Долг, ответственность и этические дилеммы в социальной работе — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Долг, ответственность и этические дилеммы в социальной работе

2021-04-18 224
Долг, ответственность и этические дилеммы в социальной работе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Как видим, понятия профессиональной этики и ценностей в социальной работе являются весьма широкими. В общем, они касаются трех различных, хотя и взаимосвязанных аспектов. Во-первых, этические принципы социальной работы могут быть как общими, так и специфическими, в соответствии с целями, приоритетами, ценностями и формами специализации. Дело в том, что социальная работа охватывает многие стороны человеческой жизни, и в работе с детьми могут не действовать те же подходы, что в работе с молодежью или пожилыми людьми. Методы также могут быть различными (например, индивидуальная или групповая работа). Второй аспект имеет отношение к внедрению этических стандартов профессии. Третий затрагивает этические дилеммы, которые возникают при выполнении профессиональных обязанностей. Что такое дилемма?

В логике - это суждение, где предмету приписывается два противоречащих друг другу признака, исключающих возможность третьего. Мы говорим, что в жизни возникла дилемма, имея в виду ситуацию, когда человек оказывается перед необходимостью выбора между двумя одинаковыми возможностями. Другими словами, дилеммой называется положение, при котором выбор одной из двух противоположных возможностей одинаково затруднителен. В обыденной ситуации человек осуществляет выбор, исходя из собственных ценностей, убеждений, принципов. Когда возникает ситуация выбора, осознанно или неосознанно он выбирает то решение, которое выгоднее для него. Очевидно для того, чтобы человек осознал дилемму, перед ним должны встать две равноценные для него альтернативы, иначе ситуация будет представлять трудность, но не будет дилеммой. Именно возможность и необходимость осуществлять выбор во многом отличает современные общества и социальные отношения от традиционных.

Этическая дилемма в социальной работе отличается от дилемм, возникающих вне профессиональной деятельности. Однако и здесь дилемму представляет ситуация, в которой человек вынужден делать выбор между двумя равноценности возможности. Необходимость выбора определяется тем, что субъекты, участвующие в действиях социальной работы, имеют различные, но равновесные интересы, требования и ценности. Кроме того, личные и профессиональные ценности социального работника также могут не совпадать.

Например, социальные работники зарубежных стран следующие наиболее часто встречающие дилеммы:

различные религиозных взглядов социального работника и потребителя услуг;

несоответствие этнокультурных традиций участников социального действия;

расхождение личных и профессиональных ценностей социального работника;

несовпадение мнений социального работника и других участников процесса изменений о законодательной системе.

Дилеммы, придающие неопределенность роли социального работника, могут привести к серьезным трудностям. Например, для социального работника, который рассматривает независимость как базовую ценность, любое управление поведением клиента выглядит как разрушение самой гуманистической сущности профессий.

Кроме базовых профессиональных ценностей, которыми руководствуется социального работника, существуют и инструментальные. К ним относятся честность, открытость, сотрудничество. В практической деятельности необходимы теоретические и инструментальные знания и ценности. Порой инструментальные и базовые ценности клиента и социального работника могут существенно различаться.

Вряд ли нужно безоговорочно подстраиваться под ценности клиента. Следование профессиональным ценностям и в то же время уважительное отношение к мнению клиента - наиболее предпочтительный вариант работы. Спорным остается вопрос о пределах независимости клиента от воли социального работника. Не всегда можно легко и быстро добиться положительных изменений в жизни клиента, так как социальный работник не всегда полностью уверен, что именно следует делать, в связи с чем сам нуждается в совете.

Например, подобная проблема может возникнуть в случае внебрачной беременностью несовершеннолетней девушки. С другой стороны, проблема может быть вызвана тем, что люди часто меняют свои взгляды и планы. Например, будучи раздраженной, клиентка хочет развестись с мужем, но проходит время, и она забывает о своих планах. Следующее затруднение может возникнуть в связи с определением границ "возможных" и "невозможных" изменений у клиента. Сравните, например, вопрос об изменении финансового положения или устранении врожденных физических недостатков. Можно сказать, что ограничения свободы происходят очень часто, но социальному работнику необходимо доводить до клиента причины этих ограничений.

Большинство этических дилемм в профессии связано с необходимостью выбора между двумя или более противоречивыми обязательствами. Так, этический кодекс социальных работников США утверждает, что "социальный работник не должен участвовать в каких-либо действиях, которые нарушают или уменьшают гражданские или юридические права клиентов". Тем не менее, в этом кодексе также указывается, что "социальный работник должен соблюдать свои обязательства перед организацией-работодателем". Легко представить ситуацию, когда эти принципы вступают в противоречие друг с другом.

