Опыт использования индивидуального подхода в обучении детей 7-го года жизни — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опыт использования индивидуального подхода в обучении детей 7-го года жизни

2021-04-19 104
Опыт использования индивидуального подхода в обучении детей 7-го года жизни 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Традиционная система обучения изобразительной деятельности (рисование) неспособна обеспечить каждому ребёнку помощь в развитии самостоятельности, активности, инициативы и творчества, поэтому использование индивидуального подхода является актуальным.

Для решения поставленных задач разработана компилятивная программа по изобразительной деятельности «Волшебные ладошки». Она предназначена для развития художественно-творческой деятельности детей в процессе ознакомления с изобразительным искусством и изобразительной деятельностью (рисование).

. Содержательная форма представления программы

Опираясь на анализ психолого-педагогической литературы Бондаревской Е.В., Давыдова В.В., Серикова В.В., Занкова Л.В., выделены следующие виды индивидуального подхода к обучению детей 7-го года жизни на занятиях по изобразительной деятельности:

на основе их индивидуально-психологических особенностей;

организационной формы обучения;

содержания работы;

разнообразных форм оказания педагогической поддержки детям.

Все перечисленные виды дифференциации взаимосвязаны и могут быть использованы на разных этапах образовательной работы с детьми.

Компилятивная программа по изобразительной деятельности (рисование) «Волшебные ладошки» предназначена для детей 6-7 лет.

Занятия проводятся с учетом возрастных, физиологических и психологических особенностей дошкольников. Непосредственно образовательная деятельность проходит в форме обучающего занятия, занятия-игры, занятия-образа, занятия-импровизации, экспериментирования с художественными материалами и др. Внеучебная деятельность организуется в форме беседы, анализа произведений искусства; наблюдения, совместного изготовления панно и др.

На занятиях осуществляется межпредметная связь с художественно-речевым творчеством (художественное слово, разыгрывание диалогов, сценок из сказок) и музыкальной деятельностью (подбор музыки, характерной для художественного образа, фоновая музыка).

. Содержание программы

Живопись. Жанры (портрет, натюрморт, пейзаж, анималистика, материалы живописи. Выразительные средства живописи: цвет. Цвет - признак предмета. Эмоциональные свойства цвета - выражение своего отношения к предмету изображения. Развитие способности к цветоразличению: основные и составные цвета; теплые и холодные цвета; контрастные цвета. Экспериментирование с цветом для получения оттенков и новых цветов.

Графика. Виды графики по применению, по материалам. Выразительные свойства графики: линия, штрих, пятно. Графический материал и художественный образ. Знакомство с различными художественными графическими материалами (тушь, перо, карандаш, уголь, пастель, акварель). Соответствие графического материала и художественного образа.

Декоративно-прикладное искусство. Знакомство детей с русскими народными промыслами и культурой родного края, с декоративными элементами дымковской, филимоновской, городецкой, хохломской, гжельской росписи, орнаментов ханты и манси и др. Знакомство с творчеством народных мастеров, историей возникновения промысла и технологией изготовления изделий и игрушек. Характерные особенности узоров, украшающих изделия, цветовой гаммы, используемой для росписи.

Архитектура. Характерные признаки здания: жилые и общественные. Формирование представлений о том, что архитектура каждого здания зависит от его назначения. Изображение разных по архитектуре зданий, используя метод моделирования. Формирование представлений о работе архитектора. Знакомство через иллюстративный материал с архитектурой известных зданий Москвы, Санкт-Петербурга, Тюмени, Ханты-Мансийска.

Формы работы с детьми по ознакомлению с изобразительным искусством:

Беседы;

Занятия на основе метода интеграции;

Рассматривание репродукций картин, подлинных изделий декоративно-прикладного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, слайдов;

Выставки в мини-галерее репродукций картин, изделий русского декоративно-прикладного искусства;

Выставки детских работ;

Просмотр видеофильмов;

Экскурсии;

Дидактические игры;

Использование силуэтного моделирования;

Экспериментирование с различными художественными материалами.

На занятиях используются различные методы и приёмы:

игровой метод;

метод обследования, наглядности (рассматривание репродукций картин, подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);

словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);

практический (самостоятельное выполнение детьми рисунков, изделий декоративно-прикладного искусства, использование различных инструментов и материалов для изображения);

эвристический (развитие находчивости и активности);

метод проектов;

проблемно-мотивационный;

метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);

сотворчество;

исследовательский метод;

мотивационный (убеждение, поощрение).

