Опытно-экспериментальная работа по развитию формирования волевых качеств учащихся средствами информационных технологий — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опытно-экспериментальная работа по развитию формирования волевых качеств учащихся средствами информационных технологий

2021-04-19 111
Опытно-экспериментальная работа по развитию формирования волевых качеств учащихся средствами информационных технологий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель, задачи и методика опытно-экспериментальной работы

 

В предыдущей главе были рассмотрены теоретические положения развития познавательной активности у детей младшего школьного возраста. Для проверки эффективности разработанного комплекса уроков с использованием информационных технологий был проведён педагогический эксперимент.

Опытно-экспериментальной базой исследования послужила Абаевская средняя школа. В эксперименте участвовали 3-й «А» класс, в количестве 22 учащихся, и 3-й «Б» - в количестве 21.

Цель экспериментальной работы - проверить возможности информационных технологий в развитии познавательной активности.

Исследование проходило в два этапа: констатирующий и формирующий.

Задачи констатирующего этапа:

· подобрать методы исследования, позволяющие определить уровень познавательной активности младших школьников;

· определить уровень познавательной активности младших школьников до проведения комплекса экспериментальных уроков (нулевой срез).

Задачи формирующего эксперимента:

· разработать комплекс уроков по изобразительному искусству с применением информационных технологий;

· провести разработанные уроки в экспериментальном классе;

· выявить динамику познавательной активности в экспериментальном и контрольном классах (контрольный срез).

Приступая к констатирующему эксперименту, следует отметить, что познавательная активность имеет отчётливые внешние проявления. Опираясь на эти проявления, можно судить о её содержании и характере организации: чем заинтересован ребёнок, какова интенсивность его стремлений к знакомству с определёнными явлениями. О познавательной активности можно судить по четырем показателям:

1. Внимание и особый интерес к предмету.

2. Эмоциональное отношение к предмету (удивление, недоумение, озабоченность и др.).

3. Действия, направленные на лучшее распознавание устройства предмета, понимание его функционального назначения. Общее количество этих действий - свидетельство интенсивности обследования. Но особенно важно количество действий и, прежде всего их разнообразие.

4. Постоянное стремление к новому предмету, даже тогда, когда его нет. Уже по тому, как ребёнок организует процесс своего знакомства с окружающим, можно судить о его готовности преодолевать трудности и препятствия на пути к познанию сути предмета. Поэтому разные уровни самоорганизации, активности можно увидеть в поведении ребёнка в новой и трудной для него познавательной ситуации.

В качестве оценки познавательной активности учеников для эксперимента были выбраны блоки контрольно - ориентировочных тестов (КОРТ) по методике Е. Брежневой [4].

Согласно работе Е. Брежневой познавательная активность состоит из трех компонентов: эмоционального (отображение характера интересов ребёнка, его реакции на различные ситуации, жажда к знаниям); познавательного (такого, что характеризует качество знаний, умений и навыков); волевого (развитие настойчивости, трудолюбия).

Детей мы тестировали индивидуально. Обобщение данных каждого компонента познавательной активности позволило определить уровень сформированности этого качества.

Блок заданий эмоционального компонента позволяет узнать, как ребёнок относится к предмету, игре, быту.

Задание №1

Ребёнку предлагается подборка сюжетных картинок с изображением разных ситуаций, связанных с детской деятельностью (игровая, бытовая, по изобразительному искусству). Ребёнок должен выбрать ту, что ему нравится больше и дать пояснения.

Задание №2

Ребёнку предлагается игровая ситуация, в которой он должен объяснить свой интерес к изобразительному искусству. Учитель просит ребенка изобразить рисующего ребенка и рассказать какие чувства он испытывает в этот момент.

Задание №3

Имеет характер игры: нужно собрать цветок из лепестков, на которых изображены различные предметы. Цветок нужно определить по общим признакам (на лепестках изображены транспорт, одежда, животные, растения, школьные принадлежности).

Блок КОРТ на определение познавательного компонента

Задание №1

Нужно назвать геометрические фигуры, объяснить, что их объединяет и назвать отличия. Задание №2

Необходимо определить жанры живописи по представленным слайдам (портрет, натюрморт, пейзаж), что на них изображено, объединить их в группы.

Задание №3

Выкладывание геометрических фигур, предметов из палочек, спичек, по памяти.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.