Условные обозначения и выполняемые операции — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Условные обозначения и выполняемые операции

2021-04-19 163
Условные обозначения и выполняемые операции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В международной литературе по оригами давно сложился определенный набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия.

Условные знаки играют роль своеобразных "нот", следуя которым можно воспроизвести любую работу. Каждый оригамист должен знать эти знаки и уметь пользоваться ими для записей. Помимо знаков, существует небольшой набор приемов, которые встречаются достаточно часто. Обычно они даются в книгах без комментариев. Считается, что любой новичок умеет выполнять их на практике.

Международные условные знаки вместе с набором несложных приемов и составляют своеобразную "азбуку" оригами, с которой должен быть знаком любой складыватель.

Большая часть условных знаков была введена в практику еще в середине XX века известным японским мастером Акирой Йошизавой. В последние десятилетия к этим знакам добавилось несколько новых. К введению любых дополнительных обозначений следует относиться очень осторожно, и уж, конечно, совсем не стоит "изобретать велосипед" и пытаться записывать схемы складывания как-то по-своему. Все обозначения в оригами можно разделить на линии, стрелки и знаки.

Базовые формы

Обучение <http://baza-referat.ru/%D0%9E%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5> искусству оригами необходимо начинать не только с отдельных элементов изделий, но и со “школы оригами” <http://baza-referat.ru/%D0%9E%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D0%BC%D0%B8> - с базовых форм. Следует хорошо знать основные базовые формы изделий, что позволит понять очертания и характер изготовляемого предмета, а при создании собственных изделий - подобрать наиболее подходящий вариант базы. Один важный классический подход к разработке оригами заключается в понятии базы. База - простая сложенная форма, которая может быть развита во множество различных фигурок. Формально понятие <http://baza-referat.ru/%D0%9F%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5> базы в оригами не было развито до начала 1900 года, наиболее традиционные фигуры были созданы, опираясь на одну из одиннадцати классических базовых форм, и разработчики оригами в середине 1900-х типично полагались на базу, как стартовую точку. Далее мы рассмотрим эти 11 форм. (Приложение 10)

Четыре базовые формы происходят из восточной культуры - основа бумажного змея, основа рыбы, основа птицы и основа лягушки <http://baza-referat.ru/%D0%9B%D1%8F%D0%B3%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8>. Основа катамарана имеет западные <http://baza-referat.ru/%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D1%8F> корни. Основа блина достаточно проста, чтобы появиться в обеих культурах <http://baza-referat.ru/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0>. База водяной бомбы и двойной квадрат также использовались в обеих культурах. Последние, на самом деле, являются вывернутыми версиями <http://baza-referat.ru/%D0%92%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%8F> друг друга. Сгибы, выполненные при создании этих форм, делят углы и грани пополам намного чаще, чем каким-либо другим произвольным способом. Из базовых форм можно сделать множество фигур как плоских, так и объемных. Некоторые базовые формы являются промежуточным этапом при выполнении более сложных баз. Например, из базы “квадрат” можно сделать базовые формы “журавлик”, “лягушка”. Базовые формы можно использовать и как самостоятельные геометрические фигуры при решении различных геометрических задач в начальной школе.

Складывание базовых форм помогает детям усвоить такие понятия, как “треугольник”, ”квадрат”, ”трапеция”, ”прямоугольник”; решать задачи на темы: параллельные прямые, пересечение прямых, деление отрезка, деление угла, площадь. Название базовых форм во многих странах одинаковое, хотя это чисто условные названия и могут быть варианты <http://baza-referat.ru/%D0%92%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%8B>.

Треугольник - это одна из двух самых простых базовых форм. Для того чтобы ее сложить, необходимо сделать всего лишь одну складку - провести диагональ квадрата. Книга - следующая простая базовая форма. Как и при складывании треугольника, нам достаточно сделать всего одну складку.

Дверь - базовая форма дверь получается из книги.

