I. Понятие текста: определение, структура, признаки и стили — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

I. Понятие текста: определение, структура, признаки и стили

2021-04-19 661
I. Понятие текста: определение, структура, признаки и стили 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

  ТЕКСТ (от лат. textus — ткань, соединение) — написанное высказывание, которое выходит за рамки фразы и представляет собой законченное, единое и целое произведение, наделенное  внутренней и внешней организацией, соответствующей правилам языка.

 

Структура текста бывает внешней и внутренней. Внешняя структура называется композиционной (от латинского «componere» — складывать, строить). Она включает в себя: предложения, абзацы, параграфы, разделы, главы и др.

Внутренняя структура текста. Единицами внутренней структуры текста являются:

- высказывание (реализованное предложение);

- ряд высказываний (сверхфразовое единство), объединенных одной темой и синтаксически в единый фрагмент;

- фрагменты-блоки (совокупность сверхфразовых единств, обеспечивающих тексту целостность благодаря различным смысловым и тематическим связям).

 

Основными признаками текста, отличающими его от не текста, являются целостность и связность. Целостность текста – это прежде всего единство тематическое, которое проявляется через слово-тему и ключевые слова. Они объединяют фрагменты текста в единое смысловое целое. Другой признак текста – связность – обеспечивает формальную (грамматическую, синтаксическую, лексическую) структурную организацию единиц текста, а также соотнесённость единицы с единицами, названными ранее и/или позднее.

К тексту можно подобрать заголовок.

           

По объему тексты разделяются на микротексты, макротексты и гипертексты.

 

Тексты можно объединить в группы по функциям и стилю. Различают следующие стили:

1) разговорный – используется для обмена сведениями, мыслями, чувствами (диалог, беседа);

2) научный – для точной передачи научных знаний, с использованием специальных терминов (научная статья, текст учебника или статья энциклопедии);

3) деловой – для передачи точной деловой информации (заявление, договор);

4) публицистический – для сообщения информации о жизни страны, общества, для воздействия на людей через средства массовой информации (статья, репортаж);

5) художественный – используется в художественной литературе (рассказ, роман, стихотворение). 

 

Ответьте на вопросы: 1) Что такое текст? 2) Какова его структура? 3) Что включает в себя композиционная структура текста? 4) Какие вы знаете единицы внутренней структуры текста? 5) На какие виды разделяются тексты по объему? 6) Какие признаки отличают текст от нетекста? 7) Каковы функции целостности и связности текста? 8) Является ли текстом конспект? А кроссворд? Почему вы так считаете? 9) Какие вы знаете стили текста? Для чего они используются? Приведите свои примеры.

II. Тема. Слово-тема, модель текста (описание предмета и процесса)

 

ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

Каждый текст имеет свою тему, которая может быть представлена в заголовке.

Тема текста, названная именем существительным, называется слово-темой. В тексте слово-тема может встречаться в разных падежах, а в заголовке – в Именительном падеже.

ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте текст. Определите тему текста, укажите в тексте слово-тему; определите, сколько раз и в каких падежах оно встречается.

Текстема – абстрактная модель объединения предложений/высказываний в более крупные, имеющие актуальный смысл единицы.

Текстемы бывают двух типов: информативные и инструктивные.

Информативные текстемы представлены тремя моделями текста (типами речи): повествованием, описанием, рассуждением. В научных текстах наиболее часто встречаются модели текста описания предмета, свойства, явления или процесса.

Инструктивными текстемами являются инструкции, рекомендации. Инструктивная модель представляет собой информацию о фрагменте действительности (основание, цель) и перечень действий, которые необходимо сделать.   

 

  ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

Слово-тема может обозначать предмет, процесс, свойство, лицо, отношение. От значения слово-темы зависит модель текста. Бывают тексты о предметах, процессах, свойствах, лицах, отношениях.

