Речевая избыточность и лексическая недостаточность — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Речевая избыточность и лексическая недостаточность

2021-04-19 102
Речевая избыточность и лексическая недостаточность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

  Третья лексическая норма – соблюдение нормы и закона количественной эквивалентности речи. Количество слов, употреблённых в высказывании, должно быть оптимальным для передачи той информации, которую хочет донести говорящий до слушателя, также оно должно быт оптимальным речевой ситуации стилистики контекста. Нарушение данной нормы приводит к ошибке речевой избыточности. Речевая избыточность (многословие) – это стилистически неоправданное употребление в высказывании лишних (избыточных) слов: слов, дублирующих друг друга по значению. Существует 2 разновидности этой ошибки: плеоназм и тавтология. Плеоназм (плеонасмум – излишество) – употребление ненужных уточняющих разнокорневых слов. Тавтология – употребление избыточных коренных слов.

Типичные механизмы возникновения плеоназма в речи: очень часто в речи бывают определения, взятые как второстепенный член предложения (главная суть, тёмный мрак, ценное сокровище), а также употребление избыточных обстоятельств при глаголах и деепричастиях (вернуться обратно, упасть вниз, жестикулировать реками, топтать что-либо ногами). Очень часто эта ошибка возникает в том случае, когда в составе словосочетания оказывается заимствующее слово (внутренний интерьер, юный вундеркинд, ведущий лидер, движущий лейтмотив, памятные сувениры, необычный феномен, детский педиатр, демобилизоваться из армии). Третий механизм – стилистически неоправданное нанизывание синонимов (закончить, завершить, выполнить работы). Однако в русском языке имеются плеоназмы, которые следует признать допустимыми. Во-первых, в составе словосочетания может быть слово, ставшее многозначным (монументальный памятник (не только сооружение, воплощённое в камне), период (в матче) времени), реальная действительность). А также существуют плеоназмы разговорной речи, эти выражения закрепились в общении (пять рублей денег, в мае месяце, планы на будущее, в конечном итоге, так например).

Тавтология (с греч. таотус – то же самое) (умножить во много раз). Однако следует помнить о том, что следует разграничивать тавтологию и корневой повтор как стилистическое средство. Корневой повтор – одно из весьма распространённых средств межфразовой связи в любом стиле речи, особенно в официально-деловой речи. Контекст, который построен ошибочно по той причине, что пишущий помнит о тавтологии и допускает речевые ошибки. (Свой роман Пушкин назвал свободным. Она (свобода) проявляется в лёгкости переходов от одного плана повествования к другому). Вторая задача – экспрессивно-стилистическая: корневой повтор служит для создания парадоксальности высказывания (и устарела старина и старым бредит новизна; победителю ученику от побеждённого учителя). Третья задача – столкновение в контексте разных значений одного слова или слов-омонимов – антанаклаза (к вам идее то, что вам идёт; везёт тому, кто везёт).

Данный стилистический приём может усиливать эмоциональность речи (седьмая симфония Шостаковича посвящена торжеству человеческого в человеке… На угрозу фашизма обесчеловечить человека композитор ответил симфонией о победном торжестве всего высокого и прекрасного. А.Толстой). Также этот приём часто встречается в заголовках статей по причине высокой экспрессивности (будь человеком, человек; могучие сны могучего края).

 Функция выделения ключевых слов (описание слова прелестно в «Анне Карениной»). Это повторение слов часто используется в пословицах (за добро добром платят; век живи - век учись; сослужить службу, горе горькое, всякая всячина). Этот же приём встречается во фразеологических оборотах (ходить ходуном, видать виды, сиднем сидеть, набит битком, пропадать пропадом и т.д.). 

Корневой повтор может создавать оксюморон (беззаконие было узаконено, всё меньше и меньше). Подытоживая высказывания о речевой избыточности6 я пишу длинно, потому что у меня нет времени написать коротко (Блез Паскаль); М.Горький: крайне трудно найти точные слова, и поставить их так, чтобы немногим было сказано много, чтобы словам было тесно, мыслям просторно (Некрасов)).  

ДЗ: упражнение 10-12.

14.12.12

Стилистическое использование лексики

Язык и стиль рекламы

В 90-е гг. появился новый текст – рекламный. Реклама – информация о потребительских свойствах товаров и услуг. С целью их реализации и создания спроса. Язы рекламы лишь условно можно отнести публицистическому стилю: реклама использует все средства различных средств речи. Реклама должна быть образной, информативной, условной, оригинальной. Мы используем элементы разговорного, научного, официально-делового стилей речи. Создатели рекламного текста воздействованы на воздействие читателя (употребление линейно императивных глаголов).

Ктематоним - словесный компонент торгового знака, слоган, который привлекает внимание читателя или зрителя к товару ил услуге. Слоган содержит в себе призыв к действие (полный вперёд), эмоционально окрашенное положение эмоции (понимание приходит с возрастом).

Часто слоган строится на ассоциативности (не дай себе засохнуть). Вы, новые, весьма, ваш, лучший – купите. Форма повелительного наклонения (в каждом 4 ролик). Синтаксис простых предложений, безглагольные назывные). Вкрапления иноязычной лексис (сделай паузу, скушай твикс).

Игра слов, которая строится на пословицах, поговорках, крылатых фразах, фраз известных людей.

Рекламщики допускают опасные маневры (я хочу тебя, Солодов). Нарушение норм литературного языка.

Речевая агрессия

Проявляется в речевом и публицистическом стилях. Речевая агрессия – грубое оскорбительное обращение, с целью обвинения или насмешки, открытая враждебная неприязнь. Слово появилось в 18 веке. Инвективы – ругательства и бранные слова, вульгаризмы, любое грубое высказывание не всегда несёт в себе агрессию, например подросток может так показать. Что он знает слова взрослых, либо сленговую речь. Оскорбление – такой акт, который предназначен для понижения социального статуса оппонента посредством хамского обращения, шантажа, угрозы, недоверия. Некоторые слова могут создавать субъективную оценку, которые понимают статус оппонента по какому-то признаку (чурка, еретик). В 90-е гг. сложилась такая ситуация, когда некому было контролировать использование агрессивной речи, также в малой социальной среде (семья, класс) это поощряется, также речевая агрессия воспринимается как речевое поведение сильной личности.  Речевая агрессия - предупреждение физической агрессии. В русской речевой традиции в последние годы речевая агрессия более распространена. Нужно учитывать обострения дискомфорта человека при вливании в новое общество. Также при кризисах, например, подростковый возраст. Речевая агрессия пришла и в журналистику, это связано с послаблением цензуры. Употребление огромного количества просторечных слов, которые в особом контексте вызывают негативную оценку (затащить, запихнуть). Эта лексика уничижительная, неодобрительная.

 

13.02.12                                   (II семестр)


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.