Теоретические подходы к пониманию темперамента. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Теоретические подходы к пониманию темперамента.

2021-04-18 312
Теоретические подходы к пониманию темперамента. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Гуморальные теории типов темперамента. Древнегреческий философ Аристотель считал, что причиной различий между людьми является не преимущество того или иного жидкости, а состав крови. Он обнаружил, что время свертывания крови у разных животных неодинаков. Быстрое свертывание обусловлено, по его мнению, преобладанием твердых частиц, замедленное - жидких. Жидкая кровь холодная и порождает страх, а кровь, богатая твердыми веществами, отличается теплотой и порождает гнев.

Гиппократ выделил четыре типа соотношения в организме основных жидкостей: крови, желтой желчи, черной желчи и слизи, каждая из которых имеет свои свойства (кровь - тепло, слизь - холод, желтая желчь - сухость, черная желчь - влажность). Преобладание одной из них определяет состояние организма, его склонность к тем или иным заболеваниям.

Характеристика типов темперамента И. Канта. В конце XVIII в. Кант представил в своей "Антропологии" формальное описание четырех типов темперамента. Он считал органической основой типов темперамента качественные особенности крови. Кант впервые дал психологическую характеристику типов темперамента, предложил классификацию свойств темперамента и характера человека. Сангвинический и меланхолический типы темперамента Кант рассматривает как темпераменты чувства, а холерический и флегматичный - как темпераменты действия.

Л. Лесгафт разработал оригинальную теорию, согласно которой в основе проявлений темперамента лежат свойства системы кровообращения. По мнению ученого, диаметр сосудов и толщина стенок определяют скорость и силу кровотока, от которого зависит скорость обмена веществ в организме и, как следствие, - индивидуальная характеристика темперамента.

Конституциональный подход к темпераменту. Суть данного подхода заключается в том, что существует связь между строением тела человека (конституцией) и свойствами темперамента.

В конституциональной типологии Э. Кречмера тип конституции определяет психические особенности людей и их склонность к психическим заболеваниям. Исследование Кречмера показывают, что каждый тип телосложения имеет определенную связь с типом темперамента, которым он дал следующие названия:

· Циклотимний темперамент.

· Шизотимний темперамент.

· Иксотимичний темперамент.

Большинство конституционных теорий игнорируют роль социальных условий в формировании психологических свойств человека. Социальные условия рассматриваются в них как фактор, вызывающий изначально запрограммированы состояния и свойства. В контексте конституционных теорий имеет место отождествление черт темперамента с личностными чертами. Такие черты, как любовь к сообществу, терпимость или отсутствие сострадания, считаются наследственными свойствами, не соответствует действительности. Неподтвержденным является убеждение, будто здоровые люди носят в себе зародыш психического заболевания. Неправомерно выводить и переносить закономерности, обнаруженные в процессе изучения больных людей, на всю популяцию.

Конституциональный типология У. Шелдона. В основе представлений Шелдона лежит предположение о том, что особенности строения тела является следствием развития тканей, происходящих из трех зародышей: эндоморфного, мезоморфного и эктоморфный. Для эндоморфного типа характерны мягкость и округлость внешнего облика, слабое развитие костной и мышечной систем. Мезоморфный тип имеет прочную мышечную систему, широкие кости, атлетичнисть и силу. Эктоморфный тип конституции характеризуется утонченностью и хрупкостью тела, отсутствием внятной мускулатуры.

Подход к изучению темпераментаИ. П. Павлова. Павлов связывал темперамент с функционированием центральной нервной системы. При изучении высшей нервной деятельности человека ему удалось выявить три основных ее свойства: силу, уравновешенность и подвижность. В зависимости от соотношения этих процессов были выделены четыре типа высшей нервной деятельности и соответствующие темперамента: сангвинический (сильный, уравновешенный, подвижный), флегматичный (сильный, уравновешенный, инертный), холерический (сильный, неуравновешенный, подвижный), меланхолический (слабый, неуравновешенный, инертный).

Подход К. Юнга к выделению психологических типов. Ученый выделил два общих типа - экстравертированный и интровертированный. У каждого из выделенных типов имеются значительные индивидуальные различия, которые Юнг объяснял влиянием основных психических функций (мышления, эмоции, чувства, интуиция). Преобладающая психическая функция определяет соответствующий тип поведения и образует восемь психологических типов темпераменту:

· Экстравертированный – мыслительный;

· Экстравертированный – эмоциональный;

· Экстравертированный – сенсорный;

· Экстравертированный – интуитивный;

· Интровертированный – мыслительный;

· Интровертированный – эмоциональный;

· Интровертированный – сенсорный;

· Интровертированный – интуитивный.

Подход к изучению темперамента Г. Айзенка. Он предложил рассматривать типологии темперамента Э. Кречмера и К. Юнга как систему из четырех координат. Тип темперамента, согласно Г. Айзенка, является одним из четырех квадрантов при пересечении двух ортогональных шкал: 1) экстраверсия - интроверсия; 2) эмоциональная стабильность-лабильность. Первая шкала характеризует индивида со стороны "открытости" внешнему миру, вторая - со стороны его эмоциональной устойчивости. Сочетание эмоциональной устойчивости с экстраверсией Айзенк отождествляет с типом сангвиника, эмоциональная лабильность и экстраверсии - с холериком, эмоциональной устойчивости и интроверсии - с флегматиком, а эмоциональная лабильность и интроверсии - с меланхоликом.

