Структурно-динамическая модель личности К.К. Платонова. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Структурно-динамическая модель личности К.К. Платонова.

2021-04-18 377
Структурно-динамическая модель личности К.К. Платонова. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Структурно-динамическая модель личности К.К. Платонова.

Автор рассматривает в своей концепции личность в качестве динамической системы, то есть такой системы, которая развивается во времени, меняет состав включенных в ее структуру элементов и связей между ними.

К. К. Платонов выделяет в структуре личности следующие уровни:

1. социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества):

Направленность личности. Черты личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственно врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Данная подструктура формируется путем воспитания и включает в себя убеждения, мировоззрения, стремления, интересы, идеалы, желания. В этих формах направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные виды потребностей. Подструктура направленности личности тесно связана с правосознанием, особенно в той части, которая определяет отношение субъекта к соблюдению норм права (нравственные принципы, ценностные ориентации, мировоззрение). Изучение направленности личности индивида позволяет определить его социальные воззрения, образ мыслей, ведущие мотивы, уровень его нравственного развития и во многом прогнозировать его поведение и поступки.

2. биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности):

Биопсихические свойства. Это биологически обусловленная подструктура объединяет типологические свойства личности, ее половые, возрастные особенности и патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических морфологических особенностей мозга. Процесс формирования данной подструктуры осуществляется путем тренировки.

3. опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек):

Социальный опыт. Эта подструктура объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретенные на основе личного опыта путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности (например, способность к быстрому запоминанию, физические данные, лежащие в основе образования двигательных навыков и т.п.).

Индивидуальные особенности различных психических процессов.

Индивидуальные особенности психических процессов. Данная подструктура объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций: памяти, ощущений, восприятия, мышления, эмоций, чувств, воли, которые формируются в процессе социальной жизни. Психические познавательные процессы и другие формы отражения действительности вместе с приобретенными человеком знаниями и опытом во многом определяют такого сложное интегративное образование личности, как интеллект, положительно коррелирующий с умственным развитием. Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процессов осуществляется путем упражнений.

Все эти подструктуры тесно связаны между собой и проявляются в виде единого целого, выражающего такое сложное интегративное понятие, как личность.

Личность – человек как носитель сознания (К.К. Платонов).

 

Методики диагностики личностных свойств.

Тест-опросник Айзенка

Г. Айзенк предложил в качестве базисных два параметра индивидуальности: «экстраверсию-интроверсию», «нейротизм-эмоциональную стабильность».

Феноменологически в поведении «экстраверты» и проявляют себя как возбудимые и подвижные, а «интроверты» - как заторможенные и инертные. Нестабильность - результат неуравновешенности процессов возбуждения и торможения.

В настоящее время разработаны две параллельные формы (А и В) адаптированного русскоязычного варианта тест-опросника Айзенка.

Тест структуры интеллекта Амтхауэра

Предназначен для оценки уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. В тесте 9 групп заданий, которые позволяют определить уровень развития различных составляющих интеллекта.

Одни субтесты позволяют оценить развитость гуманитарных способностей, вторые естественно-научных, третьи – технических, другие – математических способностей.

Тест Розенцвейга.

Тест рисуночной ассоциации был разработан Розенцвейгом в 1944 году, им же был предложен детский вариант теста. У нас тест получит распространение под названием «Методика изучения фрустрационных реакций», после адаптации Н.В. Тарабриной (1973 год) в НИИ В.М. Бехтерева. В этом тесте наиболее удачно по сравнению с другими проективными тестами, формализована и стандартизирована процедура обработки и интерпретации результатов. Стимульный материал предрасполагает испытуемого к прямой идентификации с персонажем и представлен в виде 24 карточек с изображением лиц (двух или более человек, отличных по полу, возрасту и другим характеристикам), находящихся во фрустрирующей ситуации, занятых еще неоконченным разговором, который испытуемому и предстоит закончить. Следует отметить, что появление у испытуемого состояния фрустрации определяется во многом тем, насколько сама ситуация воспринимается им как фрустрирующая. Эти ситуации можно разделить на 2 группы: - ситуации «препятствия» (какое либо препятствии, персонаж или предмет обескураживает человека столку) – 16 ситуаций;

- ситуации «обвинения» (субъект при этом служит объектом обвинения) – 8 ситуаций.