Например, слово-тема «предмет» в научных (учебных) текстах задаёт следующую типовую структуру (модель), компонентами которой являются:

· определение: кто – это кто; что – это что; что называется чем, что представляет собой что;

· местонахождение: что находится/ располагается/ имеется где;

· строение: (структура) что имеет какое строение;

· состав: что состоит из чего; что входит в состав чего, что образует что;

· свойства: что имеет свойство чего;

· классификация:  что делится классы, группы, виды по какому признаку;

· функции: выполняет какую функцию, выполняет функцию чего;

· описание: что имеет вид чего (по форме и цвету):

- форма: что имеет форму чего; что имеет какую форму;

- цвет: что имеет какой цвет; что какого цвета;

- размер: что какого размера;

- объём: что какого объёма;

- вес: что имеет какой вес.

ЗАДАНИЕ 2. Прочитайте текст. Определите тему текста и напишите заголовок. Обозначьте компоненты модели текста «предмет».

                                          ……………………………………….

       Эпителиальная ткань – это слой клеток, выстилающий поверхность (эпидермис) полостей тела, кровеносных сосудов, а также слизистые оболочки внутренних органов, пищевого тракта, дыхательной системы, мочеполовые пути. Эпителиальные ткани, которыенаходятся на поверхностях, граничащих с внешней средой, образуют кожные покровы. В зависимости от формы клеток различают плоский, кубический и цилиндрический эпителий, а от количества их слоев – однослойный, многослойный и многорядный Основными функциями эпителия являются покровная (пограничная, защитная) и секреторная. Кроме того, через эпителий происходит обмен веществ между организмом и средой. Эпителии служат материалом, из которого возникают видоизмененные структуры, например, волосы, ногти, эмаль зубов.

ЗАДАНИЕ 3.Используя модель текста «предмет» и информацию таблицы, подготовьте сообщение о мышечной ткани.  

 

               

 

Мышечная

ткань

Поперечно – полосатая Многоядерные клетки цилиндрической формы до 10 см длины, исчерченные поперечными полосами Скелетные мышцы, сердечная мышца Произвольные движения тела и его частей, мимика лица, речь. Непроизвольные сокращения (автоматия) сердечной мышцы для проталкивания крови через камеры сердца. Имеет свойства возбудимости и сократимости.
Гладкая Одноядерные клетки до 0,5 мм длины с заостренными концами Стенки пищеварительного тракта, кровеносных и лимфатических сосудов, мышцы кожи Непроизвольные сокращения стенок внутренних полых органов. Поднятие волос на коже.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

Слово-тема «процесс» в научном (учебном) тексте задаёт следующую типовую структуру (модель), компонентами которой являются:

· определение:   что – это что; что называется чем;

· классификация: различают что,

· описание протекания: начало, продолжение, прекращение;

· место протекания: что протекает/ проходит/ совершается где;

· этапыи фазы: что имеет сколько этапов; на каком этапе происходит что;

· скорость и время протекания: что протекает с какой скоростью/ интенсивностью, что длится/ продолжается сколько секунд/ минут/ часов; что совершается как;

· механизмы: что обеспечивает что; что происходит благодаря чему; что участвует в чем, что происходит при участии чего;

· причины: что вызывает что, что происходит вследствие чего; что способствует чему;

· результат: что является результатом чего; что происходит в результате чего.

ЗАДАНИЕ 4.  Прочитайте текст. Определите тему текста и напишите заголовок. Укажите компоненты модели текста «процесс».

……………………………………

 Пищеварение – это совокупность процессов, обеспечивающих образование и превращение пищевых продуктов в простые химические соединения, способные усваиваться клетками организма. 

Пищеварение начинается в полости рта, где происходит измельчение пищи, смачивание её слюной, анализ вкусовых качеств и съедобности пищи, частичное всасывание.

Акт глотания состоит из 3-х фаз: ротовой, глоточной и пищеводной. Затем пищевой комок через пищевод попадает в желудок. В желудке продолжается перемешивание пищи. 

