Глава 1 Развитие внешнеэкономической деятельности на — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Глава 1 Развитие внешнеэкономической деятельности на

2021-04-19 116
Глава 1 Развитие внешнеэкономической деятельности на 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Современном этапе

Виды внешнеэкономической деятельности и особенности их

Правового регулирования

 

Внешнеэкономическая деятельность организаций связана с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, приобретением или продажей за рубеж товаров, услуг, работ, результатов интеллектуальной деятельности.

Ввиду того что эта весьма разнообразная деятельность связана с притоком или оттоком из Российской Федерации валютных ценностей, она регулируется государством. Определены основные направления государственного регулирования внешнеэкономической деятельности экономическими и административными методами (ст.12 [11]).

Вышеуказанным Федеральным законом в полномочия Президента Российской Федерации входят:

- определение основных направлений торговой политики Российской Федерации;

- определение порядка ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней;

- устанавливать запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях участия Российской Федерации в международных санкциях;

- осуществлять иные полномочия (ст.13 [11]).

Правительство РФ:

- обеспечивает проведение в Российской Федерации единой торговой политики и осуществляет меры по ее реализации, принимает соответствующие решения и обеспечивает их выполнение;

- применяет специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при осуществлении внешней торговли товарами, а также иные меры по защите экономических интересов Российской Федерации;

- устанавливает ставки таможенного тарифа в пределах, определяемых федеральным законом;

- вводит количественные ограничения экспорта и импорта товаров в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и определяет порядок применения количественных ограничений экспорта и импорта товаров;

- устанавливает разрешительный порядок экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений, а также определяет перечень отдельных видов товаров, в отношении которых применяется такой порядок;

- определяет порядок лицензирования в сфере внешней торговли товарами и порядок формирования и ведения федерального банка выданных лицензий;

- по представлению федерального органа исполнительной власти определяет перечень отдельных видов товаров, за экспортом и (или) импортом которых устанавливается наблюдение;

- определяет порядок наблюдения за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров;

- принимает в пределах своей компетенции решения о проведении переговоров и подписании международных договоров Российской Федерации;

- принимает решения о введении в качестве ответных мер в отношении иностранных государств ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

- определяет порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации делящихся (расщепляющихся) ядерных веществ;

- устанавливает порядок вывоза из Российской Федерации товаров, составной частью которых является информация, составляющая государственную тайну;

- утверждает товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;

- осуществляет иные возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации полномочия в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности и государственного контроля в этой области (ст.13 [11]).

Разработка предложений, касающихся торговой политики Российской Федерации, государственного регулирования внешнеторговой деятельности, заключения международных торговых договоров и иных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции наделило правом государственного регулирования внешнеторговой деятельности. В случае, если затрагиваются интересы субъектов Российской Федерации, разработка указанных предложений осуществляется при участии соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 Федеральный орган исполнительной власти вносит в Правительство Российской Федерации предложения, касающиеся торговой политики Российской Федерации, и обеспечивает реализацию задач по защите экономических интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и российских лиц, а также проведение мер, связанных с государственным регулированием внешнеторговой деятельности. Федеральный орган исполнительной власти является единственным органом государственной власти, выдающим лицензии внешнеторговой деятельности [17].

Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования (применения импортного и экспортного таможенных тарифов) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности. Установлены также государственная монополия на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, ограничения и запрет на ввоз или вывоз товаров исходя из соображений экономической политики, выполнения международных обязательств Российской Федерации, защиты экономической основы суверенитета Российской Федерации, защиты внутреннего потребительского рынка в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы российских лиц акции иностранных государств и их союзов и по другим достаточно важным основаниям в соответствии с актами законодательства Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Действующие правила нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности определены Постановлением Правительства РФ от 06.11.1992 N 854 (ред. 23.05.2003) «О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации» [17]. Этим же Постановлением утверждены:

- перечень товаров, экспорт которых осуществляется по лицензиям в объеме установленных квот;

- перечень специфических товаров (работ, услуг), экспорт которых осуществляется по лицензиям;

- перечень специфических товаров (работ, услуг), импорт которых осуществляется по лицензиям;

- перечень товаров, экспорт и импорт которых осуществляется в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации и Правительством РФ.

Основные принципы перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации регламентированы гл.2 Таможенного Кодекса РФ. ТК РФ запрещает дискриминацию в области ввоза/вывоза товаров при условии соблюдения законности (ст.13 [3]).

Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации производится в соответствии со следующими таможенными режимами:

- основные таможенные режимы: выпуск для внутреннего потребления, экспорт, международный таможенный транзит;

- экономические таможенные режимы: переработка на таможенной территории, переработка для внутреннего потребления, переработка вне таможенной территории, временный ввоз, таможенный склад, свободная таможенная зона (свободный склад);

- завершающие таможенные режимы: реимпорт, реэкспорт, уничтожение, отказ в пользу государства;

- специальные таможенные режимы: временный вывоз, беспошлинная торговля, перемещение припасов, иные специальные таможенные режимы [3].

Организация, занимающаяся внешнеэкономической деятельностью, имеет право выбора и замены таможенного режима, осуществление которого не зависит от характера, количества, страны происхождения или назначения товаров, если иное не предусмотрено ТК РФ и другими актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу.

Рассмотрим понятия таможенных режимов.

