Педагогические аспекты формирования у учащихся как волевые качества — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Педагогические аспекты формирования у учащихся как волевые качества

2021-04-19 160
Педагогические аспекты формирования у учащихся как волевые качества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

учащийся урок изобразительный волевой

Современный период развития цивилизованного общества называют этапом информатизации. Одним из приоритетных направлений информатизации общества является информатизация образования. Это перспективное направление в образовании способствует интенсификации процесса обучения, реализации идей развивающего обучения, совершенствованию форм и методов организации учебного процесса.

Эти аспекты отражаются в нормативных документах Республики Казахстан в области образования последних лет: в «Законе об образовании», «Об утверждении республиканской программы развития образования», «Концепции модернизации казахстанского образования до 2015 года» и др. Они гарантируют всем гражданам создание условий для обучения, воспитания и развития в интересах человека, общества, государства, формирование социальной активности, адаптированной к меняющимся условиям жизни общества.

Информационно-учебная деятельность учащихся основана на введении в процесс обучения интерактивных компьютерных систем: мультимедийных технологий, подключающих комплексное (текст, звук, цвет, объем, анимация) восприятие информации; телекоммуникации, позволяющих расширить социальные границы, в рамках которых осуществляется развитие детей; искусственного интеллекта, поднимающего уровень обучения до сознательного исследования.

Вопросами использования информационных технологий в учебном процессе занимались многие педагоги (О.И. Бахтина, В.П. Беспалько, Н.В. Борисова, Б.С. Гершунский, И.В. Гребенев, В.И. Загвязинский, И.Г. Захарова, Ю.Г. Молоков, А.В. Молокова, Е.С. Полат, Г.К. Селевко и другие).

Для эффективной организации образовательного процесса необходимо добиваться оптимального сочетания классических и информационно-технологических приемов и методов обучения, выбираемых с учетом развития пространственных представлений, способностей к аналитико-синтетической деятельности и других индивидуально-психологических особенностей школьников. Информационные технологии позволяют быстро и эффективно организовывать связь «учитель-ученик», одновременно развивая не только познавательные, но и творческие возможности каждого ребенка в коллективном обучении.

Проблемой развития познавательно активности в разное время занимались такие ученые как Д.Н. Богоявленский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.К. Маркова, И.Ф. Харламов, Г.И. Щукина, Т.И. Шамова, И.С. Якиманская и другие.

Вместе с тем проблема использования информационных технологий в школе изучена недостаточно. Это обусловлено тем, что информационные технологии сравнительно недавно начали использоваться в образовании.

В связи с этим возникли противоречия между:

- необходимостью использования информационных технологий на уроках в начальных классах и традиционным опытом передачи знаний обучающимся;

- широким внедрением информационных технологий в образовательный процесс начальной школы и недостаточной разработанностью научно - методического обеспечения данного процесса.

С учётом выявленных противоречий определена проблема исследования: каковы возможности информационных технологий в развитии познавательной активности обучающихся.

Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка дидактических возможностей информационных технологий в развитии познавательной активности школьников.

Объект исследования - процесс развития познавательной активности младших школьников.

Предмет исследования - информационные технологии как средство развития познавательной активности младших школьников.

Гипотеза - процесс развития познавательной активности младших школьников будет эффективнее, если на уроках использовать информационные технологии, которые оптимизируют деятельность учителя, позволяют моделировать креативную образовательную среду, направленную на развитие познавательных способностей младших школьников.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были определены задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Раскрыть сущность познавательной активности младших школьников.

3. Дать характеристику информационных технологий и раскрыть возможности их использования в начальной школе.

4. Разработать комплекс уроков в начальной школе с использованием информационных технологий.

5. Экспериментально проверить влияние информационных технологий на развитие познавательной активности младших школьников.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют основные положения теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), теории активизации познавательной деятельности (И.Ф. Харламов, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.), концепции информатизации образования (Б.С. Гершунский, И.Г. Захарова, Е.С. Полат), теории педагогического эксперимента (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, Е.В. Яковлев и др.), технологического подхода в обучении (В.П. Беспалько, М.М. Левина, В.Н. Монахов и др.).

В ходе эксперимента были применены следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической обработки полученных данных.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявлены возможности информационных технологий в развитии познавательной активности младших школьников.

Практической значимостью исследования является то, что материалы исследования могут быть использованы в работе учителей начальных классов.

