Закономерности формирования звукопроизношения у детей в норме — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Закономерности формирования звукопроизношения у детей в норме

2021-04-18 84
Закономерности формирования звукопроизношения у детей в норме 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Речь служит основным средством общения людей. Владея речью, человек может сообщить свои мысли, чувства и желания окружающим, поделиться с ними опытом, согласовать действия. Речь - необходимая основа человеческого мышления, его орудие. Мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и др. - развиваются и совершенствуются по мере того, как ребенок овладевает речью.

Речь является средством регуляции психической деятельности человека. Она организует процессы памяти и восприятия, облегчает узнавание и различение предметов. Большую роль играет речь в формировании и протекании волевых процессов, а также эмоциональных переживаний.

Развитие речевой функции происходит в соответствии с определенной системой языка, которая строится на основе интонационных структур и фонемного состава, усваиваемых ребенком как на уровне понимания, так и на уровне его собственной активной речи.

Сам процесс развития речи делят на подготовительный период, включающий крик, гуление и лепет; период понимания речи взрослых и использование в активной речи слов - предложений: овладение фразовой речью.

В развитии речи большое значение имеет доречевой, или пропедевтический период, который при нормальном развитии длится от рождения до конца первого года жизни и включает следующие периоды: от 0 - 3 месяцев - крик, от 3 - 6 месяцев - гуление; от 6 - 12 месяцев - лепет (Гвоздев А.Н.).

При осуществлении ребенком первого вдоха расправляются ткани легких, и на выдохе идет крик рефлекторного характера. В норме крик должен быть сильным, чистым, звонким.

Считается, что развитие речи начинается с крика новорожденного.

Было доказано, что крик новорожденного осуществляется подкорковыми отделами мозга. Условно - рефлекторный характер крик приобретает к третьему месяцу жизни ребенка. В этот период крик становится интонационно - выразительным. По характеру крика мать может узнать желание ребенка. В дальнейшем на протяжении всего первого года жизни происходит интенсивное развитие интонационных компонентов крика и плачь ребенка (Мастюкова Е.М., Ипполитова Н.В.).

В первые месяцы жизни ребенка в его крике преобладают гласоподобные звуки, имеющие носовой оттенок типа: э, ай. Иногда звуки крика приближенно напоминают согласные г, к, н.

Оценка крика ребенка имеет важное диагностическое значение. У здорового новорожденного крик чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом.

Важным этапом в доречевом развитии является стадия гуления, которая охватывает первое полугодие жизни ребенка. Это не речь, т.к. звуки гуления используются ребенком для выражения своего комфортного или некомфортного состояния.

Гуление свойственно всем детям. Звуки гуления не соответствует звукам речи, это своеобразные звуки с мягкой голосоподачей. Гуление является чрезвычайно важным при подготовке ребенка к будущей речи: к механизму речевого дыхания (вдох и выдох через рот); развитию артикуляционных движений языка, губ; развитию голосовой функции. (Бельтюков В.И.).

Звуки гуления возникают на выдохе, т.е. гуление является тренировкой речевого дыхания. Звуки гуления произносятся спонтанно, с открытым ртом. Их репертуар постепенно обогащается. Интонационная система языка наиболее интенсивно развивается с периода гуления. Звуки, составляющие гуление, уже приближаются к стандартным фонемам. В период гуления ребенок произносит длинные цепочки звуков, как бы подражая самому себе (Гвоздев А.Н.).

К 5 месяцам жизни гуление приобретает выразительный характер. На 1 - 2 неделе ребенок резко снижает свою голосовую активность. У ребенка в норме после этого появляются звуки лепета.

Лепетные сочетания нельзя назвать речью, т.к. нет смыслового соотнесения между лепетными сочетаниями и названиями предметов, признаков, действий. Лепет, по мнению Н.И. Жинкина, свидетельствует о начале формирования механизма слогообразования. На фоне лепета появляются звуки той речи, которая будет у ребенка.

