На основании характеристик сделайте вывод. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

На основании характеристик сделайте вывод.

2021-04-19 125
На основании характеристик сделайте вывод. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вспомогательный аппарат глаза

Вспомогательный аппарат глаза выполняет двигательную и защитную функции. Двигательная функция осуществляется шестью мышцами (верхней, нижней, латеральной и медиальной прямыми, верхней и нижней косыми), от сокращений которых зависят движения глаз.  Защитную функцию глаза выполняет слезный аппарат, состоящий из слезных желез, отводящих путей, слезных канальцев, слезного мешка и носослёзного протока. Слеза предохраняет роговицу от переохлаждения, высыхания и смывает осевшие пылевые частицы. К защитному аппарату относятся также брови, веки и ресницы. Веки представляют собой кожные складки, при смыкании они полностью покрывают глазное яблоко. Внутренняя поверхность век покрыта слизистой оболочкой - конъюнктивой. Края век снабжены ресницами, позади них располагаются отверстия сальных желез, в которых вырабатывается жировой секрет для смазки краев век. Брови имеют вид валиков, они покрыты волосами и предохраняют глаз сверху.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

г) Подготовьте сообщение-описание на тему «Вспомогательный аппарат глаза».

 

ЗАДАНИЕ 5. Подготовьте научное описание органа, ткани или любого другого предмета. Используйте информацию научных, справочных или учебных материалов.

ЗАДАНИЕ 6. Подготовьте художественное описание личности, природы или любого другого объекта действительности.

 

 

ТЕМА 7. Повествовательные СФЕ: функциональные признаки, лексическое наполнение, виды межфразовой связи и схемы объединения предложений

ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

Повествование – функционально-смысловой тип речевого изложения, в котором явление, событие представляется в динамике, то есть развитии во времени. В повествовании есть действующие лица (герои). Через их действия перечисляются важные моменты развития события, демонстрируется взаимосвязь элементов события.

Структура повествования

Предысториязавязка (пояснение мотивов события) – развитие действия (фрагмент по ходу которого напряженность возрастает) – кульминация (фрагмент наивысшего напряжения) – развязка (результат, последствия)

 

Функциональные признаки, лексическое наполнение, виды межфразовой связи и схемы объединения предложений описательного текста представлены в таблице:

 

Цель создания СФЕ Содержание и форма СФЕ Типичные грамматические средства оформления
Рассказ о событии: 1) показан его ход в развитии, 2) выделены основные факты и показаны их взаимосвязи. 1) Соблюдается логическая последовательность. 2) Подчёркивается динамизм, смена событий. 3) Композиция хронологизирована.     Простые и сложные предложения: а) с глагольным сказуемым совершенного вида; б) с видо-временными формами, которые подчеркивают характер и смену событий; в) с обстоятельствами времени (сначала, потом, тогда, после этого и т.п.).

 

Например:

Я (Гринёв) увидел на самом деле на краю неба белое облачко, которое принял было сперва за отдалённый холмик. Ямщик [2] объяснил мне, что облачко предвещало буран.
Я слыхал о тамошних метелях, что целые обозы бывали ими занесены. Савельич, согласно со мнением ямщика, советовал вернуться. Но ветер показался мне не силен; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции и велел ехать скорее.

Ямщик поскакал; но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло. «Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран!»

Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевлённым; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом – и скоро стали.