Воздушный змей - еще одна довольно простая базовая форма. Она получается из треугольника.

Блин - Складки этой формы кажутся очень простыми, но, на мой взгляд, это одна из самых перспективных базовых форм. Обратите внимание, что, складывая квадрат, мы снова пришли к квадрату. Значит, мы можем сложить из него одну из базовых форм. Такие базовые формы называются блинчатыми базовыми формами.

Рыба - Название говорит само за себя. Перед вами голова, хвост и два плавника. Осталось только придать им нужную форму.

Двойной треугольник - другое название двойного треугольника - водяная бомбочка.

Двойной квадрат - если вы вывернете двойной квадрат наизнанку, то получите двойной треугольник.

Дом - название выбрано исходя из внешнего вида фигурки.

Птица - у птицы есть крылья <http://baza-referat.ru/%D0%9A%D1%80%D1%8B%D0%BB%D1%8C%D1%8F>, голова и хвост. Есть они и у этой базовой формы.

Катамаран - из этой формы очень просто делается пахарита. А также множество кусудам.

Лягушка - из этой формы можно сложить как лягушку, так и цветок.

Из базовой формы “Журавлик” можно сложить: лошадь, журавлика, аиста, слона, корову, северного оленя, мартышку, ворону, спаниеля, воробья, кузнечика, стрекозу, маску Будды, стоящего журавлика, звезду.

Из базовой формы “Шляпа” можно сложить: гориллу, сомбреро, лягушку, морскую черепаху, цветы, летучую мышь, ракету.

Из базовой формы “Верблюд” можно сложить: жирафа, верблюда, зайца, кенгуру <http://baza-referat.ru/%D0%9A%D0%B5%D0%BD%D0%B3%D1%83%D1%80%D1%83>, белку, слоненка, лебедя, карпа, овцу, оленя, маску Смерти, ослика, цветы.

Из базовой формы “Пони” можно сложить: прыгающего пони, фонарик <http://baza-referat.ru/%D0%A4%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8>, маски японской оперы, гортензию, рамки для фотографий, орнамент.

Естественно, что олень, сделанный из базовой формы “Журавлик”, будет отличаться от оленя, сделанного из базовой формы “Верблюд”, не только по технике выполнения, но и по возможностям той базовой формы. К базовым формам можно отнести и модули, которые служат основой для изготовления не только геометрических и архитектурных форм, но и создания фигурок животных, птиц и цветов. Количество модулей, используемых при изготовлении фигурки, может колебаться от четырех до нескольких сотен. В основном они скрепляются без помощи клея, для этой цели в модулях есть различные сочетания карманов и клапанов. Основным требованием, предъявляемым к модулям, является их полная идентичность. Даже небольшие отклонения в размерах зачастую приводят к невозможности сборки изделия.

Техника складывания бумаги

Отрабатывая технику складывания различных элементов изделий оригами, следует обратить особое внимание на правильное выполнение сгибов. Они должны быть практически “острыми” и слои бумаги в них должны плотно прилегать друг к другу. В противном случае при наложении сгибов друг на друга в последующих операциях <http://baza-referat.ru/%D0%9E%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F> происходит смещение элементов и невозможно создать красивое, аккуратное изделие. Поэтому после выполнения каждого отдельного этапа работы нужно проверять “остроту” всех сгибов. При отработке сгибов для получения головы, клюва, лапы, хвоста следует обратить внимание, на часть какого животного или птицы похоже то, что получилось во время складывания. Важно знать особенности их строения в жизни, понять возможности стилизации. Это поможет выполнять изделия по схемам, а также совершенствовать их и разрабатывать собственные модели. При отработке техники складывания симметричных сгибов (выполнение ног, клюва, элементов цветов) не следует сгибаемые стороны плотно состыковывать друг с другом, так как при последующих операциях они могут налезать друг на друга и портить внешний вид изделия. При грубых ошибках такого рода изделие сложить иногда просто невозможно.

