Выполнение учебно-исследовательской работы по курсу — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Выполнение учебно-исследовательской работы по курсу

2021-04-19 139
Выполнение учебно-исследовательской работы по курсу 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИя И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.Н. КОСЫГИНА

(ТЕХНОЛОГИИ. ДИЗАЙН. ИСКУССТВО)»

(ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина»)

 

 

                                      Для направлений подготовки

                                   18.03.01 Химическая технология,

                                                      20.03.01 Техносферная безопасность,

                                                 29.03.03 Технология полиграфического

                                                                  и  упаковочного производства

Выполнение учебно-исследовательской работы по курсу

«ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА»

Учебно-методическое пособие

 

                                                                  Составители:

                                                                      Гридина Н.Н., доц., к.т.н.,

                                                                      Новиков А.В., доц., к.т.н.

 

Москва

РГУ им. А.Н. Косыгина 2018

 

 

УДК 543

Г 83

 

Г 83 Выполнение учебно-исследовательской работы по курсу

«ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА»: учебно-методическое пособие. / Сост. Гридина Н.Н., Новиков А.В. – М.: РГУ им. А.Н. Косыгина, 2018. –  32 с.

 

 

 

Рецензенты:

 

Сафонов В.В. – д-р техн. наук, проф., ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина»;

Колоколкина Н.В. –канд. хим. наук, доц., ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина»

 

 

 

Учебно-методическое пособие по дисциплине «ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА» предназначено для выполнения учебно-исследовательской работы студентов. В нем изложены задачи, которые ставятся при выполнении этой работы, и приведен порядок ее выполнения. Даны рекомендации по расчету метрологических характеристик результатов определения компонентов технологических растворов, по составлению и оформлению отчета по учебно-исследовательской работе, по выполнению самостоятельной работы.    

    Пособие предназначенодляобучающихся по направлениямподготовки 18.03.01 Химическая технология, 29.03.03 Технология полиграфического и упаковочного производства, 20.03.01 Техносферная безопасность очной формы обучения.

 

 

УДК 543

 

 

Подготовлено к печати на кафедре химии и технологии

полимерных материалов и нанокомпозитов

       

   Печатается в авторской редакции.

                                                      © РГУ им. А.Н. Косыгина, 2018

 

                                        © Гридина Н.Н., Новиков А.В., 2018 

СОдержание

 

ВВЕДЕНИЕ. 4

1 УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.. 5

1.1 Структура индивидуального задания на учебно-исследовательскую работу и порядок его выдачи. 5

1.2 Выполнение учебно-исследовательской работы.. 6

1.3 Самостоятельная работа студента. 9

1.4 Структура и содержание отчета по научно-исследовательской работе. 9

1.5 Правила оформления отчета по УИР. 14

1.6 Защита учебно-исследовательской работы.. 15

2 МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРЕДЕЛЕНИЙ.. 15

2.1 Основные метрологические характеристики результатов определений. 15

2.1.1 Оценка воспроизводимости результатов определения. 17

2.1.2 Проверка правильности результатов определения. 20

2.2 Примеры математической обработки результатов количественных определений 22

2.2.1 Оценка воспроизводимости и правильности результатов определения содержания карбоната натрия. 22

2.2.2 Оценка правильности результатов определения содержания ионов железа(lll), полученных по двум методикам. 26

ЛИТЕРАТУРА.. 28

ПРИЛОЖЕНИЕ. 28

 

                                                     ВВЕДЕНИЕ

 

Данные методические указания относятся к выполнению учебно-исследовательской работы (УИР). Лабораторный практикум по курсу «Физико-химические методы анализа» включает в себя выполнение студентами учебно-исследовательской работы и демонстрационных  лабораторных  работ.

Основными задачами изучения практического курса в форме УИР являются получение навыков исследовательской работы, решение конкретных химико-аналитических задач и метрологическая  оценка результатов определения.  Выполнение УИР устанавливает связь между курсом  «Физико-химические методы анализа» и специальными химическими дисциплинами.

Для осуществления этих задач студентам выдаются индивидуальные задания на выполнение УИР по исследованию условий определения компонентов технологических объектов, по набору статистических данных количественного определения и их математической обработке, сопоставлению результатов, полученных различными методами. Темы научно-исследовательских работ в основном связаны со специальностью студентов и посвящены исследованиям в области химико-аналитического контроля  производства полимерных материалов, химических волокон, отделочного производства, а также контроля загрязнений окружающей среды.