(А. Пушкин. Капитанская дочка)

Микротекст монотематичен, к нему можно подобрать заголовок. В данном микротексте рассказывается о буране, в который попал Гринёв во время путешествия. Описание бурана в данном случае даётся именно как повествование, поскольку чётко соблюдена логическая последовательность событий, причём вся композиция хронологизирована: на небе появляется белое облачко; Гринёв, несмотря на колебания ямщика и Савельича, решает продолжить путь; ямщик пускает лошадей вскачь; ветер усиливается; начинается метель; метель перерастает в буран; обессиленные лошади останавливаются. Смена событий во времени выражена с помощью глаголов совершенного вида: Я увидел облачко; я велел ехать скорее; ямщик поскакал; облако обратилось в белую тучу; пошёл снег и т.д. Те же события, которые включены в один и тот же временной отрезок, описаны с помощью предложений с глаголами несовершенного вида (ср.: Я слыхал; Савельич советовал и т.д.). Предложения с глаголами совершенного вида являются показателями основных фактов, сигнализируют о смене одного события другим, причём каждое новое событие мыслится во взаимосвязи с предыдущим (в данном случае эта связь хронологическая).

 

ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте микротексты. Определите, к какому функционально-смысловому типу (описанию или повествованию) они относятся. Обоснуйте свой ответ.

1.

Тут было тихо и торжественно. Деревья, окутанные в свои белые одежды, дремали в неподвижном величии. Иногда с верхней ветки срывался кусочек снега, и слышно было, как он шуршал, падая и цепляясь за другие ветви. Глубокая тишина и великое спокойствие, сторожившие сад, вдруг пробудили в истерзанной душе Мерцалова нестерпимую жажду такого же спокойствия, такой же тишины.                                   

(А. Куприн Чудесный доктор)

2. Штольц ровесник Обломову: и ему уже за тридцать лет. Он весь составлен из костей, мускулов и нервов. Он худощав; щёк у него почти нет, то есть есть кость и мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза немного зеленоватые и выразительные .                                        (И. Гончаров Обломов) 3.

Вот что со мной произошло. После обеда лёг отдохнуть, а потом пошел в сарай, хотел мешок приподнять поставить, чтоб удобно нести было, и в это время меня схватил спазм. И ещё рука замлела. Потом вроде бы немного отпустило. Я позвонил знакомым и в «скорую», сказал, что меня парализовало. Пока приехала «скорая», у меня уже нога отказала. Вот так я оказался в больнице.              

4.

Ребенок (5 лет) заболел внезапно. Сначала поднялась температура (38.9), потом появилась боль в горле, начался сильный лающий кашель. Родители обратились в поликлинику по месту жительства, где ребенку было назначено лечение. 

5.

Ребенок заболел пять дней назад. Пришел из школы и сразу лег спать. Проснулся от того, что тошнило, а потом один раз была рвота. А на следующий день у него пропал аппетит. Обратились к врачу, и она направила на анализы. Результаты оказались плохие, поэтому ребенка положили в больницу.

6.

Периферические лимфоузлы при пальпации мягко-эластические, безболезненные, не  увеличены, за исключением подчелюстных, которые достигают размеров 1,5-2 см.,  уплотнены, слегка болезненны.

7.

Кожные покровы бледные с мраморным рисунком. Губы и ногти серые, конечности   холодные. Тургор тканей и эластичность кожи снижены. Кожа чистая, сухая, легко собирается в складки.

 

8.

       Однажды загорелся дом. Когда пожарные подъехали к дому, к ним навстречу выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали в дом собаку. Она быстро побежала по лестнице и скрылась в дыму. Через пять минут собака выбежала из дома и в зубах за рубашку несла девочку. Мать бросилась к дочери, увидела, что девочка жива и заплакала от радости.

(Л. Толстой. Пожарные собаки)

 

 

ТЕМА 8. СФЕ типа рассуждения: функциональные признаки, лексическое наполнение, виды межфразовой связи и схемы объединения предложений

 

ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОМЕНТАРИЙ

       Рассуждение – функционально-смысловой тип речи, в котором обязательно присутствует тезис, то есть основная мысль проблемного характера, и аргументы – система убеждения в справедливости этой мысли.  Существуют разные виды рассуждений:

 

1. Рассуждение-доказательство. Цель – доказать истинность или ложность главного утверждения тезиса. Рассуждение, направленное против выдвинутого утверждения, предположения или доказательства и имеющее своей целью установление его ложности, называется опровержением.  

