Глава 1. Формирование правовых основ Общей внешней политики и политики безопасности Европейского союза (1992-2004 гг.) — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Глава 1. Формирование правовых основ Общей внешней политики и политики безопасности Европейского союза (1992-2004 гг.)

2021-04-19 68
Глава 1. Формирование правовых основ Общей внешней политики и политики безопасности Европейского союза (1992-2004 гг.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

Введение

Глава 1. Формирование правовых основ Общей внешней политики и политики безопасности Европейского союза (1992-2004 гг.)

Исторический контекст политического сотрудничества стран Западной Европы после Второй мировой войны (1948-1991 гг.)

Маастрихтский (1992 г.), Амстердамский (1997 г.) и Ниццкий (2000г.) договоры как правовая база Общей внешней политики и политики безопасности ЕС

Глава 2. Соотношение ЕВПБ - НАТО

Лиссабонский договор о реформе европейского союза 2007 г

Наращивание военного потенциала НАТО и ЕС

Взаимоотношения ЕС и НАТО в контексте евроатлантической безопасности

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

В 2003 году Европейский союз «кодифицировал» свои взгляды на безопасность в документе «Европейская стратегия безопасности», на постоянной основе учредил политические и военно-штабные структуры ОВПБ, а также перешел к самостоятельному проведению миротворческих операций в Европе и за ее пределами. Не переоценивая успехи Евросоюза в сфере военно-политической интеграции, следует отметить, что значение данной составляющей в международной деятельности ЕС быстро возрастает. Полноценный анализ этой деятельности, включая возможное участие Евросоюза в урегулировании конфликтов, оказание помощи странам с переходными экономическими и политическими системами, антитеррористическую и миграционную политику ЕС, требует понимания специфики функционирования институтов ОВПБ и деятельности ОВПБ/ОЕПБО, изучению которых посвящена настоящая диссертация. В связи с этим возникла необходимость написания работы, в которой был бы представлен анализ развития ОВПБ. Подобное исследование важно и с точки зрения развития отношений России и Европейского союза, в частности их сотрудничества в области 4 пространств (общее экономическое пространство, общее пространство свободы, безопасности и правосудия, общее пространство внешней безопасности, общее пространство исследований, образования и культуры).

Объектом исследования работы является Европейский союз. Поскольку деятельность ЕС в области (ОВПБ/ОЕПБО) была неразрывно связана с Западноевропейским союзом (ЗЕС), в работе последовательно рассмотрена эволюция ЗЕС вплоть до его интеграции в ЕС.

Предмет исследования включает формирование ОВПБ/ОЕПБО в рамках ЕС, а также отношения ЕС-НАТО в контексте формирования европейской идентичности в области безопасности и обороны (ЕИБО). В этой связи в работе рассмотрены проблемы взаимоотношений между США и ЕС, особенно - их развитие после террористических актов 11 сентября 2001 года.

Целью работы является анализ становления ОВПБ/ОЕПБО после подписания Договора о Европейском союзе в 1992 году и до принятия Договора, учреждающего Конституцию для Европы в июне 2004 года включительно.

Для достижения этой цели в работе были поставлены следующие задачи:

оценка результативности деятельности стран-членов Европейских сообществ по формированию собственного измерения в области внешней политики, политики безопасности и обороны с 1948 года и до подписания Договора о Европейском союзе в 1992 году;

анализ значения основополагающих договоров о Европейском союзе (Маастрихтского, Амстердамского, Ниццкого договоров и текста Конституционного договора) для развития общей внешней политики, политики безопасности и обороны;

рассмотрение основных этапов формирования ОЕПБО и выявление роли ЗЕС в формировании ОВПБ/ОЕПБО, включая анализ процесса интеграции ЗЕС в Европейский союз;

исследование основных проблем взаимоотношений между ЕС и НАТО в контексте формирования европейской идентичности в области безопасности и обороны; анализ перспектив влияния данного процесса на трансатлантические отношения.

Решение этих задач позволяют прояснить вопрос о том, какое место Евросоюз занимает в системе институтов безопасности в Европе начала XXI века.

