Характеристика продуктивной деятельности старших дошкольников на занятиях в ДОУ — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Характеристика продуктивной деятельности старших дошкольников на занятиях в ДОУ

2021-04-19 149
Характеристика продуктивной деятельности старших дошкольников на занятиях в ДОУ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Л.С. Выготский, Ю.А. Полуянов и некоторые другие авторы относят к дошкольному возрасту возникновения способности самостоятельно образовывать продуктивные цели. При этом Л.Г. Лысюк отмечает необходимость культивирования взрослыми специфических детских видов деятельности: изобразительной, конструктивной, игровой, вызывающих появление продуктивных целей [19, c.58].

Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько видят необходимое условие для развития творческого мышления во включении детей в деятельность, в ходе которой могла бы ярко проявиться их активность [12, c. 149]. Как заметила Г.А. Урунтаева, продуктивная деятельность дошкольника, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении [39, c. 178].

В процессе конструирования решаются какие-либо технические задачи, предполагающие создание построек, приведение в определенные взаимное расположение предметов, их частей и элементов. По словам Г.А. Урунтаевой, осваивая эту деятельность, ребенок учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином виде [39, c. 156].

По замечанию А.Н. Давидчук в дошкольном возрасте развиваются две взаимосвязанные стороны конструктивной деятельности: конструирование-изображение и строительство для игры [13, c. 115]. По мнению Г.А. Урунтаевой, основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов, дающая возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения [39, c. 158]. Как отметили же Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, важным средством развития мышления является и детское экспериментирование в области конструктивной деятельности [12, c. 159]. А, особенно, как показали исследования Г.В. Урадовских, важно предоставление детям возможности самим ознакомится с новым конструктором [27, c. 47].

Как отметили Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, конструирование по образцу - первый и необходимый этап в развитии конструктивной деятельности [12, c. 87]. А, как доказали эксперименты, проведенный А.Р. Лурия, совместно с А.М. Миреновой, расчлененный «элементный» образец, целесообразно применять лишь в самом начале овладения конструктивной деятельностью, длительное использование этого вида конструирования не развивает деятельность ребенка, более эффективен целостный, нерасчлененный образец и образец в виде рисунка [12, c. 87]. Также значимы и конструирование по условиям и по замыслу представлений ребенка посредством проявления, по словам Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько, способности их к самостоятельному планированию своей деятельности, тенденции к творчеству [12, c. 88].

По мнению Л. Галигузовой, уже с первого года жизни в игру ребенка можно вводить элементы конструирования, развивающие наглядно-образное мышление, восприятие, умение соотносить формы предметов, мелкую моторику пальцев рук [11, c. 47]. А. Булычева отмечает необходимость наличия интереса к деятельности, наличия мотивации, положительного отношения к познанию, познавательного интереса к окружающей действительности, наличия мотивации, проявляющейся в дошкольном возрасте, направляемая познавательной задачей, при этом Н.Н. Поддъяков видит для достижения этих условий необходимость в организации «детского экспериментирования», наблюдения различных закономерностей побуждает у детей интерес к открытию самих закономерностей, к обнаружению общего в конкретных проявлениях [29, c. 70].

В.К. Вилюнас, в свою очередь, говорит о значимости в дошкольном возрасте не вербализованной, а эмоционально-непосредственной формы «личностных смыслов» ситуации - её эмоционально-непосредственного переживания, единственного, при котором детям понятен смысл деятельности, в том числе познавательной [7, c. 70]. В свете этого положения А. Булычева утверждает необходимость создания взрослыми условий для положительного эмоционального отношения к познавательной задаче, которую можно задавать в трех основных формах: сюжетно-ролевая игра, обозначение познавательной задачи, символическими средствами (создают воображаемую ситуацию) и включение проблемной ситуации (задачи-загадки, собственно задача), и при этом выделять момент нахождения решения, положительно отмечать у детей преодоление трудностей в процессе решения [7, c. 72].

В. Синельников отметил, что в применении конструирования по образцу решается противоречие между избыточностью содержания образцов, отражаемых в плане представлений при решении задачи, и необходимостью упрощать содержание для эффективного оперирования [34, c. 99]. Также В. Синельников отметил, что как умение строить заданные фигуры, так и овладение отношением «часть-целое» - важное условие решения задач в плане представлений [34, c. 99].

Л. Парамонова, Г. Урадовских отметили также, что практическая деятельность по выявлению отдельных сторон, качеств предметов и явлений и по выявлению связей и зависимостей между ними (включая конструирование) обеспечивает умственное развитие дошкольника [27, c. 46]. Сходно с идеями Г.И. Минской, Дж. Брунера по влиянию предварительных манипуляций с предметами на дальнейшее решение задач, Л. Парамонова, Г. Урадовских экспериментально доказали необходимость в конструировании начальной самостоятельной ориентировки в возможностях материала (через практическое экспериментирование) для применения детьми в дальнейшем полученных знаний в новых условиях с высокой активностью, самостоятельностью, творчеством [27, c. 50].

По мнению Г.А. Урунтаевой и конструктивная деятельность и изобразительная, и игра имеют моделирующий характер, т.к. продуктивная деятельность приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении [39, c. 96].