Индивидуальные задания, полученные несколькими студентами, могут быть объединены общими задачами исследования и анализа.

В процессе выполнения УИР студенты должны научиться применять теоретические знания на практике, пользоваться лабораторным оборудованием,  приобрести  навыки организации и ведения самостоятельного исследования, решения практических задач, обработки и анализа полученных данных, научиться  оформлять и докладывать результаты учебно-исследовательской работы. Освоение практического курса «Физико-химические методы анализа» в форме учебно-исследовательской работы способствует закреплению  приобретенных знаний и практических навыков по аналитической химии и метрологии.

 

 

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

 

1.1 Структура индивидуального задания на учебно-исследовательскую работу и порядок его выдачи

 

Индивидуальные задания студенты получают  на первом лабораторном занятии и записывают его в лабораторный журнал по форме, представленной ниже.  В задании отражены вся стадии работы, необходимые для решения поставленной задачи.

 

З А Д А Н И Е

 

на учебно-исследовательскую работу по курсу

«Физико-химические методы анализа»

 

 Тема работы ___________________________________________________

 

Содержание задания

1  Исследовать условия определения, составить методики анализа и определить содержание

1.1      ________________________________________________________

1.2      ________________________________________________________

1.3      ________________________________________________________                                                                                                                   

2 Набрать статистические данные результатов анализа                                                                                                                                                                                                                                                                              (провести от 4 до 6 параллельных определений компонента) ___________.

3  Установить метрологические характеристики (воспроизводимость и правильность) результатов количественного определения.

 

    Задание включает в себя работу с учебной и справочной литературой   для освоения методов анализа, которые связаны с темой УИР.

     Экспериментальная часть задания заключается в исследовании условий определения трех компонентов анализируемого объекта тремя различными физическими или физико-химическими методами, наборе статистических данных результатов определения по каждому методу и их математической обработке с целью оценки правильности и воспроизводимости.

Для выполнения экспериментальной  части задания студент получает объект анализа, который, как правило, представляет собой технологический раствор, сточную или природную воду. Технологические растворы, например, осадительная ванна, промывная вода, отбеливающий раствор и др., используют на производстве, и состав  их прописан в регламенте. Объект анализа указывается в теме работы, а определяемые компоненты и методы исследования и анализа – в содержании задания. Несколько студентов могут иметь одну и ту же тему работы, но определять различные компоненты, используя при этом разные методы. Ниже приведены два примера заданий.

Тема работы ­– «Анализ осадительной ванны производства волокна из ароматических полиамидов»

Содержание задания

1 Исследовать условия определения, составить методики анализа и

 определить

1.1    Хлорид лития – методом пламенной фотометрии (ионы Li+).

1.2    НС1– методом потенциометрического титрования (ионы H+).

1.3    Диметилацетамид – методом УФ–спектроскопии.                                                                                                                           

2 Набрать статистические данные результатов определения содержания

 хлорида лития,  соляной кислоты, диметилацетамида в осадительной  ванне.

3 Установить метрологические характеристики результатов

определения.

 

           Тема работы –  «Определение загрязнений в сточных водах»

Содержание задания

1  Исследовать условия определения, составить методики анализа и

 определить

1.1   Ионы железа – методом прямой фотометрии.

1.2   Хлорид-ионы  – методом потенциометрического титрования.

1.3   Хлорид-ионы  –  методом ионометрии.

2  Набрать статистические данные результатов определения содержания ионов железа и хлорид-ионов в воде.

3  Установить метрологические характеристики результатов определения.

 

Примеры математической обработки результатов количественных определений

2.2.1 Оценка воспроизводимости и правильности результатов определения  содержания  карбоната натрия

 

Каждый студент проводит от 4 до 6 параллельных определений концентрации С, г/л  карбоната натрия в растворе одной пробы. Рассчитывает среднее значение содержания карбоната натрия  (), стандартное отклонение S, относительное стандартное отклонение Sr  и доверительный интервал определяемой величины   ± δ.

Рассмотрим пример обработки результатов шести параллельных определений (n = 6). Содержание карбоната натрия по результатам шести титрований составляет:

               x 1 = 0,2798 г/л                  x 4 = 0,2714 г/л

               x 2 = 0,2720 г/л                  x 5 = 0,2734 г/л

            x 3 = 0,2719 г/л                    x 6 = 0,2735 г/л.

Находим среднее значение концентрации карбоната натрия по формуле

 

  = 0,2737г/л.

