Проблемы и направления реформирования ЕСН в области налогового администрирования — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Проблемы и направления реформирования ЕСН в области налогового администрирования

2021-04-18 45
Проблемы и направления реформирования ЕСН в области налогового администрирования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Несмотря на внесенные неоднократно изменения в главу 24 Налогового кодекса, остался ряд неурегулированных проблем.

. Противоречивый механизм уплаты ЕСН и страховых взносов организациями, в состав которых входят обособленные подразделения. С 2002 года пунктом 8 статьи 243 Налогового кодекса установлено, что обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате ЕСН (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по ЕСН и налоговых деклараций по месту своего нахождения.

В случае невыполнения обособленным подразделением хотя бы одного из условий, определенных пунктом 8 статьи 243 Налогового кодекса, головная организация производит централизованно уплату налога за свои обособленные подразделения, в том числе и за обособленные подразделения, находящиеся на территории разных субъектов Российской Федерации, а также представляет расчеты по авансовым платежам и налоговые декларации по месту своего нахождения.

В соответствии с пунктом 8 статьи 24 Федерального закона №167-ФЗ страхователи - организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают страховые взносы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам.

Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона №167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

Сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению.

Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.

Попытка урегулировать данные расхождения в законодательстве отражена в достигнутом МНС России (ФНС России) и ПФР соглашении в соответствии с которым в целях упорядочения уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а так же повышения эффективности осуществления контроля за поступлением страховых взносов налогоплательщики - организации, в состав которых входят обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса, расчетного счета, не начисляющие выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц, могут производить уплату страховых взносов централизованно по месту своего нахождения.

В этом случае такие организации декларации и расчеты по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование представляют по месту своего нахождения.

Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты, и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организаций по уплате страховых взносов, а также представляют декларации и расчеты по авансовым платежам по страховым взносам по месту своего нахождения.

Однако налогоплательщики в ряде случаев отказываются следовать соглашению между МНС России и ПФР и производят уплату ЕСН в соответствии с Федеральным законом № 167-ФЗ.

. Абзацем 4 пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса определено, что если сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, то такая разница признается занижением суммы ЕСН.

Применение этой нормы означает, что налоговые органы должны производить записи в карточках лицевых счетов не фактически начисленных сумм налога на основании представленных налогоплательщиком авансовых расчетов и деклараций, а каких-то условных сумм, не соответствующих фактическим начислениям.

Если размеры проводимых начислений по ЕСН ставятся в зависимость от фактической уплаты страховых взносов, то эту зависимость требуется тогда соблюдать постоянно, т.е. при каждом очередном поступлении средств в уплату страховых взносов уже после 15-го числа необходимо производить постоянную корректировку в лицевых счетах размеров проведенных начислений, что превращает работу по разноске начислений в бесконечный чрезвычайно трудоемкий процесс.

Указанный механизм должен предполагать в случае неполной уплаты (неуплаты) страховых взносов не только увеличение начислений по ЕСН, но и уменьшение проводимых начислений по авансовым расчетам по страховым взносам. Иначе общая сумма начислений по ЕСН и страховым взносам, проведенная по лицевым счетам, будет превышать эту же сумму, отраженную в расчетах по авансовым платежам и законодательно определенную в размере 20 % от налоговой базы, что приведет к увеличению налоговой нагрузки на налогоплательщиков. Однако законодательством соответствующее уменьшение начислений по страховым взносам не предусмотрено.

. Пунктом 4 статьи 236 Налогового кодекса установлено, что не признаются объектом налогообложения выплаты и вознаграждения, если они производятся за счет средств, оставшихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций, или средств оставшихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц.

Данная норма не распространяется на налогоплательщиков, к которым не применимо понятие «налоговая база по налога на прибыль» или «налоговая база по налогу на доходы физических лиц», а именно на:

организации и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности;

организации и индивидуальных предпринимателей переведенных на уплату единого налога на вмененный доход;

некоммерческие организации, не ведущие коммерческой деятельности.

Таким образом, нарушается принцип равенства и справедливости налогообложения (статья 19 Конституции РФ и пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса), так как перечисленные выше налогоплательщики лишены возможности уменьшать налоговую базу по ЕСН, осуществляя выплаты в пользу физических лиц за счет средств, остающихся после налогообложения.

В заключение следует отметить, что в целом изменения и дополнения, внесенные в гл.24 НК РФ Законом, направлены на облегчение налогового бремени налогоплательщика с предоставлением ему возможностей для развития его производственной базы.

Так, с 2002 г. значительно снижена налоговая нагрузка в отношении благотворительных и подобного рода организаций (в частности, исключены из объекта налогообложения благотворительная помощь, призы, подарки, в том числе производимые в пользу детей).