Исследования проводились в Абаевской сш. В эксперименте участвовали 3 «А» класс в количестве 21 учащихся и 3 «Б» класс в количестве 22.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.

Во введении обоснована актуальность проблемы, определены цели, объект, предмет, задачи исследования, сформулировала гипотеза.

В первой части «Развитие познавательной активности учащихся как психолого-педагогическая проблема» проведен анализ состояния изучаемой проблемы в научной литературе и практике, уточнено понятие «познавательная активность», раскрыты возможности информационных технологий в развитии познавательной активности младшего школьника в процессе обучения.

Во второй части «Опытно экспериментальная работа по развитию познавательно активности младших школьников средствами информационных технологий» описывается эксперимент, с применением информационных технологий на уроках изобразительного искусства в начальных классах, рассматривается их влияние на познавательную активность младшего школьника.

В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу.


Задание №1

Ребёнку предлагается подборка сюжетных картинок с изображением разных ситуаций, связанных с детской деятельностью (игровая, бытовая, по изобразительному искусству). Ребёнок должен выбрать ту, что ему нравится больше и дать пояснения.

Задание №2

Ребёнку предлагается игровая ситуация, в которой он должен объяснить свой интерес к изобразительному искусству. Учитель просит ребенка изобразить рисующего ребенка и рассказать какие чувства он испытывает в этот момент.

Задание №3

Имеет характер игры: нужно собрать цветок из лепестков, на которых изображены различные предметы. Цветок нужно определить по общим признакам (на лепестках изображены транспорт, одежда, животные, растения, школьные принадлежности).

Задание №1

Нужно назвать геометрические фигуры, объяснить, что их объединяет и назвать отличия. Задание №2

Необходимо определить жанры живописи по представленным слайдам (портрет, натюрморт, пейзаж), что на них изображено, объединить их в группы.

Задание №3

Выкладывание геометрических фигур, предметов из палочек, спичек, по памяти.

Задание №1

Носит игровой характер и имеет целью выявить уровень детской наблюдательности. Детям предлагаю запутанный лабиринт, где нужно найти путь от животного (зайки, мишки…) к его цифре.

Задание №2

Направлено на выявление самостоятельности, то есть умение воспринимать учебное задание, последовательно выполнять действия по словесной инструкции, контролировать свои действия. Предлагается игровое упражнение «Нарисуй по описанию».

Задание №3

Направлено на выявление уровня трудоспособности, единства воли и мышления. Из набора готовых бумажных фигурок ребёнок должен выбрать нужные и накладывать их одна на другую так, чтобы получился узор. Если допускается одна единственная ошибка - узор уже не получится.

Задание №4

«Камушки на берегу» - надо проявить инициативу в поисках вариантов разделения фигур (кружочки разных размеров, квадраты, треугольники) на подгруппы.

Данные, полученные во время обследования детей по трём блокам, позволили оценить уровень познавательной активности у детей экспериментальной и контрольной групп. Все задания КОРТ имели максимальный балл 5. Уровень развития познавательной активности, в соответствии с полученными баллами каждого ученика распределили по трем уровням: высокий, средний и низкий.

У обучающихся с низким уровнем познавательной активности отмечается отсутствие познавательного интереса к углублению знаний, неустойчивость волевых усилий, не умение ставить цели и рефлексировать свою деятельность. Данный уровень отличается стремлением обучающегося понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами его применения по образцу, данному преподавателем.

Средний уровень отличается стремлением обучающихся понять смысл изучаемого явления, закона, проникнуть в его сущность, установить связи между предметами и явлениями, применить знания в новых ситуациях. На этом уровне активности обучающийся проявляет эпизодическое стремление к самостоятельному поиску ответа на заинтересовавший его вопрос, имеется относительная устойчивость волевых усилий обучающегося в стремлении его довести начатое дело до конца, несмотря на встречающиеся трудности, преобладает совместное с учителем целеполагание и рефлексия.

Высокий уровень познавательной активности характеризуется устойчивым интересом обучающегося к теоретическому осмыслению изучаемых явлений, процессов, к самостоятельному поиску решения проблем, возникающих в результате учебной деятельности. Это творческий уровень активности, отличающийся глубоким проникновением обучающихся в сущность явлений и их взаимосвязи, стремлением осуществить перенос знаний в новые ситуации. Этот уровень активности характеризуется проявлением волевых качеств обучающегося, устойчивым познавательным интересом, умением самостоятельно ставить цели и рефлексировать свою деятельность.

