Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2021-04-19 | 256 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ
В построении текста и речи в целом очень многое зависит от того, какую задачу ставит перед собой говорящий (пишущий), от назначения речи. Вполне естественно, что автор по-разному выстроит свой текст, когда будет рассказывать о событии, описывать природу или объяснять причины каких-либо явлений.
Основные структурные смысловые схемы объединения предложений в сложное речевое целое называются функционально-смысловыми типами (моделями) речи.
· Задача статической характеристики предмета решается в описании.
· Характеристика предмета в развитии, динамике дается в повествовании.
· Анализ проблемы как предмета речи – в рассуждении.
Итак, каждый из указанных типов выделяется в соответствии с целью и содержанием речи. Это определяет и некоторые наиболее типичные лексические и грамматические средства оформления СФЕ. Рассмотрим их более детально.
Описание – функционально-смысловой тип изложения, основным содержанием которого является внешняя характеристика, раскрытие признаков предмета или явления в статике, то есть в состоянии покоя, равновесия, стабильного движения.
Например:
Рыбы – наиболее древние первичноводные позвоночные. В процессе эволюции класс рыб сформировался в водной среде, с ней связаны характерные особенности строения этих животных. Основной тип поступательного движения - боковые волнообразные движения благодаря сокращениям мускулатуры хвостового отдела или всего тела. Грудные и брюшные парные плавники выполняют функцию стабилизаторов, служат для подъема и опускания тела, поворотов, остановок, медленного плавного движения, сохранения равновесия.
|
Пример описательного СФЕ демонстрирует, что перед нами констатирующая речь, сообщение, которое содержит в себе указание на принадлежность объекта к определенному классу предметов, перечисление его признаков и элементов, предназначение, способы и области функционирования.
Если описательное СФЕ строится на характеристике движения предмета, перечислении равноправных действий, последовательных элементов события или процесса, то его называют динамическим описанием.
Например:
Через глотку и пищевод пища попадает в большой желудок, где начинает перевариваться под действием соляной кислоты и пепсина. Частично переваренная пища попадает в тонкую кишку, куда впадают протоки поджелудочной железы и печени. Последняя выделяет желчь, которая скапливается в жёлчном пузыре. Комплекс пищеварительных ферментов, выделяемых поджелудочной железой и железами слизистой оболочки кишечника, вместе с желчью эффективно переваривает белки, жиры и углеводы в щелочной среде кишечника. В начале тонкой кишки в нее впадают слепые отростки, благодаря которым увеличивается железистая и всасывательная поверхность кишечника. Непереваренные остатки выводятся в заднюю кишку и через заднепроходное отверстие удаляются наружу.
Динамическая разновидность описания сходна с повествованием по активному использованию глаголов (попадает, впадают, выделяет, скапливается, увеличивается, выводится, удаляются), однако в динамическом описании нет сюжета (развития действия), глаголы в нем используются как средство характеристики, и предложения в СФЕ носят констатирующий и перечислительный характер.
Функциональные признаки, лексическое наполнение, виды межфразовой связи и схемы объединения предложений описательного СФЕ представлены в таблице:
Цель создания СФЕ | Содержание и форма СФЕ | Типичные грамматические средства оформления |
1) Перечисление признаков, свойств, элементов предмета речи. 2) Указание на его принадлежность к классу предметов. 3) Указание на назначение предмета, способы и области его функционирования. | 1) Представление о предмете в целом даётся в начале или в конце. 2) Детализация главного проводится с учётом смысловой значимости деталей. 3) Используются цепная и параллельная виды связи. 4) Используются приёмы сравнения, аналогии, противопоставления. 5) Текст легко сокращается. | Простые и сложные предложения: а) с прямым порядком слов; б) составным именным сказуемым; в) с глагольными формами одновременного действия; г) с глаголами настоящего времени во вневременном значении; д) с определениями (прилаг., причастиями); е) со словами с процессуальным значением. |
Описание может быть научным и художественным. Функция научного описания нацелена на информационно-логические характеристики предмета (см. тему 1). В свою очередь, функцией художественного является создание образа предмета, а также впечатления, которое он производит. Художественное описание часто представляет собой изображение определенной личности (портрета), вещи, пейзажа (состояния природы) и других предметов и явлений действительности.
|
Например, художественное описание:
Когда смотришь на Карадаг с моря, то поражаешься его вышине. Его скалы вертикально поднимаются из моря и на огромной высоте кончаются острыми узкими вершинами. Карадаг грозен, мрачен и дик. Скалы его напоминают чудовищное пламя. Длинные и острые языки взметнулись к небу и внезапно окаменели на страшной вышине.