Значительные изменения претерпели нормы, касающиеся вопросов применения ставок налогообложения.

Длительное время при взимании страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды сохранялся высокий уровень процентных отчислений. С целью устранения тенденций сокрытия реально получаемых работниками доходов и увеличения объемов выплат неучтенными наличными средствами или их переведения в доходы, не подлежащие налогообложению (например, с использованием страховых и банковских схем), при определении ставок ЕСН в основу был положен регрессивный подход. В 2001 г. организация имела право применять регрессивные ставки налогообложения при условии выплаты достаточно высокой средней заработной платы работникам организации в предыдущем году и ее сохранении на минимально допустимом уровне в текущем. С 2002 г. предусмотрено упрощение этих условий. В 2005 году для применения регрессивной ставки необходимо, чтобы налоговая база превысила установленные пределы (280 000 руб. и 600 000 руб.). Выполнение каких-либо дополнительных условий уже не требуется. Поэтому уже многие организации могут воспользоваться в течение года регрессивными ставками налогообложения и, тем самым, снизить уровень своих издержек.

С 01.01.2005 г. гл. 24 НК РФ претерпела значительные изменения:

) Снижена налоговая ставка ЕСН:

эффективная ставка ЕСН снижена с 35,6% до 26%.

) Изменена регрессивная шкала:

установлена регрессивная шкала налоговых ставок для основной категории налогоплательщиков:

при величине выплат до 280 000 руб. в год- 26%;

при величине выплат от 280 000 руб. до 600 000 руб. в год- ставка составит

000 руб. + 10% с суммы, превышающей 280 000 руб.;

при величине выплат свыше 600 000 руб. в год- 104 800 руб. + 2% с суммы, превышающей 600 000 руб.;

) Выплаты, не подлежащие налогообложению:

сумма материальной помощи, выплачиваемая за счет бюджетных источников бюджетными организациями не облагаемая ЕСН, увеличена с 2000 до 3000 руб.


Заключение

 

Внебюджетные фонды представляют собой достаточно динамичный элемент финансовой системы. Это обусловлено тем, что они, в отличие, от государственного бюджета, находятся в распоряжении специального государственного органа. Поэтому, в сравнении с бюджетом, перераспределение внутри внебюджетных фондов и их использование осуществляется более оперативно.

Создание в начале 90-х гг. внебюджетных фондов позволило ослабить негативные последствия либерализации цен и несколько сдержать снижение уровня жизни пенсионеров и других незащищенных слоев населения.

Немаловажными факторами, обуславливающими целесообразность образования внебюджетных фондов, являются бюджетный дефицит, инфляция.

С 1 января 2001 года (после принятия части второй Налогового кодекса РФ) и Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" вступил в силу новый порядок исчисления и уплаты взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. Главой 24 части второй Налогового кодекса РФ был введен единый социальный налог (ЕСН).

Единый социальный налог (далее - ЕСН) представляет собой налог, в составе которого консолидированы взносы в федеральный бюджет (в части взносов ранее подлежащих зачислению в Пенсионный фонд РФ), Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования. При этом в самостоятельном порядке исчисляются и уплачиваются в Пенсионный фонд РФ страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию. Связь между этими двумя платежами состоит в том, что сумма единого социального налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается на сумму уплаченного страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию.

В заключение следует отметить, что в целом изменения и дополнения, внесенные в гл.24 НК РФ Законом N 198-ФЗ, направлены на облегчение налогового бремени налогоплательщика с предоставлением ему возможностей для развития его производственной базы.

Так, значительно снижена налоговая нагрузка в отношении благотворительных и подобного рода организаций (в частности, исключены из объекта налогообложения благотворительная помощь, призы, подарки, в том числе производимые в пользу детей).

Значительные изменения претерпели нормы, касающиеся вопросов применения ставок налогообложения.

Длительное время при взимании страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды сохранялся высокий уровень процентных отчислений. С целью устранения тенденций сокрытия реально получаемых работниками доходов и увеличения объемов выплат неучтенными наличными средствами или их переведения в доходы, не подлежащие налогообложению (например, с использованием страховых и банковских схем), при определении ставок ЕСН в основу был положен регрессивный подход. В 2001 г. организация имела право применять регрессивные ставки налогообложения при условии выплаты достаточно высокой средней заработной платы работникам организации в предыдущем году и ее сохранении на минимально допустимом уровне в текущем. Теперь же предусмотрено упрощение этих условий. Поэтому уже многие организации пользуются в течение года регрессивными ставками налогообложения и, тем самым, снижают уровень своих издержек.



Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.