Результаты эксперимента по каждому ученику отображены в таблицах 1,2 (приложение 1).

По результатам оценки познавательной активности составлена сводная таблица, в которой данные представлены в процентном соотношении.

 

Таблица 1. Распределение учащихся по уровням развития познавательной активности (нулевой срез).

Уровень

Группа

 

Контрольная

Экспериментальная

  Кол - во учащихся % Кол - во учащихся %
Высокий 2 9% 2 9%
Средний 11 55% 10 45,5%
Низкий 8 36% 10 45,5%

Наглядно результаты нулевого среза представлены на сегментных диаграммах (в соответствии с рисунками 1 и 2).

 

Рисунок 1. Результаты распределения учащихся контрольного класса по уровням развития познавательной активности (нулевой срез)

 

Рисунок 2. Результаты распределения учащихся экспериментального класса по уровням развития познавательной активности (нулевой срез)

 

Данные нулевого среда показали, что высокий уровень познавательной активности наблюдается всего лишь у 9 процентов учащихся эксперементального и контрольного классов. Средний уровень наблюдался у 55% детей в контрольном классе и 45,5% в экспериментальном. Низкий уровень наблюдался у 36% в контрольном классе и 45,5% - в экспериментальном.

Таким образом, нулевой срез свидетельствует, что уровень познавательной активности у учащихся и контрольного, и экспериментального класса является низким. Следовательно, необходима целенаправленная работа по ее развитию.

 

Урок №1.

Тема: Первое знакомство с компьютером. Овладение клавишами.

Цель: 1) Расширить кругозор детей и подготовить всесторонне развитого члена общества

2) Помочь детям познавать окружающий мир, развивать их
наблюдательность, приучать логически мыслить, осознавать увиденное.

3) Развитие интереса к урокам ИЗО.

План:

1. Техника безопасности - 10 мин.

2. Знакомство с компьютером - 10 мин.

3. Решение логической задачи на компьютере («Snakeit») - 15 мин.

Объяснение понятий курсор, управление ими (ознакомление с клавишами) - 10 мин.

Ход урона

Устно рассказать правила по технике безопасности. Опросить учеников.

Рассказать о компьютере и дисплее. Что включать и как, в какой последовательности.

рассадить по рабочим местам.

· включить машины.

· объяснить, где курсор, дать задания для клавиш

· объяснить задачу игры «Snakeit».

Малая змейка решила пообедать в волшебном городе, как только она съест цветок зеленый, она подрастет, но если она съест ядовитый гриб, тут же погибает.

Есть трудности:

· когда съедает зеленый цветок, то появляется белый.

· когда съедает белый цветок, появляется ядовитый гриб.

Вы должны съесть все белые и зеленые цветки, но не тронуть ни одного гриба.

Самостоятельная работа:

Нарисовать по вашему желанию картину, какую вы себе представляете исходя из этой задачи.

Анализ работ.

Выставление оценок.

Урок №2.

Тема: Знакомство с графическим редактором

Цели: 1. (Обучающая) Развитие мышления учащихся, отработка специальных приемов рассуждения;

(Воспитательная) Культура поведения и обращения с компьютером. Выработка умений и навыков плодотворной и творческой работы.

Методы и приемы, используемые на занятии: беседа-сообщение.

Наглядные пособия: персональные компьютеры.

Средства контроля: опрос.

План:

Организационный момент. (3 мин.)

Опрос учащихся по материалу прошедших уроков; (10 мин.)

Обучение работе с программой «Paint»; (10 мин.)

Практическая работа за PC, овладение клавишами F5 и CTRL + BREAK; (12 мин.)

Анализ результатов работы и выставление оценок. (5 мин.)

Ход урока

Организационный момент.

Закрепление пройденного материала:

Как нужно вести себя в кабинете информатике, что нельзя делать?

Как называется части машины? (дисплей, компьютер, дискета)

Какие клавиши вы знаете? Как они называются?

Сегодня мы с вами будем рисовать на экране монитора. Для этого загрузим вам специальную программу «Paint». С ее помощью вы будете командовать карандашом.

Откройте тетради и там, где у вас поставлена точка, начнем рисовать следом за мной (предварительно разделить место для программы в тетрадях и поставить точку, откуда они будут рисовать).

Как правильно включать PC?

Чтобы запустить программу, надо нажать клавишу F5.