Фазы желудочной секреции. Мозговая фаза начинается до попадания пищи в желудок. Длительность фазы – 5-20 минут. Желудочная фаза длится несколько часов. Пища попадает в желудок, секреция усиливается под действием гастрина и бомбезина. Время пребывания пищи в желудке определяется эффективностью пищеварения в желудке и тонкой кишке, градиентом давления в антральной части желудка и двенадцатиперстной кишке, состоянием пилорического канала.

В процессе ферментных реакций сложные и многообразные компоненты пищи, содержащие белки, жиры и углеводы, превращаются в простые вещества, которые в тонком кишечнике всасываются в кровь и используются организмом в процессе обмена веществ.

Гидролиз и всасывание нутриентов в основном совершается в проксимальной части тонкой кишки. Перемещение химуса (смеси пищевого содержимого с секретом поджелудочной железы, кишечным соком и желчью) в проксимально-дистальном направлении происходит благодаря перистальтическим сокращениям кишечной трубки. Скорость перистальтических волн различна. Другие типы сокращений кишечника (маятникообразные, тонические) вызывают перемешивание химуса, повышение внутрикишечного давления, что способствует перевариванию и всасыванию. Переход химуса из тонкой кишки в толстую определяется разницей давления в их полостях и состоянием илеоцекального сфинктера. В толстой кишке всасываются основное количество воды и вещества, образовавшиеся в результате деятельности микроорганизмов, формируется кал.

ЗАДАНИЕ 5.Используя модель текста «процесс» и информацию таблицы, подготовьте   сообщение о дыхании.

Дыхание

совокупность процессов, обеспечивающих поступление из атмосферного воздуха в организм кислорода, использование его в биологическом окислении органических веществ и удаление из организма углекислого газа.

Внешнее дыхание Дыхательные мышцы, бронхолегочный аппарат. Системная регуляция, вентиляция легочных альвеол и диффузия газов через альвеолярно-капиллярные мембраны. 1) конвекцион-ный транспорт газов в альвеолы (вентиляция); 2) диффузия из альвеол в кровь легочных капилляров кислорода и в обратном направлении углекислого газа. При вдохе в альвеолы поступает насыщенный кислородом атмосферный воздух, а при выдохе в окружающую среду удаляется воздух, бедный кислородом и богатый углекислым газом.
Тканевое  дыхание  Клетки, органы и ткани. Участие молекулярного кислорода;   запасание энергии в фосфорильной связи молекул АТФ.

Окислительный распад крупных органических молекул — субстратов дыхания — до более простых и в конечном счете до СО2 и Н2О с высвобождением энергии.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

Заголовок, содержащий слово-тему, может состоять из нескольких слов. Если перед слово-темой стоит существительное, оно называет часть (или аспект) темы, то есть представляет собой подтему и одновременно подзаголовок.

Подтема – это такая тема, которая входит в более широкую тему и отличается более узким аспектом рассмотрения или расширением одной из частей темы.

Наименование подтемы является подзаголовком.

Например:                        Позвоночник человека. (широкое понятие)

                   Строение позвоночника человека.  (более узкое понятие)

        Описание строения позвоночника человека.  (ещё более узкое понятие).

           

Или:                                   Механизм фотосинтеза.

                          Изучение механизма фотосинтеза.

               Метод изучения механизма фотосинтеза.

Таким образом, мы наблюдаем движение от широкого понятия к узкому. Переход от темы к подтеме и от одной подтемы к другой может иметь слова-сигналы: во-первых, во-вторых, один, другой, кроме того, наконец.

 

ЗАДАНИЕ 6. Ответьте на вопросы: Что такое подтема? Что такое подзаголовок? Какие сигналы перехода от подтемы к подтеме вы знаете?

ЗАДАНИЕ 7. Прочитайте текст и определите его тему. Напишите заголовок. Разделите текст на подтемы. Запишите названия подтем (подзаголовки) в виде плана.

………………………………..