Оценка теста: Каждый ответ оценивается с точки зрения двух критериев: направления и типа реакции. Соответственно выделяют направления реакции:

- экстрапунитивные (направлена на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации, или разрешение ситуации вменяется в обязанность другому лицу) - E;

- интропунитивные (реакция направлена субъектом на самого себя, принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя или берет на себя ответственность за исправление дано ситуации) - I;

- импунитивные (фрустрирующая ситуация рассматривается испытуемым кА мало значащая, как отсутствие чьей-либо вины или как нечто такое, что может быть исправлено само собой, стоит только подождать и подумать) - M.

Типы психопатии

При классификации психопатических состояний акцентируют внимание на свойствах личности, которые препятствуют качественному взаимодействию с окружающим миром:

Психопатия шизоидного типа. Индивидуумы с шизоидной психопатией необщительны, ведут замкнутый и скрытный образ жизни. С раннего детства они предпочитают одиночные игры, пассивны в компании со сверстниками. Тяжело переживают оскорбления и обиды в свой адрес. Шизоидные не идут на контакт с родителями и ближайшими родственниками, часто проявляют сухость и безразличие. Общение во взрослой жизни для них не более чем формальность, без которой нельзя сосуществовать в обществе.

Возбудимый тип психопатии. Такая форма проявляется в виде ярко выраженного негодования, раздражения, агрессии, упрямства, жестокости. Подобные вспышки происходят в ситуациях, когда обстоятельства не соответствуют ожиданиям человека. Спонтанная импульсивность приводит к частым конфликтам, ссорам, неприятностям. Психопатическая личность не замечает своих отклонений и легко придумывает оправдания своим поступкам.

Неустойчивый тип психопатии. Человек с таким отклонением не имеет собственного мнения, внутреннего стержня, силы воли. Такие люди ведомые. Они готовы следовать за любой неблагоприятной компанией, соблюдать чужие интересы и выполнять провокационные действия. Готовы сломать любые жизненные установки, переступить через моральные принципы.

Астенический тип психопатии. Такой психастенический тип больных ведет пассивный и беспомощный образ жизни. Нуждаются в постоянной поддержке и жалости со стороны окружающих. Болезненно воспринимают одиночество. Очень остро переживают конфликты и обиды. Часто отстраняются и замыкаются в себе. Такие формы психопатии не выдерживают повышенную физическую и умственную нагрузку.

Сенситивная психопатия. Неуверенные в себе люди, проживающие жизнь с постоянным чувством тревоги. Для них важно соответствовать чужим критериям, чувствовать доброжелательность и расположение общества. Люди с сенситивной психопатией всегда занижают свою значимость, считают себя неполноценными. Им тяжело открываться чужим людям и заводить новые знакомства. Любая критика со стороны их очень ранит и может спровоцировать депрессию.

Эпилептоидный тип психопатии. Пациенты с резкими колебаниями настроения. В стрессовых ситуациях прибегают к пагубным привычкам, к суицидальным и садомазохистским наклонностям. В поведении ярко выражены аккуратность, манерность и исполнительность. Очень скрупулезно и детально выполняют любые задачи, максимально требовательны к окружающим. В отношениях с близкими часто выступают тиранами.

Параноидный тип психопатии. Пациенты с манией величия. Воинственно настроены к окружающим, не готовы идти на компромиссы. Чувство собственной важности побуждает всегда отстаивать свои права. Параноики постоянно переживают манию преследования, считают себя генератором идей, приписывают себе безосновательные заслуги.

Мозаичная психопатия. Смешанный тип расстройства, в котором в разные периоды времени проявляются новые психопатические признаки. Подобные отклонения могут иметь скрытую форму и не распознаваться окружающими.

 

Развитие личности.

Развитие личности — сложный процесс, который по-разному интерпретируется в психологии. В психоанализе развитие личности понимается как адаптация биологической природы человека к социальным нормам и требованиям. Развитие проходит несколько стадий, в ходе которых совершается переход от «принципа удовольствия» к «принципу реальности», к выработке общественно приемлемых способов удовлетворения потребностей. Одновременно складывается система внутриличностных защитных механизмов. В теории социального научения развитие личности отождествляется с формированием поведенческих навыков и различных способов межличностного взаимодействия. Гуманистические теории личности трактуют процесс ее становления как самоактуализацию и реализацию индивидуального потенциала. В деятельностном подходе становление личности рассматривается как последовательное освоение человеком различных видов деятельностей и формирование системы мотивов.