 

    Чтобы рассчитать стандартное отклонение, предварительно рассчитывают ,     и  сумму . Результаты этих расчетов вносят в таблицу 1, образец которой приведен ниже. Для упрощения проведения расчетов данные   xi   представляют в виде целого числа с указанием его порядка. Например: 0,2798 = 2798 . 10–4.

Таблица 3 – Результаты промежуточных расчетов

, г/л ∙ 104, г/л  ∙ 108 , г/л
1 0,2798 61 3721
2 0.2720 17 289
3 0.2719 18 324
4 0.2714 13 169
5 0.2734 3 9
6 0.2735 2 4

 

    Стандартное отклонение рассчитывают по формуле

 ,

где   f число степеней свободы, f = n – 1.      f = 6 – 1 = 5.

В данном примере

                                             = 4516. 10–8,

= 0,0030 г/л.

    Стандартное отклонение имеет ту же размерность, что и результаты определения (г. %, г/л).

    Следует выяснить, есть ли в рассматриваемой выборке из шести результатов ошибочные (промахи), сравнив |    с 2 S. Результаты считаются ошибочными и их исключают, если   |   > 2 S.  В данной выборке первый результат оказался неправильным, так как

|   = 0,2798 – 0,2737 = 0, 0061;

 

2 S = 2 . 0,0030 = 0,0060; 0,0061 > 0,0060.

 

    Следовательно, первый результат следует отбросить и заново провести расчеты с оставшимися пятью параллельными результатами (см. таблицу 4).

Таблица 4 – Результаты промежуточных расчетов после исключения промахов

, г/л ∙ 104, г/л  ∙ 108 , г/л
1 0.2720 17 289
2 0.2719 18 324
3 0.2714 13 169
4 0.2734 3 9
5 0.2735 2 4

 

    n = 5;     = 0,2724;  = 362. 10–8.

= 0,00095 0,0010 г/л.

    В данном расчете для всех пяти результатов   |   2 S, поэтому можно продолжать расчеты. Кроме стандартного отклонения S рассчитывают относительное стандартное отклонение S r.

 = 0,0037.

 

S r   не имеет размерности, но может быть выражено в процентах:

 

                         . 100 = 0,0037. 100 = 0,37%.

 

Воспроизводимость результатов характеризуется как стандартным отклонением S, так и относительным стандартным отклонением S r.

    Для установления доверительного интервала рассчитывают величину δ на основе стандартного отклонения S, числа определений n и коэффициента Стьюдента t:

                                                           ,

где t находят по справочнику (см. приложение 2) в зависимости от доверительной вероятности Р (обычно принимают Р = 0,95) и числа степеней свободы   f = n – 1.  

    В рассматриваемом примере при    Р = 0,95и  f = 5– 1= 4 находим t = 2,78 и рассчитываем δ:

                     = 0,00124 0,0012 г/л.

В данном случае в числе δ = 0,00124 первая значащая цифра равна единице, поэтому значение δ округляют до двух значащих цифр. Нули, стоящие впереди, не являются значащими и лишь указывают на порядок числа.

 Число значащих цифр для среднего результата определяется порядком значащих цифр в значении δ. Так как  = 0,0012 г/л, то в значении   оставляют четыре цифры после запятой = 0,2724.

    Доверительный интервал, внутри которого с вероятностью 0,95 находится истинное значение содержания карбоната натрия при отсутствии систематических ошибок, составляет:

 

;

0,2724 – 0,0012  ˂   ˂ 0,2724 + 0,0012;

0,2712 ˂   ˂ 0,2736.

    Все основные результаты математической обработки следует свести в таблицу 5.

 

    Таблица 5 – Математическая обработка результатов определения Na2CO3

n  , г/л S, г/л S r, %  ± δ, г/л
5 0,2724 0,0010 0,37 0,2724 ± 0,0012

Определение содержания карбоната натрия студент проводит в стандартном растворе. Для оценки правильности результатов определения сравнивают доверительный интервал с действительным значением а. За а принимается содержание карбоната натрия в стандартном растворе. Действительное значение студент узнает у преподавателя после проведения математической обработки результатов определения. При оценке правильности найденного значения следует выяснить, обусловлено ли различие между   и а случайной погрешностью или имеет место и систематическая погрешность. Отклонение от действительного значения а не должно превышать рассчитанную величину δ. В данном случае а = 0,2750 г/л.

 | | = | 0,2724 – 0,2750 | = 0,0026 > 0,0012.

Таким образом, действительное значение   а = 0,2750 г/л не попадает в доверительный интервал 0,2712 0,2736. Следует сделать вывод, что при определении содержания карбоната натрия имеют место случайная и систематическая составляющие погрешности.