К 5 - 6 месяцам нормальный ребенок начинает произносить сочетания губных и гласных звуков, таких как: бааа, мааа, а также язычных звуков тааа, лааа. К этому же возрасту появляется и первый слог «ма» или «ба». Вначале слог произносится однократно. Очень редко и как бы случайно. Это - начало развития лепета. В процессе лепета идет созревание психофизиологических механизмов словообразования (установлено Жинкиным Н.И.).

В период лепета ребенок не только повторяет звук, как бы подражая самому себе, но и начинает подражать звукам взрослого. В лепете каждый звук артикулируется одновременно с выдохом, т.е. тренируется координация между дыханием и артикуляцией (Мастюкова Е.М., Ипполитова Н.В.).

Характерна определенная закономерная последовательность в появлении звуков лепета. Согласные звуки появляются в следующем порядке: гортанные г, к, х; губные и губно-носовые; появляются гласные передне-среднего ряда средне-нижнего подъема. Характерной является тенденция к сглаживанию артикуляции гласных звуков (Мастюкова Е.М., Ипполитова Н.В.).

Примерно с 6 - 7 месяцев лепет приобретает социализированный характер. В лепете появляются интонации удовольствия и неудовольствия. Ребенок начинает повторять произносимые окружающими звуки, при этом копирует их интонацию. Лепет и жесты становятся средством общения. Ребенок начинает понимать жесты окружающих его людей. Постепенно ребенок начинает использовать голосовые реакции для привлечения внимания окружающих.

К году звуки лепета практически все заменяются на звуки фонетически близкие к звукам родного языка. Ребенок активно интересуется речью окружающих людей. Любит, когда с ним разговаривают. Ребенок внимательно смотрит па лицо говорящего взрослого, следит за движениями губ - в этот период закладываются кинестетические ощущения от артикуляционного аппарата.

Характерным для здорового ребенка этого возраста является то, что произнесение звуков становится видом его деятельности. Одновременно у здорового ребенка начинает развиваться и начальное понимание обращенной речи.

Второй этап начинается примерно в год с появления первых слов. Его особенность заключается в том, что первые звукосочетания приобретают свойства предметной соотнесенности. Заметно увеличивается понимание речи. Ребенок больше реагирует на интонацию, чем на смысл сказанного.

По Гвоздеву этот этап называется этапом появления слов - предложений. Первые слова являются простыми по своей слоговой и звуковой структуре, включает простые губно-губные, переднеязычные, заднеязычные звуки. При этом слова состоят из двух повторяющихся слогов открытого типа. У слов появляется понятийная основа. Например, ам - ам - кушать, ко - ко - курица.

Появляются первые существительные и почти одновременно с ними появляются глаголы (дай, на). К концу этапа (1,5 года) словарный запас от 1 до 2 - х слов увеличивается до 15 - 20 слов. В это время с заметным опережением развивается импрессивная речь. Ребенок понимает на много больше, чем произносит сам.

Третий этап длится от 1,5 - 2 лет. Ребенок хочет быть собеседником, охотно вступает во взаимоотношения. Ребенок начинает понимать распространенные предложения. Ребенок выполняет двухступенчатые инструкции, появляется много описательных жестов.

Этот этап называется «Однословные предложения. Предложения из двух слов - корней» (1,5 - 2 года). Происходит активное накопление словарного запаса (минимум до 50 слов, может достигать 200 слов и больше). Как только словарный запас ребенка достигает 50 слов, у него начинается спонтанное составление фразы. К 2 - м годам должна быть элементарная фразовая речь. Первые фразы состоят из двух слов. Допустимо использование слов - звукоподражаний и наличие аграмматизмов. Например, дай ко - ко.

В норме первым правильно усваивается винительный падеж, т.к. находит наибольшее зрительное подкрепление. На этом этапе стабилизируется слоговая структура слов. В звуковом оформлении допустимы множественные ошибки. Например, ки - ки - ти - ки вместо кир - пи - чи - ки.

Появляются новые звуки речи (переднеязычные щелевые, как правило, нижнего подъема; большое количество звонких, парных глухих). В речи ребенка чаще встречаются мягкие звуки, чем твердые. Заметно увеличивается объем понимаемой речи. Ребенок активно пользуется жестовой речью. Этап часто называют этапом расцвета жестов. Жесты заменяют отсутствующие в словарном запасе слова. В это время начинает развиваться регулятивная и коммуникативная функции речи. Должны быть усвоены слова «можно» и «нельзя».

