Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2021-04-19 | 133 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Основной формой выполнения УИРС является индивидуальная работа студента над сформулированным преподавателем заданием. Экспериментальную часть работы студент выполняет на лабораторных занятиях. Согласно этапу задания учебно-исследовательской работы студент знакомится с установками для соответствующих методов исследования и анализа.
Определение каждого компонента включает два этапа: 1
– исследование и выбор условий определения, 2 – набор статистических данных результатов определения, их математическая обработка и оценка метрологических характеристик. Таким образом, работа состоит из шести основных этапов.
Все записи при подготовке к УИР, результатов эксперимента, расчеты ведут в лабораторном журнале, страницы которого следует пронумеровать. Журнал начинается с титульного листа, где указывают название дисциплины, кафедры, фамилию студента и номер группы. На следующей странице записывают индивидуальное задание на УИР (см. п.1.1), затем приводят состав объекта анализа, который получают на первом занятии. Составы всех технологических растворов приведены в приложении учебного пособия «Физико-химические методы анализа. Часть 3. Молекулярная спектроскопия». Далее следует оглавление лабораторного журнала. Оглавление лабораторного журнала составляется студентом в процессе выполнения работы и соответствует шести основным ее этапам. Ниже приведен пример оглавления лабораторного журнала при выполнении УИР по теме «Анализ осадительной ванны производства волокна из ароматических полиамидов».
ОГЛАВЛЕНИЕ
1 Исследование условий определения лития в осадительной ванне
методом пламенной фотометрии…………………………………………………..
|
1.1 Построение градуировочной зависимости и выбор условий
определения…………………………………………………………………………...
1.2 Методика определения LiCl методом градуировочного графика……
2 Результаты определения LiCl в осадительной ванне методом пламенной фотометрии…………………………………………………….
3 Исследование условий определения ионов водорода методом потенциометрического титрования………………………………………………….
3.1 Выбор условий титрования………………………………………………
3.2 Методика определения НС1 …………………………………………….
4 Результаты определения НС1 в осадительной ванне методом потенциометрического титрования………………………………………………….
5 Исследование условий определения диметилацетамида (ДМАА) методом УФ–спектроскопии…………………………………………………………
5.1 Снятие УФ–спектра, выбор длины волны и построение градуировочной зависимости………………………………………………………...
5.2 Методика определения ДМАА…………………………………………...
6 Результаты определения ДМАА в осадительной ванне методом УФ–спектроскопии…………………………………………………………………………
7 Сводные данные и общие выводы………..………………………………
При подготовке к выполнению исследований условий определения компонента в объекте анализа студент использует учебные пособия [2-4], ориентируясь в первую очередь на указанный в задании метод анализа. В лабораторный журнал следует занести:
– название этапа работы;
– краткие теоретические основы метода анализа, (на чем основан метод, какая измеряемая величина является аналитическим сигналом, уравнение связи аналитического сигнала с концентрацией определяемого компонента);
– схему установки, указав названия отдельных ее узлов. Схемы и методики работы на установках и приборах, входящих в установки, приведены в [1-4]. Методики измерений на установках и приборах не рекомендуется переписывать в журнал;
– перечень используемой посуды и реактивов;
|
– химические уравнения протекающих реакций;
– электроды – для электрохимических методов;
– титрант – для методов титрования;
–план проведения исследований, руководствуясь разделом «Исследование условий определения» в пособиях [2-4];
– пересчет концентрации определяемого компонента в молярную концентрацию эквивалента, т.е. нормальную, моль/л, если в задании указана в других единицах измерения (для методов титрования);
– методику приготовления серии стандартных растворов (для методов с использованием градуировочного графика).
При выполнении экспериментальной работы описание проведенных студентом исследований, методики приготовления растворов, расчеты и все полученные им результаты измерений вносят в лабораторный журнал. Записи необходимо проводить непосредственно в процессе работы, без последующих дополнений «по памяти». Записи следует вести аккуратно, подробно, систематически и последовательно, фиксируя по заранее подготовленной форме, например, в виде таблиц. Таблицы и результаты определений следует оформлять в соответствии с рекомендациями, приведенными в [2-4] и разделе 2 данного пособия.
Весь графический материал (спектры, полярограммы, кривые титрования, градуировочные зависимости и т.п.), вклеивают в лабораторный журнал. Каждый этап работы по исследованию условий определения должен заканчиваться записью кратких выводов.
