История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2021-01-31 | 62 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Пояснительная записка
Среди разнообразных видов художественного творчества трудно переоценить привлекательность и эффективность пения, социальная и эстетическая природа которого создает благоприятные предпосылки для комплексного воспитания подрастающего поколения.
Ансамблевое пение в эстетическом воспитании детей и подростков всегда имеет позитивное начало. Это отмечалось видными деятелями культуры, философами, мыслителями всех времен и стран. Задача, которую ставили они перед собой, заключалась в том, как с помощью искусства, возможно, воспитать чувства человека, сделать благородными его помыслы и деяния. Понимая важность пения, которое, по словам Платона Афинского (427-347 до н.э.), есть "божественное и небесное занятие, укрепляющее все хорошее и благородное в человеке", древние греки считали его одним из элементов образования.
Аристотель (384-322 до н.э.) писал о музыке, как предмете воспитания: "Как вес безвредные развлечения, она не только соответствует высшей цели человеческой жизни, по доставляет еще к тому же и отдохновение". Но кроме этого, отмечал Аристотель, музыка оказывает влияние на человеческую психику: "песни Олимпа наполняют наши души энтузиазмом, а энтузиазм есть эффект этического порядка в нашей психике".
Актуальность программы.
Ансамблевое пение играет важную роль в воспитании детей и формировании их музыкальной культуры. Само по себе коллективное пение - прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших качеств личности.
Пение - активный творческий досуг, оно развивает мышление детей и подростков. При включении в хоровую самодеятельность у воспитанников возникает целая гамма отношений эмоционально-психологического характера. Совместная творческая деятельность усиливает свойственную детям и подросткам потребность в общении, способствует формированию чувства ответственности за общее дело, чувство коллективизма.
|
Данная программа не является новым словом в развитии музыкального воспитания в нашей стране, так как имеет ряд аналогов, основанных на единой методике и традициях вокального искусства. Однако, наряду с другими программами, она актуальна в данное время по причине необходимости духовного развития подрастающего поколения, ведь музыка, и в частности пение, являлась всегда составной частью художественно-эстетического воспитания и позитивным фактором в формировании духовного мира ребенка. Таким образом, основываясь на естественном желании детей и подростков заниматься пением, и, направив данные занятия в нужное русло, возможно обучить учащихся правильному, свободному, красивому пению и воспитать музыкальный вкус, являющемуся одной из граней развития ребенка в целом.
Направленность программы - художественно-эстетическая.
Вид образовательной программы - модифицированная.
Уровень освоения - общекультурный.
Цель реализуемой программы: создание условий для раскрытия творческих способностей учащихся и их самореализации в процессе музыкально-вокальной деятельности.
Задачи:
I.Образовательные.
1. Научить петь без дирижёра, научить ансамблевому пению (умение слушать себя и соседа в процессе пения);
2. Начать формирование навыков певческой установки, певческого дыхания.
3. Формировать координацию деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса: звонкостью, полётностью, вибрато.
4. Формировать навыки певческой эмоциональности и выразительности.
5. Формировать умение петь напевно (главный навык кантилена)
естественным, полетным, негромким звуком с мягкой атакой.
|
6. Работать над артикуляцией, обеспечение роста выносливости голосового
аппарата.
II.Развивающие.
1. Развивать творческую инициативу обучающихся.
2. Развивать гибкость и подвижность мягкого нёба.
3. Содействовать развитию музыкальных способностей (музыкального
слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, чистоты интонирования и
основы музыкальной импровизации т.д.).
4. Способствовать физическому развитию детей и подростков (органов
дыхания, артикуляционного аппарата, улучшение осанки).
III. Воспитательные.
1. Создавать условия для формирования певческой культуры,
художественного вкуса, устойчивого интереса к искусству.
2. Способствовать профессиональному самоопределению учащегося.
3. Способствовать выявлению и раскрытию творческих способностей.
Каждый год обучения служит закреплению накопленных вокальных навыков и знаний, одновременно является дальнейшим шагом творческого развития учащихся и предполагает более высокий уровень знаний и навыков.