Бактерии – наиболее широко распространенная в природе группа микроорганизмов. Бактериальная клетка невелика. Клетки наиболее мелких шаровидных бактерий имеют в диаметре менее 0,1 мкм. Подавляющее большинство бактерий имеют форму палочек, прямых или изогнутых, толщина которых не превышает 0,5-1 мкм, а длина 2-3 мкм. Внутренняя организация бактериальной клетки сложна и имеет свои специфические особенности. Клетка бактерий одета плотной оболочкой - клеточной стенкой. Она выполняет защитную и опорную функции и придает клетке постоянную, характерную для нее форму. Толщина клеточной стенки – 0,01-0,04 мкм. Основным структурным компонентом стенок является муреин. Клеточная стенка многих бактерий сверху окружена слоем слизистого вещества – капсулой, толщина которой может во много раз превосходить диаметр клетки, иногда она очень тонкая. Капсула – необязательная часть клетки, она образуется в зависимости от условий, в которые попадают бактерии.

В центральной части клетки локализовано ядерное вещество – дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК), не отграниченная от цитоплазмы мембраной. Это аналог ядра – нуклеоид. Нуклеоид не обладает мембраной, ядрышком и набором хромосом. Бактериальная ДНК не связана с основными белками – гистонами – и в нуклеоиде расположена в виде пучка фибрилл.

Процессы обмена веществ, способы добывания энергии и потребности в материалах для построения веществ своего тела у бактерий разнообразны. Одни бактерии нуждаются в готовых органических веществах – аминокислотах, углеводах, витаминах, которые должны присутствовать в среде, так как сами они не могут их синтезировать. Такие микроорганизмы называются гетеротрофами. Они получают необходимую им энергию при окислении органических веществ кислородом или при сбраживании (без участия кислорода). Другие бактерии удовлетворяют все потребности в углероде, необходимом для синтеза органических веществ тела, за счет неорганических соединений. Они называются автотрофами.

 

#______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТЕМА 2. Сверхфразовое единство как единица текста. Основные функции и признаки первого предложения в СФЕ. Самостоятельные и несамостоятельные предложения

 

ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

Объединение двух или более предложений на одинаковую тему называется сверхфразовым единством (сокращённо СФЕ).

Например:

Рефлекс – ответ животного организма на раздражение с помощью нервной системы. Без рефлекса невозможна жизнь организма. Организм рождается с некоторыми рефлексами. Такие рефлексы называются врожденными, или безусловными. Другие рефлексы организм получает в процессе развития. Такие рефлексы называют условными.

 

СФЕ монотематично. Это его главная характеристика. Переход от одной темы к другой – это пограничный сигнал, показывающий конец одного СФЕ и начало следующего. Признаки СФЕ:

· СФЕ не всегда равно предложению и не всегда равно абзацу.

· Отдельное предложение является СФЕ, если оно является самостоятельным высказыванием.

· В составе же СФЕ отдельные предложения не имеют самостоятельной темы, а служат совместно для выражения одной темы СФЕ и взаимно дополняют друг друга при её раскрытии.

· Первое предложение (зачин) в составе СФЕ открывает тему, оно является самостоятельным.

· Предложения в СФЕ объединены тематически, лексически, грамматически и интонационно.

Пример СФЕ – отдельного предложения/ самостоятельного высказывания:

Тело человека – это голова (caput), шея (collum), туловище (truncus), верхние и нижние конечности (membrane superior et inferior).

 

Итак, единство темы любого текста можно рассматривать в объёме не только всего речевого произведения, но и в объёме микротемы. Мельчайшая частная тема – это тема, заключенная в сверхфразовом единстве. Переход от одной темы (микротемы) к другой есть граница сверхфразовых единств. Поскольку сверхфразовое единство всегда монотематично, то при объединении нескольких СФЕ друг с другом наблюдается переход от выражения микротем к макротеме.

Ответьте на вопросы: 1) Что называют сверхфразовым единством? 2) Какова его главная характеристика? 3) Как определяются границы сверхфразовых единств? 4) Какова функция первого предложения в СФЕ и каким отличительным признаком оно обладает? 5) При каком условии отдельное предложение может быть сверхфразовым единством?