Чтобы остановить программу, надо нажать одним пальцем клавишу CTRL вторым BREAK. (Вызвать 3-х учеников, чтобы попробовать).

Сядьте по своим местам и включите машины.

Открыть программу «Paint».

Начнем работу. Если не получилось, нажмите клавиши CTRL + BREAK, а потом снова запустите программу.

Кто справится с заданием, может рисовать, что ему нравится.

Подведение итогов работы.

Итак, что же мы удвоили на уроке?

Управляя компьютером, мы получили рисунок, который хотели.

Сегодня мы изучили еще две новых клавиши F5 и CTRL+ BREAK.

Выведение компьютером рисунка на бумагу каждому ученику.

Урок №3.

Тема: Образные возможности портрета.

Урок разработан по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»/24/. Посвящен группе декоративных искусств, здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственной образности, игровой атмосферы, органичной как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Акцент делается на русские народные традиции и промыслы.

Форма урока: презентация по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» программа Б.М. Неменского.

Цели и задачи:

· развитие компонентов мышления - условности восприятия, способности оценивать, развитие творческой деятельности и навыков учебно-познавательной деятельности;

· дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся, учится в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практической работы обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства;

· формирование умений и навыков выполнять рисунки машинным способом; согласовывать между собой детали для объединения их в целостный ансамбль-воспитание любви к искусству народных мастеров.

Материалы: компьютер, работа в графическом редакторе PAINT.

Зрительный ряд: образцы вышитых полотенец, методическое пособие по композиции; презентация «Символика древних образов. Рушники» в программе Power Point.

Музыкальный ряд: народные мелодии - плясовые, протяжные.

Кроме того были проведены следующие уроки, на которых мы не будем останавливаться подробно, а лишь назовем темы и какие средства информационных технологий применялись на них.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Правила поведения в компьютерном классе:

1. Входить и выходить из класса можно только с разрешения учителя.

2. Требуется занимать только то рабочее место, которое закреплено учителем за обучающимся, бригадой в целом.

3. Включать или выключать компьютер и подключённые к нему устройства учащимся не разрешается.

4. Подключение к работе компакт-дисков учебного назначения осуществляется учителем или лаборантом.

Знакомство с темой урока.

Работа по слайдам.

Слайд 1. Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с древними корнями народного искусства. На предыдущих уроках мы познакомились с внешним и внутренним убранством русской избы. А какие же предметы наполняли крестьянский дом? Утварь, предметы быта, помогающие крестьянину 8 его повседневной жизни: ковш, ложки, короба, сундуки, прялки и многие другие предметы, о которых давно забыли современные люди. Утиральник? (Для лица) Рушник? Рукатёр? Что это за предмет?.

Слайд 2. Полотенце сопровождало человека всю жизнь. Полотенцами крестьяне украшали свой дом в праздничные дни. Они развешивались по стенам на верёвках или деревянных спицах. На красочных декоративных полотенцах преподносили хлеб-соль почётным гостям. Во время крестин мать ребёнка в знак благодарности одаривала красивыми полотенцами священника, дьякона и куму. В свадебном обряде: как подарки новым родственникам и всем почётным гостям.

Свадебное полотенце-эта трехчастная симметричная композиция с изображением женской фигуры в центре и всадниками по бокам. Такое полотенце приносило в дом как пожелание продолжения рода и семейного благополучия (чтобы дети родились и росли здоровыми, не переводилась птица и домашние животные, всегда был обильным урожай на поле…). Вышивалось оно обычно невестой или её подружками, вешалось в переднем «красном» углу сразу же в первый день свадьбы.

Вышивкой занимались только женщины. Почему? (Лён - царство женщин; лес, вода - мужчин)

Слайд 3. Какие цвета использовались в вышивке? Для Руси основные цвета - красным по белому, белым по красному.

Слайд 4. По каким правилам вышивали полотенце? Полотенце вышивали с обеих концов, по крою, в трёх полосах. Край полотенца не обрубался, а оформлялся крючком или «по выдергу» и обшивался. Техника вышивки:

по выдергу;

двухсторонний шов;

набором (зеркальное отображение);

тамбурный шов.

Вышивка появилась очень давно, ещё в бронзовом веке (в IX-XI в. Вышивали передники стальной медной проволочкой). В дальнейшем стали вышивать нитками (красного, жёлтого, чёрного цвета).

Закрепление знаний, полученных на предыдущих уроках.