Четвертый этап, по Гвоздеву А.Н., этап «Усвоение грамматической структуры предложения», длится от 2 - х до 3 - х лет. Происходит мощное накопление словарного запаса ребенка (минимум 250 слов). Слоговая структура слов полностью стабильна. У ребенка появляются звуки среднего онтогенеза. Среди гласных появляется звук ы - самый трудный из гласных. Имеющиеся согласные получают пары в виде звонких - глухих, твердых - мягких. Появляются первые сложные соноры - л, ль. К концу этого этапа у ребенка появляются практически все звуки, кроме самых артикуляционно сложных. К 3 - м годам может не быть следующих звуков: ж, ш, щ, ц, ч, л, р, рь (Гвоздев А.Н.).

Существенным отличием этого этапа от предыдущего является появление грамматических средств на фоне развитого фонематического слуха. Происходит усвоение грамматического структурирования фразы. К 3 - м годам в норме у ребенка обязательно должна быть фразовая речь. Допустимы отдельные аграмматизмы, которые возникают из - за неусвоения сложных грамматических категорий. В 3 года могут быть не усвоены категории склонения, спряжения, особенно в отношении множественного числа. Могут быть не усвоены сложные логико-грамматические конструкции (Гвоздев А.Н.).

В этот период активно развивается лингво-креативная деятельность. Период называют периодом детского словотворчества. Любимый вопрос - почему? Появляется эгоцентрическая речь. Ребенок оречевляет свои поступки. Эгоцентрическая речь - предпосылка для формирования внутренней речи, которая, в свою очередь, является основой для развития словесно - логического мышления. К 3 - м годам ребенок выделяет себя из окружающего мира. Абстрактных, отвлеченных видов речи пока нет. Формируются понятия о простых числительных (один, два, много). Ребенок адекватно пользуется личными местоимениями, понимает двухступенчатые конструкции. В 3 года ребенок уже может устанавливать самые простые причинно - следственные связи (Гвоздев А.Н.).

От 3 - х до 5 лет, по Гвоздеву, идет этап «Обиходная фразовая речь с пробелами лексико-грамматического и фонематического строя». Словарный запас уже 3000 - 5000 слов. Начинается развитие словесно - логического мышления. Ситуативная речь постепенно начинает приобретать контекстуальный характер, может строиться без наглядной опоры. К 5 - ти годам ребенку доступно правильное построение остаточно сложных логико-грамматических конструкций. В норме у ребенка исчезают аграмматизмы, эгоцентрическая речь переходит во внутреннюю. Появляются обобщающиеся слова, слова с абстрактным значением. Появляется чувство языковой нормы. К пятилетнему возрасту заканчивается формирование фонетической стороны речи. На основе развитого фонематического слуха начинается овладение элементарными навыками звукового анализа (Гвоздев А.Н.). Таким образом, у детей с нормальным речевым развитием к 5 - ти годам складывается полная языковая и речевая норма (Гвоздев А.Н.).

Объективной основой речевой деятельности индивида является язык. Индивид, во - первых, сталкивается с языком в его предметном бытии, усваивая язык; язык для него выступает как некоторая внешняя форма, к которой он должен приноравливаться и в последовательном приближении к которой (в меру психофизиологических возможностей ребенка на каждом этапе) и заключается смысл развития детской речи. Усвоение языка есть превращение его из предметной формы в форму деятельности и затем формирование соответствующих умений соответствующей (речевой) способности. Во - вторых, он постоянно ориентируется на систему и норму речи и в самом процессе речи, контролируя тем самым понимаемость, информативность, выразительность, вообще коммуникативность своей речи. (Леонтьев А.А. - [24]).

Вывод: Для нормальной речевой деятельности необходима целостность и сохранность всех структур головного мозга. Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребенка. К условиям формирования нормальной речи относятся: сохранная ЦНС, наличие нормального слуха и зрения и достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребенком.



Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.