 

Темперамент в теории В.С. Мерлина. Понятие темперамента базируется азуеться на особенностях типичного поведения человека в различных жизненных ситуациях, в связи с которыми было выделено несколько устойчивых свойств человека, названных эмоционально-динамическими К ним относятся: сензитивность - чувствительность психики (которая наименьшая сила внешнего воздействия необходима человеку для возникновения реакции) реактивность - сила непроизвольной реакции человека на внешние и внутренние воздействия; активность - уровень энергичности, с которой человек преодолевает препятствия к цели; соотношение активности и реактивности - от чего в большей степени зависит деятельность человека - от поставленной цели или от случайных раздражителей; темп реакций - скорость протекания различных психических реакций и процессов (скорость движений, темп речи, скорость запоминания и т.п.); экстраверсия - зависимость реакций и деятельности человека от внешних впечатлений; интроверсия - зависимость поведения от собственного внутреннего мира; пластичность - ригидность (гибкий в обстоятельствах трудно приспосабливается).

Исследование темперамента в школе Б.М. Теплова. В лаборатории Тепловая сложилась определенная методология изучения свойств нервной системы и одним из фундаментальных положений этой методологии является изучение свойств нервной системы, а не типов высшей нервной деятельности. Обнаружены новые сочетания типологических особенностей, которые не могут быть отнесены к одной из вариаций классификации Павлова и новые свойства нервной системы: лабильность, динамичность, концентрированность.

Представление Л. С. Выготского о темпераменте. К темперамента ученый относил особенности состава всех врожденных и наследственных реакций, наследственную конституцию человека. По его мнению, темперамент - это сфера личности, которая проявляется в инстинктивных, эмоциональных и рефлекторных реакциях человека. Автором были выделены основные свойства характера: телесная выразительность, характер и темп движений.

 

Развитие личности.

Развитие личности — сложный процесс, который по-разному интерпретируется в психологии. В психоанализе развитие личности понимается как адаптация биологической природы человека к социальным нормам и требованиям. Развитие проходит несколько стадий, в ходе которых совершается переход от «принципа удовольствия» к «принципу реальности», к выработке общественно приемлемых способов удовлетворения потребностей. Одновременно складывается система внутриличностных защитных механизмов. В теории социального научения развитие личности отождествляется с формированием поведенческих навыков и различных способов межличностного взаимодействия. Гуманистические теории личности трактуют процесс ее становления как самоактуализацию и реализацию индивидуального потенциала. В деятельностном подходе становление личности рассматривается как последовательное освоение человеком различных видов деятельностей и формирование системы мотивов.

Формирование и развитие личности протекает в течение всей жизни. Человек — существо социальное. С первых минут жизни он включен в социальные взаимодействия, в процессе которого приобретает социальный опыт, преобразующийся в его личностные структуры. В процессе социализации человек обретает свою индивидуальность. Одна и та же социальная ситуация может по- разному восприниматься, по-разному переживаться различными личностями. Поэтому разные личности могут выносить из объективно одинаковых социальных ситуаций различный социальный опыт. Таким образом, можно говорить о связи двух противоположных и единых процессов — социализации и индивидуализации личности.

Процесс становления личности можно представить в виде ряда стадий, переход на каждую из которых означает качественное изменение внутриличностной структуры, перестройку ценностно-смысловых образований, мотивов и установок. Можно говорить о том, что основная форма развития личности — ее жизненный путь, главным содержанием которого являются значимые, критические жизненные события. Как отмечает К. А. Абульханова- Славская, личность является субъектом свой жизни. Личность не просто изменяется на протяжении жизненного пути, а выступает ее творцом. В качестве субъекта жизни она выступает как ее организатор, в чем и проявляется, прежде всего, индивидуальный характер жизни. Индивидуальность человека проявляется в неповторимости жизни и судьбы, которые являются результатом способности личности организовать ее по своему замыслу, в соответствии со своими склонностями, устремлениями (они отражаются в понятии «стиль жизни»).

Неповторимость жизни, жизненная стратегия являются результатом воплощения в действительность личностных ценностей и смыслов. Личность выступает как генератор и преобразователь смыслов, как открытая миру и способная преобразовывать его своими действиями, порождаемыми новыми смыслами.

Жизненный путь имеет два взаимосвязанных измерения. Вертикальное измерение характеризует изменение места человека в обществе, его социального статуса и социальных ролей. Горизонтальное измерение включает последовательность стадий личностного развития (детство, юность, взрослость) с характерными для каждой стадии возможными социальными ролями и статусами. На каждом этапе жизненного пути личность определенным способом интегрируется в социальные отношения в соответствии с достигнутым уровнем психического и личностного развития. В то же время человек на своем жизненном пути может неоднократно менять статусы, роли и виды деятельности, находясь в постоянном поиске своего места в жизни.

Кризисные периоды в развитии личности являются нормальным феноменом, характеризующим ее динамический аспект, и означают переход развития на качественно новую стадию. Кризис может разворачиваться под воздействием группы факторов — биологических (возрастные физиологические изменения), социальных (социально-экономический кризис в обществе, безработица, другие общественные катаклизмы), внутренних психологических (внутриличностный рост). При этом движущими силами развития являются внутренние противоречия между новыми потребностями, мотивами, смыслами человека и устоявшимися способами его жизнедеятельности. Хорошо изучены детские кризисы развития (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин), но не менее актуальными являются кризисы зрелого и пожилого возраста (К. Поливанова, Г. Шихи, Э. Эриксон, Ш. Бюлср).

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.