Таким образом, начиная с детства, ребенок окунается в атмосферу музыкального искусства, а музыка сопровождает его на протяжении нескольких лет, что впоследствии может оказать влияние па будущую профессию, связанную с музыкальным искусством. В процессе занятий в репертуар будут вводиться произведения различных стилей и жанров, благодаря чему воспитанники расширят свой кругозор.
Условия набора и режим занятий
Программа «Студия вокального пения» предназначена для детей и подростков 7-18 лет. При работе по данной программе необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребят. Данные факторы являются основополагающими при отборе в коллектив. При прослушивании выявляются музыкальные способности детей и подростков на данном этапе, а именно: интонационное чувство, чувство ритма, музыкальная память, природные голосовые данные. Возрастные особенности так же учитываются при прослушивании, так как имеют прямую связь с развитием музыкальных способностей, которые, безусловно, необходимо развивать как можно с более раннего возраста с одной стороны, а с другой - в более старшем возрасте голосовой аппарат уже достаточно сформирован и развит, что так же имеет свое положительное значение в процессе занятий. Необходимо также помнить, что голосовой аппарат у школьников еще не совсем сформирован и ребенок не может зачастую повторить музыкальную фразу не из-за отсутствия музыкального слуха, а из-за еще недостаточно развитой координации между слухом и голосом. Важным фактором при отборе является желание ребенка заниматься в коллективе. Практика показала, что ребята, которые начали заниматься пением с большим желанием и энтузиазмом, и не обладающие первоначально достаточными способностями, достигли поразительных результатов в процессе занятий, опередив тех, кто был более одарен природой. Таким образом, на основе вышеперечисленных факторов происходит формирование групп. Возможен приём в течение года. Содержание программы может варьироваться в зависимости от условий реализации программы.
|
Занятия проводятся: индивидуально, по группам, причем численность группы обучения не более 12 человек, общим составом (сводная группа).
Программа «Вокальной студии» рассчитана на 3 года обучения.
Режим занятий:
Год обучения | Общее кол-во часов | Кол-во часов в неделю | Кол-во занятий в неделю |
1 год | 144 | 4 | 2 |
2 год | 144 | 4 | 2 |
3 год | 144 | 4 | 2 |
Ожидаемые результаты:
К концу каждого года учащиеся должны добиться следующих результатов:
1 год обучения
- знать основы гармонии
- овладеть основами певческого дыхания;
- овладеть умением выстраивать унисон;
- исполнять одноголосные произведения.
2 год обучения
- овладеть певческим дыханием;
- правильно формировать гласные звуки при пении;
- петь в унисон, слушая друг друга, одноголосные произведения с поддерживающим аккомпанементом;
- овладеть пением с элементами двухголосия (канон, один голос выдержан, другой мелодизирован и т.д.);
- добиваться эмоционального исполнения произведения.
Год обучения
- свободно владеть певческим дыханием и пением с опорой на дыхание;
- петь в единой певческой позиции;
- овладеть пением 2-хголосных произведении с сопровождением;
- владеть певческой дикцией;
- владеть музыкальной фразировкой;
- владеть различными штрихами в пении (1еgаtо, non 1еgаtо, stассаtо и др.);
|
- образно и эмоционально исполнять произведения.
Способы и формы проверки ожидаемых результатов реализации
Чтобы определить желаемый результат, нужно знать с какими знаниями и качественными характеристиками поступили дети в объединение (стартовый контроль) и что получили на выходе (итоговый контроль). Контроль позволяет определить эффективность обучения и воспитания по программе, обсудить результаты, внести коррективы в образовательный процесс. Формы диагностики эффективности образовательного процесса по данной программе можно рассмотреть в двух направлениях:
- личностный: наблюдения педагога, прослушивание;
- внешний: творческие отчёты, открытые занятия, участие в конкурсах, выступления на концертах.