Варианты изделий оригами

Изучив технику складывания и базовые формы, можно приступать к изготовлению самих изделий. Не стоит начинать с интересных, но сложных фигурок. Даже при большом желании их сделать, не накопив опыта в выполнении простых и средней сложности изделий, они не получатся качественными. Вначале стоит выполнять работы, в которых базовые формы не акцентрированны или отсутствуют, то есть изготовление фигурки начать с квадрата, треугольника, прямоугольника, а затем с простейших базовых форм: “Бумажный змей”, ”подушка”, ”Створки двери” и т.п. Эти простейшие <http://baza-referat.ru/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B9%D1%88%D0%B8%D0%B5> формы и изделия из них можно использовать на уроках математики при объяснении свойств геометрических фигур и плоскости. В схемах, начинающихся с какой-либо базовой формы, процесс <http://baza-referat.ru/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81> ее изготовления опускается, так как учащиеся уже должны знать эту форму и иметь опыт складывания ее. При выполнении подобных изделий следует обратить внимание на то, как сама базовая форма влияет на конечный результат и приемы работы с ней в процессе изготовления фигурки. Например, из базовых форм “Журавлик” ”Верблюд” можно сделать несколько видов журавликов, которые будут отличаться не только внешним видом, но и техникой <http://baza-referat.ru/%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0> выполнения, хотя для некоторых из них базовые формы будут одни и те же. В некоторых работах <http://baza-referat.ru/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0>, особенно в комбинированной форме оригами, при выполнении отдельных деталей, составляющих изделие, базой для них служит какой-либо этап выполнения основной части изделия. При изготовлении изделий, состоящих из нескольких отдельных деталей, модулей или готовых изделий (гирлянды, шары, рамки и т.п.), следует обратить внимание на стандартность и аккуратность их выполнения. Пренебрежение этим приводит к невозможности состыковки частей или к плохому внешнему виду готовой работы. При изготовлении такого типа изделий следует для всей работы выбирать один сорт бумаги (имеются в виду толщина, плотность <http://baza-referat.ru/%D0%9F%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C>, эластичность).

Организация работы

Учащиеся, которые просто механически копируют процесс складывания, не получат никакой пользы от этого. Кажется, что очень просто сложить фигурку из листочка бумаги, однако в действительности это требует высокого творческого потенциала. Увлечение оригами, помогая развивать наблюдательность, предполагает разные знания. Ведь для того чтобы сделать, например, птичку или животное в технике оригами, необходимо знать их форму, движения и повадки: иначе собака <http://baza-referat.ru/%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0%BA%D0%B0> не будет похожа на собаку, а воробей на воробья. А прежде чем сделать маску, нужно узнать характер персонажа. Если этого не сделать, работа <http://baza-referat.ru/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0> не даст полного удовлетворения и останется чисто механическим повторением движений педагога. Кроме того, необходимо видеть и чувствовать объект, который вы хотите сделать.

Современные <http://baza-referat.ru/%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA> стандартные <http://baza-referat.ru/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%82> формы бумаги для оригами: квадрат, прямоугольник, ромб, равносторонний треугольник, трапеция, прямоугольный равно-бедренный треугольник, пятиугольник, шестиугольник, круг, эллипс, полукруг. Как правило, вогнутые многоугольники, такие, например, как звезда <http://baza-referat.ru/%D0%97%D0%B2%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%B0>, не используются.