Исследователи заметили, что в большинстве случаев детский рисунок представляет собой схему, в которой передается главным образом связь основных частей изображаемого предмета и отсутствуют индивидуальные черты. По мнению, Е.И. Рогова отражением достижения ребенком высшей формы наглядно-образного мышления является схематизм детского рисунка, умение использовать при решении задач схематическое изображение [32, c. 12].Как заметила Е. Трифонова не все знания и впечатления, которые ребенок получает, могут найти своё отражение в игре (в мире отношений) есть и предметный мир - именно в рисунке эти «предметные» впечатления и находят содержательное отражение [37, c. 28]. В своем исследовании Е. Трифонова доказала, что рисование дошкольника - это своеобразная игра, в которой происходит познавательное развитие того же уровня, а слишком ранее рисование, в собственно изобразительной деятельности с ее законами передачи информации как и ранее превращение игры в учебу приводит к снижению развивающей функции и шаблонам [37, c. 28]. По мнению, Е. Трифоновой, рисование помимо отражения впечатлений выполняет развивающую функцию, обогащая и уточняя представления ребенка о мире, и помимо общих знаний о предмете или явлении для рисунка нужен образ достаточный для его материального воплощения - изображение (не только для узнавания) [37, c. 25]. Также Трифонова отметила, что оптимальна ситуация тогда, когда ребенку доступны оба вида деятельности: рисование, как режиссерская игра и как художественная деятельность, умение развернуть режиссерскую игру с опорой на изображение свидетельствует о хорошем познавательном развитии ребенка [37, c. 26]. При этом если в 4-5 лет лишь части детей доступна режиссерская игра (по типу которой осуществляется игра с рисунком) с примитивным рисунком и сюжетом рассказа, это уже в 5-6 лет снижается число отказов от рисования, в котором дети стремятся действовать по правилу «как должно» и рисунки в 5-6 лет наиболее шаблонны, т.к. по словам Трифоновой старшие дошкольники предпочитают «бедную правильность» богатому символизму «плохого» (неправильного) рисунка [37, c. 26].

По мнению, Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько к числу специфических особенностей стиля детского рисунка отностятся его схематизм, «прозрачность», «незаслоняемость» предмета (рисуя дом, ребенок изображает его нередко одновременно как бы с нескольких точек зрения [12, c. 90].

Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько отметили, что рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания, т.е. доказали, что чем более у детей развито восприятие, наблюдательность, тем богаче, выразительнее их рисунки, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее они отражают действительность в своем творчестве, отражая такие специфические особенности их мышления как конкретность, образность [12, c. 99]. По мнению, Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением, которые практически неотделима от наглядно-образного мышления дошкольника), но и ее личностью в целом. По мнению, Г.А. Урунтаевой, художественный образ, лежащий в основе изобразительной деятельности, максимально субъективен и несет в себе печать личности автора [39, c. 110].

Как отметил А.В. Запорожец, в каждом возрасте ребенок оказывается особо чувствительным, сенсибильным к определенного рода воздействиям, в связи, с чем у него на данной генетической ступени при наличии соответствующих социально-педагогических условиях наиболее интенсивно развиваются определенные психические процессы и качества [11, c. 83]. В связи с этим аспектом Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько выделяют для дошкольников в качестве специфической деятельности, наряду с игровой, художественную деятельность, по словам исследователей, развитию художественных видов деятельности дошкольников способствует не только их доступность и привлекательность, но и определенные возрастные особенности детей: их «реактивность» на непосредственные впечатления доставляемые органами чувств, чуткость к образно-эмоциональным моментам, характерное для данного периода [12, c. 83]. Также, по замечанию Н.С. Лейтеса, дети вообще близки к так называемому «художественному» типу, для которого характерны яркость восприятия наглядная, образная память, богатство воображения и некоторая недостаточность абстрактного мышления [18, c. 83].

Также, отмечая развивающую функцию продуктивной деятельности, Г.А. Урунтаева заметила, что замысел в ней воплощается с помощью разных изобразительных средств и, осваивая её, ребенок учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином её виде [39, c. 19]. По словам Д.Б. Эльконина у дошкольника складывается умение вариативно использовать выразительные средства и орудия, возникают обобщенные способы изображения объектов окружающего мира [39, c. 51].

Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько заметили, что в современной детской психологии рисование ребенка рассматривается как синтетическая деятельность, в которой проявляются разные стороны психического развития, усваиваются разнородные элементы человеческой культуры [12, c. 89]. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько заключили по результатам исследований, что чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки [12, c. 90]. Также и исследования Л.Н. Давидчук, показали, что в конструировании по замыслу старших дошкольников ярко проявляется их способность к самостоятельному планированию своей деятельности, тенденция к творчеству [12, c. 88].

Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько отметили, что основное внимание педагогов при руководстве художественной деятельностью детей должно быть уделено развитию личности, его способностей, эмоциональной, познавательной, волевой сфер, активному формированию в её процессе сенсорики, мышления, памяти, художественного вкуса, нравственных качеств [12, c. 92]. В группе должны быть хорошо оборудованы зоны для изобразительной деятельности, художественного труда, художественно-речевой деятельности.



Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.