 


 

Глава 2. Соотношение ЕВПБ - НАТО

Заключение

 

В целом взаимоотношения Европейского союза и Североатлантического альянса поcле окончания «холодной войны» претерпели значительные изменения в контексте евроатлантической безопасности. Основной линией выстраивания взаимодействия организаций стало развитие Евросоюзом ЕПБО, определение соответствующей европейской политики НАТО и налаживание двусторонних связей между союзами. Изначально этот процесс характеризовался зависимостью действий Брюсселя от Вашингтона, но затем на системном уровне трансформировался во взаимозависимость. Последняя стала следствием эволюции отношений от «натоцентричной» модели к иной, предполагающей развитие отношений между двумя самостоятельными, хотя и неравными «игроками» в сфере безопасности.

В отношении качества взаимодействия ЕС и НАТО в евроатлантическом регионе можно сделать вывод, что нынешняя конфигурация отношений выглядит противоречивой и даже в чем-то контрпродуктивной. С одной стороны, это сотрудничество, с другой - политическая конкуренция, усиливающаяся из-за несовпадения взглядов стран-членов на функции и задачи каждой из организаций, а также институционально заложенного дублирования функций в ряде сфер. Организации оказались не самым лучшим образом приспособлены наладить полноценный диалог и в области практического взаимодействия, на что указывают проблемы, связанные с принятием решений в ходе миссии «Алтея», и сложности в Судане. В настоящее время тенденция к конкуренции является преобладающей по всем направлениям: проектов практического взаимодействия Европейского союза и Североатлантического альянса немного, а учитывая сложности в их отношениях на институциональном уровне, перспектива появления новых совместных программ в краткосрочном плане невелика.

Можно прийти к заключению, что хотя сегодня ЕС и НАТО развивают взаимодействие по ряду направлений, в системе евроатлантической безопасности результаты сотрудничества остаются недостаточными. Взаимоотношения организаций на практическом уровне не соответствуют заявленному декларативно стратегическому партнерству: нарастает их функциональная взаимозаменяемость, что ведет к возникновению элементов деструктивной конкуренции в подходах к таким сферам деятельности, как миротворчество и противодействие новым угрозам безопасности.

 


Список литературы

1. Алексеев А. Совет Североатлантического сотрудничества и будущее Европы // Международная жизнь. 2008. № 3-4.

.   Ардачев О. Западноевропейский союз в системе европейской безопасности. М., 2008.

.   Архитектура евроатлантической безопасности / под ред. И. Ю. Юргенса, А. А. Дынкина, В. Г. Барановского. - М.: Экон-Информ, 2009. - 124 с.

.   Барановский В., Арбатов А. Меняющиеся перспективы безопасности в Европе // Безопасность России XXI век. М., 2000.

.   Барановский В.Г. Европейское сообщество в системе международных отношений. М., 2009.

.   Барановский В.Г. Западная Европа: военно-политическая интеграция. М., 2007.

.   Барановский В.Г. Политическая интеграция в Западной Европе. М., 2005.

.   Башкатова Т.А. Западноевропейская интеграция: финансовый аспект. М., 2008.

.   Безопасность Европы: пути преодоления (Обзор) / Публ. подг. Т.В. Носенко // Актуальные проблемы Европы: экономика, политика, идеология. М., 2001. Вып. 2. Ч. I.

.   Военная политика стран Западной Европы / Под. ред. Ю.А. Борко. М., 2009.

.   Глухарев Л.И. Европейские сообщества: в поисках новой стратегии. М., 2000.

.   Гусаров Ю.А. Европа в изменяющихся политических условиях: проблемы безопасности // Европа на пороге XXI века: ренессанс или упадок. М., 2008.

.   Гусаров Ю.А. Создание нового порядка безопасности в Европе: несколько сценариев и перспективы их осуществления // Актуальные проблемы Европы: экономика, политика, идеология. М., 1994. Вып.1-2.

.   Давыдов, Ю. Стратегические культуры США и Европы / Ю. Давыдов // США-Канада: экономика, политика, культура. - 2010. - № 3. - С. 48-71.

.   Европеизм и атлантизм в политике стран Европейского союза / отв. ред. Н. К. Арбатова. - М.: ИМЭМО РАН, 2009. - 118 с.

.   НАТО: вызовы настоящего и будущего: материалы междунар. семинара, Минск, 10 дек. 2009 г. / редкол.: А. В. Русакович [и др.]. - Минск: Тесей, 2010. - 100 с.