При выполнении изделия нужно быть уверенным, что исходный лист соответствует формату, который нужен. Если это не проверить, то во время складывания будут возникать перекосы и наложения отдельных элементов. Загибать или складывать лист аккуратно, соединяя один уголок с другим ровно <http://baza-referat.ru/%D0%A0%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE> и точно. Существуют 4 подготовленных сгиба для квадрата: по одной диагонали, по другой диагонали, сгиб пополам по директрисе (как книжку) слева направо и сверху вниз. Эти сгибы повторяются во многих изделиях. Когда все эти вопросы отработаны можно переходить к выполнению несложных фигурок или орнамента. Естественно, необходимо знать достаточно много о выполняемом предмете. Очень важно мысленно сделать набросок изделия, а затем уже переносить его на бумагу. Эти эскизы и зарисовки помогут в дальнейшей работе над выбранной фигуркой. В процессе изготовления форма животного может принять более абстрактный вид, но он должен быть всегда узнаваемым. Есть определенная точка зрения на понимание <http://baza-referat.ru/%D0%9F%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5> красоты оригами.

Воспринимать оригами как искусство возможно только имея тонкий вкус. Это искусство очень личностное <http://baza-referat.ru/%D0%9B%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C>, так как изделия, выполняемые разными людьми, несут отпечаток их характеров <http://baza-referat.ru/%D0%A5%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80>, наклонностей, интересов. Не случайно в настоящее время искусством <http://baza-referat.ru/%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE> оригами активно занимается высшая школа <http://baza-referat.ru/%D0%A8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0> во многих странах мира. Трудно понять это искусство, не занимаясь рисунком, лепкой, икебаной. Живописцу <http://baza-referat.ru/%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C> требуется холст, скульптору необходимо пространство <http://baza-referat.ru/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE> для оригами нужен только лист бумаги. Но в листе бумаги заложены бесчисленные возможности, в нем содержится множество ”невидимых” линий складывания, которые необходимо выбрать для получения нужной формы или элемента. Правильно сложена бумага или нет, зависит только от вашего мастерства и глазомера.

Для создания новой фигурки, человек должен быть с достаточным воображением <http://baza-referat.ru/%D0%92%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5>, чтобы увидеть линии, по которым можно было бы сложить хоть что-нибудь. В то время как другие виды искусства зависят от кистей, красок, резцов и других инструментов, в оригами основной инструмент - пальцы рук, и их необходимо тренировать. Для этого подходят упражнения на выполнение отдельных фигур оригами <http://baza-referat.ru/%D0%9E%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D0%BC%D0%B8>(таких как клюв, лапа, голова, нога) и простых базовых форм. Усложнение заданий при изготовлении работ в традиционной форме возможно за счет постепенного отказа от схем складывания, выполнения сложных изделий только по готовому изделию (образцу). Хорошие результаты дает форма обучения, когда по собственному сценарию из одного листа бумаги последовательно выполняются все персонажи и необходимые предметы.


Заключение

 

Дипломная работа была направлена на исследование развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами конструирования из бумаги (оригами).

Изучив психолого-педагогическую литературу о развитии наглядно-образного мышления и конструктивной деятельности, был сделан вывод:

. Наглядно-образное мышление - это один из важных познавательных процессов в развитии детей старшего дошкольного возраста.

. В старшем дошкольном именно наглядно-образное мышление обеспечивает анализ частных закономерностей, формирует способности к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения не в понятийной, а в наглядно-образной форме.

. Конструктивная деятельность - это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.

. Эффективным средством развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста являются занятия оригами.

Проведено исследование развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста средствами конструирования из бумаги.

Исследование проходило на базе МКДОУ детского сада п. Чернореченский. Провели диагностику уровня развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста до формирующего эксперимента и после него. На начальном этапе уровень развития наглядно-образного мышления в экспериментальной и контрольной группе был одинаковый.

Затем после формирующего эксперимента уровень развития наглядно-образного мышления у экспериментальной группы повысился. Дети научились осмысливать образы знакомых предметов. У воспитанников развиваются художественный вкус и творческие способности. Дети стали более внимательны и сосредоточены.

Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанного комплекса занятий оригами.

Математическая статистика показала, что наша гипотеза о том, что системное использование занятий по конструированию из бумаги является эффективным средством развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста, подтвердилась.

Таким образом, системное использование занятий по конструированию из бумаги для развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста вполне оправдывает себя.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.