Таможенный режим "выпуск для внутреннего потребления" предполагает, что ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары остаются постоянно на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории. Выпуск товаров для внутреннего потребления предусматривает:

- уплату в отношении товаров таможенных пошлин, налогов и внесение иных таможенных платежей;

- соблюдение мер экономической политики и других ограничений [3].

Экспорт - таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе [3; 12].

 Экспорт товаров осуществляется при условии уплаты вывозных таможенных пошлин в порядке, предусмотренном ТК, соблюдения ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, и выполнения иных требований и условий, установленных Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

При экспорте товаров производятся освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах [2].

При выпуске товаров в таможенном режиме экспорта товары должны быть вывезены за пределы таможенной территории Российской Федерации в том же состоянии, в котором они находились на день принятия таможенной декларации, за исключением изменений состояния товаров, произошедших вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.

Международный таможенный транзит - таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации и местом их убытия с этой территории (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории Российской Федерации) без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

 Под таможенный режим международного таможенного транзита могут быть помещены любые иностранные товары, за исключением товаров, транзит которых запрещен в соответствии с федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации могут быть установлены дополнительные условия помещения товаров под таможенный режим международного таможенного транзита (ст.167 [3]).

Переработка на таможенной территории - таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории Российской Федерации в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации в определенный срок (ст.173 [3]).

  Переработка для внутреннего потребления - таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории Российской Федерации в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин с последующим выпуском продуктов переработки для свободного обращения с уплатой таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки (ст.187 [3]).

Переработка вне таможенной территории - таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации для целей проведения операций по переработке товаров в течение установленного срока (срока переработки товаров) с последующим ввозом продуктов переработки с полным или частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов (ст.197 [3]).

Временный ввоз - таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст.209 [3]).

Таможенный склад- таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары хранятся под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а товары, предназначенные для вывоза, хранятся под таможенным контролем на условиях, предусмотренных Кодексом (ст.215 [3]).

Свободная таможенная зона (свободный склад) - это таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к вышеуказанным товарам мер экономической политики, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта, в порядке, определяемом ТК РФ (ст.218 [3]).

Реимпорт товаров - это таможенный режим, при котором российские товары, вывезенные с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта, ввозятся обратно в установленные сроки без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики (ст.234 [3]).

Реэкспорт товаров, применяется в случае, если иностранные товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации без взимания или с возвратом ввозных таможенных пошлин и налогов и без применения мер экономической политики в соответствии с ТК РФ и иными актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу (ст.239 [3]).

Уничтожение товаров - это особый таможенный режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем, включая их приведение в состояние, непригодное для использования, без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики (ст.243 [3]).

Отказ от товара в пользу государства предполагает, что лицо отказывается от товара без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер экономической политики. Отказ допускается с разрешения таможенного органа Российской Федерации и не должен сопрягаться с какими-либо расходами для государства (ст.248 [3]).

Временный вывоз - таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, могут временно использоваться за пределами таможенной территории Российской Федерации с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст.252 [3]).

Беспошлинная торговля - таможенный режим, при котором иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, или российские товары продаются в розницу физическим лицам, выезжающим за пределы таможенной территории Российской Федерации, непосредственно в магазинах беспошлинной торговли без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера (ст.258 [3]).

Перемещение припасов - таможенный режим, при котором товары, предназначенные для использования на морских (речных) судах, воздушных судах и в поездах, используемых для платной международной перевозки пассажиров либо для платной или бесплатной международной промышленной либо коммерческой перевозки товаров, а также товары, предназначенные для продажи членам экипажей и пассажирам таких морских (речных) судов, воздушных судов, перемещаются через таможенную границу без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст.264 [3]).

Иные специальные таможенные режимы устанавливаются в отношении следующих товаров, перемещаемых через таможенную границу:

- товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации и предназначенных для обеспечения функционирования посольств, консульств, представительств при международных организациях и иных официальных представительств Российской Федерации за рубежом;

- товаров, перемещаемых через таможенную границу между воинскими частями Российской Федерации, дислоцированными на таможенной территории Российской Федерации и за пределами этой территории;

- товаров, перемещаемых через таможенную границу и предназначенных для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе товаров, предназначенных для бесплатной раздачи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, и товаров, необходимых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и жизнедеятельности аварийно-спасательных формирований;

- товаров, вывозимых в государства - бывшие республики СССР и предназначенных для обеспечения деятельности расположенных на территориях этих государств лечебных, спортивно-оздоровительных и иных учреждений социальной сферы, имущество которых находится в собственности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, а также для проведения на территориях указанных государств российскими организациями научно-исследовательских работ в интересах Российской Федерации на некоммерческой основе;

- российских товаров, перемещаемых между таможенными органами через территорию иностранного государства (ст.268 [3]).

В соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации таможенному контролю подлежат перемещаемые (ввозимые/вывозимые) через таможенную границу Российской Федерации товары и транспортные средства. При этом согласно ст.18 ТК РФ и Федеральному закону «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» под товаром понимается любое движимое имущество [12; 31].

В связи с этим любые перемещаемые юридическими и физическими лицами результаты интеллектуальной деятельности, зафиксированные на магнитных, бумажных или иных материальных носителях (схемы, чертежи, описания технологических процессов, программные продукты, методические материалы, результаты исследований и т.д.), в том числе в комплекте с изделиями или продукцией, подлежат таможенному контролю.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.