На основании результатов исследований, расчетов и выводов студент составляет прописи методик определения конкретных компонентов в анализируемом объекте и записывает в лабораторный журнал. При этом следует ориентироваться на прописи методик, представленных в [2-4], и раздел 1.4 данного пособия. По составленной методике студент проводит определения компонентов в анализируемом объекте, т.е. использует ее при выполнении второго этапа работы по каждому методу.
Для набора статистических данных в исследуемом технологическом растворе (объекте анализа) проводят 4–6 параллельных определения компонента по разработанной методике. Для установления воспроизводимости и правильности результатов анализа проводится математическая обработка результатов определения. Все расчеты по математической обработке данных ведут в лабораторном журнале, следуя рекомендациям раздела 2 настоящего пособия. Результаты представляют в виде таблицы 2 раздела 2.1 данного пособия. Для оценки правильности результатов определения используют модельные растворы, в которых концентрация определяемого компонента известна точно (действительное значение), а концентрация других – приблизительно. Действительное значение содержания определяемого компонента в объекте анализа студент получает у преподавателя после проведения математической обработки данных. Каждый этап по набору статистических данных и их обработке заканчивается выводами по оценке правильности и воспроизводимости результатов определения.
|
План работы студента на каждом этапе обсуждается с преподавателем и при необходимости корректируется на последующих занятиях. После каждого лабораторного занятия студент обрабатывает экспериментальные данные, строит графические зависимости, составляет прописи методик, сводит экспериментальные данные и результаты расчетов в таблицы. По рекомендации преподавателя параллельно с обработкой результатов исследования и определения в лабораторном журнале студент пишет соответствующие разделы отчета.
1.3 Самостоятельная работа студента
Самостоятельная работа студента складывается из изучения теоретических основ методов анализа по лекциям, учебникам и учебным пособиям и подготовки к проведению УИР, обработки экспериментальных данных, расчетов и написании отчета.
Все этапы выполнения экспериментальной работы и обработки результатов, составление отчета, результаты сдачи коллоквиумов, а также защита учебно-исследовательской работы оценивается в баллах по рейтинговой системе. Сроки сдачи каждого этапа работы указаны в таблице оценки знаний студентов по рейтинговой системе.
1.4 Структура и содержание отчета по научно-исследовательской работе
Составлять отчет по УИР следует начинать с третьей недели занятий параллельно с экспериментальной работой. Это позволит студенту распределить работу по написанию отчета в течение семестра, а не заниматься ею непосредственно перед защитой УИР.
|
К моменту окончания экспериментальной части УИР у студента должна быть готова основная часть отчета. Заключительные разделы отчета (сводная таблица результатов и выводы) студент оформляет после обсуждения всех полученных результатов с преподавателем.
Отчет по УИРС включает в себя:
– титульный лист;
– задание;
– содержание;
– введение;
– основную часть, состоящую из трех разделов по определению трех компонентов;
– выводы по проделанной работе;
– список использованной литературы.
Ниже приведен пример разделов отчета по теме УИР «Определение загрязнений в сточных водах».
Введение
1 Исследование условий и результаты определения железа(lll) в сточной воде методом прямой фотометрии
1.1 Установка для прямой фотометрии
1.2 Методы исследования и определения
1.3 Исследование условий определения железа(lll) в воде
1.4 Методика определения ионов железа(lll) в воде методом прямой фотометрии
1.5 Результаты определения ионов железа(lll) в сточной воде
2 Исследование условий и результаты определения хлорид-ионов методом ионометрии
2.1 Установка для ионометрии
2.2 Методы исследования и определения
2.3 Исследование условий определения хлорид-ионов методом ионометрии
2.4 Методика определения хлорид-ионов методом ионометрии
2.5 Результаты определения хлорид ионов методом ионометрии
3 Исследование условий и результаты определения хлорид-ионов методом потенциометрического титрования
3.1 Установка для потенциометрического титрования
3.2 Методы исследования и определения
3.3 Исследование условий определения хлорид-ионов в воде
3.4 Методика определения хлорид-ионов методом потенциометрического титрования
3.5 Результаты определения хлорид-ионов в воде
4 Сопоставление результатов определения, полученных тремя методами
Выводы
Список литературы
Титульный лист отчета – форма оформления приведена в Приложении 1.
Задание на УИР – записано в лабораторном журнале на 1-м занятии.
Содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование), выводы, список использованной литературы.
Введение (объем 1-2 стр.). Введение пишется ко всему отчету. В нем студент описывает объект анализа, обосновывает необходимость проведения химико-аналитического контроля компонентов технологического раствора или определения токсичных компонентов в сточных или природных водах. При написании введения студенту рекомендуется пользоваться учебниками и другой литературой по технологии химических волокон, отделочного производства и экологии.
В конце введения студент приводит примерный состав анализируемого объекта в соответствующих единицах измерения и описывает цели и задачи исследования.
|
Основная часть отчета включает три раздела, каждый из них состоит из пяти подразделов. Первые два подраздела (описание установок и методов) представляют методическую часть отчета. Для их написания студент должен пользоваться литературой, указывая по тексту ссылки на источники информации. Подразделы 3-5 отчета (экспериментальная часть) включают полученные данные проведенных исследований, составленные методики и результаты определений.
Описание установок для работы (разделы 1.1, 2.1, 3.1 отчета).
При выполнении УИР студент проводит исследования и делает определения тремя методами и работает соответственно на трех установках. Студент приводит схему и отдельные узлы каждой из трех установок и кратко описывает принцип действия установок. Например, «На рисунке 1 представлена установка для фотометрического титрования. Принцип действия установки состоит в следующем…(описывается принцип действия установки). Измеряемой величиной на приборе является …….». Методику выполнения измерений на установке в отчете приводить не следует, нужно лишь дать ссылку на то учебное пособие, в котором она описана. Схемы приборов и установок рисуют от руки или выполняют на компьютере. Сканирование рисунков из учебных пособий не допускается.
Методы исследования и определения (разделы 1.2, 2.2, 3.2 отчета).
В каждом разделе указывается название выбранного физико-химического метода анализа и кратко его теоретические основы.
В разделе также описывается суть метода количественного определения, который студент использовал при определении компонента в объекте анализа. Например, метод градуировочного графика, метод ограничивающих растворов, метод титрования и т.д. С учетом используемого физико-химического метода анализа (потенциометрическое титрование, фотометрия, полярография и др.) указывают координаты графической зависимости, приводят формулы для расчета концентраций по результатам измерений.
Исследование условий определения (разделы 1.3, 2.3, 3.3 отчета).
В разделах последовательно описывают проведенные исследования и приводят полученные результаты исследования условий определения компонентов в анализируемом объекте тремя методами соответственно.
Прежде всего, если при определении протекает химическая реакция, то записывают уравнение реакции. Для методов титрования объясняют выбор титранта и его концентрации, а также выбор объема пробы анализируемого раствора. Для электрохимических методов анализа указывают выбранные электроды.
В процессе выполнения УИР студент использует стандартные растворы, т.е. известной концентрацией определяемого компонента. Следует записать методику приготовления стандартных растворов, привести данные о стандартных растворах (навески на технических и аналитических весах, вместимости используемой мерной посуды), концентрации приготовленных растворов, а также растворов, полученных после разбавления. При необходимости данные приводятся в виде таблиц.
При использовании методов молекулярной спектроскопии в УФ- и видимой областях приводятся спектры и обосновывается выбор длины волны максимума поглощения; при использовании методов полярографии – полярограммы; при использовании методов титрования – кривые титрования. Таблицы с данными, по которым строятся кривые титрования, приводить не надо. В виде таблиц следует представлять такие данные, как объем пробы, объем титранта и потенциал в конечной точке титрования. При наличии однотипных зависимостей в качестве примера дается одна из них. Например, одна кривая титрования, полученная при установлении концентрации титранта, вторая кривая – при титровании анализируемого компонента.
При необходимости сравнения нескольких градуировочных зависимостей их графики располагают на одном рисунке, используя разные обозначения точек для отдельных зависимостей. Наряду с градуировочными графиками студент приводит рассчитанные методом наименьших квадратов уравнения, характеризующие эти зависимости, и коэффициент корреляции. Графические зависимости (спектры, кривые титрования, линейные зависимости) рекомендуется строить в программе Exel.
В конце разделов 1.3, 2.3 и 3.3 необходимо сделать основные выводы, вытекающие из исследований, например, об обосновании выбора метода количественных определений (метод градуировочного графика или метод ограничивающих растворов), о линейном интервале концентраций и стабильности градуировочного графика, о необходимости разбавления технологического раствора перед анализом, об условиях потенциометрического титрования и т.д.