Слайд 5. Мир крестьянина был заполнен красочными цветением росписи, резными узорами, вышивками и затейливыми кружевами. Они доставляли людям радость и имели символическое значение.

Задание на композицию. Пройти к мольберту и разместить знаки-символы на полотенце:

Слайд 6. Задание для выполнения работы на компьютере.

Практическая работа.

Работа выполняется на компьютере с помощью графического редактора Paint. С его помощью выполняем орнамент для полотенца. Работа в графическом редакторе Paint. Для рисования и редактирования имеется набор инструментов, которые объединены в панель инструментов (при желании можно воспользоваться). Из созданных (заранее созданных учителем или учениками) фрагментов составьте орнаментальную композицию, используя буфер обмена. Для этого:

Выделите фрагмент с помощью инструмента Выделение.

Установите Прозрачный фон в графическом меню инструмента Выделение.

В меню Правка выберите Копировать. Изображение помещено в буфер обмена.

В меню Правка выберите Вставить. Изображение фрагмента появляется в верхнем левом углу рабочего поля.

Перенесите его с помощью «мыши» в нужное место документа и щёлкните на свободное поле, чтобы снять выделение.

В меню Правка вновь выберите Вставить. На экране появится ещё один фрагмент. Его также можно перетащить в любое место документа.

Создание симметричного изображений с помощью горизонтального меню.

Рассмотрим команды, которые позволяют поворачивать изображение или элемент, что особенно важно при моделировании объектов.

Выделите фрагмент с помощью инструмента Выделение.

В графическом меню установите Прозрачный фон.

В меню «Правка» выберите «Копироват». Изображение помещено в буфер обмена.

В меню Правка выберите Вставить. Изображение фрагмента появляется в верхнем левом углу рабочего поля.

В меню Рисунок выберите Отразить/повернуть.

В открывшемся окне установите переключатель перед строкой Отразить слева направо.

Щёлкните на кнопке ОК. На экране появиться зеркальное отображение фрагмента.

Приставьте повёрнутую копию фрагмента к вертикальной стороне исходного фрагмента.

Урок №4

Тема: Фантастические птицы (с применением интерактивной доски)

Занятие «Фантастические птицы» относится по программе 3-го класса к циклу, посвященному форме обобщенных очертаний и пропорциям изображений как средств передачи узнаваемости, выразительности и гармоничности того, что показано на рисунках.

В соответствии с концепцией развивающего обучения умение изображать формировалось на основе принципа «от общего - к частностям», «от целого - к частям». Дети угадывали по пропорциям реальных птиц, а затем придумывали и изображали фантастическое животное.

На занятии использовалась интерактивная доска с большим полноцветным изображением птиц, на которой дети могли разглядеть пернатых в мельчайших подробностях.

Ход урока

Занятие началось с того, что учитель напомнил детям о выполненных ими на прошлом уроке рисунках из жизни фантастических животных.

Учитель. Почему эти животные фантастические?

Кирилл. Таких животных не бывает в жизни.

Никита. Они такие странные… тело может быть ото льва, а голова человеческая… или по-другому… человек, а голова животного…

Лида. Может быть и от разных животных… лапы от одного, голова от другого, а туловище - еще от кого-то…

Учитель. Хорошо. Здесь я с вами соглашусь. А что еще подчеркивает фантастичность животных на рисунках?

Никита. Разные части сделаны по-разному…

Лиза. Мы разные штриховки делали… Голову так., туловище - по-другому… Чем красивее штриховка, тем животное более фантастическое получается…

Учитель. А почему мы решили, что эти фантастические существа - животные?

Дети….

Учитель. Есть ли какие-то особенности, которые позволяют нам утверждать: «Это животное»? Лиза. У животного - четыре ноги… Олег. У них туловище больше всего… больше других частей… Учитель. А если посмотреть на рисунки? На изображения? Лида. А! У животных это… (делает движения руками, показывающими форму) такая форма… посмотришь, сразу понятно, что это животное… Лиза. Обобщенная форма… Она показывает, кто это… а еще и что делает и какое оно… доброе, злое… Учитель. Согласна с вами. Гриша. Они могут быть похожи на треугольники, на квадраты и другие фигуры. Учитель. Да. Обобщенные формы очень близки к геометрическим. Это очень важное добавление, и вы поймете сейчас, почему. Учитель показывает на интерактвной доске сначала шесть картинок с изображениями различных птиц, а потом столько же изображений обобщенных очертаний, передающих различные формы и пропорции основных частей их туловища.

