношения «цель-результат», могут приводить к ошибочным заключениям.

Существует мировой опыт разработки и реализации разных, но одинаково полноценных систем мониторинга в образовании. Единство применяемых здесь подходов — свидетельство общей закономерности: мониторинг в образовании — объективная потребность развития любой современной социальной системы, охватывающей большие группы населения цивилизованных стран, определяющих ведущие тенденции развития мировой культуры.

Сокращение существенного несоответствия между реальными и востребованными образовательными результатами — ключевая проблема, на решение которой направлен проект мониторинга качества образования в МИУ. Для нормального функционирования этого механизма необходимо соответствующее информационное обеспечение, частью которого является система мониторинга качества образования. Эффективность мониторинга определяется степенью разработки и оптимизации методик и технологий, с помощью которых решаются специфические задачи, представленные ниже:

• Непрерывное наблюдение за состоянием системы образования в вузе

оперативной информации о ней

• Своевременное выявление изменений, происходящих в системе образования, и факторов, вызывающих их

• Предупреждение негативных тенденций в системе образования вуза

• Осуществление краткосрочного и среднесрочного прогнозирования развития важнейших процессов в системе высшего образования вуза

• Оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения высшего образования в вузе

Мониторинг должен осуществляться в соответствии со следующими организационно-методическими требованиями:

• набор и форма показателей мониторинга должны быть ограниченными и постоянными в течение установленного периода времени;

• показатели должны по возможности фиксировать такие феномены образовательного процесса, которые достаточно глубоко изучены в научном плане и адекватно отражают уровень качества образования;

• показатели должны быть значимыми для эффективного управления качеством образования;

• периодически (не реже одного раза в год) должна осуществляться коррекция используемого набора показателей;

• образовательный мониторинг должен базироваться на статистических обследованиях системы высшего образования, пери-одических экспертных опросах, опросах преподавательского и административного состава, студентов, а также опросах населения;

• опросы могут проводиться методом стандартизированного интервью с заполнением анкеты.

В ряде случаев результаты мониторинга могут быть существенно дополнены при использовании методов контент-анализа, «фокус- группы».

Результаты мониторинга должны являться основой для инновационной деятельности всех участников (субъектов) образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (преподаватели вузов, студенты, учителя, ученики, родители, общественность) получают информацию, анализируют ее. Например, социум получает сведения об образовательном учреждении. На основании этой информации формируется общественное мнение. Обучающийся имеет представление о результатах своей деятельности, на основании которых выстраивает индивидуальную траекторию обучения.

✓ Образовательная траектория — вся совокупность шагов, предпринимаемых отдельными индивидами и социальными группами для удовлетворения своих образовательных потребностей.

В свою очередь, каждый субъект образования выступает в качестве объекта для структур более сложного или иного уровня.

Разработка и апробация системы образовательного мониторинга проходят несколько стадий, от теоретической модели к реально действующему механизму. При создании организационной системы мониторинга и отладки процесса ее функционирования крайне важно использовать интеграцию системного и процессного подхода. Сущность системно-процессного подхода отражена в виде взаимосвязанных составляющих — систем, процессов, результатов.

Образовательная система, как и любая другая система, это множество взаимосвязанных друг с другом элементов (подсистем), представляющих собой определенное целостное образование, единство.Образовательная система вуза включает в себя преподавателей, обучающихся, учебные программы и планы, учебно-методические материалы, дидактические средства, подсистемы материально-технического и финансового обеспечения, инфраструктуру, а также системы управления различного уровня. Качество этих сложных систем во многом определяет качество образовательных результатов.

Результатом функционирования образовательной системы вуза является получение образования, таким образом, качество результатов — качество образования.

Другая составляющая качества результатов — процессы. Без соответствующей организации и реализации процессов нельзя получить нужные результаты.

Для обеспечения качества процессов каждый сотрудник органа управления образованием, образовательного учреждения, преподаватель, руководитель должен четко представлять:

• какие процессы выполняются;

• каковы цели этих процессов;

• как эти процессы взаимосвязаны, ориентированы по отношению к стратегической цели образовательной системы;

• как они регламентированы документально;

• что предполагается делать для улучшения этих процессов.

Если руководитель не имеет такого представления, то он не обладает основой для принятия решений, а у сотрудников образовательных учреждений отсутствует четкое представление о том, что они делают и зачем.