 

ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте микротексты (СФЕ), найдите самостоятельные и несамостоятельные предложения.  Подчеркните слова, которые указывают на несамостоятельность предложения.

1.

При внутривенном введении лекарственное вещество поступает в кровь и оказывает немедленное действие. Для этого необходимо иметь шприц ёмкостью 10-20 мл. Необходимо также строго следить за выполнением всех правил асептики.

 

2.

Острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) объединяют большую группу острозаразных вирусных болезней, характеризующихся общими симптомами инфекционного токсикоза и преимущественным поражением слизистых оболочек дыхательных путей. К этой группе заболеваний относятся грипп, парагрипп, аденовирусная, риновирусная, реовирусная инфекции, некоторые варианты энтеровирусных заболеваний, сопровождающихся поражением дыхательных путей, а также микоплазменная инфекция.

3.

Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум волн. С моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелеными прядями до самой земли.

(По К. Паустовскому. Корзина с еловыми шишками)

4.

Два товарища шли по лесу. Вдруг навстречу им вышел медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Он вспомнил, что медведи не трогают мёртвых, упал на землю и притворился мёртвым. Медведь подошел к нему, а он и дышать перестал. Медведь обнюхал его лицо и отошёл.

(Л. Толстой. Два товарища)

5.

Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошинка; обезьяна хотела поднять и просыпала двадцать горошинок. Она бросилась поднимать и просыпала всё. Тогда она рассердилась, разметала весь горох и убежала.

(Л. Толстой. Обезьяна и горох)

ЗАДАНИЕ 2. Прочитайте и определите порядок следования предложений. Поставьте номера так, чтобы получился связный текст. Подчеркните слова, которые связывают предложения. Укажите на самостоятельное предложение.

(…) Она заполняет журнал приёма больных и паспортную часть истории болезни.

(…) Регистрацию больных осуществляет медицинская сестра.

(…) При необходимости больному делают дополнительные исследования (рентген, анализы, электрокардиограмма и др.).

(…) Затем медсестра измеряет температуру тела больного и приводит его в смотровой кабинет.

(…) Там его осматривает врач.

(…) После этого решается вопрос, в какое отделение больного направить.

 

ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

В структуре сверхфразового единства большую роль играет первое предложение – зачин. Зачин определяет тему СФЕ, его основную информацию. Каждый зачин – это новая микротема. Это предложение самодостаточно в смысловом отношении: его смысл сохраняется, даже если вырвать его из всего СФЕ. Первое предложение строится свободно и вполне самостоятельно. Однако последующие предложения тесно связаны с предыдущими, несамостоятельны. Это значит, что порядок слов, видо-временные формы глаголов, интонация и даже частично лексика в них подчиняются первому предложению - зачину. (Примечание: в лингвистике зачин носит название автосемантичного предложения, последующие же предложения называются синсемантичными).

Например:  

Механизм свертывания крови очень сложен. Суть его состоит в образовании сгустка крови – тромба, закупоривающего раневой участок и останавливающего кровотечение. Сгусток образуется из растворимого белка фибриногена, который в процессе свертывания крови переходит в нерастворимый белок фибрин. Этот процесс происходит под влиянием тромбина - активного белка-фермента, а также ряда веществ, в том числе тех, которые выделяются при разрушении тромбоцитов.

 

Первое предложение является зачином. Оно самостоятельно и задает микротему всему СФЕ. Остальные предложения несамостоятельны, они последовательно раскрывают микротему.

 

Ещё пример:

Буря бушевала над Петербургом, как возвращенная молодость. Редкий дождь хлестал в окна. Нева вспухала на глазах и переливалась через гранит. Люди пробегали вдоль домов, придерживая шляпы. Ветер хлопал черными шинелями. Неясный свет, зловещий и холодный, то убывал, то разгорался, когда ветер вздувал над городом полог облаков.