.   Носов, М. Зачем Европе собственная армия? / М. Носов // Современная Европа. - 2011. - № 1. - С. 62-96.

.   Приходько, О. В. Какая Европа нужна США? / О. В. Приходько // США-Канада: экономика, политика, культура. - 2010. - № 2. - С. 45-69.

.   Розанов, А. А. Внешняя политика США: актуальные аспекты / А. А. Розанов. - Минск: Технология, 2008. - 103 с.

.   Троицкий, М. А. Трансатлантический союз. 1999-2004. Модернизация системы американо-европейского партнерства после распада биполярности / М. А. Троицкий. - М.: ИСКРАН, 2004. - 249 с.

.   Хухлындина, Л. М. Европейский союз: становление и развитие / Л. М. Хухлындина. - Минск: РИВШ БГУ, 2004. - 254 с.

Содержание

 

Введение

Глава 1. Формирование правовых основ Общей внешней политики и политики безопасности Европейского союза (1992-2004 гг.)

Исторический контекст политического сотрудничества стран Западной Европы после Второй мировой войны (1948-1991 гг.)

Маастрихтский (1992 г.), Амстердамский (1997 г.) и Ниццкий (2000г.) договоры как правовая база Общей внешней политики и политики безопасности ЕС

Глава 2. Соотношение ЕВПБ - НАТО

Лиссабонский договор о реформе европейского союза 2007 г

Наращивание военного потенциала НАТО и ЕС

Взаимоотношения ЕС и НАТО в контексте евроатлантической безопасности

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

В 2003 году Европейский союз «кодифицировал» свои взгляды на безопасность в документе «Европейская стратегия безопасности», на постоянной основе учредил политические и военно-штабные структуры ОВПБ, а также перешел к самостоятельному проведению миротворческих операций в Европе и за ее пределами. Не переоценивая успехи Евросоюза в сфере военно-политической интеграции, следует отметить, что значение данной составляющей в международной деятельности ЕС быстро возрастает. Полноценный анализ этой деятельности, включая возможное участие Евросоюза в урегулировании конфликтов, оказание помощи странам с переходными экономическими и политическими системами, антитеррористическую и миграционную политику ЕС, требует понимания специфики функционирования институтов ОВПБ и деятельности ОВПБ/ОЕПБО, изучению которых посвящена настоящая диссертация. В связи с этим возникла необходимость написания работы, в которой был бы представлен анализ развития ОВПБ. Подобное исследование важно и с точки зрения развития отношений России и Европейского союза, в частности их сотрудничества в области 4 пространств (общее экономическое пространство, общее пространство свободы, безопасности и правосудия, общее пространство внешней безопасности, общее пространство исследований, образования и культуры).

Объектом исследования работы является Европейский союз. Поскольку деятельность ЕС в области (ОВПБ/ОЕПБО) была неразрывно связана с Западноевропейским союзом (ЗЕС), в работе последовательно рассмотрена эволюция ЗЕС вплоть до его интеграции в ЕС.

Предмет исследования включает формирование ОВПБ/ОЕПБО в рамках ЕС, а также отношения ЕС-НАТО в контексте формирования европейской идентичности в области безопасности и обороны (ЕИБО). В этой связи в работе рассмотрены проблемы взаимоотношений между США и ЕС, особенно - их развитие после террористических актов 11 сентября 2001 года.

Целью работы является анализ становления ОВПБ/ОЕПБО после подписания Договора о Европейском союзе в 1992 году и до принятия Договора, учреждающего Конституцию для Европы в июне 2004 года включительно.

Для достижения этой цели в работе были поставлены следующие задачи:

оценка результативности деятельности стран-членов Европейских сообществ по формированию собственного измерения в области внешней политики, политики безопасности и обороны с 1948 года и до подписания Договора о Европейском союзе в 1992 году;

анализ значения основополагающих договоров о Европейском союзе (Маастрихтского, Амстердамского, Ниццкого договоров и текста Конституционного договора) для развития общей внешней политики, политики безопасности и обороны;

рассмотрение основных этапов формирования ОЕПБО и выявление роли ЗЕС в формировании ОВПБ/ОЕПБО, включая анализ процесса интеграции ЗЕС в Европейский союз;

исследование основных проблем взаимоотношений между ЕС и НАТО в контексте формирования европейской идентичности в области безопасности и обороны; анализ перспектив влияния данного процесса на трансатлантические отношения.