Формы занятий: фронтальные, подгрупповые, интегрированные, индивидуальные.

Типы занятий: на тему, предложенную педагогом (освоение нового материала, повторение пройденного); на тему, выбранную ребёнком (по его замыслу.

Дети имеют возможность принимать участие в творческих выставках и конкурсах.

Рисование развивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, формирует эстетический вкус, развивает чувство прекрасного, способствует развитию ручной умелости. Через изображение на бумаге ребенок передает свои чувства, свое отношение к людям или событиям, то есть всё, что волнует ребенка, то, о чем он не всегда может рассказать словами.

В изобразительной деятельности способности детей проявляются по-разному. Для детей старшего дошкольного возраста составлены индивидуальные карты развития как для детей, имеющих предпосылки одарённости в изобразительной деятельности, так и для детей с трудностями в развитии.

Задачи работы с детьми ставятся в зависимости от результатов диагностики овладения изобразительной деятельностью. Общение педагога с ребенком организуется фронтально или в малой подгруппе (6-8 человек со сходными задачами обучения). Организуя общение, педагог интегрирует познавательную и изобразительную деятельность. Для развития ребенка чрезвычайно важным является оперирование полученными знаниями в продуктивной и познавательной деятельности. Использование сложившихся представлений ребенка в проблемно-поисковой деятельности (в детском саду) и в житейских ситуациях (в семье) актуализирует знания, т. е. делает их значимыми, полезными для самого ребенка.

На каждом занятии педагогом решаются не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка, его творческие способности, умение общаться с другими людьми. Дети получают знания, умения, навыки, расширяются возможности изобразительной творческой деятельности детей.

Залогом успешной работы по знакомству детей с изобразительным искусством является взаимодействие с семьей. Развитие интереса к изобразительному искусству и художественно-эстетическому воспитанию детей возможно в рамках семейного клуба «В мире красок и фантазии», где родители являются равноправными участниками образовательного процесса.

Досуговые формы организации общения с родителями (тематические развлечения «Осенняя палитра», «Путешествие в село Дымково», «В гостях у матрешки») помогают устанавливать тёплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также доверительные отношения между родителями и детьми, способствуют повышению педагогической культуры родителей.

Родители на данных мероприятиях читают стихотворения вместе со своим ребенком, поют песни, играют, рисуют, лепят игрушки из глины, изготавливают вместе с детьми поделки, имеют возможность проявить свои знания, умения.

Познавательные формы организации общения педагогов и родителей (открытые просмотры занятий «Волшебное дерево», «Снегири на ветке рябины», «Был трудный бой», «Веселые цыплята») выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей.

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей (совместные занятия «Птица счастья», «Кукла-закрутка «Нянюшка») способствуют ознакомлению родителей с дошкольным учреждением, особенностями воспитания детей.

. Педагогическая целесообразность программы

Педагогическая целесообразность разработки компилятивной программы «Волшебные ладошки» определяется одной из основных тенденций совершенствования образовательных технологий: переходом от ориентации на усредненного ребенка к дифференцированным программам обучения.

Педагогом по изобразительной деятельности при организации работы по развитию изобразительной деятельности с детьми используются различные виды индивидуального подхода к детям с разным уровнем сформированности изобразительных умений и навыков.

Учитывая уровень достижений детей, педагог определяет содержание работы с ними. Подбор заданий, отличающихся при общей познавательной цели и общем содержании, разной степенью трудности, способствует поддержанию устойчивого интереса у детей разного уровня сформированности знаний, умений и навыков на протяжении всего занятия. В то же время детям высокого уровня развития может быть предложен материал с усложнением, а детям более низкого уровня развития, напротив, - упрощенный материал. Для них планируется большая повторяемость операций, больше внимания уделяется закреплению пройденного материала.

Для детей группы усиленной педагогической поддержки важно разрабатывать задания, позволяющие повысить активность в процессе восприятия, осмысления нового материала, оказывать им своевременную помощь при первичном закреплении материала, способствовать систематизации и совершенствованию знаний.

Для детей группы ускоренного обучения - задания, требующие посильного умственного напряжения, больше самостоятельности, творческого поиска правильных способов решения поставленных задач.