Способы подведения итогов работы и выявления результатов по образовательной программе:
-прослушивания на репетициях;
-открытые и итоговые занятия;
-зачетные занятия;
-праздничные мероприятия;
-конкурсы;
-отчетные концерты.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Разделы и темы | 1 год | 2 год | 3 год |
1. | Вводное занятие. | 3 | 2 | 2 |
2. | Певческое дыхание. | 16 | 16 | |
3. | Единая певческая позиция | 8 | 8 | |
4. | Звукообразование. Формирование гласных звуков. | 16 | ||
5. | Звуковедение. Фразировка. | 15 | 15 | |
6. | Дикция. | 16 | ||
7. | Штрихи впении. Пенис legato, staccato. | 4 | ||
8. | Динамические оттенки в пении. | 4 | ||
9. | Ансамбль. Единое ансамблевое звучание. | 18 | ||
10. | Строй в ансамбле. Выстраивание унисона с мелодической линией в аккомпанементе. | 16 | ||
11. | Особенности драматургического развития. Художественный образ. | 8 | ||
12. | Работа с микрофоном. Пение под фонограмму. | 16 | 16 | 18 |
Вводное занятие. Знакомство с эстрадной музыкой 20 века. | 2 | |||
Звукообразование. | 16 | |||
Дикция. Преодоление дикционных трудностей. | 14 | |||
Штрихи в пении. Пение legato, staccato, non legatо. | 4 | |||
Различные динамические оттенки. Крещендо, диминуэндо. | 4 | |||
Разнообразные темпы пения. Преодоление темповых трудностей. | 2 | |||
Единое ансамблевое звучание. | 19 | |||
Строй в ансамбле. Пение в унисон с поддерживающим аккомпанементом. Введение элементов двухголосия. | 16 | |||
Создание художественного образа музыкального произведения. Работа над мимикой и движением. | 8 | |||
Звукообразование. Свободное овладение различными видами атаки звука. | 18 | |||
Звуковедение. Фразировка. | 15 | |||
Дикция. Самостоятельное осмысление и преодоление дикционных трудностей. | 14 | |||
Совершенствование единой певческой позиции. | 12 | |||
Штрихи в пении. Пение legatо, staccato, non legatо, marcato. Комбинирование различных видов штрихов. | 4 | |||
Самостоятельный поиск различных динамических оттенков. Взаимосвязь динамики и музыкального образа в произведении. | 6 | |||
Разнообразные темпы пения. Чередование различных темпов. | 4 | |||
Строй. Работа над 2-х голосием. | 20 | |||
Совершенствование единого ансамблевого звучания. | 19 | |||
Самостоятельное создание художественного образа произведения. Работа над мимикой. | 8 | |||
Подведение итогов. | 4 | 4 | 4 | |
Итого: | 144 | 144 | 144 |
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
IГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Разделы и темы | Кол-во часов | ||
Теория | Практика | Общее кол-во часов | ||
1. | Вводное занятие. Ансамблевое и сольное пение е пение. | 1 | 2 | 3 |
2. | Певческое дыхание. | 8 | 8 | 16 |
3. | Единая певческая позиция | 2 | 6 | 8 |
4. | Звукообразование. Формирование гласных звуков. | 6 | 10 | 16 |
5. | Звуковедение. Фразировка. | 5 | 10 | 15 |
6. | Дикция. | 6 | 10 | 16 |
7. | Штрихи впении. Пенис legato, staccato. | 2 | 2 | 4 |
8. | Динамические оттенки в пении. | 2 | 2 | 4 |
9. | Ансамбль. Единое ансамблевое звучание. | 2 | 16 | 18 |
10. | Строй в ансамбле. Выстраивание унисона с мелодической линией в аккомпанементе. | 4 | 12 | 16 |
11. | Особенности драматургического развития. Художественный образ. | 2 | 6 | 8 |
12. | Работа с микрофоном. Пение под фонограмму. | 4 | 12 | 16 |
13 | Подведение итогов. | - | 4 | 4 |
Итого: | 44 | 100 | 144 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Разделы и темы | Кол-во часов | ||
Теория | Практика | Общее кол-во | ||
1. | Вводное занятие. Знакомство с эстрадной музыкой 20 века. | 1 | 1 | 2 |
2. | Певческое дыхание. | 8 | 8 | 16 |
3. | Единая певческая позиция. | 2 | 6 | 8 |
4. | Звукообразование. | 6 | 10 | 16 |
5. | Звуковедение. Фразировка. | 5 | 10 | 15 |
6. | Дикция. Преодоление дикционных трудностей. | 4 | 10 | 14 |
7. | Штрихи в пении. Пение legato, staccato, non legatо. | 2 | 2 | 4 |
8. | Различные динамические оттенки. Крещендо, диминуэндо. | 2 | 2 | 4 |
9. | Разнообразные темпы пения. Преодоление темповых трудностей. | 2 | - | 2 |
10. | Единое ансамблевое звучание. | 1 | 18 | 19 |
11. | Строй в ансамбле. Пение в унисон с поддерживающим аккомпанементом. Введение элементов двухголосия. | 6 | 10 | 16 |
12. | Создание художественного образа музыкального произведения. Работа над мимикой и движением. | 2 | 6 | 8 |
13. | Работа с микрофоном. Пение под фонограмму. | 4 | 12 | 16 |
14. | Подведение итогов. | - | 4 | 4 |
Итого: | 45 | 99 | 144 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ГОД ОБУЧЕНИЯ.