Решение этих задач позволяют прояснить вопрос о том, какое место Евросоюз занимает в системе институтов безопасности в Европе начала XXI века.

 


 

Глава 1. Формирование правовых основ Общей внешней политики и политики безопасности Европейского союза (1992-2004 гг.)

    Исторический контекст политического сотрудничества стран Западной Европы после Второй мировой войны (1948-1991 гг.)

 

В середине первого десятилетия XXI века Европейский союз (ЕС) является крупнейшим интеграционным объединением в мире. Население 25 государств ЕС составляет 460 млн. человек, производящих 25% мирового ВНП. Достигнув за последние полвека впечатляющих успехов в области экономической интеграции, Евросоюз стал одним из самых влиятельных «игроков» в сфере международной торговли, единая европейская валюта «евро» теснит американский доллар на мировых финансовых рынках. При этом международная роль ЕС не ограничивается экономическим измерением. С начала 1990-х годов в Евросоюзе шел активный процесс формирования механизмов совместной политической деятельности стран-членов ЕС. Этот процесс, зародившийся в Европейских сообществах в начале 1970-х годов, резко ускорился после распада биполярности и окончания блоковой конфронтации в Европе. Снижение военно-политической зависимости европейских стран от США в постбиполярном мире, а также появление новых угроз европейской безопасности подтолкнули ЕС к поиску автономных подходов к проведению внешней политики и политики безопасности. Несмотря на установление в ЕЕА точной даты перехода к Экономическому и валютному союзу, дискуссии о новом этапе интеграции приобрели чрезвычайно острый характер. В декабре 1989 г. во время встречи на высшем уровне в Страсбурге было решено созвать межправительственную конференцию для урегулирования всех спорных вопросов как в экономической, так и политической плоскости. 18 апреля 1990 г. было опубликовано совместное письмо западногерманского канцера Г. Коля и французского президента Ф. Миттерана о необходимости перехода на новый уровень интеграционных связей вплоть до образования Европейского Союза.

Первоначально франко-германский альянс основывался на вполне прагматичных расчетах обеих сторон. Франция, как и многие другие европейские страны, опасалась чрезмерного усиления объединенной Германии. По мнению французских политиков, создание Европейского Союза, в том числе общеевропейской системы безопасности и Экономического и валютного союза, было бы очень своевременным шагом - оно могло бы надежно гарантировать лояльность Германии по отношению к своим партнерам. Для руководства ФРГ переход на новый уровень интеграции также был выгоден, поскольку позволял избежать отдельного рассмотрения вопроса об адаптации восточногерманских земель к системе Сообществ. К тому же по мере расширения Европейского Союза можно было рассчитывать на быстрый рост немецкого влияния в странах Северной и Восточной Европы.

В 1990-1991 гг. произошли события, окончательно превратившие Францию и ФРГ в стратегических союзников. Война в Заливе, спровоцированная агрессией Ирака против Кувейта, и зарождение острого этнополитического кризиса на территории бывшей Югославии вызвали первые серьезные разногласия среди стран НАТО по вопросам внешнеполитической стратегии. Распад СССР придал этой проблеме особую значимость. В сложившихся условиях возникла возможность резкого повышения международного веса европейских стран помимо системы НАТО и даже вопреки «сверхдержавности» США. Франция и ФРГ стали наиболее последовательными сторонниками такого курса. Выступая за создание влиятельного Европейского Союза, они получили поддержку со стороны Нидерландов, Бельгии, Люксембурга и Италии, в руководстве которых преобладали федералистские настроения. В то же время Великобритания и Испания возглавили лагерь «евроскептиков».

Большую роль в разработке проекта Европейского Союза сыграл Жак Делор. В преддверие межправительственной конференции, которая состоялась в декабре 1990 г. в Риме, он выдвинул от имени Еврокомиссии концепцию «единого Сообщества». Этот проект предусматривал инкорпорирование в существующий учредительный договор о ЕЭС всех сфер и направлений интеграции, включая общую внешнюю политику, политику безопасности и вопросы борьбы с преступностью. Понятие «Сообщество» при этом могло быть просто заменено на «Союз». Подобный вариант формирования Европейского Союза превращал его в централизованную организацию с собственной международной субъектностью и чрезвычайно широкой компетенцией. Фактически речь шла о федерализации Европы. Но столь радикальный подход вызывал поддержку лишь у руководства Нидерландов, Люксембурга и, отчасти, ФРГ". Большинство европейских правительств выступило за сохранение «коммунитарного метода» интеграции, когда лишь достижение «фактической солидарности» в том или ином конкретном вопросе позволяло сделать новый шаг в институционализации сотрудничества. Было решено также по-прежнему не отказываться от принципа проведения «общих политик», вообще не требующих институционализации, и не добиваться строгой организационной централизации Европейского Союза.