2. Рассуждение – объяснение. Цель – объяснить содержание тезиса. В нём нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса, поскольку заранее известно, что главное утверждение истинно.

3. Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, указать причинно-следственные отношения. Рассуждение-размышление строится, как правило, в вопросно-ответной форме. В отличие от рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения, оно содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов, последовательно дополняющих друг друга. Часто в рассуждении-размышлении имеется авторская оценка, которую можно определить по словам-сигналам: «увы», «к сожалению», «к счастью», «конечно», «я думаю», «я считаю», «по-моему мнению», «невозможно не согласиться с кем/ чем», «я (не)согласен с кем/ чем», «я решил(а)» и т.п.

   Все виды рассуждений имеют общую схему построения:

Тезис →доказательство тезиса (аргументы) → вывод.

Тезис – это утверждение, которое необходимо доказать, опровергнуть или объяснить. После предложения-тезиса можно мысленно задать вопросы: «почему?», «так ли это?»

Антитезис – это утверждение, противоположное основному тезису.

Аргументы – это доказательства, доводы, объяснения, обоснования, которые приводятся в поддержку тезиса (или антитезиса).

Пример СФЕ типа «доказательство»:

Медики утверждают, что быстрее и лучше всего вводить в организм лекарство в виде аэрозоли (тезис). Установлено, что путь лекарства через дыхательные пути наиболее физиологичен, поскольку оно быстро всасывается слизистой оболочкой дыхательных путей и сразу поступает в кровь и лимфу (аргумент 1). Теплый воздух при использовании слегка нагретых аэрозолей уменьшает сухость слизистой оболочки, расширяет кровеносные сосуды и улучшает питание верхних дыхательных путей (аргумент 2). К тому же, аэрозоли воздействуют также на рецепторы, в том числе и обонятельные нервы, что вызывает нервно-рефлекторные реакции дыхательной и сердечно-сосудистой систем (аргумент 3). Таким образом, лечение аэрозолями является достаточно эффективным (вывод).

Первое предложение СФЕ самостоятельно, оно представляет собой утверждение (тезис). Следующие предложения являются аргументами, доказывающими тезис. Они связаны между собой параллельной связью (однотипная синтаксическая структура, основные глаголы имеют единый видо-временной план: всасывается, уменьшает, расширяет, улучшает, вызывает). Последнее предложение СФЕ представляет собой вывод. Формальными средствами логической связности текста выступают слова-скрепы: установлено, поскольку, к тому же, таким образом.

Существует также классическая структура текста-рассуждения, она выглядит так:

Введение → объяснение темы (проблемы) → причина для доказательства → сопоставление с противоположным → сопоставление с подобным → пример (мнение в поддержку своей позиции) → заключение (вывод). 

 

Цель создания СФЕ Содержание и форма СФЕ Типичные грамматические средства оформления
Исследование сущностных свойств предметов и явлений, обоснование их взаимосвязи. 1) Имеются тезис (положение, которое доказывается), аргументы (суждения, которые обосновывают правильность тезиса) и демонстрация (способ доказательства). 2) Используются размышления, умозаключения, пояснения. 3) Смысловые части высказывания приводятся в логической последовательности. 4) Всё, не относящееся к доказательству, опускается. 5) Часто используется параллельный вид межфразовой связи. Простые широко распространённые и сложные предложения: а) с причастными и деепричастными оборотами; б) с обстоятельствами или обстоятельственными придаточными причины, следствия, цели; в) с глаголами разных видовых форм. г) с различными вводными словами.

ПРИМЕЧАНИЕ. В СФЕ-рассуждении очень часто используются различные средства логической связности (слова-скрепы). Подробно они представлены в «Справочных материалах» на стр. 48, таблица 3.

Безусловно, основная сфера использования текстов-рассуждений – научный стиль (например, теорема и её доказательство). И это вполне естественно, поскольку именно там приходится чаще всего доказывать, развивать, утверждать или опровергать какую-либо мысль.

