Существующие методы оценки бизнеса — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Существующие методы оценки бизнеса

2021-04-19 97
Существующие методы оценки бизнеса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Многие крупные российские компании переходят на концепцию ценностно-ориентированного управления бизнесом (Value Based Management). Для того чтобы управление, ориентированное на ценность, стало возможным, необходимо иметь в распоряжении эффективные методы оценки бизнеса. Стоит ли говорить о том, что способы оценки бизнеса для принятия управленческих решений, предлагаемые западными экономистами Модильяни, Дамодараном, Коуплендом, не находят своего применения в нашей стране, где не существует развитого рынка акций, а следовательно, и рыночной оценки самих предприятий? Поэтому в арсенале отечественных компаний нет адаптированных способов оценки бизнеса. Все, что они имеют, - три стандартных подхода к оценке: дисконтирование денежных потоков, сравнение с аналогами и определение ценности чистых активов. Некоторые идут дальше, разрабатывают оригинальные методы, обеспечивающие большую наглядность, вроде суммирования предстоящей прибыли за прогнозный период или определения добавленной ценности на основе показателя экономической прибыли (EVA). Проблема таких оценок заключается в том, что они стремятся к получению одного цифрового значения ценности бизнеса, который характеризовал бы и эффективность управления, и ценность данного предприятия на рынке, и будущую привлекательность в глазах инвесторов. Другими словами, присутствует желание соединить в одном интегрированном показателе несколько равноценных составляющих.

Ценность бизнеса была и остается показателем, имеющим несколько значений в зависимости от целей и заинтересованных сторон. Существует лишь некий ориентир ценности, к которому стремятся сделанные оценки. При анализе ценности одного и того же предприятия для одних и тех же целей реально получить несколько оценок, которые в равной степени будут заслуживать право на жизнь.

Методики, предлагающие одну взвешенную оценку ценности бизнеса, можно использовать исключительно для целей продажи бизнеса в том или ином его виде.

Недостатки существующих методик оценки бизнеса:

1. Трудность поиска информации и громоздкость расчета. Использование оценки бизнеса на регулярной основе должно быть максимально простым, а результат – наглядным.

2. Наличие большого количества корректировок, связанных с непрозрачностью бухгалтерской отчетности. Для оценки менеджменту следует использовать данные управленческого учета, который должен быть приспособлен для оценки.

3. Сложность долгосрочного планирования затрудняет применение доходных способов оценки. В основном используется ретроспектива фактических данных за прошлые периоды. В этой связи следует разрабатывать методику определения темпов роста денежных потоков или составлять прогнозы на сроки до пяти лет.

4. Бухгалтерская оценка активов приводит к заниженной ценности чистых активов. Необходима рыночная переоценка всех основных фондов и, если потребуется, нематериальных активов.

5. Отсутствие адекватной базы для сравнения с аналогами.

В рамках концепции ценностно-ориентированного управления (VBM) оценка бизнеса должна стать основанием для решения следующих задач:

1. Разработка планов и стратегий развития предприятия.

2. Оценка эффективности менеджмента.

3. Оценка эффективности деятельности компании.

4. Определение реальной ценности одной акции.

При этом оценка бизнеса должна отвечать следующим требованиям:

· простота;

· наглядность;

· обоснованность;

· периодичность;

· информативность.

В целях управления ценностью наиболее информативными видами ценности являются:

1. Рыночная ценность чистых активов.

2. Капитализация бизнеса.

3. Ценность бизнеса как непрерывно функционирующего предприятия, приносящего доход (DCF).

Сопоставление указанных показателей обусловит принятие стратегических решений, таких как определение направлений инвестирования, выбор вариантов распоряжения собственностью (продажа, ликвидация, реорганизация), смена продуктового ряда, обоснование места предприятия на рынке, а также оперативных решений, связанных с мотивацией персонала и мероприятиями по увеличению прибыли.

К четвертому подходу можно отнести распространенный в зарубежной практике и новый для России подход, основанный на оценке имущественных (реальных) опционов.

Подходы и соответствующие им основные методы оценки ценности приведены на рисунке 2.1.

Рис. 2.1 Подходы и методы оценки бизнеса

Наиболее адекватным подходом в оценке ценности бизнеса является доходный. Этот подход основывается на допущении о том, что ценность предприятия может быть определена как сумма доходов, которые оно приносит своему владельцу. Несколько упрощенно представим рыночную ценность бизнеса предприятия как отношение денежного потока к средневзвешенной ценности капитала:

,

где СF — ожидаемый денежный поток предприятия, определяемый как сальдо денежных средств по трем сферам деятельности предприятия (операционной, инвестиционной и финансовой);

WACC — средневзвешенная ценность капитала, рассчитанная как сумма относительной доходности собственного и заемного капитала с учетом их удельной доли в общей структуре капитала.