  (К. Паустовский. Орест Кипренский)

 

Зачин – «Буря бушевала над Петербургом». Все содержание последующих высказываний подчинено этой исходной теме: дается ее подробное описание. Каждое из последующих предложений строится по образцу зачина, копирует его структуру; тому способствует словопорядок подлежащее - сказуемое и особенно схожие формы глаголов: люди пробегали, ветер хлопал, свет то убывал, то разгорался; сады начали разгораться; свет пробежал, осветил, залив покрылся.

Примечание: Если в качестве эксперимента выбрать из текста все предложения-зачины и объединить их в новый текст, опустив все другие компоненты СФЕ, то получится сжатый рассказ без деталей и пояснений.

 

Например:

Рефлекс

1. Жизнедеятельность организма – это бесконечная цепь сменяющих друг друга рефлекторных или поведенческих актов.

 

2. Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение, возникающая в результате изменений внутренней или внешней среды и происходящая с участием центральной нервной системы. Рефлекторная деятельность дискретна (прерывиста); каждый рефлекс имеет своё начало (раздражение, афферентацию) и конец (эфферентацию, т.е. действие, направленное на получение определённого результата).

 

3. Очерёдность осуществления рефлекторных актов в организме обеспечивается законом доминанты. Это подтверждается следующими фактами: в условиях одновременного действия на рецепторы организма нескольких различных по своему характеру раздражителей организм отвечает на них в порядке их биологической значимости, необходимости поддержания нормальной жизнедеятельности. Другими словами, преимущество первоочередного реагирования получает биологически более сильный раздражитель. Остальные раздражители на это время как бы затормаживаются, не воспринимаются организмом.

 

4. Анатомически рефлекс осуществляется посредством рефлекторной дуги. Рефлекторная дуга – это последовательно соединённая цепочка клеток организма, способных воспринимать действие стимула, анализировать раздражение и обеспечивать адекватную ответную реакцию в форме двигательного или секреторного акта. В состав рефлекторной дуги входят афферентный нейрон с рецептором, эфферентный нейрон и клетки эфферентного органа.

 

5. Существуют простые (двухнейронные) рефлекторные дуги и сложные, включающие в себя, кроме афферентных и эфферентных нейронов, так называемые вставочные нейроны. Эти нейроны располагаются в ЦНС. Они обеспечивают осуществление сложных рефлекторных актов, требующих анализа и синтеза поступающей информации и участия механизма памяти.

 

6. Рефлексы классифицируются по различным признакам. По расположению различают интерорецептивные, проприорецептивные, экстрарецептивные рефлексы. По уровню расположения нервных волокон выделяются спинальные, бульбарные, мезенцефальные, кортикальные рефлексы. По биологическому значению (характеру ответной реакции) рефлексы подразделяются на статокинетические, пищевые, ориентировочные, защитные, половые и др.

 

7. И.П. Павлов разделил все рефлексы на 2 большие группы: безусловные и условные. Первые обеспечивают подкорковый соматический и вегетативный уровень регуляции жизненно важных процессов. Вторые отражают высший уровень регуляции функций организма – поведенческий, характеризующийся высокой степенью гибкости и индивидуальности.

 

ЗАДАНИЕ 3. Прочитайте текст.

а) Выберите и запишите предложения-зачины СФЕ, присутствующие в тексте.

 

Газообмен в лёгких

(1) Газообмен в лёгких происходит в результате диффузии кислорода из альвеолярного воздуха в кровь и углекислого газа из крови в альвеолярный воздух. Диффузия происходит через мембрану альвеолы и капилляра. Она возможна благодаря разности парциальных давлений газов по обе стороны мембраны.

(2) Через мембраны могут диффундировать только растворённые газы. Кислород может растворяться в плазме крови в очень небольших количествах – 0,3 мл на 100 мл крови.