Довольно часто возникают этические дилеммы, связанные с конфиденциальностью и интересами общества; необходимостью говорить правду и интересами клиента; патернализмом и самоопределением; обязательством придерживаться законов и защитой клиента, коллегиальностью и "доносительством"; принципом равенства и неравным распределением ограниченных ресурсов; соотношением между личными и профессиональными ценностями. Рассмотрим более подробно некоторые из перечисленных этических дилемм.

Конфиденциальность и интересы общества. Все социальные работники знают и должны следовать положению о конфиденциальности, то есть о праве клиента на сохранение и неразглашение сведений о себе. Но в отдельных случаях на практике социальный работник вынужден отступать от данного обязательства: например, когда существует угроза, что клиент может нанести вред третьему лицу. В этическом кодексе Ассоциации социальных работников Ирландии эта возможность учитывается следующим образом: "Социальный работник признает, что вверенная ему информация не должна быть использована в иных целях, кроме помощи. Такая информация может быть разглашена только в случае заинтересованности в этом клиента, за исключением случаев, когда есть серьезная опасность для клиента, самого социального работника, других членов общества. Любая информация о клиенте должна относиться к делу и ограничиваться частной ситуацией". Социальные работники не пришли к универсальному решению, при каких условиях все же возможно раскрывать конфиденциальную информацию, несмотря на общее мнение о том, что несоблюдение конфиденциальности оправдано в чрезвычайных ситуациях.

Необходимость говорить правду и интересы клиента. Клиент имеет право на получение правдивой информации о состоянии дел и своем благополучии. Однако некоторые социальные работники считают возможным, а в некоторых ситуациях даже необходимым скрывать правду от клиента или искажать ее. Подобные действия могут быть связаны с защитой клиента от ущерба, например, если таковым является больной человек или ребенок. Тем не менее, большинство социальных работников придерживаются мнения, что нельзя отказывать клиенту в правдивой информации или искажать ее.

Патернализм и самоопределение. Проблема патернализма является серьезной этической дилеммой социальной работы. Говоря более простым языком, патернализм - это вмешательство в желания клиента или ограничение его свободы (для его же блага); ограничение действий клиента, которые вредят его здоровью или благосостоянию; требование принять услуги против его желания; утаивание или искажение информации. Все это примеры патернализма для защиты клиентов от них же самих. Существуют споры среди социальных работников по поводу условий, допускающих патернализм. Некоторые придерживаются мнения, что клиенты должны иметь право на некоторую степень риска. Несогласные с данной точкой зрения утверждают, что социальные работники несут ответственность за защиту клиентов от них самих. Расхождение во мнениях затрагивает концепцию самоопределения и вопроса о том, кто из клиентов способен осознавать свое положение и принимать рациональные решения.

Обязательство придерживаться законов и защита клиента. Иногда среди социальных работников встречается мнение, что не следует подчиняться законам, политике и постановлениям, так как они могут нанести вред. Например, в США социальные работники считают невозможным сообщать властям о злоупотреблениях, если эту информацию они получили от ребенка, поскольку тот может подвергнуться неоправданному риску. Большинство социальных работников не допускают таких нарушений, хотя часть их коллег уверена, что любые действия, защищающие благополучие клиента, допустимы даже при нарушении других этических норм и законов.

Коллегиальность и "доносительство". В случаях, когда кто-то из социальных работников нарушает закон или правила организации, складывается очень сложная ситуация для их коллег, которые знают об этих нарушениях. Зная о нарушениях своих коллег, социальный работник сталкивается с этической дилеммой и должен тщательно взвесить свои поступки. Дружеские чувства, профессиональная ответственность и возможность испортить свою репутацию могут разноречивым образом повлиять на его решения.

Принцип равенства и неравное распределение ограниченных ресурсов. Данная проблема стала актуальной в наши дни. К дефицитным, или ограниченным, ресурсам относятся запасы продовольствия, жилье, денежные фонды для реализации различных проектов и программ, финансирование реабилитационных программ или время их действия. Распределение этих ресурсов происходит с учетом принципа равенства или предоставления клиентам равных возможностей при обращении за помощью. В распределении учитывается потребность в той или иной помощи, однако предпочтение может отдаваться людям, в большей степени пострадавшим от несправедливости или дискриминации.