Индивидуальный подход к организации обучения включает в себя фронтальные, подгрупповые, парные и индивидуальные формы работы с детьми.

Фронтальные формы работы позволяют успешно реализовывать программу обучения, ориентированную на общие возможности детей дошкольного возраста. Её усвоение необходимо в целях развития всех детей для создания базы, на основе которой может осуществляться становление каждого ребёнка. Эта форма организации детей является основной по сообщению детям новых знаний.

Организация детей по подгруппам предполагает дифференцирование заданий с учётом индивидуальных возможностей, уровня развития детей. Основным организационным условием для её осуществления становится создание как относительно стабильных, так и подвижных подгрупп, позволяющих организовать обучение детей на нескольких уровнях одного и того же учебного материала. При работе с подгруппами детей разного уровня развития педагог использует различные методы и приёмы, дидактические средства обучения с целью формирования навыков взаимообучения.

Работа детей в парах позволяет педагогу организовать сообучение, взаимопомощь и взаимопроверку на занятии. Пары детей могут быть составлены по-разному. Объединение пары детей сходного, приблизительно равного уровня развития технических умений и навыков обеспечивает наличие у детей интереса к учебной задаче, поставленной перед ними педагогом, к процессу её решения, проявление партнёрских отношений, установление позиции «на равных» при совместном выполнении задания.

При объединении в пары детей разных по уровню развития педагог ставит целью организацию помощи более слабому ребёнку, учит детей устанавливать гибкие системы взаимоотношений.

В процессе взаимного обучения важно учитывать желание более сильного ребёнка обучать, при необходимости педагог должен нацелить его на оказание помощи товарищу.

Работу детей разного уровня развития педагог организует так, чтобы каждый ребёнок выполнил посильную для него часть задания. Например, сильный ребёнок может начать выполнение задания, взяв на себя более сложную его часть (составить композицию рисунка, а заканчивает работу более слабый на примере работы товарища, усвоив общий принцип выполнения задания.

. Психологическая целесообразность программы

Весь воспитательно-образовательный процесс проходит в игровой форме. Работа с детьми в рамках программы педагог по изобразительной деятельности строит на основе педагогических и психологических диагностик совместно с педагогом-психологом и воспитателями.

Определение содержания индивидуального подхода зависит от полноты знания педагогом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Наблюдательность, доброжелательность педагога в сочетании с педагогическим тактом, позволяет правильно выбрать именно ту форму оказания помощи ребёнку, в которой он нуждается в данный момент. Для детей, неуверенных в себе, это может быть совместное с педагогом выполнение задания. С детьми, имеющими недостаточно сформированные технические умения и навыки - использование частичного образца выполнения. Детям неорганизованным, постоянно ждущим дальнейших указаний, можно предложить алгоритмическое предписание, схему поэтапного выполнения задания. Тем, кто по каким-либо причинам недостаточно усвоил материал предыдущих заданий, помогут сопутствующие указания, инструкции, затрудняющимся - вспомогательные упражнения или вопросы.

Учитывать индивидуальное развитие ребёнка особенно важно в старшем дошкольном возрасте, когда закладывается фундамент успешного обучения в школе. Организация на занятиях индивидуальных форм взаимодействия педагога с детьми способствует обеспечению высокого уровня самостоятельности детей, формированию у них учебных умений и навыков, позволяет педагогу осуществлять контроль за усвоением учебного материала, представляет широкие просторы для реализации потенциальных возможностей, как одарённых детей, так и обычных, и тем более детей, в силу разных причин отставших в развитии. Занятия, дидактические игры и упражнения разработаны с учётом психологических и возрастных особенностей детей.

. Воспроизводимость программы

Программа может быть использована в любом детском саду на разных этапах образовательной работы с детьми при обучении детей изобразительной деятельности.

В изобразительной деятельности способности детей проявляются по-разному. Составлены индивидуальные карты развития для детей старшего дошкольного возраста, имеющих предпосылки одарённости в изобразительной деятельности и для детей с трудностями в развитии, используя индивидуальный подход к обучению на занятиях изобразительной деятельности на основе содержания.

Виды индивидуального подхода к детям, формы, приемы и методы, предлагаемые в данной опытно-экспериментальной работе приемлемы для использования в работе, как педагогами дополнительного образования, так и воспитателями, учителями начальных классов.