Методика определения компонента анализируемого раствора (разделы 1.4, 2.4 и 3.4 отчета). На основе результатов исследования и выбора условий анализа, представленных в разделах 1.3, 2.3 и 3.3 студент составляет методики. В прописи методики приводят последовательность выполнений операций, указывая конкретные условия проведения, например, объемы проб, концентрацию титранта, толщину кюветы, длину волны, вместимость мерной посуды, названия электродов и др. В конце методики приводят формулу для расчета концентрации определяемого компонента в единицах измерения, которые указаны при описании состава объекта анализа. В методике не следует упоминать о повторном проведении определения для набора статистических данных и выполнении математической обработки результатов.
Результаты количественных определений компонентов в объекте анализа (разделы 1.5, 2.5 и 3.5 отчета). В начале раздела рекомендуется указать, что результаты получены по составленной студентом методике. Данные приводятся в виде таблиц, в которые включают все результаты анализа, полученные по каждому методу. Результаты определений должны быть пересчитаны на содержание определяемого компонента в исходном технологическом растворе (в случае его разбавления) и представлены в тех же единицах, что и во «Введении». Эти результаты обрабатываются методом математической статистики, все расчеты студент выполняет в лабораторном журнале. В отчет помещают только таблицы с окончательными результатами математической обработки.
На основании действительного значения содержания определяемого компонента рассчитывается погрешность определения и делается вывод о наличии или отсутствии случайных и систематических ошибок и правильности результатов определения.
Для сопоставления результатов, полученных тремя методами, в разделе 4 составляют сводную таблицу результатов. Пример таблицы приведен ниже. В таблице указывают действительное значение содержания определяемых компонентов а, доверительные интервалы и относительные стандартные отклонения, а также единицы измерения. Представленные в таблице результаты студент должен проанализировать с точки зрения их воспроизводимости и правильности.
Таблица 1– Результаты определения компонентов в _______________________
(объект анализа)
Определяемый компонент
| Метод определения | |||||
Пламенная фотометрия а =….. | Потенциометрическое титрование а =…… | УФ-спектроскопия а = ….. | ||||
± δ | S r, % | ± δ | S r, % | ± δ | S r, % | |
LiCl HCl ДМАА |
Выводы в отчете по УИР должны включать шесть основных заключений о результатах исследований условий определения и метрологической оценке полученных результатов по трем методам анализа. В выводах студент также может отразить свое мнение, например, сопоставляя характеристики изученных инструментальных методов анализа.
Список литературы. В списке литературы приводятся все источники, в том числе методические пособия, которыми пользовался студент при написании введения, описании установок, методов исследования и определения.
1.5 Правила оформления отчета по УИР
1. Общее оформление отчета осуществляется в соответствии со стандартными правилами:
– односторонний текст на листахформата А4;
– шрифт «Times New Roman», размер 14;
– межстрочный интервал 1,5;
– поля: нижнее, верхнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см.
2. Нумерация страниц отчета
Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки. Титульный лист отчета включают в общую нумерацию страниц отчета. Номер страницы на титульном листе не проставляют.
3. Нумерация разделов, подразделов
Разделы отчета должны иметь порядковые номера в пределах всего отчета, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацного отступа. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится. Заголовки разделов и подразделов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая.
Пример:
1 Описание установок
1.1 Установка для фотометрии
4. Оформление таблиц
Таблицы нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией по всему отчету. На все таблицы должны быть ссылки в тексте отчета. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.
Пример оформления таблицы:
Таблица ____ – __________________________
номер название таблицы
|
|
| ||
5. Оформление рисунков
Рисунки (схемы приборов, графики, спектры, диаграммы) следует располагать в отчете, непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Рисунки следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией по всему отчету. Рисунки должны иметь название и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование размещают после пояснительных данных и располагают следующим образом:
6. Ссылки
Ссылки на использованные литературные источники, методические пособия следует приводить в квадратных скобках после упоминания по тексту.
7. Оформление списка литературы
Пример оформления списка:
Книга: Серков А.Т. Вискозные волокна. – М:Химия. 1081. – 135 с.
Статья: Серков А.Т. Вискозные волокна // Хим.волокна.–1985.– №4 – с.35-38.
Интернет: автор и полный адрес сайта в Интернете.
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!