Личные и профессиональные ценности. В практической деятельности социальные работники часто сталкиваются с внутренним конфликтом личных и профессиональных ценностей. Например, являясь противником абортов, социальный работник может испытывать сложности при обсуждении данной проблемы с беременной молодой девушкой. Другой случай. Пациент отказывается от медицинских препаратов по религиозным причинам. Социальный работник, уверенный в улучшении здоровья пациента медицинскими препаратами, задумается, стоит ли его убеждать в этом, так как помнит о праве пациента на самоопределение.

Приведенные примеры показывают сложность и неоднозначность положения социального работника. В качестве основных вопросов профессиональной этики можно выделить следующие:

) Каковы этические обязательства профессиональных работников по отношению к клиентам (пациентам), коллегам, работодателям, профессии и обществу в целом?

) На какие критерии или ориентиры можно опираться в практической работе, если этические обязательства и ответственность вступают в противоречие?

Интерес к этическим противоречиям в социальной работе был и раньше, но лишь в 1970-е годы им стало уделяться пристальное внимание. Подобные проблемы существуют и в других профессиях.

Рассмотрим понятия долга и ответственности в социальной работе. Долг - это превращение требований нравственности, общих для многих людей, в личную задачу человека, сформулированную применительно к его положению и ситуации, в которой он находится в данный момент. Если в моральных требованиях выражено отношение общества к человеку, то долг - это отношение личности к обществу. Личность выступает здесь как активный носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, профессиональной группой, как субъект, осознающий и реализующий их в своей деятельности.

Если долг социального работника состоит в том, чтобы осознать, применить к конкретному положению, в котором он находится, и практически осуществить моральные требования, то вопрос, в какой мере эта задача выполняется или в какой мере человек повинен в ее невыполнении, - это вопрос о личной ответственности специалиста. Ответственность социального работника - это соответствие моральной деятельности специалиста его долгу, рассматриваемое с точки зрения возможностей человека.

В связи с этим проблема ответственности охватывает следующие вопросы: в состоянии ли человек вообще выполнять предписываемые ему требования; в какой мере и правильно ли он их понял и истолковал; как далеко простираются границы его деятельных способностей; должен ли человек отвечать за достижение требуемого результата и за те последствия своих действий, на которые оказывают влияние внешние обстоятельства, может ли он предвидеть эти последствия.

К ответственности социального работника необходимо подходить конкретно, исходя из ограниченного единства прав и должностных обязанностей, учитывая, какое место занимают профессия и специалисты в системе социальных связей современного российского общества. Чем шире социальные полномочия и реальные возможности специалистов, тем выше мера их ответственности.

3.3 Этический аспект профессиональной подготовки социальных работников для пенитенциарной системы

 

В последнее десятилетие XX века в нашей стране зародилось и начало стремительно развиваться социальное образование. Социально-гуманитарное образование в вузах призвано способствовать распространению научно обоснованных представлений о социальной динамике общества, о специфике и общности интересов различных социальных групп и слоев, о тенденциях изменения института образования. Влияя на утверждение ценностей демократии, свободы, прав человека, правового государства, оно призвано помочь специалисту освободится от власти тоталитарной идеологии и фетишистских форм сознания, осознать себя активным, деятельным субъектом гражданского общества, раскрепостить потенциал души и интеллекта, стимулировать инициативу творчество, способствовать принятию ответственности за самостоятельные поступки.

Социальное образование имеет четыре функции: три из них - профессиональная, духовно-нравственная и культурная - рассчитаны на человека, четвертая - гуманитарная - на гуманитаризацию всего общества.

В системе социального образования субъектом обучения становится не рассудок человека, а он сам, с его интеллектуальным, духовным, нравственным и культурным потенциалом. Именно в этом смысле справедливо представление, что образование есть руководство к изменению всего человека в его существе (Хайдеггер).

При эволюционном развитии общества образование и культура отражают две стороны единого процесса развития личности и общества. На протяжении XX столетия взаимодействие культуры и образования находилось в сложных субординационных отношениях и развивалось как в единстве, близком к генетическому, так и автономно, дифференцированно.

Принято считать, что культура является решающим условием цивилизованного развития общества, фактором становления социума, движущей силой социального прогресса. Исходя из такого понимания, культура, с одной стороны, есть результат развития общества, а с другой - важнейшая характеристика общественно-политической, социальной и экономической системы, как неотъемлемый и один из наиболее существенных компонентов движения.

