Особенности индивидуального подхода в обучении детей дошкольного возраста — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности индивидуального подхода в обучении детей дошкольного возраста

2021-04-19 50
Особенности индивидуального подхода в обучении детей дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Содержание развивающей функции обучения представляет собой развитие и формирование познавательных психических процессов и свойств личности; логических приемов, операций, суждений, умозаключений; познавательной активности, интереса, способностей. Реализация развивающей функции в процессе начального обучения обеспечивает развитие свойств высшей нервной деятельности, обеспечивает познавательные и интеллектуальные возможности ребенка.

В целом обучение на занятиях в детском саду характеризуется живостью и непосредственностью проявлений детей, разнообразием приемов действий, небольшим образовательным содержанием, опорой на детский опыт, широкой и яркой наглядной основой, использованием игровых и занимательных приемов обучения, многогранными связями обучения с повседневной деятельностью детей.

Современная стратегия образования сосредоточена на воспитании творческой самостоятельной личности, развитии ее как активного субъекта собственной жизни и деятельности. Осуществление этой стратегической цели образования возможно в процессе реализации подхода.

Введение в педагогический процесс дифференциации, как и индивидуализации, также имеет длительную историю. Так, дореволюционная школа России была дифференцированной по полу и сословиям. После октябрьских событий 1917 г. и провозглашения равенства прав всех граждан страны школа стала единой, однако существовала возможность гуманитарной, естественно-математической и технической специализации в старших классах. В 20-е годы дифференцированный подход с учетом интересов учащихся реализовался посредством кружковых занятий, через работу групп умственного труда. В 30-е годы начался новый этап в истории советской педагогики, ориентированный на единообразие и жесткую регламентацию образовательного процесса. Идеи дифференциации выдвигались в то время как средство преодоления неуспеваемости школьников (А.М. Гельмонт, С.Р. Ривес, П.О. Эфрусси и др.) и способ устранения перегрузки учащихся. Широкого распространения идея индивидуального подхода в эти годы не получила [17, c.84].

В 1958 г. выходит закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Реализация индивидуального подхода в этот период была связана с созданием единых программ по трем направлениям: для предметов углубленного изучения; для близкой дисциплины, необходимой для успешного усвоения предметов углубленного изучения; и для прикладного курса по выбранному направлению. Это вызвало неоднозначную оценку в педагогической литературе и появление полярных взглядов на дифференциацию обучения, несмотря на то, что эксперимент показал эффективность найденных обучающих форм.

В 60-х гг. дифференцированные классы и школы формировались в основном для старших школьников с целью дальнейшего развития у них профессиональных интересов и способностей. В 80-х гг. использовались возможности внутриклассной дифференциации, представленной заданиями различного уровня сложности, что должно было способствовать устранению пробелов в знаниях [1, c. 72].

В начале 90-х гг. XX века наблюдается повышенный интерес к внедрению индивидуального подхода в практику отечественных образовательных учреждений. В педагогической науке разрабатываются условия реализации личностно-ориентированного подхода и конструируется личностно-ориентированной модели взаимодействия в учебно-воспитательном процессе.

Закон Российской Федерации «Об образовании» 1992 г. дал возможность существования образовательных учреждений, различающихся по национальному, конфессиональному и другим признакам. С этого момента в образовательных учреждениях активно вводится дифференциация; актуализируется обучение каждого на уровне его возможностей и способностей; проводится адаптация учебного материала к особенностям различных групп учащихся.

Изучение исторического аспекта учета и развития индивидуальных особенностей ребенка в процессе массового обучения и воспитания показало, что в научной педагогической литературе достаточно часто употребляются понятия «дифференциация» и «дифференцированный подход» в различных их значениях.