Рассуждение может быть развёрнутым (макротекст) – с использованием большого количества доводов, сопоставления, противопоставления и т.д., а может быть кратким (микротекст). Но в любом случае текст-рассуждение должен содержать разъяснение, доказательство или опровержение какой-либо мысли с помощью определённой системы доказательств.

 

ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте СФЕ типа «рассуждение-объяснение».  Проследите, как построена система объяснения тезиса. Определите, какие виды межфразовой связи используются в СФЕ.  Подчеркните слова-скрепы, которые обеспечивают логическую связность текста.

Гормоны – это высокоактивные вещества. Ничтожные их количества оказывают мощное воздействие на деятельность определенных органов и их систем. Например, гормоны могут изменять интенсивность обмена веществ, влияют на рост и дифференцировку тканей, определяют наступление полового созревания. Некоторые гормоны действуют на клетки, связываясь с белками-рецепторами на их поверхности, другие проникают в клетку и активируют определенные гены. В ряде случаев одна и та же клетка может подвергаться действию многих гормонов, поэтому конечный биологический результат будет зависеть не от одного, а от многих гормональных влияний. С другой стороны, гормоны могут влиять на какой-либо физиологический процесс прямо противоположно друг другу. Так, если инсулин снижает уровень сахара в крови, то адреналин повышает этот уровень. В то же время биологические эффекты некоторых гормонов, в частности кортикостероидных, заключаются в том, что они создают условия для проявления действия другого гормона.

ЗАДАНИЕ 2. Прочитайте СФЕ типа «рассуждение-размышление». Найдите в тексте тезис и аргументы. Определите, какие виды межфразовой связи используются в СФЕ. Подчеркните слова-скрепы, которые обеспечивают логическую связность текста.

Разговор о мастерстве писателя следует начинать с языка.

Язык всегда останется основным материалом произведения. Художественная литература это искусство слова. Даже столь важное начало литературной формы, как композиция, отступает перед решающим значением языка писателя.Мы знаем хорошие произведения литературы с несовершенной или даже плохой композицией. Но хорошего произведения с плохим языком быть не может. Из негодного леса нельзя выстроить хорошего дома...                                                                                                              (К. Федин)

ЗАДАНИЕ 3. Прочитайте СФЕ типа «рассуждение-опровержение». Напишите в скобках названия структурных частей текста (тезис – антитезис – аргументы 1, 2, 3, - вывод) Подчеркните слова-скрепы, которые обеспечивают логическую связность текста.

Считается, что лимонад и другие сладкие газированные напитки являются прекрасными средствами для утоления жажды. Так, реклама многих из таких напитков позиционирует их в качестве лучших борцов с жаждой, о чем свидетельствуют рекламные ролики и слоганы (…………….). Однако, результаты многих исследований доказывают, что сладкие газированные напитки не только бесполезны для утоления жажды, но и чрезвычайно вредны для здоровья (…………….). Во-первых, в таких напитках практически всегда присутствуют ортофосфорная кислота и другие химические компоненты, которые, наоборот, вызывают сухость во рту и желание пить снова и снова (…………….) Во-вторых, в большинстве из них содержится слишком много сахара (до 5 чайных ложек на стакан), а наличие большого количества сахара только усиливает жажду (……………). Кроме того, углекислый газ при взаимодействии с водой образует угольную кислоту. При постоянном употреблении она раздражает слизистую оболочку пищеварительного тракта, что приводит к его воспалению и обострению хронических заболеваний, например, гастрита, колита, язвы желудка и кишечника (……………). Таким образом, несмотря на приятные органолептические ощущения, лимонад и другие сладкие газированные напитки не подходят для утоления жажды, и тем более, не следует их часто употреблять, чтобы не навредить здоровью (………).

 

ЗАДАНИЕ 4. Прочитайте СФЕ – части макротекста.

