Последний период творчества (1940-1955) — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Последний период творчества (1940-1955)

2021-04-19 79
Последний период творчества (1940-1955) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Весной 1940 года Германия оккупировала большую часть Франции. Онеггер тяжело переживал военный и политический разгром страны, смерть и пленение многих товарищей по искусству. Периодически выезжая в Швейцарию, композитор остаётся в Париже, чтобы оказать помощь друзьям и содействовать сохранению живого пульса французского музыкального искусства. Он систематически пишет статьи в журнале «Comoedia», освещая музыкальную жизнь и пытаясь отстаивать те произведения французского искусства, в которых проявляется национальный дух. Онеггер участвует в организации концертов из произведений композиторов, числившихся в чёрных списках гестапо или находящихся в эмиграции, помогает в создании подпольных мастерских, где печатались на пластинках запрещённые фашистами сочинения нового жанра - радиооперы и радиооратории, которые давали возможность общения с самой широкой аудиторией даже в эти суровые годы. Так возникли радиоопера-оратория «Христофор Колумб» в 1940 году, радиоспектакль «Биения мира» в 1944 году. [6; 170].

Большинство сочинений военных лет отражает настроения художника-патриота. «Биения мира» рассказывает о жертвах фашистских застенков. С темой войны и мира связана кантата «Песнь освобождения», возникшая в 1942 году, музыка к драматическим спектаклям Моракса, трагедиям Эсхила, драмам Клоделя («Красный башмачок»). Борьба против тирании, инквизиции в средневековой Испании и другие иносказания сюжета этого спектакля были восприняты как отражение антифашистских взглядов авторов и имели большой общественный резонанс.

В музыкальном творчестве 40-х - начала 50-х годов важнейшее место принадлежит симфоническому жанру. Каждая из симфоний - особый, насыщенный глубоким содержанием мир идей и чувств, отражающий этапы духовной жизни не только Онеггера, но и многих его современников, пытавшихся осмыслить жестокие уроки второй мировой войны. [9; 223].

Во всех своих симфониях композитор сохраняет их трёхчастное построение и широко применяет в них приёмы и формы письма классической и линеарной полифонии. В них главенствуют принципы сонатной диалектики, которая выявляет идейный замысел и определяет закономерности общего построения симфонического цикла. Существенную роль в формообразовании играют тематические связи между частями и реминисценции сквозноготематизма, несущего определённую смысловую нагрузку. Построение первых частей его симфоний свидетельствует о редкой свободе в трактовке сонатной формы, порой приобретающей черты смешанной формы, но неизменно сохраняющей основные принципы сонатности: рельефность и контрастность тематизма и насыщенность разработочными эпизодами, которые часто сдвигаются в репризу, что динамизирует и придаёт ей новый драматургический смысл. Онеггер считал классические точные репризы устаревшими, создающими впечатление длиннот. Во всех симфониях финал является итогом, идейным выводом всего цикла и поэтому приобретает особую весомость в нём. [7; 18].

В 1941 году возникает Вторая симфония (Симфония Сопротивления), в 1946 - Третья («Литургическая») и Четвёртая («Базельские утехи») симфонии. «Литургическая» симфония явилась выдающимся произведением мирового симфонизма, одним из самых значительных документов эпохи. Она посвящена Ш.Мюншу и исполнена под его руководством в 1946 году - 17 августа в Цюрихе и 14 ноября в Париже.

Четвёртая симфония - «Базельские утехи» - лирико-жанровая. Её музыка воспевает прекрасную природу и быт Швейцарии. Написанная к юбилею Базельского камерного оркестра, она была исполнена 21 января 1947 года под руководством Пауля Захера.

Линия психолого-драматического типа симфонизма, сложившегося в циклах Первой, Второй и Третьей симфоний, завершается трагической Пятой симфонией (1950) и Монопартитой (1951). Мировоззрение художника-демократа заставляло его ставить и решать проблемы, волнующие весь мир. Именно в Пятой симфонии тема современности получает сгущённо-трагедийную окраску. Ни одна из частей этого лаконичного трёхчастного цикла не вносит просветления. Каждая часть неизбежно заканчивается глухим ударом литавр на звук «ре», что символизирует тщетность усилий, предпринимаемых человеком в борьбе с жизненными препятствиями и приводящих его к роковому концу. [7; 51].

Своей Второй, Третьей и Пятой симфониями Онеггер открывает новую страницу в развитии французского симфонизма, создавая симфонии философского и трагического содержания. Образный строй этих сочинений, полный мрачной безнадёжности, во многом отражает пессимистические настроения композитора, навеянной горькими размышлениями о неизбежности новой мировой катастрофы, гибели цивилизации. Онеггер болезненно переживает угрозу, нависшую над музыкальным искусством в условиях буржуазного мира. Свои размышления он отражает в собственных публицистических работах. В статье «Музыка и освобождение», в книге «Я - композитор», в сборнике статей «Заклинание окаменелостей», в докладе «Музыкант в современном мире» Онеггер гневно обличает состояние культуры и образования в стране, пишет о бесперспективном положении одарённого музыканта в буржуазном обществе и утверждает необходимость развития искусства свободного и реалистического, насыщенного большим идейным содержанием и социальным звучанием. Эти мысли были вызваны вовсе не личными обстоятельствами. В это время композитор достиг всеобщего признания и славы, стал почётным членом Французской академии, где занимал кресло Гайдна, президентом Инетернациональной федерации и ассоциации авторов театральной музыки, основателем и президентом Музыкального совета при ЮНЕСКО, был избран доктором философии и музыки Цюрихского и Оксфордского Университетов. Его музыка звучала во всех странах мира.

Среди последних сочинений композитора есть и иные по звучанию произведения: светлый по колориту Камерный концерт для флейты, английского рожка и струнного оркестра (1948), праздничная Архаическая сюита (1951), прелестная «Рождественская кантата» (1953), разнообразная музыка к драматическим спектаклям («С любовью не шутят» по пьесе А. де Мюссе, «Царь Эдип» Софокла, 1952, «Гамлет» Шекспира) и кинофильмам (среди них «Преступление и наказание» по Достоевскому, «Отверженные» по Гюго, «Пигмалион» по Шоу и другие).

Скончался Артур Онеггер 27 ноября 1955 года в Париже от болезни сердца, мучившей его в последние годы жизни.

Можно указать, что наследие Онеггера охватывает практически все жанры современного искусства. Он автор 30 симфонических, 16 камерных сочинений, 12 театральных полижанровых сочинений, отразивших поиски композитором нового синтеза искусств, 13 балетов, 3 оперетт, множества вокальных сочинений, 3 концертов, музыки к 45 кинофильмам, к 38 драматическим спектаклям, множества инструментальных сочинений, музыки для радио.

 



Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.