. Эффективность программы

Возможные эффекты:

•Развитие у детей художественно-творческих способностей при обучении изобразительной деятельности;

•Организация художественной студии в дошкольном образовательном учреждении;

•Использование детского творчества в дизайне учреждения;

•Участие воспитанников в конкурсах детского творчества;

•Вовлечение родителей в совместную творческую деятельность.

Результаты диагностики по изобразительной деятельности


Заключение

 

В современной педагогической науке активно изучаются пути реализации личностно-ориентированного, индивидуального и индивидуального подходов к развитию и обучению ребенка. Проблема индивидуального подхода рассматривается в большом количестве научных исследований. Однако средства и способы реализации индивидуального подхода изучаются учеными в основном в обучении школьников и крайне редко - дошкольников.

Индивидуальный подход позволяет разрешить основные противоречия процесса обучения между общественной формой существования культуры и индивидуальной формой ее присвоения; между коллективной формой обучения и индивидуальными способами познания.

В современной науке индивидуальный подход рассматривается как научно-практическое направление, изучающее технологии, методы и приемы в целостном образовательном процессе, ориентированные на организацию условий развития ребенка как активного субъекта собственной жизни и деятельности с учетом психофизиологических и индивидуально-типологических особенностей ребенка, уровня психического, интеллектуального развития, интересов, склонностей и так далее.

индивидуальный обучение рисование дошкольник

 


Список использованной литературы

 

1. Анисимова Т.В. Личностно-ориентированная модель воспитания и развития детей дошкольного возраста «Лесенка-чудесенка»: [метод. рекомендации] / Т.В. Анисимова, А.В. Свирская, А.М. Щетинина; Новгор. регион. центр развития образования. Каф. дошк. и нач. образования. - Новгород: Новгор. регион. центр развития образования, 1995. - 141 с.

2. Заводянская О.П. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве // Журнал научно-педагогической информации. - 2010. - № 10. - С. 50-59.

.   Загвязинский В.И. Теории обучения и воспитания / В.И.Загвязинский, И.Н. Емельянова. - М.: Академия, 2012. - 230 с.

.   Захарюта Н.В. Возможности и пути развития творческого потенциала личности детей дошкольного возраста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2009. - № 4. - С. 225-233.

.   Захарюта Н.В. Инновационный подход к развитию творческого потенциала личности детей // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп. - 2009. - №3. - С. 263-271.

.   Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2009.

.   Комлева В.В. Игра - основа моделирования образовательного пространства дошкольника // Педагогика искусства. - 2009. - № 2. - С. 138-147.

.   Комлева В.В. Приёмы и методы обучения дошкольников на основе видеоряда // Педагогика искусства. - 2009. - № 4. - С. 130-133.

.   Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. - М., 2011.

.   Листик Е.М. Психологическая готовность ребенка к школе // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. - 2012. - № 5. - С. 51-54.

.   Литвиненко С.В. Психолого-педагогические пути развития познавательной активности дошкольников // Журнал научно-педагогической информации. - 2010. - № 9. - С. 35- 49.

.   Магомедова К.А. Игра как условие обеспечения преемственности в обучении дошкольников и младших школьников // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2010. - № 2. - С. 73-79.

.   Мельникова Е.А. Социализация старших дошкольников на этапе подготовки их к школьному обучению // Вестник Бурятского государственного университета. - 2010. - № 01. - С. 250-254.

.   Михалева О.И. Индивидуализация образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях // Профильная шк. - 2009. - № 5. - С. 21-25.

.   Николаева Л.В. Использование индивидуального и дифференцированного подходов в учебно-воспитательном процессе УДО // Доп. образование и воспитание. - 2010. - № 9. - С. 14-17.

.   Ратушная С.В. Формирование ценностного отношения дошкольника к креативному продукту как путь к развитию творческой личности // Омский научный вестник. - 2010. - № 1. - С. 153-155.

.   Сотникова И.Д. Обучение детей с учетом индивидуальных особенностей восприятия информации // Нач. шк. плюс до и после. - 2009. - № 3. - С. 81-83

.   Токарев А.А. Формы и методы развития личности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Методы диагностического обследования [Текст] / А.А. Токарев // Современная психология: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 27-40.

.   Чернов Д.Н. Индивидуальные особенности обучаемости детей старшего дошкольного возраста в сфере речи // Психология обучения. - 2011. - № 1. - С. 38-52.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.