а) Обозначьте в тексте скобками и цифрами структурные части рассуждения: введение [1] → объяснение темы [2] → причина для доказательства [3] → сопоставление с противоположным [4] → сопоставление с подобным [5] → аргументы в поддержку своей позиции [6] → вывод [7].

б) Определите, какие виды связи используются в СФЕ. Подчеркните слова-скрепы, которые обеспечивают логическую связность текста.

 

А) Даже самый жароустойчивый человек в сильную жару теряет много влаги, так как она испаряется с кожи и усиленно выделяется легкими. Естественно, что на потерю большого количества жидкости организм отвечает, во-первых, сгущением крови, что может приводить даже к сосудистым катастрофам, а во-вторых, повышением концентрации мочи, что, в свою очередь, может стать пусковым механизмом развития мочекаменной болезни. О необходимости пополнить водные ресурсы организм сигнализирует чувством жажды.

Б) Поэтому восполнять потерю влаги в жару необходимо, хотя некоторые авторы (часто имеющие весьма отдаленное отношение к медицине) уверяют, что это не так. Они утверждают, что чем больше человек пьет, тем больше потеет, следовательно, теряет много влаги. Однако медики говорят, что потоотделение – это нормальная физиологическая реакция в ответ на жару. А если отказываться от питья, то последствия обезвоживания могут быть весьма неприятны и даже фатальны. К примеру, дегидратация ведет к нарушениям всех функций переработки пищи, ее синтеза, доставки жизненно важных веществ. Сверх того, от обезвоживания особенно страдают клетки головного мозга, а также иммунной системы, в результате нарушения работы которых развиваются заболевания, такие как астма, бронхит, красная волчанка, рассеянный склероз, болезнь Альцгеймера и др.

В) Следовательно, пить обязательно нужно: здоровому человеку не менее 1,5-2 л свободной жидкости в день. Людям, которым требуется ограничение жидкости по причине гипертонии, болезни сердца или почек, тоже стоит пить больше обычного, но при этом максимально снизить поступление с пищей соли, чтобы вода не задерживалась в организме.

ЗАДАНИЕ 5. а) Восстановите последовательность предложений так, чтобы получился связный текст в соответствии со схемой «введение-тезис-аргументы-вывод».

(…) Особенно полезен и целебен для организма воздух леса.  

(…) Так, группа ученых Института общей и коммунальной гигиены имени А. Сысина провела   химический анализ содержащихся в лесном воздухе биологически активных веществ, благотворно влияющих на человеческий организм.

(…) Прогулки на природе вдали от заводских труб и автомагистралей оказывают благотворное влияние на городских жителей, так как чистый и насыщенный кислородом воздух полезен сам по себе.  

(…) Было обнаружено более 200 таких соединений.

(…) В нем присутствуют многие биологически активные вещества - продукты жизнедеятельности растений.

(…) Ученые установили, что эти вещества стимулируют работу сердца, улучшают состояние сосудистой системы, снижают частоту пульса, повышают содержание гемоглобина в крови, улучшают легочную вентиляцию, стимулируют работу различных систем организма, повышают секрецию желез, физическую и умственную работоспособность, устойчивость к холоду, гипоксии, токсинам, инфекциям.

(…) Лес – это настоящая фабрика здорового воздуха.  

б) Дайте тексту название. Подготовьте сообщение-рассуждение, используя информацию текста, а также слова-скрепы и другие средства межфразовой связи.

ЗАДАНИЕ 6. Подготовьте короткое сообщение-рассуждение по какой-либо проблеме, используя информацию научной, учебной или популярной литературы.

 

Примеры тем: «Влияние никотина на нервную систему», «Алкоголь – польза или вред?», «Укрепление иммунитета – правда или миф?» и т.п.

 

 

ТЕМА 9. Паратаксис как явление устной речи. Признаки и функции паратаксиса, условия и возможности употребления в письменной и устной речи

 

ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

Итак, мы выяснили, что в письменной речи существуют по крайней мере три вида объединения предложений. Но что можно сказать об устной речи? Обладает ли она связностью, и какие виды связи используются в диалогической речи?