С учетом прозвучавших пожеланий экспертные группы Еврокомиссии под руководством Делора разработали компромиссный план поэтапного оформления Экономического и валютного союза и проект политико-правовой организации Европейского Союза, основанный на принципе трех «опор» (специализированных сфер интеграции - социально-экономической, внешнеполитической и правоохранительной). Принцип «трех опор» позволял формировать Европейский Союз без серьезного ограничения государственного суверенитета сразу во всех сферах интеграции. В то же время Делор считал необходимым четко обозначать стратегические цели интеграционного процесса и, тем самым, не ставить его в зависимость от политической конъюнктуры. Подобный подход получил поддержку Европейского Совета. 7 февраля 1992 г. в небольшом голландском городке Маастрихте состоялось торжественное подписание учредительного договора Европейского Союза.

Помимо Европейских Сообществ остальными двумя «опорами» Евросоюза стали Общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ) и Сотрудничество в области правосудия и внутренних дел (СПВД). Прообразом ОВПБ послужил функционировавший с 1970 г. механизм Европейского политического сотрудничества (ЕПС). представлявший собой одну из европейских «общих политик» (т.е. систему межгосударственной координации). В соответствии с Маастрихтским договором на эту сферу интеграции была распространена специальная компетенция Евросоюза. Но субъектами разработки и проведения единой внешней политики по-прежнему остались государства-члены Союза. Таким образом, в отличие от «первой опоры» ОВГБ не стал отдельной интеграционной организацией, хотя и утратил статус «общей политики». К началу 1990-х годов успехи ЕС в сфере экономической интеграции заложили прочный фундамент под самостоятельные военно-политические проекты ЕС. Более того, на фоне этих достижений отсутствие существенного прогресса в политическом измерении интеграции порождало недоумение: почему «экономический гигант» ЕС остается «политическим карликом»?

Несмотря на изначально позитивный подход к европейским делам и стремление Тони Блэра «лидировать в Европе», правительство новых лейбористов предпочло не участвовать в одном из важнейших проектов (если не важнейшем) современного европейского объединения - европейском экономическом и валютном союзе. Исследователи вопроса указывали на воспроизводящийся с момента вступления в Сообщество шаблон поведения Великобритании в ЕС, непременными атрибутами которого служили настороженное отношение к новым инициативам, оборонительный подход в европейских переговорах и стремление затормозить интеграционные процессы. Однако совершенно иная картина наблюдалась в сфере Общей европейской политики в области безопасности и обороны (ЕПБО). Соединенное Королевство, страна, одно время являвшаяся наиболее яростным противником включения военных вопросов в компетенцию Европейского Союза, превратилось в одного из самых активных ее защитников.

Франко-британский саммит в Сен-Мало (1998 г.) стал настоящим прорывом на пути реализации ЕПБО - мало кто ожидал столь бурного старта в военно-политическом строительстве ЕС. Всего лишь за год члены Европейского Союза достигли соглашения в вопросах, обсуждения которых избегали на протяжении 50 лет. Переговоры были инициированы британской стороной: Лондон, нарушив традицию позднего и неохотного присоединения к европейским программам, с самого начала занял лидирующую позицию в рамках ЕПБО.

Старт формированию Общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ) как одной из основополагающих сфер деятельности ЕС был дан Маастрихтским договором о создании Европейского союза, вступившим в силу 1 ноября 1993 года. Мощный стимул развитию ОВПБ придало осознание странами ЕС своей неспособности урегулировать конфликты в Европе без участия США. Уроки кризиса в Косово осени 1998 - весны 1999 гг. привели к дальнейшей консолидации усилий европейцев в рамках ОВПБ, которая с июня 1999 г. стала включать военную составляющую: Общую европейскую политику безопасности и обороны.


 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.