 

2.2.2 Оценка  правильности  результатов определения содержания ионов железа(lll), полученных по двум методикам

В качестве примера в таблице 6 даны результаты определения содержания ионов железа (lll) (значения n,   ± δ, S) методом прямой фотометрии с использованием двух различных аналитических реагентов:

1– сульфосалициловой кислоты,     2 – роданида калия.

 

 Таблица 6 – Результаты определения содержания ионов Fe (lll)

Метод n  ± δ, мг/л S, мг/л F экс F табл t экс t табл
1 5 1,64 ± 0,15 0,141

2,25

5,2

4,62

2,26

2 6 1,30 ± 0,10 0,094

    Для сравнения воспроизводимости двух методов пользуются                     F –критерием. С этой целью рассчитываютзначение F как отношение двух дисперсий V 1 и V 2, найденных при определении ионов Fe(lll) с сульфосалициловой кислотой и роданидом калия:

 

                  (S 12  >   S 22).

    В рассматриваемом примере

 = 2,25.

 

    По таблице приложения 3 находят значение F –критерия (при соответствующих степенях свободы   f 1 и f 2  и заданной доверительной вероятности Р = 0,95) и сравнивают его с рассчитанным значением F экс.

В приложении 3 при Р = 0,95, f 1 = 5 – 1 = 4,   f 2 = 6 –1 = 5 находят значение F табл = 5,2. Так как F табл > F экс (5,2 > 2,25), то расхождение между дисперсиями V 1 и V 2 (или стандартными отклонениями S 1 и S 2), а следовательно, между воспроизводимостью результатов двух сравниваемых методов незначимо. Из этого следует, что расхождение между случайными погрешностями результатов двух методов не обнаружено. Таким образом, при определении ионов железа как с использованием сульфосалициловой кислоты, так и роданида калия преимущества одного метода над другим по воспроизводимости в данном случае не найдено.

    Для оценки правильности результатов определения, полученных двумя методами, разница в воспроизводимости результатов которых признана незначимой, в первом приближении достаточно сравнить доверительные интервалы результатов определения. Если наблюдается перекрывание одного доверительного интервала другим, можно допустить, что отличие в средних значениях содержания ионов Fe(lll), определяемых двумя методами, объясняется случайными, а не систематическими погрешностями и полученные результаты считают правильными.

Для более строгой оценки правильности результатов следует рассчитать значение t –критерия и сопоставить с табличным значением.

    В данном примере

    В приложении 2 находят значение критерия Стьюдента t табл = 2,26   при Р = 0,95  и   f = n 1 + n 2   – 2 = 5 + 6 2 = 9. 

    Сопоставление показывает, что t табл <   t экс (2,26 < 4,62). Следовательно, расхождение между результатами определения двумя методами значимо и обусловлено наличием не только случайных, но и систематических погрешностей. В этом случае данные обоих методов нельзя объединять в одну выборку, чтобы рассчитать среднее значение содержания ионов Fe(lll). Значения F – и t –критериев заносят в таблицу 5.

    Оценить правильность полученных результатов можно, проверив методики на стандартных растворах. В нашем примере действительное содержание ионов Fe(lll) в анализируемом растворе   а = 1,50 мг/л.

Рассчитывают значение t –критерия для каждого метода по формуле                                                                                                         

.

1)  При определении с сульфосалициловой кислотой

 

 

значение t табл = 2,78 при Р = 0,95 и f 1 = 4. Получается   t табл >   t экс (2,78 > 2,54).

2) При определении с роданидом калия

t табл   = 2,57  при Р = 0,95 и   f 2 = 5. Следовательно, t табл <   t экс (2,57 <5,22).

    Сопоставление табличного и расчетного значений t –критерия показало, что правильными следует признать результаты определения содержания железа, найденные по 1-й методике с сульфосалициловой кислотой, так как t табл >   t экс.    Во втором случае расчетное значение t –критерия больше табличного, что говорит о наличии систематической ошибки при определении железа данным методом. 

   

ЛИТЕРАТУРА

1. Быкова Л.Н., Новиков А.В., Чеснокова О.Я. Аналитическая химия. / Под ред. Л.Н. Быковой. – М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2002. – 411 с.

2. Гридина Н.Н., Новиков А.В., Баранов О.В. Физико-химические методы анализа. Часть 1. Электрохимические методы анализа: учебное пособие. – М.: РГУ им. А.Н. Косыгина, 2015. – 68 с.