(3) В тканях происходит обратный процесс: восстановление гемоглобина. Освободившийся кислород диффундирует через мембраны в ткани. В тканевой жидкости содержание кислорода значительно меньше, чем в крови. Поступающий из крови кислород используется клетками для процессов биологического окисления. Углекислый газ переносится в трёх формах: небольшая часть (около 2,5%) находится в растворённом состоянии. Основное количество (51%) содержится в крови в виде бикарбонатов, а 4,5% – в виде карбогемоглобина.

(4) Конечной задачей механизмов регуляции дыхания является адаптация внешнего дыхания к потребностям организма. Так, при физической нагрузке скорости поглощения кислорода и удаления углекислого газа возрастают в несколько раз. Это происходит в результате увеличения глубины и частоты дыхания, что улучшает вентиляцию лёгких.

 

#______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                                                                                                                                            

б) С опорой на новый текст расскажите о сущности газообмена в лёгких.

 

ТЕМА 3. Порядок слов в предложении с позиций актуального членения, основные схемы объединения предложений в СФЕ. Виды межфразовой связи: цепная, параллельная, веерная.

 

ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

В тексте всё взаимосвязано, в том числе сложные синтаксические целые и отдельные предложения в них. Существуют различные средства межфразовой связи. И одним из таких важных средств является порядок слов в предложении.

В письменном тексте предложение обычно начинается с темы (Т), предмета сообщения, чего-либо известного (из предыдущего высказывания) или менее значимого в содержательном плане. А заканчивается предложение обычно новой, наиболее значимой в данной ситуации информацией – ремой (R). Другими словами, позиция ремы (новой информации) — это конечная позиция высказывания. На этом основывается движение коммуникативной прогрессии – нарастание информационной значимости сообщений в составе компонентов текста. Та информация, которая была новой, наиболее значимой и располагалась в конце в предшествующем предложении, в последующем предложении становится известной, менее значимой и поэтому перемещается в начало.

Например:

На другой день я проснулся с головной болью, смутно припоминая себе вчерашние происшествия. Размышления мои были прерваны Савельичем, вошедшим ко мне с чашкою чая.                                                                                                

(А. Пушкин. Капитанская дочка).

 

В первом предложении содержательным центром, наиболее значимой является информация о том, что Петр Гринёв (автор повествования) проснулся с головной болью, смутно припоминая себе вчерашние происшествия. Не случайно эта информация расположена во второй части предложения и при произнесении высказывания вслух отделяется от менее значимой информации (на другой день) паузой. Во втором предложении вторая часть первого предложения получает выражение в словосочетании размышления мои. Эта информация уже известна и менее значима, поэтому она располагается в начале. Новая же информация: были прерваны Савельичем, вошедшим ко мне с чашкою чая – помещается в конце.

Сравните: нарушение порядка слов: Я люблю книги о войне. Я узнаю о героях из них; правильный порядок слов: Я люблю книги о войне. Из них я узнаю о героях;

ПРИМЕЧАНИЕ. Предложения, где соблюдается последовательность тема – рема (Т → R), называются предложениями с прямым порядком слов.  

Ответьте на вопросы: 1) Какую функцию выполняет порядок слов в предложении?2) Какой термин используется для обозначения известной или менее значимой информации в предложении?3) Какой термин используется для обозначения новой или наиболее важной информации в предложении?4) В каком порядке располагаются части предложения в письменном тексте?

ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте предложения, определите в них тему (Т) и рему (R). Для этого сравните каждые два высказывания и определите, какая информация в них является более актуальной (важной), а какая менее актуальной.  

1.    а) Аудитории расположены по обеим сторонам коридора.

  б) По обеим сторонам коридора расположены аудитории.

2.   а) Наибольшая заболеваемость ОРВИ приходится на детей второго полугодия и первых трех лет жизни.

  б) На детей второго полугодия и первых трех лет жизни приходится наибольшая заболеваемость ОРВИ.

3.   а) Иглотерапия использовалась в древней медицине для поддержания здоровья.