Если с древних времен и до XIX века принято было считать, что образование помогает нравственному становлению личности, то к XX столетию этот взгляд уже поставлен под сомнение. Время меняет социальный тип личности и социальные свойства человека.

Во-первых, образованный человек не всегда обладает чертами, необходимыми для его восприятия как "хорошего" человека, во-вторых, во многих случаях первоклассное образование используется для достижения целей, не относящихся к числу благородных. Это происходит вследствие того, что социальное развитие разорвало триаду "образование - воспитание - культура", что создало нишу для цинизма, бездуховности, лицемерия.

Соединить эту триаду в состоянии лишь набирающее ныне силу социально-гуманитарное образование. Здесь процесс обучения неразрывно связан с активизацией духовной культуры личности, а содействие появлению образованного человека сопровождается созидательным стремлением воспитать человека культурного, нравственно состоятельного и способного реализовать весь свой потенциал в социальной сфере, для которой и ведется его воспитание и обучение.

Социальное образование имеет своей целью не только формирование профессиональных и нравственных качеств: речь идет о подготовке специалиста с таким типом поведения, который должен пользоваться авторитетом и доверием населения.

Образование и воспитание, представляющие собою единой целое, есть процесс становления полноценного специалиста и гражданина и не может восприниматься иначе, как высший принцип образовательной деятельности, поскольку названное единство готовит человека к семейной, общественной и государственной жизни. От индивидуального состояния образования и воспитания зависит главное - интеллектуальный потенциал и степень нравственного здоровья нации. В отечественной педагогике этот принцип всегда занимал особое место и воплощался в формуле "образование ума и нравов".

Гуманная компонента организации воспитания в условиях социального вуза сводится к утверждению в поведении студентов таких свойств духовности, как честь, совесть, достоинство, порядочность, способность сопереживать, испытывать сострадание, проявлять бескорыстие и человеколюбие, осуждать и отвергать жестокость, насилие, стяжательство. В этой части организация учебно-воспитательного процесса вуза, вовлеченного в развитие социального обучения, совпадает с функциональным назначением религиозного, прежде всего православного, воспитания.

Еще одна особенность социального образования состоит в том, что в этом направлении обучения и воспитания важна роль духовности. В данном случае различия в понимании светской духовности и религиозной не являются существенными. Как известно, духовное всегда связывается с личностными свойствами и ценностями, выходящими за пределы индивидуализма, эгоистических интересов, личной выгоды.

Как категория, отражающая социально-бытовые отношения, духовность содержит три начала: познавательное, нравственное, эстетическое. Взаимодействуя в сфере реальных отношений, они создают качества, обладающие и в светской, и в религиозной жизни ценностями, относящимися к разряду высших: истину, добро, красоту.

В идеале истина, добро и красота могут восприниматься как экзистенциальные константы людей, как способы обретения высшего смысла жизни, согласия с собой и с миром. В гражданском выражении духовность обладает свойствами, признание и развитие которых является составной частью гармонизации социальных отношений.

Социальное образование будет неполным, если его содержание построено только на рационализме доктрин и механизмах социальных технологий. Вне духовного измерения можно дать знания, но нельзя подготовить специалиста, способного понять сущность явлений, влияющих на социальное положение и состояние человека.

Духовность, если она пронизывает образование, переместиться и в политику, ограничивая параметры должностного производства, бюрократического цинизма и глумления над человеком, нуждающемся в помощи и поддержке.

С профессиональной точки зрения социальная деятельность представляет собой служения людям, ибо в реальной жизни социальная работа - конкретная помощь тем, чьи психологические, моральные и другие ресурсы недостаточны, материальные возможности невелики, физические - ограничены, а способности решать свои проблемы самостоятельно - неудовлетворительны.

По своей природе социальные проблемы производны не только от бедности, психики, состояния здоровья: к социальному неблагополучию может приводить и богатство, порождающие социальные пороки. Как и в первом случае, единственной преградой на их пути способна стать, выдержать натиск и излечить духовность.

В процессе обучения духовность становится составной частью и нравственной основой формирования гуманной ответственности работников социальных служб за отношение к делу и результатам своего труда.