В современной научной литературе дифференциации обучения придаются разнообразные значения: от структурирования педагогического процесса до отождествления с индивидуальным подходом. Таким образом, в различных исследованиях дифференциация рассматривается как: дидактический принцип; комплекс методических и организационных мероприятий; форма организации деятельности детей разного возраста; учет индивидуальных особенностей детей для отдельного обучения; разделение учебных планов и программ. Несмотря на существующие разночтения, все авторы выделяют один существенный признак дифференциации: организацию педагогического процесса на основе учета особенностей, характерных для определенной группы детей [9, c. 95]. Дифференциация является формой осуществления индивидуального подхода.

Проведенный теоретический анализ позволяет нам понимать под реализацией индивидуального подхода создание оптимальных условий для решения поставленных задач развития ребенка с учетом его психофизиологических и индивидуально-типологических особенностей. Таким образом, можно выделить следующие характерные индивидуальные особенности детей, являющиеся основаниями дифференциации: уровень достижений; возраст; пол; особенности личности; уровень здоровья; интересы.

Индивидуальный подход позволяет разрешить основные противоречия процесса обучения между общественной формой существования культуры и индивидуальной формой ее присвоения, делая более реальным личностно-ориентированный подход к воспитанию детей.

Теоретический анализ исследований Т.И. Бабаевой, Л.С. Выготского, Т.Н. Захаровой, Я.И. Ковальчук, Н.Н. Поддъякова, М.Г. Синяковой, Н.М. Шахмаева и др. позволяет выделить педагогические условия индивидуализации в обучении детей:

учет вариативного содержания образовательной работы с детьми;

особенности восприятия познавательного материала;

знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных детей и их групп;

умение анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности, с которыми встретятся разные группы детей;

составление развернутого плана урока (занятия), включая задания разным группам и отдельным детям;

осуществление оперативной обратной связи;

соблюдение педагогического такта.

Теоретический анализ показал, что пути реализации индивидуального подхода изучаются учеными в основном в обучении школьников и крайне редко - дошкольников. Значение и условия реализации индивидуального подхода в работе с дошкольниками в речевом развитии раскрыты в исследовании Т.Н. Захаровой, физическом воспитании детей разных групп здоровья - М.Х. Спатаевой, в формировании полоролевой социализации мальчиков и девочек - И.В. Телыпок, О.И. Ивановой. В данных исследованиях выделены, с нашей точки зрения, важные условия реализации индивидуального подхода к развитию детей дошкольного возраста. Осуществление индивидуального подхода требует разработки нового содержания, пересмотра методических приемов работы с детьми. Согласно авторам, его сущность состоит в том, что задачи обучения и развития дошкольников, как и школьников, решаются посредством педагогического воздействия на подгруппы детей и каждого ребенка, объединенных общими особенностями развития. Кроме того, осуществление индивидуального подхода зависит от умения педагога диагностировать детей, отбирать содержание и приемы организации разных видов деятельности и материальной среды, готовить дифференцированный дидактический материал, создавать условия для активной самостоятельной деятельности ребенка.

Теоретический анализ исследований проблемы индивидуального подхода и условий его реализации позволил нам выделить ряд концептуальных положений, которые обеспечивают его реализацию в работе с дошкольниками:

. Положения о взаимосвязи обучения и развития Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др., согласно которым обучение идет впереди развития, ориентировано на развитие ребенка, определяет его, обучение, в свою очередь, строится на основе уровня развития.

. Развитие ребенка как субъекта деятельности. Ребенок развивается, обучаясь и воспитываясь, овладевая разнообразными средствами и способами деятельности.

. В развитии любых психических функций и свойств личности необходимо опираться на актуальный уровень развития ребенка и ориентироваться на ближайший.

. Эффективность развития ребенка достигается, если педагогический процесс организуется на основе уровневой дифференциации. Переход ребенка из одной группы в другую осуществляется с учетом индивидуальных темпов развития.

Реализация индивидуального подхода с позиции всех названных положений возможна с учетом принципов субъектности, актуального и ближайшего развития, мобильности групп, рационального сочетания индивидуальных и групповых форм работы.

