II. Описательные СФЕ: функциональные признаки, лексическое наполнение, виды межфразовой связи и схемы объединения предложений — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

II. Описательные СФЕ: функциональные признаки, лексическое наполнение, виды межфразовой связи и схемы объединения предложений

2021-04-19 256
II. Описательные СФЕ: функциональные признаки, лексическое наполнение, виды межфразовой связи и схемы объединения предложений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

В построении текста и речи в целом очень многое зависит от того, какую задачу ставит перед собой говорящий (пишущий), от назначения речи. Вполне естественно, что автор по-разному выстроит свой текст, когда будет рассказывать о событии, описывать природу или объяснять причины каких-либо явлений.

Основные структурные смысловые схемы объединения предложений в сложное речевое целое называются функционально-смысловыми типами (моделями) речи. 

· Задача статической характеристики предмета решается в описании.

· Характеристика предмета в развитии, динамике дается в повествовании.

· Анализ проблемы как предмета речи – в рассуждении.

 

Итак, каждый из указанных типов выделяется в соответствии с целью и содержанием речи. Это определяет и некоторые наиболее типичные лексические и грамматические средства оформления СФЕ. Рассмотрим их более детально.

Описание – функционально-смысловой тип изложения, основным содержанием которого является внешняя характеристика, раскрытие признаков предмета или явления в статике, то есть в состоянии покоя, равновесия, стабильного движения.

Например:

Рыбы – наиболее древние первичноводные позвоночные. В процессе эволюции класс рыб сформировался в водной среде, с ней связаны характерные особенности строения этих животных. Основной тип поступательного движения - боковые волнообразные движения благодаря сокращениям мускулатуры хвостового отдела или всего тела. Грудные и брюшные парные плавники выполняют функцию стабилизаторов, служат для подъема и опускания тела, поворотов, остановок, медленного плавного движения, сохранения равновесия.

Пример описательного СФЕ демонстрирует, что перед нами констатирующая речь, сообщение, которое содержит в себе указание на принадлежность объекта к определенному классу предметов, перечисление его признаков и элементов, предназначение, способы и области функционирования.

 

Если описательное СФЕ строится на характеристике движения предмета, перечислении равноправных действий, последовательных элементов события или процесса, то его называют динамическим описанием.

Например:

Через глотку и пищевод пища попадает в большой желудок, где начинает перевариваться под действием соляной кислоты и пепсина. Частично переваренная пища попадает в тонкую кишку, куда впадают протоки поджелудочной железы и печени. Последняя выделяет желчь, которая скапливается в жёлчном пузыре. Комплекс пищеварительных ферментов, выделяемых поджелудочной железой и железами слизистой оболочки кишечника, вместе с желчью эффективно переваривает белки, жиры и углеводы в щелочной среде кишечника. В начале тонкой кишки в нее впадают слепые отростки, благодаря которым увеличивается железистая и всасывательная поверхность кишечника. Непереваренные остатки выводятся в заднюю кишку и через заднепроходное отверстие удаляются наружу.

Динамическая разновидность описания сходна с повествованием по активному использованию глаголов (попадает, впадают, выделяет, скапливается, увеличивается, выводится, удаляются), однако в динамическом описании нет сюжета (развития действия), глаголы в нем используются как средство характеристики, и предложения в СФЕ носят констатирующий и перечислительный характер.

 

Функциональные признаки, лексическое наполнение, виды межфразовой связи и схемы объединения предложений описательного СФЕ представлены в таблице:

 

Цель создания СФЕ Содержание и форма СФЕ Типичные грамматические средства оформления
1) Перечисление признаков, свойств, элементов предмета речи. 2) Указание на его принадлежность к классу предметов. 3) Указание на назначение предмета, способы и области его функционирования. 1) Представление о предмете в целом даётся в начале или в конце. 2) Детализация главного проводится с учётом смысловой значимости деталей. 3) Используются цепная и параллельная виды связи. 4) Используются приёмы сравнения, аналогии, противопоставления. 5) Текст легко сокращается. Простые и сложные предложения: а) с прямым порядком слов; б) составным именным сказуемым; в) с глагольными формами одновременного действия; г) с глаголами настоящего времени во вневременном значении; д) с определениями (прилаг., причастиями); е) со словами с процессуальным значением.

Описание может быть научным и художественным. Функция научного описания нацелена на информационно-логические характеристики предмета (см. тему 1). В свою очередь, функцией художественного является создание образа предмета, а также впечатления, которое он производит. Художественное описание часто представляет собой изображение определенной личности (портрета), вещи, пейзажа (состояния природы) и других предметов и явлений действительности.