Учитель. Вот перед вами изображения птиц. Вы их знаете? (Показывает по очереди).

Никита. Это цапля.

Олег. Ворона.

Гриша. Утка.

Лида. Синица.

Кирилл. Это вот эта птичка… маленькая…

Учитель. Соловей. А эта птичка называется клест.

Это обобщенные очертания птиц, но не целиком, а только их основных частей. Попробуйте узнать и покажите, пожалуйста, какое из обобщенных очертаний какой птице соответствует.

Задание осложнено тем, что на картинках птицы разной величины, а на обобщенных очертаниях - одинаковые. Поэтому по размеру узнать птиц нельзя.

Учащиеся по очереди подходят к доске и передвигают обобщенное очертание под картинкой той птицы, туловище которой оно изображает. Учитель. Хорошо. Работали быстро и точно. А теперь внимание! Задание!

Выберите любое очертание туловища птицы из тех, которые выставлены. Добавьте к нему такие части, чтобы получилась фантастическая птица. Что можно добавить?

Никита. Хвост, голову.

Асель. Лапы.

Дима. Клюв.

Фархат. Этот самый… как его (показывает на голову, поднимает прядь волос).

Учитель. Хохолок?

Дима. Да.

Учитель. Внимание! Слушаем задание дальше.

Попробуйте сделать рисунок пером этой фантастической птицы, используя разные штриховки. Чтобы вам было легче придумывать, я вам раздам ваши работы, где вы использовали интересные декоративные штриховки. Раздает ученикам их учебные работы, сделанные на прошлых уроках.

Задание понятно? Подумайте, кого и как вы будете рисовать. Никита, ты придумал?

Никита. Да, туловище вороны, а голову - тигра.

Маулен. Туловище цапли, хвост - крокодила.

Арнур. Туловище утки, лапы - льва, голова и шея - жирафа.

Учитель. Понятно. У каждого из вас очень интересные идеи. Rакое еще важное условие необходимо соблюдать, чтобы рисунок получился красивым?

Никита. Аккуратно делать все.

Учитель. Ну, это само собой разумеется.

Дима. Надо хорошо расположить рисунок на листе. Чтобы в середине… Или так, чтобы хорошо смотрелось.

Дети выполняют рисунки. Учитель предлагает зрителям (взрослым) тоже выполнить задание. Несколько человек соглашаются. Им даются такие же листы бумаги, карандаши, ластики и гелиевые ручки. Разрешается смотреть на рабочие рисунки детей при выборе штриховок.

Во время работы учеников учитель проходит по рядам и там, где это требуется, «помогает» детям. Но «помощь» эта особого рода. Он не говорит детям, что надо сделать, где исправить и, конечно, не касается детской работы. Он беседует с детьми об их замыслах.

Никита. Я правильно расположил птицу?

Учитель, (рассматривая рисунок). Мне, Никита, непонятно, что она делает.

Никита. Она так приготовилась (показывает) и хочет прыгнуть.

Учитель. Тогда, действительно, тебе нужно подумать над расположением.

Если она хочет прыгнуть, то куда?

Никита. Ее сюда подвинуть надо. А здесь… пропасть сделать…

Учитель. Очень интересно задумала. Только, Гульнар, мне не очень понятно, какая это птица. Добрая, злая?

Гульнар. Хитрая.

Учитель. А как можно показать хитрость на рисунке?

Гульнар. На лице.

Учитель. Конечно, изобразив черты лица, это можно сделать. Но у нас птица…

Гульнар….

Учитель. Давай подумаем, как выглядит человек, который хочет схитрить. Вот Тема, например. А ты смотришь на него и думаешь: «А я вижу, что ты хитришь».

Гульнар. А!., голову по-другому надо… чуть ниже… и вот так повернуть…

Настя. У меня не получается! Я хочу, чтобы он сердился… Учитель. А ты вспомни, как выглядят птицы, когда они сердятся.

Настя. Они взъерошены. Перья торчат. Учитель. Правильно. А теперь посмотри на рисунок.

Настя…. Тут… надо другую штриховку.

По окончании занятия рисунки детей остаются на столах для того, чтобы зрители имели возможность их рассмотреть. Рисунки взрослых тоже раскладываются на столе, и дети их внимательно рассматривают, обсуждают (учитель к столу с рисунками не подходит). Затем Гоша по поручению товарищей оглашает мнение ребят.