Процессы функционирования образовательных систем подразделяются на основные, вспомогательные (обеспечивающие) и управленческие, характеристика которых представлена в таблице

Процесс Характеристика процесса
1. Основной Образовательный процесс, представляющий собой единство под процессов обучения, воспитания и развития студентов
2. Вспомогательные Информационное, научно-методическое, материально- техническое, финансовое, кадровое обеспечение
3. Управленческие Планирование, организация, руководство, контроль, учет, анализ образовательной и хозяйственной деятельности

Качество этих процессов вносит существенный вклад в качество результатов. Качество процессов принято характеризовать понятием эффективности.

Эффективность процесса — связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами.

Необходимо осуществлять взаимосвязь базовых понятий управления качеством в соответствии с подходами международных стандартов ГОСТ Р ИСО 9004:2001.

Понятие эффективности тесно связано с результативностью процесса, под которым понимается свойство процесса, характеризующее его способность достигать целей функционирования.

Понятие эффективности представляет собой отношение результативности к затратам всех видов ресурсов (временных, физических, материальных).

Применительно к системам и результатам используется термин «качество», в то же время качество процессов характеризуется результативностью и эффективностью.

В оценочной практической деятельности целесообразно использовать различные показатели качества и эффективности. Достоверная целостная оценка деятельности образовательного учреждения предполагает использование системы обобщенных (интегральных) и частных показателей.

Под показателем качества (эффективности) при этом понимается количественная или качественная характеристика системы, объекта, процесса. Примером показателя качества является степень освоения учебных программ по результатам промежуточной и итоговой аттестации студентов. Применительно к конкретному студенту это частный, индивидуальный показатель, а к образовательному учреждению в целом — обобщенный. Другой пример: количество студентов, приходящихся на один компьютер, — показатель, характеризующий уровень оснащенности средствами вычислительной техники.

Показатели могут быть количественными или качественными, они измеряются с помощью определенных шкал. Качественные показатели чаще всего оцениваются экспертами.

Критерии представляют собой решающие правила, по которым оценивается значение показателей.

1. Критерий соответствия требованиям. Такими критериями являются конкретные числовые значения: в частности, для выставления студенту оценки «удовлетворительно» им должно быть усвоено не менее 50% учебной информации.

2. Критерий максимума (минимума). Например, ставится задача обеспечить максимально возможное количество компьютеров или стопроцентную успеваемость в образовательном учреждении. Стопроцентная компьютеризация не является невыполнимой задачей, если сформулировать ее так — каждому студенту должен быть предоставлен отдельный компьютер на тех занятиях, где это необходимо.

3. Критерий превосходства. Используется для сравнительных оценок. В отдельных случаях термин «критерий» употребляется в обобщенном смысле как показатель и правило его оценивания.

Таким образом, выбор показателей решает задачу формирования наиболее полного и точного описания образовательной системы, процесса или результата, а выбор и использование критериев — задачи определения соответствия значений показателей требованиям, выявления сильных и слабых сторон деятельности, определения лучших и худших объектов, сравнения с лучшими образцами («бенчмаркинг»).

В процессе практической организации внутривузовского мониторинга важен как рациональный выбор систем (комплексов) показателей оценки, так и использование адекватных задачам оценивания критериев.

Не менее важна разработка модели системы мониторинга. В данном случае такая модель неразрывно связана с моделями образовательной системы и процессов ее функционирования.

Составляющие системы мониторинга группируются по следующим основаниям:

I группа — мониторинг уровня результатов обучающихся — знаний, умений, навыков, компетенций, профессионально важных и личностных качеств (главная цель — контроль за динамикой результатов, оценка результативности образовательного процесса);

II группа — мониторинг, связанный с непосредственным накоплением и структуризацией информации об образовательной системе (динамика состава и квалификации преподавателей, материально- технического обеспечения, образовательных планов и программ);

III группа — мониторинг, построенный на основе модели «вход — выход», анализ характеристик обучающихся в начале и в конце обучения;

IV группа — мониторинг процессов образовательного учреждения. С его помощью предпринимаются попытки ответить на вопросы об эффективности той или иной технологии обучения, выделить факторы, влияющие на качество обучения, найти примеры связи квалификации преподавателей и результатов преподавания.

Методы и направления по каждой группе оснований отражены в нижеприведенной таблице.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.