3. Гридина Н.Н., Новиков А.В., Баранов О.В. Физико-химические методы анализа. Часть 2. Спектральные методы анализа. Атомная спектроскопия: учебное пособие. – М.: РГУ им. А.Н. Косыгина, 2016. – 52 с.

4. Гридина Н.Н., Новиков А.В., Баранов О.В. Физико-химические методы анализа. Часть 3. Спектральные методы анализа. Молекулярная спектроскопия: учебное пособие. – М.:РГУ им. А.Н. Косыгина, 2017. – 76 с.

 

    П РИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ  1

 

Титульный лист отчета по УИР

    РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.Н.КОСЫГИНА (ТЕХНОЛОГИИ. ДИЗАЙН. ИСКУССТВО)   Факультет химической технологии и промышленной экологии Кафедра химии и технологии полимерных материалов и нанокомпозитов     УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА по дисциплине “Физико-химические методы анализа»   (название темы) _________________________________________________________________________   Выполнил:       Студент группы ______ _________________                                                                                                                                                                  Руководитель:   доц.       ________________                       Москва 20__ г.

 

   

 

 

     ПРИЛОЖЕНИЕ  2

 

Значения t –критерия Стьюдента

 

Число

степеней свободы

F = n - 1

Доверительная вероятность Р

   0,90 0,95   0,99
        1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 20 25 30 40 60         ∞ 6,31 2,92 2,35 2,13 2,01 1,94 1,89ё 1,86 1,83 1,81 1,80 1,78 1,77 1,76 1,75 1,72 1,71 1,70 1,68 1,67 1,65 12,71 4,30 3,18 2,78 2,57 2,45 2,37 2,31 2,26 2,23 2,20 2,18 2,16 2,15 2,13 2,09 2,06 2,04 2,02 2,00 1,96 63,66 9,93 5,84 4.60 4,03 3.71 3,50 3,35 3,25 3,17 3,11 3,05 3.01 2,98 2,95 2,85 2,79 2,75 2,70 2,66 2,58

 

 

     ПРИЛОЖЕНИЕ  3

 

Значения F –критерия Фишера

f 2

f 1     при Р = 0,95

  1 2 3 4 5 6 24
1 164,4 199,5 215,7 224,6 230,2 234,0 249,0 254,3
2 18,5 19,2 19,2 19,3 19,3 19,3 19,5 19,5
3 10,1 9,6 9,3 9,1 9,0 8,9 8,6 8,5
4 7,7 6,9 6,6 6,4 6,3 6,2 5,8 5,6
5 6,6 5,8 5,4 5,2 5,1 5,0 4,5 4,4
6 6,0 5,1 4,8 4,5 4,4 4,3 3,8 3,7
7 5,6 4,7 4,4 4,1 4,0 3,9 3,4 3,2
8 5,3 4,5 4,1 3,8 3,7 3,6 3,1 2,9
9 5,1 4,3 3,9 3,6 3,5 3,4 2,9 2,7
10 5,0 4,1 3,7 3,5 3,3 3,2 2,7 2,5
11 4,8 4,0 3,6 3,4 3,2 3,1 2,6 2,4
12 4,8 3,9 3,5 3,3 3,1 3,0 2,5 2,3
13 4,7 3,8 3,4 3,2 3,0 2,9 2,4 2,2
14 4,6 3,7 3,3 3,1 3,0 2,9 2,3 2,1
15 4,5 3,7 3,3 3,1 2,9 2,8 2,3 2,1
3,8 3,0 2,6 2,4 2,2 2,1 1,5 1,0

 

Учебно-методическая литература

 

 

Гридина Наталья Николаевна

Новиков Анатолий Владимирович

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИя И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.Н. КОСЫГИНА

(ТЕХНОЛОГИИ. ДИЗАЙН. ИСКУССТВО)»

(ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина»)

 

 

                                      Для направлений подготовки

                                   18.03.01 Химическая технология,

                                                      20.03.01 Техносферная безопасность,

                                                 29.03.03 Технология полиграфического

                                                                  и  упаковочного производства

Выполнение учебно-исследовательской работы по курсу

«ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА»

Учебно-методическое пособие

 

                                                                  Составители:

                                                                      Гридина Н.Н., доц., к.т.н.,

                                                                      Новиков А.В., доц., к.т.н.