       Минимальной единицей диалогической речи является реплика (высказывание). Это может быть вопрос, утверждение, сообщение, просьба и т.д. Однако сама по себе реплика существовать не может, она всегда кому-нибудь адресована и, более того, требует от адресата реакции: ответа, согласия / несогласия, подтверждения / опровержения, речевого или физического действия и пр. Так как ни реплика-стимул, ни реплика-реакция не могут существовать друг без друга, можно сделать вывод, что перед нами разновидность СФЕ, характерная для устной речи – диалогическое единство. Диалогическое единство обладает всеми признаками СФЕ, поскольку в нём можно наблюдать:

· смысловую целостность реплик стимулов и реакций;    

· целостное интонационное оформление.

Например:

1) - Как ваша фамилия? - Петров. - Имя – отчество? - Дмитрий Павлович. 2) - У вас есть домашний телефон? - Нет. - А служебный? - Есть: 27-14-18.

 

Однако главным отличием диалогического единства от СФЕ письменного текста или устного монологического сообщения является так называемый паратаксис. Паратаксис – это явление устной речи, когда группа высказываний объединяется в пределах диалогического единства неграмматическими средствами, то есть при помощи интонации, логических связей и опоры на ситуацию.  

Например:

Доктор: - ФГДС сделаем?
Пациент: - Что?
Доктор: - Трубочку глотать.
Пациент: - А-а! А где это глотать надо?
Доктор: - Пойдёте на Семашко, восемь.

 

Явление паратаксиса тесно связано с такими понятиями, как тема-рематическое членение и порядок слов в разговорной речи. Заметим, что ответные реплики диалога очень часто представляют собой только рему, так как тема может быть словесно выражена в вопросе и поэтому в ответе она может быть опущена (эллиптическое предложение).

 

Например:

- Как чувствует себя Анна? - (Анна чувствует себя) гораздо лучше. - Откуда вы узнали о конференции? - (Я узнал об этом) из объявления.

Для разговорной речи характерен обратный порядок слов, когда рема выносится в начало высказывания. Сравните: Лето было холодное (прямой порядок). Холодное было лето! (обратный порядок). Обратный порядок слов, или инверсия, сообщает речи выразительность, экспрессивность. В высказывании с обратным порядком слов рема, оказавшаяся на необычном – первом – месте, выделяется усиленным ударением, а тема произносится пониженным тоном и почти без ударения. Более того, часто высказывание строится по ходу формирования мысли, следовательно, позиция ремы может варьироваться (субъективный порядок слов). 

Например:

Субъективный порядок Прямой порядок
- Это ты кому, мне говоришь?      Ср.: (– Ты говоришь это мне?)
- (Я) Маше объясняю.                              (– Я объясняю не тебе, а Маше.)

Трудность понимания смысла диалога заключается в том, что он может состоять из большого количества реплик и быть как монотематичным, так и политематичным. Внутри диалога тема может меняться несколько раз. Сигналом смены темы может быть частица а, которая очень часто добавляется перед вопросительными словами.

 

ЗАДАНИЕ 1. а) Прочитайте диалог доктора и пациентки (девочки 12 лет). Определите тему и рему в высказываниях.

б) Определите, какие средства связи используются: местоименная и синонимическая замена, частицы и союзы, обстоятельства времени и места, повторение слов и пр.

- Почему ты попала в больницу?

- У меня появилась сыпь.

- Когда это произошло?

- Вчера.

- Где ты заметила появление сыпи?

- На шее, лице, а сегодня сыпь спустилась на живот.

- Кожа чешется, зуд есть?

- Немного.

- Характер сыпи как-то изменился? Вчера она была такой же пятнистой, такой же яркой?

- Да, точно такой же.

- А ещё что было? Кашель, насморк, чихание?