№
| Разделы и темы
| Кол-во часов | ||
Теория | Практика | Общее кол-во часов | ||
1. | Вводное занятие. Певческое дыхание. | 1 | 1 | 2 |
2. | Звукообразование. Свободное овладение различными видами атаки звука. | 6 | 12 | 18 |
3. | Звуковедение. Фразировка. | 5 | 10 | 15 |
4. | Дикция. Самостоятельное осмысление и преодоление дикционных трудностей. | 4 | 10 | 14 |
5. | Совершенствование единой певческой позиции. | 2 | 10 | 12 |
6. | Штрихи в пении. Пение legatо, staccato, non legatо, marcato. Комбинирование различных видов штрихов. | - | 4 | 4 |
7. | Самостоятельный поиск различных динамических оттенков. Взаимосвязь динамики и музыкального образа в произведении. | 2 | 4 | 6 |
8. | Разнообразные темпы пения. Чередование различных темпов. | 2 | 2 | 4 |
9. | Строй. Работа над 2-х голосием. | 6 | 14 | 20 |
10. | Совершенствование единого ансамблевого звучания. | 1 | 18 | 19 |
11. | Самостоятельное создание художественного образа произведения. Работа над мимикой. | 2 | 6 | 8 |
12. | Работа с микрофоном. Пение под фонограмму. | 4 | 14 | 18 |
13. | Подведение итогов. | - | 4 | 4 |
Итого: | 35 | 109 | 144 |
Содержание
1 год обучения
Певческое дыхание
Теория: Роль дыхания в вокальном искусстве.
Практика: Работа по формированию певческого дыхания. Упражнения на дыхание.
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа, анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога); практические (упражнение)
Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная
Единая певческая позиция.
Практика: Формирование единой певческой позиции.
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: наглядные (показ, исполнение педагога, демонстрация видеоматериалов); практические (упражнение)
Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная
4. Звукообразование. Формирование гласных звуков.
Теория: Понятие «звук». Изучение механизма первичного звукообразования. Практика: Работа по формированию гласных звуков.
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа); наглядные (показ, исполнение педагога); практические (упражнение).
Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная
5. Звуковедение. Фразировка .
Теория: Понятие «певческая фраза».
Практика: Работа над фразировкой (равномерное распределение дыхания по фразам).
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа, анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога); практические (упражнение)
Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная
Дикция.
Теория: Артикуляция. Роль гласных и согласных звуков в пении
Практика: Упражнение на артикуляцию. Работа над дикцией, чёткостью произношения.
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесный (анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога); практические (упражнение)
Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная
Итоговое занятие.
Занятие проводится в форме творческого отчёта (концерта)
К концу 1года обучения учащиеся должны:
- знать основы гармонии;
- овладеть основами певческого дыхания;
- овладеть умением выстраивать унисон;
- исполнять одноголосные произведения.
Примерный репертуар 1-го года обучения
«Детские песни». Цикл песен для детей. Музыка С.Соснина.
Содержание
Год обучения
Певческое дыхание.
Теория: Повторение и закрепление навыков дыхания.
Практика: Работа по развитию певческого дыхания. Упражнения на различные виды дыхания.