Арнур. Мы решили дать… разные места. На первое место поставили этот рисунок. Он очень интересный. Птица волшебная… не простая… И очень красивые штриховки. Она сказочная получилась. На второе место вот этот рисунок. Здесь такая толстая птица. Интересная. И штриховки хорошие. Вот этот рисунок на третье… А этот на четвертое место. Зрители хлопают авторам рисунков и экспертам-детям.

Методический комментарий

1. На занятии не вводились новые для детей способы изображения. Но задача перед ними стояла довольно сложная: они должны были переосмыслить то, что уже знали раньше, и применить эти значения при решении новой для них творческой задачи. Например, выбрав очертание туловища одной из птиц, ребята должны были так дополнить и перекомбинировать части ее тела, чтобы птицы стали фантастическими и выразительными, но в основном сохранили очертания, согласованность форм и пропорции птицы.

. За время обучения дети знакомились с разными изобразительными средствами, при помощи которых они могли бы передать фантастичность изображения. Но задача перед ними стояла довольно сложная: они должны были переосмыслить то, что уже знали раньше, и применить это при решении новой для них творческой задачи. Так, выбрав очертание туловища одной из птиц, они должны были вспомнить части тела птиц и других животных, выбрать их и обоснованно использовать в своем рисунке.

Самое простое и активно использованное учениками средство - замена частей тела на такие же, но принадлежащие другим животным или птицам. Подобные замены дополнялись различными деталями, что тоже прибавляло изображению фантастичности. Многие дети сознательно шли на нарушение пропорций частей тела, сохраняя при этом общие очертания птицы и показывая, что их птица делает. Кроме того, все дети использовали декоративные штриховки.

Соотношение средств в рисунках каждого ребенка было различно: где-то оно явно подчинялось индивидуальному замыслу и придавало рисунку неповторимость, а где-то показывало недостаточное владение автором этими средствами, непонимание их выразительных возможностей.

Так же следует отметить неоценимую роль интерактивной доски в привлечении и акцентировании детского внимания.

 

Заключение

 

Проблема развития познавательной активности школьников - одна из важнейших проблем современной педагогики. Она выступает как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний.

Реалии сегодняшнего дня требуют ориентации образования младших школьников на развитие познавательной активности личности как основы личностного развития, так как в процессе начального обучения закладывается фундамент умения учиться, который в дальнейшем становится основным условием непрерывного образования. Возрастание вариативности типов учебных заведений не однозначно сказывается на качестве, формирования знаний, умений и навыков учащихся, в силу не разработанности организационных, методических и правовых основ их функционирования.

В современных условиях главной задачей образования является не только получение участниками определённой суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых информационных технологий. Он подбирает игры к уроку, дидактический материал, индивидуальные задания, оценивает знания и развитие учащихся. Интегрирование обычного урока с компьютерным позволяет переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.

Информационная технология, составляющая основу электронного образовательного комплекса, позволяет каждому конкретному учителю с любым начальным уровнем пользовательских компьютерных навыков в рамках существующей классно - урочной системе организовать в полном объёме в каждом конкретном классе и для каждого конкретного ученика учебный процесс личностно - ориентированного обучения.

В данной работе изучены возможности информационных технологий в обучении; в частности, на уроках изобразительного искусства.

Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила сделать следующие выводы.

1. Проблема развития познавательной активности имеет глубокие исторические корни, но актуальность она приобрела в последние десятилетия.

. Познавательная активность - это черта личности, которая проявляется в отношении человека к деятельности, состоянии готовности, стремлении к самостоятельной деятельности, качестве ее осуществления, выборе оптимальных путей для достижения поставленной цели.

. Информационные технологии - это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио - и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

. Развитие познавательной активности требует специальной работы, таковой является учебная деятельность на уроках изобразительного искусства с использованием средств информационных технологий.

Таким образом, можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась: процесс развития познавательной активности младших школьников будет эффективнее, если на уроках использовать средства информационных технологий, которые оптимизируют деятельность учителя, позволяют моделировать различные ситуации и среды, развивая тем самым творческие и познавательные способности школьников.


Введение

учащийся урок изобразительный волевой

Современный период развития цивилизованного общества называют этапом информатизации. Одним из приоритетных направлений информатизации общества является информатизация образования. Это перспективное направление в образовании способствует интенсификации процесса обучения, реализации идей развивающего обучения, совершенствованию форм и методов организации учебного


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.193 с.