- Да, в течение 5 дней у меня кашель и насморк.

- Температура?

- Температура 1 раз была 38, потом все время – 37-37 и 3, а вчера повысилась уже до 39.

- А горло у тебя болит?

- Нет, но глотать неприятно, щиплет от кислого.

- Как ты кушаешь?

- Нормально.

- Всю кашу съела на завтрак?

- Нет, вообще не ела, не хочется.

 

в) Прослушайте диалог. Подчеркните слова, которые выделяются усиленным ударением.

г) Прочитайте диалог по ролям.

ЗАДАНИЕ 2. а) Прочитайте диалог врача с больным. Объясните, как членится этот диалог и сколько раз здесь меняется тема.

Доктор: - Что вас беспокоит?
Пациент: - Головные боли, головокружение, мелькает в глазах.
Доктор: - Где именно болит голова: лоб, виски, темя?
Пациент: - Затылок.
Доктор: - А какая это боль: ноющая, давящая или сжимающая?
Пациент: - Сильная, сжимающая.
Доктор: - Когда обычно возникает боль?
Пациент: - Часто после физической нагрузки.
Доктор: - А после эмоциональных нагрузок, после стресса?
Пациент: - Тоже бывает.
Доктор: - Вы говорили, что вас беспокоит головокружение. Вы можете описать   свои ощущения?
Пациент: - Кажется, что комната вращается вокруг меня.
Доктор: - А тошнота, рвота при этом бывают?
Пациент: - Тошнит немного, а рвоты не бывает.
Доктор: - Вы измеряли артериальное давление?
Пациент: - Да, было 170 на 110. А один раз верхнее до 190 доходило.
Доктор: - Что-то принимали от головной боли, от давления?
Пациент: - Да, сбивал адельфаном.

 

б) Запишите по порядку темы, на которые членится диалог.

#______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                                                                                                                                            

в) Прочитайте запись в историю болезни, сделанную студентом на основе данного диалога. Как вам кажется, правильно ли выделены и сгруппированы высказывания, относящиеся к одной теме? Исправьте ошибки.

 

 «Больной жалуется на головокружение, головную боль, мелькание в глазах, тошноту. АД повышалось до 170 / 110. Принимал адельфан. Головная боль в затылочной области. Боль сжимающего характера, сильная, сопровождается головокружением. Головокружение по типу перемещения окружающих предметов. Головная боль сопровождается тошнотой. Симптомы появляются после физической нагрузки и эмоционального напряжения».

 

ЗАДАНИЕ 3. Прочитайте диалог врача с больным, проследите смену микротем. Сделайте запись в историю болезни.

- Что вас беспокоит?

- Сильно кашляю, доктор.

- Какой у вас кашель: постоянный или приступообразный

- Приступами.

- А когда беспокоит кашель: утром, днём, вечером или ночью?

- Чаще по утрам и вечером.

- Мокроту откашливаете?

- Да, вязкая такая, неприятная.

- А не обращали внимания, она слизистая или гнойная?

- Кажется, что гнойная. Знаете, с запахом таким неприятным.

- А сколько мокроты вы откашливаете за день?

- Ой, доктор, как-то не обращал я внимания.

- Ну приблизительно: несколько плевков, полстакана, стакан?

- Ну, где-то с полстакана.

 

#______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

ЗАДАНИЕ 4.

а) По ответам пациента восстановите вопросы доктора.Сделайте запись в историю болезни.

доктор пациент
1. 1. Андрей.
2. 2. Одиннадцать.
3. 3. Живот беспокоит.
4. 4. Бок болит, живот болел.
5. 5. Боль умеренная.
6. 6. Постоянная.
7. 7. Болел вот тут, и вокруг пупа.
8. 8. Ещё болит в правом боку, вот тут.
9. 9. Вчера.
10. 10. Температуры не было, голова не болела.
11. 11. Рвота была 4 раза.
12. 12. Да, ещё был понос 2 раза утром.
13. 13. Воды выходило? Немного.
14. 14. Я не смотрел.
15. 15. Да, сейчас уже легче.