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога); практические (упражнение)
Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная,
групповая
Единая певческая позиция
Практика: Работа над единой певческой позицией.
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: наглядные (показ, исполнение педагога, демонстрация видеоматериалов); практические (упражнение)
Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная
4.Звукообразование.
Теория: Повторение и закрепление навыков звукообразования, механизма первичного звукообразования.
Практика: Пение мягким нефорсированным звуком. Упражнения па различные виды атаки звука. Одновременное дыхание и атака звука.
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа); наглядные (показ, исполнение педагога,); практические (упражнение).
Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная,
групповая.
Звуковедение. Фразировка.
Теория: Музыкальная речь и сё строение. Фраза, предложение.
Практика: Дальнейшая работа над фразировкой.
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа, анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога); практические (упражнение)
Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная,
групповая.
Итоговое занятие.
Занятие проводится в форме творческого отчёта (концерта)
К концу 2 года обучения учащиеся должны:
- овладеть певческим дыханием;
- правильно формировать гласные звуки при пении;
- петь в унисон, слушая друг друга, одноголосные произведения с поддерживающим аккомпанементом;
- овладеть пением с элементами двухголосия (канон, один голос выдержан, другой - мелодизирован т.д.);
- добиваться эмоционального исполнения произведения.
Примерный репертуар 2-го года обучения:
«Марфушины песенки». Вокально – хоровой цикл. Автор: С.Екимов.
Содержание
Год обучения
Дикция. Самостоятельное осмысление и преодоление дикционных трудностей.
Теория: Повторение и закрепление навыков артикуляции и дикции.
Практика: Работа над дикцией. Упражнение на артикуляцию. Преодоление дикционных трудностей.
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесный (анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога); практические (упражнение)
Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная
5. Совершенствование единой певческой позиции.
Практика: Работа над единой певческой позицией.
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: наглядные (показ, исполнение педагога, демонстрация видеоматериалов); практические (упражнение)
Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная
6.Штрихи в пении. Пение legato, staccato, non legato. Комбинирование различных видов штрихов.
Теория: Повторение понятий «legato» «staccato», «non legato».Понятие «marcato» Практика: Развитие навыков использования разных штрихов в нении.
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа, анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагогом, показ аудио-, видеоматериалов); практические(упражнение); частично-поисковые (поиск средств художественной выразительности).
7.Самостоятельный поиск различных динамических оттенков в пении. Взаимосвязь динамики и музыкального образа в произведении.
Практика: Развитие навыков пения с различными динамическими оттенками. Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа, анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагогом, показ аудио-, видеоматериалов); практические (упражнение); частично-поисковые
(поиск средств художественной выразительности).
8. Разнообразные темпы пения. Чередование различных темпов.
Практика: Совершенствование навыка пения в разных темпах.
Итоговое занятие.
Занятие проводится в форме творческого отчёта (концерта)
К концу 3 года обучения учащиеся должны:
- свободно владеть певческим дыханием и пением с опорой на дыхание;
- петь в единой певческой позиции;
- овладеть пением 2-хголосных произведении с сопровождением;
- владеть певческой дикцией;
- владеть музыкальной фразировкой;
- владеть различными штрихами в пении (1е§а1о, поп 1е§а1о, з1:ассаго и др.);
образно и эмоционально исполнять произведения
Примерный репертуар 3-го года обучения:
«Брысь! или История кота Филофея.». Мюзикл для детей.
Музыка Я.Дубравина, пьеса В.Зимина, стихи В.Гагина.
Материальное обеспечение.
1.Музыкальный инструмент (фортепиано, синтезатор).
2.Фонограммы.
3.Технические средства: музыкальный центр, микрофон, телевизор, DVD.
4.Аудиокассеты, СД, другие музыкальные инструменты, видеозаписи, фотоматериалы, тематическая литература.
5.Нотный материал.
6.Словари, справочники иллюстрированные.
№ | Раздел / тема | Формы занятий | Приемы и методы организации образовательного процесса | Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Форма подведения итогов |
Год обучения
Год обучения
Год обучения
Список используемой литературы для педагога:
1. «Музыкальное воспитание в страна
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!