Важно знать и другое - моральная сила общества определяется его духовностью. Не многие народы имели возможность это осознать. Специалисты, изучающие историю и национальный характер населения разных стран, лишь по отношению к России заметили: "России можно опасаться только тогда, когда она становится моральной силой" (Д. Гельбрайт). Не будем дискутировать по поводу того, какую опасность и для кого и для кого представляет Россия: это тема для политических спекуляций. Сами россияне знают: страна не несла, не несет и не будет нести угрозу народам мира. Противники России рассуждают о ее силе или слабости не для установления истины, а для определения того момента, когда Россия и ее интересы можно не учитывать или даже игнорировать. Такой момент в результате политики "перестройки" наступил: лицемерная политика лишила Россию моральной силы.

Без преувеличения можно сказать: духовность способна вернуть России моральную силу и восстановить нравственность. В достижении этого советское социальное образование может и должно опираться на таких могучих союзников, как истина, добро, красота и другие символы православной веры.

Согласно требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки специалиста по социальной работе, он должен:

осознавать личностную и социальную значимость своей профессии; владеть системой знаний о закономерностях и принципах образовательного процесса, обладать научно-гуманистическим мировоззрением и знать основные закономерности развития природы и общества;

владеть системой знаний и взаимосвязях физического, психического и социального здоровья человека и общества; знать формы и методы научного познания и владеть способами познания и освоения окружающего мира;

владеть профессиональным языком предметной области, обладая при этом культурой мышления, речи и общения; уметь строить взаимоотношения с коллегами и принимать и реализовать управленческие решения в своей профессиональной деятельности;

владеть современными методами поиска, обработки и использования информации, уметь при необходимости интерпретировать и адаптировать информацию для адресата; быть способным к проектной деятельности на основе системного анализа; психологически и методически быть подготовленным к работе в поли - и междисциплинарных областях знаний;

знать концептуальные основы и принципы экологического образования; осознавать здоровье как ценность, владеть знаниями и умениями по охране здоровья и безопасности жизни;

обладать организационными навыками, способностью к самоанализу, развитию своих творческих способностей и повышению квалификации;

уметь обеспечивать связь между личностью и микросредой, детьми и взрослыми, семьей и обществом; работать в условиях неформального общения, способствуя проявлению инициативы и активной жизненной позиции у клиента;

знать основные жизненные функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении человека; уметь при этом дать психологическую характеристику личности, владеть приемами психодиагностики и психической саморегуляции;

владеть методикой и технологией социального прогнозирования и проектирования, владеть процедурой и методами социальных инноваций;

уметь разрешать актуальные проблемы геронтологии, применять полученные знания в решении современных проблем занятости населения, уметь вести работу с учетом современной этнографической и демографической ситуации;

знать и использовать в практической деятельности особенности специализированной подготовки, организации помощи населению, социальной работы в трудовых коллективах, особенностей работы с пожилыми людьми и инвалидами, организации пенсионного обеспечения населения, экономики и менеджмента в социальной работе.

Социальный работник пенитенциарного учреждения помимо этого, должен хорошо ориентироваться в вопросах криминологии и пенитенциарного законодательства.

Одним из современных направлений эволюции профессионального образования и совершенствования его содержания является дифференциация образования в зависимости от сферы будущей деятельности специалиста. Именно на этой основе выделилась специализация "социальный работник пенитенциарного учреждения". Стать квалифицированным специалистом в данной области можно, пройдя профессиональную подготовку либо переподготовку в соответствующих учебных заведениях.

Образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, имеющие государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности по специальности "социальная работа" и ее специализации "социальная работа в пенитенциарных учреждениях", наряду с основными образовательными программами могут реализовывать образовательные программы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) социальных работников пенитенциарных учреждений в целях углубления их профессиональных знаний, совершенствования личностных качеств, а также для подготовки к выполнению своих профессиональных обязанностей с новыми трудовыми функциями. Общими задачами структурных подразделений высших и средних специальных образовательных учреждений по переподготовке и повышению квалификации социальных работников пенитенциарных учреждений являются:

) удовлетворение потребности социальных работников пенитенциарных учреждений в получении новых знаний по теории и истории социально-воспитательной работы в отечественной и зарубежной практике исправительной системы;

) повышение квалификации и профессиональная переподготовка социальных работников пенитенциарных учреждений, а также лиц, работающих в должности "социальный работник пенитенциарного учреждения", но имеющих базовое юридическое, педагогическое или другое высшее образование; незанятого населения и безработных граждан с целью получения ими новой специальности или квалификации, подготовка их к выполнению трудовой функции работника пенитенциарного учреждения;

) консультационная деятельность по профессиональной деятельности социальных работников пенитенциарных учреждений и особенностям их профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;

) обобщение и распространение новейшего опыта организации учебного процесса по социальной работе, в том числе по социальной работе в пенитенциарных учреждениях; опыта научно-методической работы и прогрессивных методов обучения.