Формирование и развитие личности протекает в течение всей жизни. Человек — существо социальное. С первых минут жизни он включен в социальные взаимодействия, в процессе которого приобретает социальный опыт, преобразующийся в его личностные структуры. В процессе социализации человек обретает свою индивидуальность. Одна и та же социальная ситуация может по- разному восприниматься, по-разному переживаться различными личностями. Поэтому разные личности могут выносить из объективно одинаковых социальных ситуаций различный социальный опыт. Таким образом, можно говорить о связи двух противоположных и единых процессов — социализации и индивидуализации личности.

Процесс становления личности можно представить в виде ряда стадий, переход на каждую из которых означает качественное изменение внутриличностной структуры, перестройку ценностно-смысловых образований, мотивов и установок. Можно говорить о том, что основная форма развития личности — ее жизненный путь, главным содержанием которого являются значимые, критические жизненные события. Как отмечает К. А. Абульханова- Славская, личность является субъектом свой жизни. Личность не просто изменяется на протяжении жизненного пути, а выступает ее творцом. В качестве субъекта жизни она выступает как ее организатор, в чем и проявляется, прежде всего, индивидуальный характер жизни. Индивидуальность человека проявляется в неповторимости жизни и судьбы, которые являются результатом способности личности организовать ее по своему замыслу, в соответствии со своими склонностями, устремлениями (они отражаются в понятии «стиль жизни»).

Неповторимость жизни, жизненная стратегия являются результатом воплощения в действительность личностных ценностей и смыслов. Личность выступает как генератор и преобразователь смыслов, как открытая миру и способная преобразовывать его своими действиями, порождаемыми новыми смыслами.

Жизненный путь имеет два взаимосвязанных измерения. Вертикальное измерение характеризует изменение места человека в обществе, его социального статуса и социальных ролей. Горизонтальное измерение включает последовательность стадий личностного развития (детство, юность, взрослость) с характерными для каждой стадии возможными социальными ролями и статусами. На каждом этапе жизненного пути личность определенным способом интегрируется в социальные отношения в соответствии с достигнутым уровнем психического и личностного развития. В то же время человек на своем жизненном пути может неоднократно менять статусы, роли и виды деятельности, находясь в постоянном поиске своего места в жизни.

Кризисные периоды в развитии личности являются нормальным феноменом, характеризующим ее динамический аспект, и означают переход развития на качественно новую стадию. Кризис может разворачиваться под воздействием группы факторов — биологических (возрастные физиологические изменения), социальных (социально-экономический кризис в обществе, безработица, другие общественные катаклизмы), внутренних психологических (внутриличностный рост). При этом движущими силами развития являются внутренние противоречия между новыми потребностями, мотивами, смыслами человека и устоявшимися способами его жизнедеятельности. Хорошо изучены детские кризисы развития (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин), но не менее актуальными являются кризисы зрелого и пожилого возраста (К. Поливанова, Г. Шихи, Э. Эриксон, Ш. Бюлср).

 

Структурно-динамическая модель личности К.К. Платонова.

Автор рассматривает в своей концепции личность в качестве динамической системы, то есть такой системы, которая развивается во времени, меняет состав включенных в ее структуру элементов и связей между ними.

К. К. Платонов выделяет в структуре личности следующие уровни:

1. социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества):

Направленность личности. Черты личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственно врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Данная подструктура формируется путем воспитания и включает в себя убеждения, мировоззрения, стремления, интересы, идеалы, желания. В этих формах направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные виды потребностей. Подструктура направленности личности тесно связана с правосознанием, особенно в той части, которая определяет отношение субъекта к соблюдению норм права (нравственные принципы, ценностные ориентации, мировоззрение). Изучение направленности личности индивида позволяет определить его социальные воззрения, образ мыслей, ведущие мотивы, уровень его нравственного развития и во многом прогнозировать его поведение и поступки.

2. биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности):

Биопсихические свойства. Это биологически обусловленная подструктура объединяет типологические свойства личности, ее половые, возрастные особенности и патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических морфологических особенностей мозга. Процесс формирования данной подструктуры осуществляется путем тренировки.

3. опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек):

Социальный опыт. Эта подструктура объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретенные на основе личного опыта путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности (например, способность к быстрому запоминанию, физические данные, лежащие в основе образования двигательных навыков и т.п.).


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.