Наращивание военного потенциала НАТО и ЕС — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наращивание военного потенциала НАТО и ЕС

2021-04-19 53
Наращивание военного потенциала НАТО и ЕС 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Уходящий год для Европейского cоюза прошел в поисках путей реформирования своих оборонных структур и поиска нового места европейских государств - членов НАТО в альянсе. Впервые о намерении коренным образом перестроить свои военные структуры европейцы заявили на саммите Североатлантического блока в Вашингтоне. Тогда была не только утверждена новая стратегическая концепция альянса, и было инициировано обновление его оборонительной доктрины, но и были заложены основы для укрепления позиций в блоке европейского вектора.

Необходимость пересмотра военных структур европейских стран, входящих в НАТО, связана с тем, что даже сейчас, через десять лет после падения Берлинской стены, слишком много европейских армий продолжают выполнять задачи, поставленные перед ними еще в период «холодной войны», а именно - защищать территорию государств от возможной экспансии с востока. Однако в настоящее время угрозы для стран ЕС и задачи для их вооруженных сил существенно изменились. Войска сейчас должны быть готовыми к развертыванию в кратчайшие сроки в кризисных регионах для локализации и пресечения региональных конфликтов. Они должны быть достаточно подготовленными для того, чтобы находиться долгое время на театре военных действий, возможно имея ограниченную поддержку, выполняя при этом разнообразные задачи: от мониторинга ситуации до ведения реальных боевых действий.

Однако за редким исключением европейские государства не имеют вооруженных сил, отвечающих подобным требованиям. Особенно отчетливо это проявилось в военной операции НАТО против Югославии в связи с кризисом в Косово. В течение всей воздушной авиакампании союзников в операции против Югославии европейская авиация совершила не более трети всех вылетов и не более пятой части боевых. А общий взнос европейских стран в силы KFOR составляет сейчас не более двух процентов.

Вместе с тем, решить поставленную задачу очень и очень непросто. Совокупные военные расходы европейских стран альянса равноценны двум третям военного бюджета США, но Косово ясно показало, что военные возможности Европы далеко не дотягивают до двух третей возможностей США, иными словами - дело не просто в увеличении расходов, а в том, чтобы тратить деньги более мудро.

Однако параллельно с намерениями укреплять боевые возможности европейских государств как членов НАТО, все четче стала прослеживаться тенденция желания ряда представителей Старого Света создать свои собственные оборонные структуры, которые действовали бы вне Североатлантического блока, под руководством Европейского союза.

Все лето и большую часть осени шли довольно плотные дву- и многосторонние переговоры между членами Евросоюза о дальнейшей судьбе его оборонных структур. В конце ноября - начале декабря количество начало перерастать в качество.

ноября министры иностранных дел и обороны 28 европейских стран, имеющих тот или иной статус в Западноевропейском союзе (ЗЕС), - от Португалии и Великобритании до Турции и Эстонии - на встрече в Люксембурге приняли декларацию, суть которой сводится к тому, что Европейский союз будет постепенно приобретать те функции, которых у него до сих пор не было, конкретно - в области обороны, профилактики и урегулирования локальных кризисов. Одним из важных шагов на пути к постепенной интеграции ЗЕС в структуру Евросоюза стало решение обеспечить прямой доступ руководящих органов ЕС к тем военным и аналитическим возможностям, которыми уже располагает ЗЕС. Это логично сочеталось с назначением по совместительству на пост генерального секретаря ЗЕС Верховного представителя по внешней политике и политике безопасности ЕС Хавьера Соланы.

Слияние ЗЕС и ЕС для придания последнему оборонных возможностей - не простое дело с политической точки зрения. Дело в том, что нейтральные страны Евросоюза не хотят, чтобы он превращался в военный альянс с обязательствами коллективной обороны. Однако участники совещания в Люксембурге выразили надежду, что в будущем смогут найти форму подключения к военной стороне деятельности Евросоюза всех его членов, а также стран, не входящих в него. Пока никаких конкретных сроков и организационных рамок этого процесса не определено.

В декларации было заявлено о политической воле укрепить оборонный потенциал европейских стран, заполнить те пробелы, которые пока не позволяют европейцам самостоятельно, без американцев, проводить миротворческие гуманитарные операции. На основе «инвентаризации» военного потенциала стран ЗЕС, представленной экспертами, министры сделали вывод о том, что речь должна идти, прежде всего, о стратегической разведке и стратегическом планировании, транспортной авиации, современной связи и так далее.

Первым практическим шагом на пути воплощения в жизнь задуманного стало оглашенное в конце ноября этого года решение Великобритании и Франции утвердить совместный проект создания странами ЕС 50-тысячной мобильной армии, которая будет действовать самостоятельно в тех регионах континента, где не задействованы силы НАТО. Одновременно участники прошедшей в Лондоне британо-французской встречи в верхах выработали предложения к саммиту ЕС, предусматривающие завершение основной фазы формирования такой армии в течение года.

Великобритания и Франция также предложили выработать конкретные задачи и график осуществления инициативы. Первую фазу подготовки стран-членов ЕС намечено реализовать в трехмесячный срок. Основной этап, предусматривающий полную готовность сторон в любой момент выделить войска для действий армии, по мнению Лондона и Парижа, необходимо завершить за год.

Участники встречи в Лондоне выступили за учреждение собственного штаба и командных структур будущей мобильной армии. Операциями контингента должен будет руководить ЕС, а ключевые решения по их действиям будут приниматься Европейским советом. Как подчеркивается в коммюнике, все это необходимо для предоставления ЕС автономной возможности использовать свои силы там, где не задействовано НАТО.

Кроме того, Великобритания и Франция объявили о необходимости обеспечить платформу для участия в армии европейских союзников, не входящих в состав ЕС, а также ассоциированных членов ЗЕС.

Понятно, что англо-французская встреча в верхах вызвала обеспокоенность США возможностью создания ведущими державами Европы собственной военно-политической структуры, что может привести к быстрому упадку НАТО и вытеснению Вашингтона из процесса принятия ключевых решений на континенте. Несмотря на то, что Тони Блэр постарался заверить своих атлантических союзников в том, что двусторонний план Лондона и Парижа не несет никакой опасности для роли альянса и, даже напротив, содействует модернизации и усилению ЕС и блока, политические обозреватели оценили происшедшее как шаг в направлении превращения Евросоюза из чисто экономической в военно-политическую организацию.

Очевидно, что в ближайшее время европейцы постараются и дальше успокаивать своих американских коллег относительно отсутствия у них намерений создавать в Европе оборонные структуры без участия США. Так будет продолжаться, по крайней мере, до тех пор, пока они не преодолеют технологический разрыв, существующий между боевыми возможностями европейских и американских армий. А дальше все может развиваться совсем по-другому сценарию.



Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.