Однако отметим, что при оценке бизнеса в зависимости от целей оценки, искомой ценности, состояния самого объекта и состояния внешней среды следует использовать сочетание нескольких методов, наиболее подходящих в данной ситуации. В общем случае целесообразно использовать методы доходного подхода, как наиболее полно учитывающие все факторы ценности компании, вместе с методами оценки опционов для ценностной оценки выявленных реальных опционов, заключенных в балансе компании.

Таким образом, оценка и управление ценностью предприятия являются главным инструментом обеспечения КС, так как соответствующие им методики предлагают точные и взаимосвязанные критерии оценки результатов — ценность компании, отдельных бизнес-единиц и бизнес-процессов, на основе которых можно строить деятельность предприятия.

Это означает, что главной задачей и результатом функционирования системы обеспечения КС (СОК) должно стать увеличение ценности предприятия.

Структурно можно представить систему VBM на верхнем уровне факторов ценности так, как показано на рисунке 2.2.

На схеме отражены методы оценки бизнеса и управленческие потребности, которые могут быть удовлетворены на их основе. Величина ценности дисконтированных денежных потоков (DCF) сама по себе не показательна, поэтому имеет смысл разложить ее на факторы, которые в наибольшей степени влияют на ценность бизнеса. В данном случае это экономическая прибыль (Economical Value Added), которая показывает добавленную за период ценность с учетом альтернативных издержек и объем инвестиций, направленных в расширение, которые добавят ценность в будущем.

Комплексное использование методов оценки ценности бизнеса позволит вывести статистику результатов деятельности за прошедшие периоды и создать базу для принятия управленческих решений, направленных на увеличение ценности бизнеса для его акционеров.

Бизнес-решения, основанные на предложенной системе оценки, будут укладываться в рамки классической теории ценностного управления, с учетом российской специфики.

По результатам проведенной оценки целесообразно заполнить аналитическую таблицу, из которой можно проследить альтернативные варианты ценности и оценить факторы, ее сформировавшие (табл. 2.1).

Рис. 2.2 Система ценностно-ориентированного управления

Таблица 2.1

Определение ценности бизнеса

Ценность бизнеса (DCF)

Факторы ценности (DCF)

Альтернативная ценность
EVA (прошлое) Инвестиции в расширение (будущее) Капитализация прибыли (минимальная ценность)
: : : : :
         

 

Далее рассмотрим методы оценки ценности бизнеса более подробно.

Показатель рыночной ценности чистых активов необходим для определения цены, по которой может быть продан бизнес как имущественный комплекс. В случае если оценка, полученная при использовании других методов, окажется ниже ценности чистых активов, есть смысл подумать о продаже бизнеса или его реорганизации.

Чтобы определить рыночную ценность чистых активов (ЧА), необходимо не реже раза в год производить оценку основных средств (ОС) предприятия собственными силами или силами независимых оценщиков. В результате величина чистых активов может быть рассчитана по формуле 2.1:

           (2.1)

Оценка ценности бизнеса, полученная по методу капитализации прибыли, позволяет дать экспресс-оценку ценности компании и показывает минимальную сумму, за которую в максимально короткие сроки может быть продан бизнес как действующее предприятие. Этот самый наглядный показатель, по сути, представляет собой объем прибыли, которая будет получена при существующих условиях за ожидаемый период окупаемости инвестиций (формула 2.2).

                                                                                             (2.2)

КП – капитализация прибыли;

r – ставка дисконтирования;

ЧП – чистая прибыль после уплаты налогов за прошедший период.

Существует несколько способов определения ставки дисконтирования; выбор способа ее расчета зависит от ряда условий, таких как наличие достоверной информации о доходности на различных рынках, понимания структуры капитала и т. д. Некоторые российские компании определяют требуемую ставку доходности (ставку дисконтирования) экспертным методом, исходя из ожиданий собственников в отношении своего бизнеса. Такая ставка дисконтирования является фиксированной на определенном промежутке времени и действует для всех проектов и задач внутри компании. Практика показывает, что величина требуемой доходности, устанавливаемой российскими промышленными предприятиями, действующими в традиционных отраслях экономики, колеблется в интервале от 20 до 30%.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.