(А. Остроумова-Лебедева)
Сравните два описания предмета, научное и художественное:
1. Волосы — составная часть защитного покрова, главным образом, у млекопитающих. Внешняя оболочка волоса образована накладывающимися друг на друга кератиновыми чешуйками. Видимая часть волоса называется стержнем. Часть волоса, находящаяся под кожей, называется волосяной луковицей. Различают три основных вида волос: длинные, щетинистые и пушковые. Цвет волос зависит от соотношения двух видов пигмента меланина: эумеланина и феомеланина.
2. На голове у нее (Анны), в черных волосах, своих без примеси, была маленькая гирлянда анютиных глазок* и такая же на чёрной ленте пояса между белыми кружевами. Причёска её была незаметна. Заметны были только, украшая её, эти своевольные короткие колечки курчавых волос, всегда выбивавшиеся на затылке и висках.
|
(*название цветов) (Л. Толстой. Анна Каренина)
ЗАДАНИЕ 3. Прочитайте микротексты. Поставьте знак «+» напротив того пункта, который характеризует данное СФЕ. Ответьте на вопросы: Является ли микротекст описанием? Какое это описание, научное или художественное?
1.
Мышцы рыб поперечнополосатые, расположены сегментарно. Сегменты сложной формы, образуют группы мышц в области головы, челюстей, жаберных крышек, грудных плавников и т.п. Поступательное движение осуществляется за счет работы специальных мышц парных плавников и хвостового плавника. Имеются мышцы, которые двигают глаза, челюсти и другие органы.
1. Есть указание на принадлежность к классу предметов.(..)
2. Перечисление признаков, свойств, элементов предмета.(..)
3. Есть слова с процессуальным значением.(..)
4. Есть указание на назначение предмета, способы его функционирования. (..)
5. Текст передает впечатление, которое производит предмет.(..)
6. В тексте мало прилагательных.(..)
7. Все предложения с прямым порядком слов.(..)
8. Используется параллельный вид связи.(..)
2.
Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода, который заходит вглубь височной кости черепа и закрыт барабанной перепонкой. Раковина образована хрящом, покрытым с обеих сторон кожей. С помощью раковины улавливаются звуковые колебания воздуха. Наружный слуховой проход имеет вид трубки длиной 30 мм, выстланной кожей, в которой имеются особые железы, выделяющие ушную серу. Слуховой проход направляет улавливаемый звук к среднему уху. Парные слуховые проходы позволяют точнее локализовать источник звука. В глубине слуховой проход затянут тонкой барабанной перепонкой овальной формы.
1. Текст легко сокращается.(…)
2. Есть перечисление признаков, свойств, функций предмета речи.(…)
3. Встречаются приёмы сравнения, аналогии. (…)
4. В тексте мало определений: прилагательных, причастий. (…)
5. В тексте даются информационно-логические характеристики предмета (…)
6. В тексте представлен художественный образ предмета. (…)
|
7. Часто встречаются предложения с составным именным сказуемым. (…)
8. Текст передает впечатление, которое производит предмет.(…)
3.
Авдотья Романовна была замечательно хороша собою – высокая, удивительно стройная, сильная и самоуверенная, - что высказывалось в каждом жесте ее и что, впрочем, не отнимало у ее движений мягкости и грациозности. Волосы у нее были тёмно-русые, немного светлей, чем у брата; глаза почти чёрные, сверкающие, гордые и в то же время, иногда, необыкновенно добрые. Она была бледна, но не болезненно бледна, лицо её сияло свежестью и здоровьем. Выражение ее лица всегда было более серьезное, чем веселое; зато как же шла улыбка к этому лицу, как же шел к ней смех, веселый, молодой, беззаветный!
(Ф. Достоевский. Преступление и наказание)
1. Есть указание на назначение предмета речи, способы и области его функционирования. (…)
2. Встречаются приёмы сравнения, аналогии. (…)
3. В тексте много определений: прилагательных, причастий. (…)
4. В тексте даются информационно-логические характеристики предмета (…)
5. В тексте представлен художественный образ личности. (…)
6. Текст передает впечатление, которое производит личность.(…)
7. Часто встречаются предложения с составным именным сказуемым. (…)
ЗАДАНИЕ 4. Прочитайте текст.
а) Определите, на сколько абзацев (СФЕ) можно его разделить.
б) Дайте название каждому СФЕ и запишите в виде плана.
в) Проанализируйте СФЕ с позиций:
ü цели создания СФЕ;
ü содержания и формы;
ü типичных грамматических средств оформления.
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!