 

Например, художественное описание:

 

Когда смотришь на Карадаг с моря, то поражаешься его вышине. Его скалы вертикально поднимаются из моря и на огромной высоте кончаются острыми узкими вершинами. Карадаг грозен, мрачен и дик. Скалы его напоминают чудовищное пламя. Длинные и острые языки взметнулись к небу и внезапно окаменели на страшной вышине.

(А. Остроумова-Лебедева)

Сравните два описания предмета, научное и художественное:

1. Волосы — составная часть защитного покрова, главным образом, у млекопитающих. Внешняя оболочка волоса образована накладывающимися друг на друга кератиновыми чешуйками. Видимая часть волоса называется стержнем. Часть волоса, находящаяся под кожей, называется волосяной луковицей. Различают три основных вида волос: длинные, щетинистые и пушковые. Цвет волос зависит от соотношения двух видов пигмента меланина: эумеланина и феомеланина.

2. На голове у нее (Анны), в черных волосах, своих без примеси, была маленькая гирлянда анютиных глазок* и такая же на чёрной ленте пояса между белыми кружевами. Причёска её была незаметна. Заметны были только, украшая её, эти своевольные короткие колечки курчавых волос, всегда выбивавшиеся на затылке и висках.

       (*название цветов)                                                            (Л. Толстой. Анна Каренина)

ЗАДАНИЕ 3. Прочитайте микротексты. Поставьте знак «+» напротив того пункта, который характеризует данное СФЕ. Ответьте на вопросы: Является ли микротекст описанием? Какое это описание, научное или художественное?

1.

Мышцы рыб поперечнополосатые, расположены сегментарно. Сегменты сложной формы, образуют группы мышц в области головы, челюстей, жаберных крышек, грудных плавников и т.п. Поступательное движение осуществляется за счет работы специальных мышц парных плавников и хвостового плавника. Имеются мышцы, которые двигают глаза, челюсти и другие органы.

1. Есть указание на принадлежность к классу предметов.(..)

2. Перечисление признаков, свойств, элементов предмета.(..)

3. Есть слова с процессуальным значением.(..)

4. Есть указание на назначение предмета, способы его функционирования. (..)

5. Текст передает впечатление, которое производит предмет.(..)

6. В тексте мало прилагательных.(..)

7. Все предложения с прямым порядком слов.(..)

8. Используется параллельный вид связи.(..)

 

2.

Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода, который заходит вглубь височной кости черепа и закрыт барабанной перепонкой. Раковина образована хрящом, покрытым с обеих сторон кожей. С помощью раковины улавливаются звуковые колебания воздуха. Наружный слуховой проход имеет вид трубки длиной 30 мм, выстланной кожей, в которой имеются особые железы, выделяющие ушную серу. Слуховой проход направляет улавливаемый звук к среднему уху. Парные слуховые проходы позволяют точнее локализовать источник звука. В глубине слуховой проход затянут тонкой барабанной перепонкой овальной формы.

1. Текст легко сокращается.(…)

2. Есть перечисление признаков, свойств, функций предмета речи.(…)

3. Встречаются приёмы сравнения, аналогии. (…)

4. В тексте мало определений: прилагательных, причастий. (…)

5. В тексте даются информационно-логические характеристики предмета (…)

6. В тексте представлен художественный образ предмета. (…)

7. Часто встречаются предложения с составным именным сказуемым. (…)

8. Текст передает впечатление, которое производит предмет.(…)

3.

Авдотья Романовна была замечательно хороша собою – высокая, удивительно стройная, сильная и самоуверенная, - что высказывалось в каждом жесте ее и что, впрочем, не отнимало у ее движений мягкости и грациозности. Волосы у нее были тёмно-русые, немного светлей, чем у брата; глаза почти чёрные, сверкающие, гордые и в то же время, иногда, необыкновенно добрые. Она была бледна, но не болезненно бледна, лицо её сияло свежестью и здоровьем. Выражение ее лица всегда было более серьезное, чем веселое; зато как же шла улыбка к этому лицу, как же шел к ней смех, веселый, молодой, беззаветный!

(Ф. Достоевский. Преступление и наказание)

1. Есть указание на назначение предмета речи, способы и области его функционирования. (…)

2. Встречаются приёмы сравнения, аналогии. (…)

3. В тексте много определений: прилагательных, причастий. (…)

4. В тексте даются информационно-логические характеристики предмета (…)

5. В тексте представлен художественный образ личности. (…)

6. Текст передает впечатление, которое производит личность.(…)

7. Часто встречаются предложения с составным именным сказуемым. (…)

ЗАДАНИЕ 4. Прочитайте текст.

а) Определите, на сколько абзацев (СФЕ) можно его разделить.

б) Дайте название каждому СФЕ и запишите в виде плана.

в) Проанализируйте СФЕ с позиций:

ü цели создания СФЕ;

ü содержания и формы;

ü типичных грамматических средств оформления.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.