  б) Для поддержания здоровья в древней медицине использовалась иглотерапия.

 

ЗАДАНИЕ 2. Прочитайте СФЕ, определите в предложениях тему (Т) и рему (R). Проследите, как происходит переход от темы к реме между двумя соседними предложениями.

1. Все последние дни мама волновалась. Она готовилась впервые танцевать Золушку и обещала взять на первый же спектакль Петровну и Машу. За два дня до спектакля мама вынула из сундука сделанный из тонкого стекла маленький букет цветов. Его подарил маме Машин отец. Он был моряком и привез этот букетик из какой-то далекой страны.

 

 (К. Паустовский. Растрёпанный воробей)

2. Часто в городах во время пожаров в домах остаются дети. От испуга они спрячутся и молчат, а из-за дыма их нельзя увидеть. Для спасения детей существуют специальные собаки. Эти собаки живут вместе с пожарными. Когда загорается дом, пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака спасла двенадцать детей.

 (Л. Толстой. Пожарные собаки)

 

3. В организме человека работа всех его органов тесно связана между собой, и поэтому организм функционирует как единое целое. Согласованность функций внутренних органов обеспечивает нервная система. Кроме того, нервная система осуществляет связь между внешней средой и регулирующим органом, отвечая на внешние раздражения соответствующими реакциями.

 

4. Любое раздражение (механическое, световое, звуковое, химическое, электрическое, температурное), воспринимаемое рецептором, преобразуется (трансформируется) в процесс возбуждения. Возбуждение передается по чувствительным – центростремительным нервным волокнам в центральную нервную систему, где происходит срочный процесс переработки нервных импульсов. Отсюда импульсы направляются по волокнам центробежных нейронов (двигательных) к исполнительным органам, реализующим ответную реакцию – соответствующий приспособительный акт.

ЗАДАНИЕ 3. Прочитайте предложения, определите, нарушен ли в них порядок слов. Исправьте возможные ошибки и запишите варианты с правильным порядком слов.

 

1. Из Коктебеля в Старый Крым вела заросшая почтовая дорога. В ущельях, покрытых дубовым кустарником и буковым лесом, шла она.

2. В дверь постучали. Это было через два с половиной месяца. В окне сиял один из первых зимних дней.

3. Маленький дом – всего в три комнаты – стоял на горе, над северной рекой, на самом выезде из городка. Березовая роща белела за домом. Кричали птицы в ней с утра до вечера.

4. Мышечные ткани состоят из клеток, содержащих тонкие сократительные волокна - миофибриллы. Различают поперечно-полосатую и гладкую мускулатуру по строению миофибрилл.

5. Нейроглия выполняет опорную, питательную и защитную функции. Ее клетки образуют оболочки нервных волокон, отделяя нервную ткань от других тканей организма.

6. Специфическим проявлением гриппа является так называемый сегментарный отек легких. Он возникает в результате циркуляторных расстройств в пределах одного сегмента или доли легкого. Клинически ничем не проявляется сегментарный отек легких.

 

# _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

Итак, мы выяснили, что для любого текста важна смысловая связь между его частями, когда каждое предложение по смыслу связано с предшествующим и продвигает высказывание от известного (от темы) к новому (к реме). В результате образуется тема-рематическая последовательность, тема-рематическая цепочка. Текст, особенно научный, всегда предполагает такое соединение высказываний, в котором каждое из последующих высказываний содержит какую-то минимальную информацию, уже имевшуюся в предыдущем высказывании. Так возникает цепная связь, когда сходная информация концентрируется в смежных частях соседних предложений, и в результате возникает цепная, последовательная связь («цепочка»). Такое изменение предметов сообщения внутри СФЕ характерно для повествования в научной речи.

 

Например:

В малом круге кровообращения имеет место процесс обогащения крови кислородом в лёгких. Он начинается в правом желудочке, куда из правого предсердия переходит вся венозная кровь. Из правого желудочка выходит лёгочный ствол, котор


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.159 с.