Заключение

 

Проанализировав научно-методическую литературу, изучив историю, сущность и специфику профессиональной морали мы пришли к следующему:

Профессиональная социальная работа в России восходит своими истоками к доброжелательности, состраданию, милосердию древних славян, к христианской благотворительности, к традициям помощи бедным светских филантропов. Основываясь на нравственных законах помощи человеку, составляющих сущность русского народа, она призвана развить и продолжить все лучшее, что свойственно россиянам в заботе о благе человека.

Социальная работа является деятельностью, осуществляемой в сложных формальных и неформальных ситуациях. При этом социальный работник должен учитывать, что несет этическую ответственность перед клиентом, его социальным окружением и обществом с момента принятия решения и до получения конечного результата во всей его полноте. В своей работе он должен руководствоваться принципами профессиональной этики - наиболее общими требованиями, выражающими основное направление поведения специалиста по отношению к тому или и иному субъекту отношений, возникающих в процессе социальной работы.

Социальная работа во многом исходит из гуманитарных, религиозных и демократических идеалов и философских теорий и является универсальной возможностью удовлетворения человеческих потребностей, возникающих в процессе взаимодействия между личностью и обществом, а также развития потенциала человека. Предназначением социальных работников является служение во имя повышения благосостояния человека и его самореализации, помощь в нахождении ресурсов для удовлетворения потребностей и чаяний индивидов, групп, наций, достижении социальной справедливости. На основе "Международной декларации этических принципов социальной работы" социальный работник обязан признавать стандарты этического поведения.

На основании анализа личностно-нравственных характеристик социального работника сделаем вывод, что основой личности социального работника должна являться нравственность как внутреннее, духовное качество человека, его потребность поступать в соответствии с требованиями этики и морали, потребность творить добро, приносить людям благо. Нравственное сознание социального работника содержит три необходимых компонента:

· нравственные знания;

· нравственные убеждения;

· нравственная потребность

Осознание обществом высокой значимости социальной работы, ее объективного статуса и функций, которые она выполняет, поможет социальным работникам, если не решить полностью, то, по крайней мере, уменьшить проблемы клиентов. Повышение статуса социальной работы как наиболее гуманной сферы профессиональной деятельности может способствовать повышению статуса милосердия и гуманизма, социальной справедливости и доброты в общественном сознании, росту духовности российского общества.

Если действия и поведение социального работника в повседневной практической деятельности, ведущие качества его личности, отвечают требованиям профессиональной морали, систематизированной в этическом кодексе, который разобран нами во втором разделе, можно сделать вывод, что они соответствуют также понятиям справедливости и добра, общественного и личного блага. Такое соответствие означает, что действия, поведение и личностно-нравственный облик социального работника отвечают требованиям господствующей в обществе морали. Подобная функция социальной работы осуществляется благодаря ее положительному моральному влиянию как непосредственно на участников процесса деятельности - самих социальных работников, их клиентов и ближайшего окружения, так и опосредованно, на социум в целом.

Деятельность социального работника, имеющая в своей основе должное поведение, всегда ориентирована на тщательное, творческое выполнение профессиональных обязанностей и достижение высоких результатов, сопровождающиеся сознанием личной ответственности за произведенные действия. Такая деятельность стимулируется потребностью в самоуважении, поддержании профессионального авторитета и личного достоинства, статуса трудового коллектива и профессии в обществе.

Одним из современных направлений эволюции профессионального образования и совершенствования его содержания является дифференциация образования в зависимости от сферы будущей деятельности специалиста. Именно на этой основе выделилась специализация "социальный работник пенитенциарного учреждения". Стать квалифицированным специалистом в данной области можно, пройдя профессиональную подготовку либо переподготовку в соответствующих учебных заведениях.

Общими задачами структурных подразделений высших и средних специальных образовательных учреждений по переподготовке и повышению квалификации социальных работников пенитенциарных учреждений являются:

) удовлетворение потребности социальных работников пенитенциарных учреждений в получении новых знаний по теории и истории социально-воспитательной работы в отечественной и зарубежной практике исправительной системы;

) повышение квалификации и профессиональная переподготовка социальных работников пенитенциарных учреждений;

) консультационная деятельность по профессиональной деятельности социальных работников пенитенциарных учреждений и особенностям их профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;

) обобщение и распространение новейшего опыта организации учебного процесса по социальной работе.



Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.