 

#______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

б) Прочитайте диалог. Измените некоторые ответы пациента таким образом, чтобы в них присутствовала только рема (R).

 

ЗАДАНИЕ 5. Прочитайте текст, мысленно сгруппируйте названия симптомов по темам. Запишите микротемы в виде плана. Подготовьте вопросы пациенту в соответствии с планом расспроса.

Основные симптомы мигрени: приступообразная, пульсирующая, средней интенсивности или сильная боль в половине головы, которая длится от 4 до 72 часов. Эта боль усиливается при физической нагрузке, наклоне головы, сопровождается тошнотой, рвотой. Яркий свет, резкий звук, сильный запах усиливают боль. Возможно онемение конечностей (правых, левых, только руки). Базилярная форма мигрени характеризуется шумом в ушах, головокружением, иногда бывают обмороки. При вегетативной форме присутствует паника, страх, сердцебиение, дрожь, учащенное дыхание, слабость, полиурия.

 

#______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Таблица 1. Разряды вводных слов по значению

Значение Вводные компоненты Примеры

1. Оценка сообщаемого с точки зрения достоверности и т.п.:

1.1. Уверенность, достоверность Конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения, безусловно, действительно, в самом деле, правда, само собой, само собой разумеется, подлинно и др. Несомненно, кто-то высасывает жизнь из этой странной девочки, которая плачет тогда, когда другие на её месте смеются (Короленко). Героиней этого романа, само собой разумеется, была Маша (Л. Толстой). Безусловно организм человека – очень сложная система.
1.2. Неуверенность, предположение, неопределённость, допущение Наверное, кажется, как кажется, вероятно, по всей вероятности, очевидно, возможно, пожалуй, видно, по-видимому, как видно, верно, может быть, должно быть, думается, думаю, полагаю, надо полагать, надеюсь, некоторым образом, в каком-то смысле, положим, предположим, допустим, если хотите, так или иначе и др. Она, наверно, по-прежнему пьёт утром кофе с печеньем (Фадеев). Жизнь, кажется, ещё не начиналась (Паустовский). Голова у меня что-то разболелась. Должно быть, к непогоде (Чехов). Вероятно, нарушения в гене GABRA2 приводят к образованию дефектных субъединиц, что уменьшает число нормально функционирующих рецепторов.

2. Различные чувства:

2.1. Радость, одобрение К счастью, к радости,  к удовольствию кого-либо, что хорошо, что ещё лучше и др. К счастью, Алехин вышел из дома на час раньше и успел на пароход, плывущий во Франкфурт (Котов).
2.2. Сожаление,  неодобрение К несчастью, к сожалению, к стыду кого-либо, к прискорбию, к досаде, на беду, как на беду, как нарочно, грешным делом, что ещё хуже, что обидно, увы и др.   Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало (Тургенев). Сегодня я, к своему стыду, получил тройку за контрольную работу. Мы хотели еще отдохнуть, но, увы, каникулы закончились.
2.3. Удивление,   недоумение К удивлению, удивительно, удивительное дело, к изумлению, странно, странное дело, непонятное дело и др. Найдёнов, к изумлению Нагульного, в одну секунду смахнул с плеч кожанку, присел к столу (Шолохов).  
2.4. Опасение Неровен час, чего доброго, не дай Бог, того и гляди и др. Того и гляди, весло вырвет и самого в море швырнёт (Новиков-Прибой).
2.5. Общий   экспрессивный  характер     высказывания По совести, по справедливости, по сути, по существу, по душе, по правде, правда, по правде сказать, надо правду сказать, если правду сказать, смешно сказать, сказать по чести, между нами говоря, нечего зря говорить, признаюсь, кроме шуток, в сущности говоря и др. Водили

Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.119 с.