 

Москва

РГУ им. А.Н. Косыгина 2018

 

 

УДК 543

Г 83

 

Г 83 Выполнение учебно-исследовательской работы по курсу

«ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА»: учебно-методическое пособие. / Сост. Гридина Н.Н., Новиков А.В. – М.: РГУ им. А.Н. Косыгина, 2018. –  32 с.

 

 

 

Рецензенты:

 

Сафонов В.В. – д-р техн. наук, проф., ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина»;

Колоколкина Н.В. –канд. хим. наук, доц., ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина»

 

 

 

Учебно-методическое пособие по дисциплине «ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА» предназначено для выполнения учебно-исследовательской работы студентов. В нем изложены задачи, которые ставятся при выполнении этой работы, и приведен порядок ее выполнения. Даны рекомендации по расчету метрологических характеристик результатов определения компонентов технологических растворов, по составлению и оформлению отчета по учебно-исследовательской работе, по выполнению самостоятельной работы.    

    Пособие предназначенодляобучающихся по направлениямподготовки 18.03.01 Химическая технология, 29.03.03 Технология полиграфического и упаковочного производства, 20.03.01 Техносферная безопасность очной формы обучения.

 

 

УДК 543

 

 

Подготовлено к печати на кафедре химии и технологии

полимерных материалов и нанокомпозитов

       

   Печатается в авторской редакции.

                                                      © РГУ им. А.Н. Косыгина, 2018

 

                                        © Гридина Н.Н., Новиков А.В., 2018 

СОдержание

 

ВВЕДЕНИЕ. 4

1 УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.. 5

1.1 Структура индивидуального задания на учебно-исследовательскую работу и порядок его выдачи. 5

1.2 Выполнение учебно-исследовательской работы.. 6

1.3 Самостоятельная работа студента. 9

1.4 Структура и содержание отчета по научно-исследовательской работе. 9

1.5 Правила оформления отчета по УИР. 14

1.6 Защита учебно-исследовательской работы.. 15

2 МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРЕДЕЛЕНИЙ.. 15

2.1 Основные метрологические характеристики результатов определений. 15

2.1.1 Оценка воспроизводимости результатов определения. 17

2.1.2 Проверка правильности результатов определения. 20

2.2 Примеры математической обработки результатов количественных определений 22

2.2.1 Оценка воспроизводимости и правильности результатов определения содержания карбоната натрия. 22

2.2.2 Оценка правильности результатов определения содержания ионов железа(lll), полученных по двум методикам. 26

ЛИТЕРАТУРА.. 28

ПРИЛОЖЕНИЕ. 28

 

                                                     ВВЕДЕНИЕ

 

Данные методические указания относятся к выполнению учебно-исследовательской работы (УИР). Лабораторный практикум по курсу «Физико-химические методы анализа» включает в себя выполнение студентами учебно-исследовательской работы и демонстрационных  лабораторных  работ.

Основными задачами изучения практического курса в форме УИР являются получение навыков исследовательской работы, решение конкретных химико-аналитических задач и метрологическая  оценка результатов определения.  Выполнение УИР устанавливает связь между курсом  «Физико-химические методы анализа» и специальными химическими дисциплинами.

Для осуществления этих задач студентам выдаются индивидуальные задания на выполнение УИР по исследованию условий определения компонентов технологических объектов, по набору статистических данных количественного определения и их математической обработке, сопоставлению результатов, полученных различными методами. Темы научно-исследовательских работ в основном связаны со специальностью студентов и посвящены исследованиям в области химико-аналитического контроля  производства полимерных материалов, химических волокон, отделочного производства, а также контроля загрязнений окружающей среды.

Индивидуальные задания, полученные несколькими студентами, могут быть объединены общими задачами исследования и анализа.

В процессе выполнения УИР студенты должны научиться применять теоретические знания на практике, пользоваться лабораторным оборудованием,  приобрести  навыки организации и ведения самостоятельного исследования, решения практических задач, обработки и анализа полученных данных, научиться  оформлять и докладывать результаты учебно-исследовательской работы. Освоение практического курса «Физико-химические методы анализа» в форме учебно-исследовательской работы способствует закреплению  приобретенных знаний и практических навыков по аналитической химии и метрологии.

 

 

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

 

1.1 Структура индивидуального задания на учебно-исследовательскую работу и порядок его выдачи

 

Индивидуальные задания студенты получают  на первом лабораторном занятии и записывают его в лабораторный журнал по форме, представленной ниже.  В задании отражены вся стадии работы, необходимые для решения поставленной задачи.

 

З А Д А Н И Е

 

на учебно-исследовательскую работу по курсу

«Физико-химические методы анализа»

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.209 с.