Одним из основополагающих принципов, с нашей точки зрения, является принцип субъектности. Он предполагает организацию педагогического взаимодействия, в котором ребенок проявляет максимум активности, инициативности, самостоятельности, т.е. выступает субъектом деятельности.

Реализация принципа актуального и ближайшего развития позволяет развивать, побуждать и поддерживать познавательную активность ребенка, постоянно преодолевая грань между уже сформировавшимися качествами и способами деятельности, благодаря которым ребенок может выполнить ее самостоятельно, и теми потенциальными возможностями, которые позволяют ребенку решать какие-либо задачи пока только с помощью взрослого.

Принцип рационального сочетания индивидуальных и групповых форм работы предполагает использование педагогом разнообразных форм организации формирующей и развивающей работы. Согласно утверждению Л.С. Выготского и нашему глубокому убеждению, в разных формах работы (индивидуальной, групповой, фронтальной), решая познавательные задачи, каждый ребенок становится в положение либо субъекта, либо источника идеи, либо оппонента, в процессе чего он приобретает «автономные источники» своей активности и переходит в «ранг» развивающегося субъекта [3, c. 101].

Реализация индивидуального подхода обеспечивается также, на наш взгляд, соблюдением принципа мобильности групп, который предполагает оптимальный учет достижений каждого ребенка, что служит основанием для постепенного его перехода из одной подгруппы в другую, от одного уровня сложности решения познавательных задач к другому.

Для реализации индивидуального подхода необходимо создавать определенные педагогические условия составляющие несколько компонентов:

1. Предметно-пространственный компонент, который заключается в

­ создании предметно-развивающей среды: разнообразных по тематике уголков, уголков с учетом интересов детей, с учетом зоны ближайшего развития и уголков с материалом по уровню развития детей.

­ представлении детям свободы выбора, свободы действий и перемещений в пространстве.

2. Социальный компонент, включающий в себя:

­ социальное подкрепление: создание благоприятной доброжелательной атмосферы, климата психологической свободы, поощрение оригинальных идей, одобрение проявления творческой инициативы, создание ситуаций успеха, умение дать мудрую педагогическую оценку, взаимопонимание всех участников образовательного процесса и т.д.);

­ воспитание в детях сплоченности и сознательности.

­ диалогическое взаимодействие (сотворчество, субъект - субъектное взаимодействие, совместная деятельность взрослых и детей и т.п.);

­ предоставление ребенку права на ошибки, целесообразно позволить детям самостоятельно на практике убедиться в неверности своих предположений (безусловно, если при этом никому не будет нанесен вред - ни объекту наблюдений, ни ребенку);

­ создание ситуаций эмоциональной включенности ребенка в процесс, установление эмоционального контакта;

. Психо-дидактический компонент, который включает в себя:

дидактические принципы:

­ Деятельности - новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное "открытие" его детьми. Используются конструирование, решение исследовательских задач, поисковые вопросы, исследовательская деятельность, в частности детское экспериментирование и т.п.

­ Минимакса или посильной трудности обучения - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом. Не нужно подгонять ребенка под других.

­ Непрерывности - изучаемая тема должна присутствовать во всех видах деятельности.

­ Целостности - создавать у ребенка общую картину мира.

­ Вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора.

­ Творчества - приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

­ Психологической комфортности.

диагностику и оценку:

­ использование разнообразных диагностик: самооценки, статуса ребенка в группе, интересов ребенка, уровень развития и др.

­ диагностика среды группы, участка.

Педагогами указывается, что при соблюдении данных условий индивидуальный подход будет реализован в наибольшей мере и приведет к более высокому познавательному развитию детей.

Таким образом, реализация индивидуального подхода позволяет педагогу формировать у каждого ребенка, согласно уровню его развития, умение понимать и ставить учебно-познавательные задачи, планировать свою работу, выбирать необходимые пути и средства решения задачи, контролировать ход деятельности и правильно оценивать ее результаты.

 



Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.